Прием эмоциональное поглаживание это

Приемы персонально-личностного подхода

Каюмова Анна Михайловна
Приемы персонально-личностного подхода

Персонально – личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы, таких,как: «Гейша», «Расклад», «Эмоциональное поглаживание», «Заражение», «Отвлечение», «Научи меня, пожалуйста», «Вместе», «Подарки», «Помоги», «Гордость», «День прошел», «Эмоциональное обволакивание», «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь» и другие.

Применяя на практике технологию развития общения старших дошкольников, воспитатели могут использовать именно те приемы, которые наиболее эффективно способствуют реализации заявленных задач.

ПРИЕМ «ГЕЙША»

Цель: помочь воспитателю в осуществлении гуманизации общения с детьми.

Содержание: этот прием является основой общения воспитателя и детей на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Он заключает в себе «способность внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других единственных и неповторимых». Он требует от педагога помимо появления творческого начала проявления педагогической доброты, любви, человечности, сочувствия ребенку.

ПРИЕМ «РАСКЛАД»

Цель: помогает осознать необходимость воспитателем знать положительные и отрицательные качества ребенка.

Содержание: суть его в том, что воспитатель должен знать и положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных, «…создавать оптимистическую установку на ребенка, «забыть» о его недостатках, видеть только его перспективные линии развития».

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ»

Цель: помогает создать положительное эмоциональное состояние по отношению к ребенку.

Содержание: поглаживание – это лишь наиболее общий термин, который используется для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают…Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Следует называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека.

ПРИЕМ «ЗАРАЖЕНИЯ»

Цель: коррекция эмоционального состояния детей.

Содержание: заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Дети легко перенимают не только движения воспитателя, но и его настроение. Успех других детей также может быть заразительным для ребенка, он стремиться к успеху такому же и желает испытать такие же чувства.

ПРИЕМ «ОТВЛЕЧЕНИЕ»

Цель: помочь ребенку отвлечься от переживаний, которые его тревожат.

Содержание: ребенка можно отвлечь от горестных переживаний веселой игрой, наблюдением за чем-то необычным. Часто ребенок отвлекается и на обычные вещи или события, если интонация взрослого становится привлекательной для него. Иными словами, воспитатель должен быть еще и артистом, и артистом хорошим, так как дети чувствуют остро любую фальшь в голосе или взгляде педагога.

ПРИЕМ «НАУЧИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Цель: помочь достичь педагогу и ребенку единого осмысления целей.

Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приемастроится следующим образом:

1. Начать разговор с ребенком, когда он закончит какую-то работу.

2. Отметить, как хорошо это у него получилось.

3. Попросить научить делать так же.

4. Прилежно учиться, если ребенок согласился стать наставником воспитателя.

ПРИЕМ «ВСЕ ВМЕСТЕ»

Цель: помочь детям осознать свою значимость в своей деятельности.

Прием построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условии помощи взрослому.

1. Сообщаем детям, что собираемся заняться каким-то делом, коротко излагаем суть, говорим, что в одиночку будет сложно или неинтересно, и предлагаем всем желающим принять участие.

2. Даем каждому желающему посильное занятие, показываем или объясняем, как его выполнить, выражаем признательность каждому участнику.

3. Подчеркиваем, что достигнутый результат — практический или интеллектуальный — был получен путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

ПРИЕМ «ГОРДОСТЬ»

Цель: воспитать желание у ребенка чувствовать себя умеющим, гордым за достигнутое.

Прием основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности. Тот факт, что он сделал игрушку сам, является очень значительным и очень приятным для ребенка. Дети искренне гордятся своими произведениями и охотно ими пользуются.

1. Показываем детям какой-либо предмет и спрашиваем, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, говорим, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи.

3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Создаем условия для того, чтобы все получилось достаточно привлекательно и ребенок имел основание гордиться своим трудом.

ПРИЕМ «ПОМОГИ»

Цель: создать в группе атмосферу равных прав.

Содержание: полученные от воспитателя яркая ленточка, красивый камушек, такой же, как у всех остальных, показывает ребенку, что здесь его также любят и ценят, как и других, и что у него равные со сверстниками права.

ПРИЕМ «ДЕНЬ ПРОШЕЛ»

Цель: помочь осознать детям значимость каждого дня в их жизни.

