Влияние информационного стресса на психическое здоровье человека
Главная отличительная черта современного мира – широкое информационное поле. Неотделимость современного человека от процессов, связанных с получением, переработкой и откликом на информационные стимулы, стала одной из основных причиной, провоцирующей срыв адаптационных механизмов личности.
Такой срыв принято называть информационным стрессом. В ходе стресса возникает информационная перегрузка. Суть перегрузки информацией заключается в следующем: количество поступающей полезной информации превосходит возможности ее восприятия человеком, т. е. человек не способен справляться с информацией в огромных масштабах. Иногда, чтобы получить нужные и полезные сведения, необходимо просмотреть большой массив информации. В итоге факты накапливаются, но не усваиваются. Происходит перенасыщение лишней информацией.
Перегрузка притупляет как эмоциональные, так и интеллектуальные способности человека, в результате постепенно пропадает врождённая способность сопереживать и принимать взвешенные решения. Кроме того под влиянием перегрузки мозг перестает адекватно воспринимать входящую информацию и переключается на самые элементарные задачи, что ослабляет способность думать и теряет творческие навыки.
Нельзя забывать и о том, что нахождение в постоянном информационном поле создаёт условия для развития различных заболеваний: синдром хронической усталости, перманентного частичного внимания и дефицита времени.
Безусловно, богатое информационное поле, дающее человеку возможность расширять знания и развиваться, быстрее получать навыки и умения, распространять их на широкую аудиторию, является несомненным плюсом жизни в современном мире. Однако это может навлечь и негативные последствия для человека: развитие информационной зависимости и уход от личностных проблем через виртуальное пространство.
В последние годы информационная перегрузка воспринимается как неуправляемая, отвлекающая информация, такая как реклама на телевидении, спам по электронной почте, мгновенные сообщения, посты из микроблогов и социальных сетей. В результате прерывание на такую информацию негативно влияет как на основную деятельность человека, так и на его психическое состояние, так как повышается утомляемость человека и, как следствие, снижается эффективность и работоспособность, общее качество жизни.
Так, например, 28% студентов в отечественном исследовании на вопрос «Есть ли у вас в настоящее время проблемы со здоровьем?» отвечают утвердительно.
Соблюдение баланса труда и отдыха, использование только необходимой информации, формирование внутренней информационной культуры позволит снизить влияние информационного стресса на организм.
Источник
Глава IV. Особенности проявления информационного стресса
Глава IV. Особенности проявления информационного стресса
4.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции
Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующий стресс-реакции. По общим представлениям в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция организма, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела. Предел безвредного, обратимого напряжения интегративных способностей обусловлен, по В. Д. Небылицыну [138], индивидуальными особенностями психики данной личности, уровнем ее выносливости, функциональной устойчивости, параметрами реактивности. Поэтому в развитии психологического (информационного) стресса большое значение имеют компоненты психологической структуры личности.
Когда субъекту что-то угрожает, то его психическая деятельность интенсифицируется, а поведение организуется таким образом, чтобы устранить надвигающуюся опасность (избежать ее, воздействовать на угрожающий агент или выбрать какую-то защитную реакцию). В зависимости от выбранной или ранее выработанной стратегии поведения проявление того или иного ответа на угрозу (страха, гнева, депрессии и т. п.) или на само воздействие (восприятие сложности задания, опасности ситуации) будет различаться, причем эти различия будут касаться и моторно-поведенческих, и биохимических, и физиологических, и аффективных реакций.
Имеется много экспериментальных данных, подтверждающих зависимость различий в реакциях вегетативной нервной системы на угрозу от природы защитного процесса [103]. Они свидетельствуют о том, что характер реактивности автономной нервной системы, по крайней мере частично, определяется тем типом деятельности, в которую вовлечен субъект для того, чтобы справиться с угрозой. Реакция зависит от характера угрозы (и неблагоприятного стимула), по-видимому, при посредничестве защитного процесса, порождаемого этой угрозой. Эти результаты противоречат точке зрения, защищаемой Н. Selye [394], относительно общей адаптации, не зависящей от типа неблагоприятного стимула. «Эмоциям можно приписать свои специфические качественные характеристики, наряду с количественными характеристиками, которые общие для всех» [103, с. 196].
Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей фиксировалось на физиологических, биохимических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. В то же время особенности зарождения и развития психологического стресса обусловливают необходимость рассмотрения реакций организма не только в связи с особенностями стресс-воздействия, но и с психологическими факторами конкретной личности. Как справедливо замечает А. В. Вальдман с соавт.: «У многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытках изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетативных коррелятов психологического стресса» [32, с. 34].
