Прием активизации эмоциональной памяти

Приемы активизации памяти участников уголовного процесса

При расследовании преступлений нередко встречаются ситуации, когда человек в прошлом воспринимал информацию большой значимости, но при обычном допросе или выполнении других следственных действий не может ее воспроизвести вследствие естественного забывания или по причине амнезий (потери памяти) стрессового или травматического характера.

Методы активизации памяти:

    1. методы активизации ассоциативных связей в сфере представлений;
    2. опрос на месте происшествия, имеющий целью активизацию припоминания в связи с повторным восприятием обстановки, в которой имело место данное событие;
    3. психотехника нейролингвистического программирования;
    4. гипнорепродукционный опрос.

Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти, прокурор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участников процесса в целях установления истины по делу.

Приемы активизации памяти:

    1. создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности;
    2. обращение к образной памяти, использование наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением; характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;
    3. использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;
    4. установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;
    5. оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;
    6. проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценцию (более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным).

Гипнорепродуктивный опрос (ГРО)

Метод гипнорепродукции (гипнорепродукционный опрос) основан на одном из важнейших свойств центральной нервной системы закреплять временную последовательность протекающих в ней процессов и сохранять способность к их воспроизведению в дальнейшем.

Положительное отношение к перспективам использования гипнорепродукционного опроса в целях более полного восстановления обстоятельств совершенного преступления и активизации памяти в тех случаях, когда имеет место затрудненное припоминание ими пережитых событий, определяется особыми свойствами данного метода психологического воздействия. Свойства гипноза при необходимости формировать гипермнезию — повышенную способность к припоминанию прошлого — были обнаружены в связи с его использованием в качестве лечебного средства и проявлялись выраженной активизацией функций припоминания, в том числе при развитии потери памяти различного происхождения (травматического, стрессового, фармакологического).

В отечественной и зарубежной психофизиологии уже давно отработана методика гипнорепродукционного опроса, доказана ее безопасность для физического и психического здоровья.

При проведении гипнорепродукции с потерпевшим всегда следует учитывать его негативное эмоциональное состояние, возникшее в результате преступления и его последствий. Психическое состояние потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

В основе НЛП лежит синтез самых разных областей знаний: теории систем и хаоса фронтальной геометрии, психолингвистики, нейрофизиологии, кибернетики, научной психологии, техник индийских магов и африканских колдунов.

По мнению ряда авторов, НЛП представляет собой ясную эффективную модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую активность детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.

В понятие НЛП входят три основных элемента. Часть «нейро» указывает на связь с неврологией — то, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом, «лингвистическое» — относится к языку, к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. «Программирование» указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.

Посредством НЛП производятся строго конкретные целенаправленные операции в сфере сознания и подсознания с первичными образами (энграмма, «чувственный след») как форма отражения объективной реальности.

Практикой НЛП установлено, что, для того чтобы изменить или устранить у человека ту или иную приобретенную реакцию, необходимо модифицировать тот образ, который ее вызывает. На этом принципе основываются все техники этого метода.

Источник

Эмоциональная память

Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.

Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.

Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.

Определение

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.

В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.

Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.

Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».

Эмоциональная память в актерском искусстве

Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.

К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.

Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.

Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?

В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.

Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.

Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».

Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.

Источник

18.2. Психологические приемы активизации памяти потерпевших и свидетелей

Разрабатывая тактику допроса потерпевших и свидетелей, следует учи­тывать обстоятельства каждого дела. Так, в тех случаях, когда свидетель или потерпевший испытывают такие эмоциональные состояния, как стресс, фруст­рация, аффект, гнев, допрос сразу же после происшествия может не привести к желаемым результатам, так как указанные состояния затрудняют работу памя­ти.

Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, включающую в себя запоминание, сохранение, воспроизведе­ние, узнавание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации.

Непроизвольное запоминание сопровождается интересом к объекту при отсутствии цели на запоминание. Для этого процесса характерны следующие закономерности:

1) закон эмоций (например, лучше запомнится информация, если свиде­тель находился в хорошем расположении духа);

2) закон края — лучше запоминается начало и конец информации, данный закон необходимо учитывать при разведывательном опросе, когда сотрудник основную информацию спрашивает в середине своего разговора, начиная и за­канчивая его другой темой;

3) закон Зейгарника — лучше запоминаются незавершенные действия (чтобы побудить свидетеля, не желающего давать показания, к разговору, же­лательно увлечь его, например, возможностью получения информации об инте­ресующем его объекте и на этом закончить разговор);

4) закон деятельности — лучше запоминается информация, связанная с деятельностью (например, следователь говорит свидетелю «вы же водитель, внимательно следите за дорогой, вы не могли не обратить внимание на пешехо­да, который переходил дорогу в неположенном месте»);

5) закон интеллектуальной активности (если человек привык систематиче­ски тренировать свою память, например, разгадыванием кроссвордов, ему не со­ставит труда, сосредоточившись, вспомнить какую-либо деталь происшествия).