Содержание: это осмысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось, как положительно отличился КАЖДЫЙ ребенок.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБВОЛАКИВАНИЕ»

Цель: помочь ребенку устанавливать положительные эмоциональные контакты с окружающими.

Содержание: прием используется для групп детей, чувствующих себя в коллективе сверстников «белой вороной». Формулу приемаможно представить следующим образом: обязательная встреча ребенка с улыбкой, плюс обязательно ласковый, добрый тон, плюс обязательные подбадривания в каждом начинании, плюс подбор соответствующих ролей, плюс публичное подчеркивание результатов, плюс обязательная помощь в выполнении поручений, в соблюдении режимных требований, плюс мажорный тон, выделение оптимистической перспективы при контактах с родителями, плюс выработка с ними единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи ребенка (по мере возможности).

ПРИЕМ «ДАЮ ШАНС»

Цель: помочь ребенку реализовать свои возможности.

Содержание: ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые раскрыть для самого себя собственные возможности, какую-то сторону если не таланта, то какой-то скрытой возможности. Воспитателю важно не упустить этот шанс.

ПРИЕМ «ИСПОВЕДЬ»

(или когда педагог плачет)

Цель: развивать у детей гуманные чувства.

Содержание: искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей может породить ответный отклик.

ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА»

Цель: коррекция настроения и эмоционального состояния детей.

Прием работает на создание «неожиданной радости». Неожиданной она должна быть у ребенка, для педагога же она запрограммирована.

Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приемастроится следующим образом:

Шаг первый. «Психологическая атака».

Суть его в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг второй. «Эмоциональная блокировка».

Суть его состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.Важно переориентировать ребенка с пессимистической оценки событий на оптимистическую: «неуспех – случаен, успех – закономерен».

Шаг третий. «Выбор главного направления»

Смысл педагогического воздействия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей».

Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению со сверстниками.

Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников На протяжении ряда лет одним из приоритетных направлений своей профессиональной деятельности я считаю работу по социально-личностному развитию.

Из опыта работы «Тренинг личностного роста через знакомства детей со сказкой» Тренинг личностного роста через знакомства детей со сказкой. Короткая М. В. МБДОУ д/с № 40 (из опыта работы) Тренинг задуман как сочинения.

Конспект занятия по профилактике и коррекции нарушения личностного развития детей в старшей группе Конспект занятия По профилактики и коррекции нарушения личностного развития детей в старшей группе. Тема: «Листики». Цель: развитие дружеских.

Методика личностного подхода в воспитании младшего школьника. Введение Личностный подход как направление деятельности учителя – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию.

Мониторинг личностного развития ребенка Мониторинг личностного развития ребенка Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.

Планы работы по самообразованию «Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников» ПЕРВЫЙ ГОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (2-ая МЛАДШАЯ ГРУППА) Цель: развитие эмоционально – личностной сферы детей посредством психогимнастики. Задачи:.

Практические приемы и средства профилактики нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами.

Программа профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации программы дополнительного образования «Золотые узоры Хохломы». Цель:.

Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия.

УМК «Раскрытие личностного потенциала ребенка через развитие коммуникативной компетентности» «Бриллиантовые» новости». Дата: .10.16г. Группа «Капельки» №08 Тема «Домашние животные» «Творческая шкатулка»: Ребятишки кусочки бумаги.

Источник

Эмоциональное поглаживание

Испытывали ли вы когда-нибудь раздражение по поводу того, что человек вам уделяет своего времени, энергии или помощи меньше, чем уделяете ему вы? Наверняка такое было с каждым из нас. А вот обратные случаи мы замечаем не так часто, потому что ситуация нас устраивает, а значит и негативной реакции не вызывает. Речь идет об эмоциональном поглаживании.