Известно, что проявления ответных реакций на психологический стресс возникают в зависимости от функциональной системы ответного реагирования и тех процессов, которые формируют поведение организма и личности при взаимодействии с окружающей средой. Характер реакции на стрессогенный фактор в значительной степени зависит от личностного фактора. Но существенную роль играет интенсивность и темп нарастания внешнего воздействия. Еще В. А. Гиляровский (по [32]) отмечал, что при остром интенсивном вредоносном факторе реакция обычно бывает грубая, массивная, в ней маскируются особенности личности. При менее интенсивном и медленном воздействии экзогенных факторов роль личностной реакции проявляется более отчетливо.
Биохимические показатели более адекватны для установления коррелятов с острыми стрессовыми состояниями, чем с хроническими. Однако они никак не могут быть непосредственно соотнесены ни с самим эмоциональным состоянием, порождаемым стресс-стимулом, ни со всем своеобразием этих стимулов, действующих на организм. Было предпринято немало попыток выявления наиболее чувствительных показателей (маркеров) психологического стресса. Отмечено, что резкие сдвиги отдельных показателей (биохимических или физиологических) возникают у тех лиц, у которых уровень этих констант в норме был выше или ниже, чем у остальных. Однако обнаружить какие-то определенные «маркеры» психологического направления, естественно, не удалось. И биохимические, и физиологические показатели эмоционально-стрессовой реакции индивидуально очень изменчивы. Однако информативность показателей сердечного ритма и кожно-гальванического рефлекса, этих двух компонентов эмоционального напряжения не вызывают разногласий: оба показателя испытывают на себе влияния основных составляющих эмоциональной реакции (силы потребности и прогностической оценки эффективности действий, направленных на ее удовлетворение). При этом по данным П. В. Симонова [168] сердечный компонент более непосредственно связан с мотивационно-эмоциональной составляющей — с перцептивным звеном, потребностью, в то время кожно-гальванический рефлекс — с эффективным выражением эмоций, с организацией приспособительных действий.
Во все периоды развития, формирования и проявления психического напряжения или эмоционально-стрессовой реакции происходит определенная динамика вегетативных процессов. А. В. Вальдман с соавт. [32] отмечает, что можно выделить вегетативные сдвиги, которые сопутствуют процессам перцепции сигнала, психологическому (эмоциональному) сдвигу, выражению эмоции, психологической адаптации, эмоционально-поведенческой реакции. Гностические процессы протекают достаточно скоро. Поэтому по отношению к динамике эмоционально-поведенческого процесса, еще до развития типичных, поведенческих явлений, формируется и проявляется комплекс вегетативных сдвигов. Вегетативная реакция опережает моторную и формируется вместе с акцептором будущего результата действия, поэтому при состоянии страха (в ситуации «угрозы») ответная реакция может быть очень различна, в зависимости от того, последует ли активно — (побег) или пассивно-оборонительная (замирание) реакция. В период выполнения ответной поведенческой реакции, обусловленной острым эмоционально-стрессовым воздействием, вегетативные сдвиги определяются и связаны, главным образом, с моторными процессами, их следствиями, обменными реакциями, процессами гомеостаза. Они теряют свою специфичность и могут быть полностью схожи с вегетативными проявлениями, наблюдаемыми при аналогичных действиях неэмоционального происхождения. Таким образом, характер вегетативных проявлений при психологическом стрессе в значительной мере определяется природой защитного процесса.
В связи с этим возникает вопрос, в какой мере функционально предопределены биологически целесообразные комплексы вегетативных и соматических проявлений стрессовых реакций, насколько специфичны стереотипизированные реакции, присущие разным типам эмоциональных состояний. Могут ли быть найдены физиологические конфигурации вегетативных и гормональных индексов, настолько специфичные, чтобы по ним можно было провести различия между тревогой, страхом, депрессией? Обсуждая эту проблему Р. Лазарус [103] склоняется к положительному ответу. Однако J. Lacey [327] делает более скептическое заключение. Причинным фактором вариаций в ответных реакциях является сам индивид с его предрасположенностью реагировать на стресс-ситуацию определенным образом. Упомянутыми авторами выдвинуто понятие реактивной стереотипии, согласно которому на одну и ту же ситуацию один индивид будет, например, постоянно реагировать повышением кровяного давления и тахикардией, а другой — урежением ритма сердечной деятельности и снижением артериального давления.