Сохранение — удержание в памяти полученной информации в течение от­носительно длительного периода времени.

Факторы, влияющие на точность свидетельских показаний:

1. Внешние факторы: расстояние от места преступления, освещенность, состояние погоды; обстоятельства, отвлекающие внимание наблюдателя.

2. Эмоциональные факторы: страх, стресс, злость.

3. Физические факторы: ношение корректирующих зрение очков, слабый слух.

4. Дополнительные факторы: пристрастность или предубежденность -желание видеть то, что хочется.

5. Алкогольное опьянение в момент восприятия факта, явления. Находя­щийся в таком состоянии человек чувствует мнимое повышение тонуса, в то время как притупляются все ощущения: зрение, слух, обоняние и т.д., снижает­ся точность и координация движений, замедляется быстрота реакции и ориен­тация. У человека ухудшается способность правильно оценивать время и про­странство, последовательность событий.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого актуализирует­ся ранее усвоенная информация.

Психологические особенности памяти, которые должен учитывать следо­ватель:

• женщины склонны к переоценке продолжительности событий;

• у мужчин доминирует критичность мышления;

• несовершеннолетние лучше запоминают предметы и наглядные ситуации;

• к непреднамеренно ложным показаниям более склонны люди с эмо­циональным типом восприятия и памяти, плохой памятью на лица, легко воз­будимые;

• у лиц, злоупотребляющих алкоголем, возможны амнезия (нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга), контами­нация (ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении сло­гов, относящихся к разным словам, в одно слово), конфабуляция (полный или частичный вымысел).

Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Примером узнавания явля­ется опознание лиц, предметов свидетелями.

Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. Для этого необходи­мы активное взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи (система различных приемов, облегчающих запоми­нание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ас­социаций).

Мнемические приемы активизации памяти участников следствия, ис­пользуемые следователем:

• предоставление возможности свободного рассказа, повторение расска­за с различных стадий повествования (с середины, с конца событий, изложение отдельных эпизодов);

• выезд на место происшествия;

• создание спокойной обстановки допроса;

• допрос о фактах, сопутствующих преступлению (ассоциации по смеж­ности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации);

• предъявление вещественных и оглашение письменных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом;

• ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц;

• применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моде­лей, макетов.

При допросе свидетелей, потерпевших с дефектами психики необходимо иметь в виду то, что объем и содержание сведений, которые сообщают они в своих показаниях, обусловлены психическим недостатками и особенностями характера их проявлений в момент восприятия. В связи с этим целесообразно:

■ при установлении определенных пространственных факторов, а также факторов скорости, траектории движения объектов провести допрос на месте происшествия, что приведет к «оживлению» ассоциаций допрашиваемого по­терпевшего;

■ при возникновении сомнений в оценке временных интервалов, ставить контрольные вопросы, направленные на выяснение или уточнение обстоя­тельств, отдельных его деталей, которые могут подтвердить или опровергнуть объективность показаний по существу предмета допроса;

■ следует постепенно воспроизводить в памяти целое по частям либо производить повторные допросы, побуждая допрашиваемого к активной мыс­лительной работе и мобилизации волевых усилий, чем можно добиться припо­минания забытого (например, у лица, страдающего эпилепсией, истерической психопатией).

В США и ряде других стран используется опрос в гипнотическом состоя­нии. Несмотря на тот факт, что учеными нашей страны проведены исследова­ния и доказана эффективность гипноза (возможность актуализации информа­ции, хранящейся в латентных энграммах, которую опрашиваемый в обычном состоянии не может произвольно воспроизвести), законодательно не закрепле­но его применение в следственной практике. В УПК РФ нет упоминания о при­менении гипноза при расследовании преступлений, поэтому гипнорепродукция может использоваться для оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим целесообразно говорить о «розыскном» гипнозе, правовой базой которого слу­жит ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Гипноз представляет собой измененное состояние сознания человека. Для этого состояния характерно явление частичной сенсорной депривации, и доми­нирующим внешним сигналом, осознаваемым субъектом, является слово опе­ратора-гипнолога (раппорт). Словесное воздействие гипнолога вызывает яркие представления, и он посредством слова может управлять воспроизведением прошлого опыта личности. Раппорт активизирует только нужные функцио­нальные связи, которые в бодрствующем состоянии не могут быть вызваны в силу влияния на сознание множества более сильных раздражителей.

Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. На забывание действуют следующие факторы:

— редкое использование той или иной известной информации;

— ослабление интереса к ней;

— перенапряжение нервно-психической деятельности;

Источник

Оцените статью