Эмоциональное поглаживание — это метафорический банковский счет или весы, на которые вы кладете свое время, энергию и помощь другому человеку, а он а ответ кладет свои. Когда этих очков примерно поровну, все в порядке. Вам комфортно друг с другом, вы цените человека, а он вас. Вам эмоционально приятно находиться рядом. Но когда чаша весов сильно склоняется в одну из сторон, все выходит из-под контроля. Появляются обиды, конфликты и раздражение. Конечно, в первую очередь вы наверняка подумали о тех людях, чья чаша весов не очень заполнена. Однако не будьте эгоистом и вспомните тех, на кого вы тратите значительно меньше времени и энергии, чем получаете в ответ. Эти два списка равноценны и ярко демонстрируют вам то, как ваша жизнь вышла из равновесия. Вам нужно сделать все возможное, чтобы спустя небольшой промежуток времени оба этих списка исчезли, иначе рискуете получить много соматических болезней.

Пришло время разобраться, какие существуют типы поглаживаний, чтобы можно было бы говорить о чем-то конкретном.

Типы поглаживаний

Поглаживания разделяются на поглаживания по отклику, направленности, способу взаимодействия и способу получения.

По отклику

  • Позитивные. Они вызывают позитивные эмоции. Несмотря на то, что каждый человек уникален и на его психику влияют события из детства, существуют универсальные поглаживания: похвала, комплимент, проявление участия и внимания, помощь, взгляд, улыбка. Некоторые поглаживания могут быть позитивными не во всех случаях, например, признание в любви, поцелуй, шутка.
  • Негативные. Вызывают негативные или смешанные эмоции. Что интересно, в том случае когда потребность человека в позитивных поглаживаниях не удовлетворяется, он начинает искать негативные. К ним относится критика, придирки, мат, отказ в помощи, демонстративное игнорирование и даже сброс звонка.

Это такой вид спорта, в котором вы, выиграв 7:1, проигрываете. Проигрываете вы и в ситуации, когда счет 1:7 не в вашу пользу. По этой же причине дети больше привязываются к домашним животным, чем меховым игрушкам, потому что последние не в состоянии ответить ни одним эмоциональным поглаживанием.

По направленности

  • Внутренние. В эту игру можно играть и одному. В этом случае вы сами себя подбадриваете или критикуете. И процентное соотношение этих двух параметров формирует ваш внутренний мир. Метод кнута и пряника работает прекрасно, когда вы применяете его сами с собой, потому что четко осознаете, для чего это делаете. С людьми такое проходит намного реже.
  • Социальные. Направленные на другого человека. Критика или похвала отца сыну. В этом случае у отца существует терпимость по отношению к тому, что сын реже отвечает взаимностью отцу на эмоциональное поглаживание. В каждым годом у родителей требования растут.

По способу взаимодействия

  • Физические. Включают физический контакт. Объятие, поцелуй в щеку, поглаживание по голове. Для кинестетиков именно такой метод является наиболее эффективным и за него дается два, а то и три очка.
  • Психологические. Доброе слово, похвала, улыбка, восхищение. Для каждого человека своя шкала оценивания подобных поглаживаний. Для кого-то улыбка совершенно ничего не значит.

Следует сказать, что когда мы говорим про счет, это не стоит понимать буквально. Однако на деле человек испытывает что-то вроде ощущения несправедливости. Он просто чувствует, что ему отдают меньше, чем дает он. Этот внутренний счетчик и можно назвать счетом.

По способу получения

  • Безусловные. Получаемые человеком просто за то, что он есть. Имеют сильный эффект, однако способны разбаловать.
  • Условные. Получаемые человеком за то, что он что-то сделал (или не сделал). В обоих случаях второй человек эмоционально поглаживает первого для того, чтобы поощрить его. Даже если это критика.

Также нельзя не сказать о фильтре поглаживаний, который показывает как именно конкретный человек их оценивает.

Фильтр позитивных поглаживаний

  1. Человек приучен с детства к тому, что за все нужно платить, поэтому отвергает любые позитивные поглаживания. Несмотря на то, что он их ценит, в ответ же ничего не дает, что может привести к обиде.
  2. Человек считает себя недостойным позитивных поглаживаний. Он воспринимает их как незаслуженные. Такой человек более терпимо относится к критике, а иногда принимает негативные поглаживания за позитивные.
  3. Человек отвергает все поглаживания определенного человека, потому что считает что им пытаются манипулировать.

Не забывайте о том, что любые более-менее знакомые люди участвуют в этой игре. Постарайтесь уравновесить весы со всеми люди — таким образом вы станете более счастливым человеком и начнете строить правильные взаимоотношения с другими людьми.

Источник

Оцените статью