Физиологические, биохимические и эмоциональные реакции организма, характеризующие развитие психического напряжения и психологического стресса, свойственны и для ряда других психических состояний, что видно из табл. 4 и 5 (с. 168–170). В этом отношении данные реакции можно рассматривать как не специфический ответ организма на воздействие стресс-факторов. Но в тоже время они формируют синдромы вегето-соматических, биохимических и психофизиологических проявлений адаптиционного процесса, характерные для каждой конкретной формы функционального состояния.
Источник
Информационный стресс: как не оказаться в ловушке прокрастинации и современных СМИ
Как показывает практика, большинство современных людей ложатся спать совершенно разбитыми, словно они целый день без перерыва на отдых грузили мешки с цементом. При этом далеко не все могут назвать причину такого удручающего состояния и даже не подозревают, что во всём виноват информационный стресс.
Новостные ленты в соцсетях, горячие известия от СМИ по радио и телевизору, чрезмерные интеллектуальные нагрузки на работе, получение второго высшего образования, совмещение нескольких должностей, ежечасные «напоминалки» в телефоне… Всё это приводит к тому, что за день на человека сваливается огромный пласт самой разнообразной информации, с которой мозг и психика справляются далеко не всегда.
Что это такое
Информационный стресс — это состояние, возникающее в результате либо получения слишком большого потока информации, либо из-за её негативизма и разрушающего воздействия на личность.
Два ярких примера таких ситуаций:
- студент накануне сессии, которому нужно за считанные дни выучить огромное количество материала;
- пенсионер, целыми днями сидящий у телевизора и слишком эмоционально реагирующий на противоречивые, в основном плохие новости.
Различают два вида информационного стресса — эустресс и дистресс. Первый заставляет организм в короткие сроки адаптироваться к новым условиям, максимально активизировать внутренние ресурсы и выполнить поставленную задачу (подготовиться к экзамену, написать дипломную работу, сдать в срок месячный отчёт). Второй носит разрушающий характер, когда организм не справляется с нагрузками и даёт сбой в виде осложнений в плане здоровья. Чаще всего это реакция на плохие, деструктурирующие личность новости.
Если говорить более сложным, научным языком, в психологии это совокупность неспецифических (психических и физических) реакций организма на поток слишком большого количества негативной информации, что приводит в результате к нарушению гомеостаза.
Психологи утверждают, что информационный стресс по силе своего воздействия не уступает физическим нагрузкам. Поэтому человек, ложась спать, чувствует усталость даже в мышцах, хотя весь день мог заниматься только интеллектуальным трудом.
Причины
Итак, информационный стресс возникает в результате либо переизбытка информации, либо из-за её негативного содержания. Психологи разделили факторы, которые могут его вызвать, на несколько групп.
- дефицит информации (нет материала для подготовки к экзамену);
- противоречивость (на одном канале говорят, что в ходе стихийного бедствия никто не пострадал, на другом — что есть погибшие);
- избыточность (для подготовки к экзамену за 2 дня нужно выучить 100 билетов);
- неправильное восприятие (субъективная интерпретация материала, не соответствующая объективной истине);
- непосильная сложность поставленной задачи (когда гуманитарию предлагают составить канонические уравнения прямой, о которых он в первый раз слышит).
- дефицит времени (написать курсовую работу за 3 дня);
- высокий темп предъявления информационного потока (преподаватель за одно занятие объяснил сразу 10 тем);
- непоследовательность предъявления материала (лектор сначала осветил события XVI века, затем — IX);
- эффект неожиданности (сообщили, что, помимо билетов, на экзамене будут ещё и задачи);
- возрастающий в прогрессии поток информации или темп предъявления.
- не представленная вовремя информация (подчинённые не предоставили начальнику отчёты в назначенный срок);
- неправильный отбор (студент нашёл слишком много материала для курсовой работы, половина из которого оказалась лишней);
- низкая концентрация внимания (не сумел услышать и записать то, что нужно, из-за рассеянности);
- совмещение сразу нескольких типов деятельности (выполнение чужих обязанностей, одновременное трудоустройство на другом месте).
- отказ технических систем (поломка компьютера, в результате которой были утеряны все материалы);
- искажение, ложность, противоречивость информации (работа с ненадёжными источниками);
- плохое структурирование.
Чаще всего информационный стресс возникает в условиях либо цейтнота, прокрастинации и неумения правильно распределить время, либо психологической незрелости, неготовности к восприятию материала.
Признаки
Отличительные особенности информационного стресса — в проявлениях. Прежде всего сопровождается нарушениями когнитивной сферы:
- повышенная утомляемость при выполнении умственной работы;
- снижение работоспособности;
- ухудшение памяти;
- невозможность акцентировать внимание на чём-либо;
- регресс способностей к обучению;
- снижение IQ;
- ошибки в профессиональных навыках, отработанных годами.
Психические признаки информационного стресса:
- раздражённость, агрессия, неврозы;
- подавленность, апатия к происходящему, уныние, пессимизм;
- депрессия;
- невозможность расслабиться, постоянное внутреннее напряжение;
- плаксивость;
- навязчивые состояния;
- формирование внутренних комплексов, заниженная самооценка;
- синдром хронической усталости;
- мысли о суициде.
- зрительные нарушения: снижение остроты, боль, мушки, туман перед глазами;
- физическая усталость, как после тренировки или работы грузчиком, возможна даже мышечная крепатура;
- головная боль;
- потеря аппетита;
- обострение хронических заболеваний, особенно — сердечно-сосудистых и аллергии;
- гипергидроз;
- одышка;
- бессонница;
- скачки давления;
- тахикардия.
Обострение вышеназванного симптомокомплекса происходит в момент столкновения с проблемой. Например, у студента наблюдаются учащённое сердцебиение и дыхание, повышенная потливость, расширение зрачков и общая растерянность, когда спрашивают, написал ли он курсовую работу, которую надо сдавать уже завтра, а она у него ещё не готова. Та же самая клиническая картина будет у сотрудника, пытающегося разобраться в новом проекте и понимающего, что он не в состоянии его осилить.
Как справиться
Избавиться от информационного стресса можно самостоятельно (при незапущенном состоянии) или с помощью психотерапевта. Что для этого нужно предпринять?
Во-первых, привести в порядок нервную систему и общее состояние организма. Пропить курс успокаивающих препаратов, высыпаться, правильно питаться и заниматься спортом.
Во-вторых, освоить искусство тайм-менеджмента. В 50% случаев это приводит к избавлению от информационного стресса. С его помощью можно навсегда забыть про цейтнот, дедлайны и прокрастинацию.
В-третьих, ежедневно развивать память, внимание и интеллектуальные способности. Сегодня множество программ и методик, позволяющих это сделать.
В-четвёртых, научиться работать с информацией: фильтровать нужный материал от лишнего, положительный — от отрицательного, структурировать, воспринимать дозированно.
В-пятых, избавиться от гаджет- и СМИ-зависимости. Как можно реже просматривать новостные передачи по телевизору и ленты в телефоне.
Работникам интеллектуального труда, чтобы не стать заложником информационного стресса, необходимо научиться говорить «нет» и не взваливать на себя обязанности других.
Последствия
Чаще всего информационный стресс диагностируется у студентов и работников умственного труда. Именно им приходится иметь дело с огромным количеством материала.
В учёбе это чревато плохой успеваемостью, вечными долгами, несдачей сессии, а в крайнем случае — даже отчислением. Последствия информационного стресса в профессиональной деятельности — несвоевременная сдача отчётов и проектов (и других видов работ), которая тормозит технический процесс предприятия и вызывает неудовольствие коллег и начальства. Если сотрудник постоянно не справляется с нагрузкой, его могут уволить за профнепригодность и невыполнение должностных обязанностей.
Не стоит недооценивать и бытовой информационный стресс, когда человек часами просиживает у телевизора или компьютера и слишком близко к сердцу воспринимает льющиеся оттуда новости. Чаще всего они отличаются своей противоречивостью, негативной направленностью и несоответствием реальным фактам. Убийства, насилие, терроризм, катастрофы, военно-политические конфликты, нестабильная экономическая обстановка — всё это разрушающе действует на личность. При ежедневном потоке негативной информации человек впадает в глубокую депрессию. Некоторые начинают разговаривать с телевизором, кричать, высказывать свою точку зрения, всерьёз думая о том, что их слышат по ту сторону экрана.
К сожалению, чаще всего заложниками такой ситуации становятся пенсионеры, которые в итоге оказываются на приёме у врача с гипертоническим кризом или микроинсультом.
Современная молодёжь тоже страдает. Видя в соцсетях посты о красивой и дорогой жизни, фотки моделей с анорексичными фигурами, выставленные на продажу модные вещи, им хочется того же. Однако не у всех есть возможность ездить на Канары, иметь пропорции 90/60/90 и ходить в Gucci. Несоответствие желаемого и действительности приводит к неврозам, депрессиям и даже суициду.
Поэтому не стоит игнорировать информационный стресс. Как часто люди думают: «У меня ещё полно времени — успею всё сделать!» или «Я сильная и закалённая личность, на меня эти новости никак не влияют!». Психологи советуют: не переоценивайте свои возможности, иначе можно оказаться в ловушке, из которой будет только один выход — через кабинет психотерапевта и приём антидепрессантов.
Источник