Причины нарастания революционных настроений при александре 2
Чтобы выполнить домашнее задание по истории на «отлично» совсем не нужно тратить кучу времени и проводить часы в интернете в поиске правильного ответа, качественного материала или дополнительных источников информации. Ведь составители онлайн ГДЗ на решеба.ком уже сделали это за Вас и собрали в общем сборнике все, что так необходимо школьнику для получения положительных оценок.
В решебник к учебнику История конец XIX – начало XXI века базовый уровень для 11 класса авторы Н.В. Загладин и Ю.А. Петров издательства «Русское слово» включены теоретические ответы на вопросы всего школьного курса, а это немного немало, 61 параграф. Главное преимущество пособия в том, что все актуальные и научные знания поданы в доступной для усвоения форме и пригодятся для подготовки уроков или проработки программы единого государственного экзамена. Издание коллектива российских историков выпущено в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС) и знакомит одиннадцатиклассников с событиями, произошедшими в России в начале 20 столетия, Февральской революцией и переходом власти к Сталину, образованием и развитием СССР, периодами Великой отечественной войны, политической, социальной, экономической и культурной сферой общества в послевоенные, 1960-1990е годы, а также современным государством на мировой арене.
Источник
32. Политическое развитие страны в 1907—1914
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Вопрос пункту 3.
Используя дополнительную литературу и Интернет, изучите обстоятельства гибели П. А. Столыпина. Предложите свою версию заказчиков его убийства.
Довольно популярна версия об убийстве Столыпина охранным отделением. В этом ведомстве было много радикальных монархистов. Кроме того, в 1911 году император явно охладел к деятельности своего первого министра. Об этом говорит то, что после убийства Столыпина, его политика не была продолжена.
Его реформы во многом сочетались в программой октябристов, потому многие деятели этой партии могли бы вести страну тем же курсом, но император предпочёл курс сменить. Такое охлаждение охранное отделение могло воспринять как молчаливое одобрение своих действий.
В пользу этой версии говорит то, что Дмитрий Богров (убийца Столыпина) был не только анархистом, но и тайным осведомителем охранного отделения. Билет в театр, где произошло убийство, был ему выдан начальником Киевского охранного отделения Н. Н. Кулябко с согласия ответственных сотрудников Охранного отделения П. Г. Курлова, А. И. Спиридовича и М. Н. Веригина, при этом к Богрову не было приставлено наблюдение. Достаточно вспомнить, что версия о причастности охранного ведомства бытует и относительно убийства Александра II.
Вопрос к параграфу § 32. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
1. Почему 3 июня 1907 г. был изменён избирательный закон? В чём главное отличие III Государственной думы от предыдущих?
Избирательный закон был изменён для того, чтобы обеспечить победу проправительственных сил. Потому в Государственной думе III созыва преобладали октябристы. На втором месте оказалось созданное со второй сессии объединение мелких партий Всероссийский национальный союз, который также поддерживал правительственный курс.
Поддерживали экономические преобразования правительства и прогрессисты, выступая лишь против репрессивных мер. Таким образом, приняв новый избирательный закон правительство обеспечивало себе мощную поддержку и в целом лояльную думу.
2. Какие изменения произошли в национальной политике в 1907-1914 гг.? Чем они были вызваны?
В национальной политике Столыпин взял курс на полностью унитарное государство с господством русской нации и православной веры. Это означало ещё большее ужесточение политики русификации и уничтожение элементов национальных автономий, как созданных в качестве уступок национальных движениям в ходе революции, так и существовавших с начала XIX века (включая автономию Великого княжества Финляндского).
Такая политика влючала и откровенные притеснения национальных меньшинства: так была возобновлена агрессивная русификация на польских землях, притеснение иудейского населения (последнему помогло, несмотря на оправдательный вердикт присяжных, так называемое «дело Бейлиса» – якобы ритуальное иудейское убийство мальчика из православной семьи).
3. Каких существенных элементов автономии лишилась Финляндия? Как это было связано с укреплением единства Российской империи?
Законы, касавшиеся Великого княжества Финляндского, теперь могли приниматься без учёта мнения сейма этого княжества. После этого основные действовавшие там акты были пересмотрены таким образом, что разница между финляндскими и общеимперскими законами практически исчезла. Таким образом, автономия великого княжества фактически перестала существовать.
4. Каково было отношение общества к реформам П. А. Столыпина?
В обществе многие силы не поддерживали те или иные элементы, индифферентно относясь к остальным. Так крестьяне хотели лишь чёрного передела, а помещики были недовольны любыми уступками крестьянам. Революционеры, да и кадеты не могли простить «столыпинских галстуков», а крайне правые наоборот обвиняли Столыпина в потакании смутьянам.
Ситуация по сути не изменилась со времён Уложенной комиссии Екатерины II: каждая из групп хотела добиться только своей правды, никто не искал компромисса, который мог более-менее устроить всех, думали о преобразованиях лишь в свою пользу, но никто при этом не заботился о благе для государства в целом. Столыпин, который обо всё этом беспокоился, оказался всем неугоден: даже октябристы перестали его поддерживали, потому что правительство слишком часто пыталось действовать в обход Государственной думы.
5. Перечислите факты, приведённые в параграфе, которые указывают на нарастание революционных настроений в обществе.
- массовые демонстрации произошли, когда умер Лев Толстой, хотя выдвинутые требования были политическими и напрямую не касались смерти писателя;
- массовое движение протеста в ответ на Ленский расстрел, включая отдельные выступления в армии и на флоте.
Перечисленные выступления были массовыми, но не имели связи друг с другом. Их можно воспринимать как в качестве нарастания революционных настроений, так и в качестве автошока после революции 1905-1907 годов – затухание революционных настроений, просто постепенное, с отдельными рецидивами.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. «Нельзя составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных. Нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почётное место могут занять только те из них, которые достигнут напряжения своей материальной и нравственной мощи», — заявил П. А. Столыпин на заседании Государственной думы. Оцените с этих позиций его деятельность. Подумайте о цене предложенных им реформ.
Эти слова многое объясняют в деятельности первого министра. Он хотел создать условия для развития крепких хозяев, именно из них предполагалось создать фермерство. При этом в жертву приносились хозяева мелкие, а также те, кто не обладал деловой хваткой, какими бы другими прекрасными качествами они не обладали.
Но нужно учитывать, что во время жизни Столыпина примерно такие убеждения были у либералов по всему миру. Только много позже, примерно с Великой депрессии 1929-1933 годов, теоретики поняли, что прямую выгоду экономике страны приносит и социальная поддержка тех, кто хуже приспособлен к меняющимся условиям, или по другим причинам выброшен на обочину жизни.
2. По мнению лидера кадетов П. И. Милюкова, «по самой идее Третьей Думы в ней не должна была предполагаться наличность оппозиции». Объясните смысл этого утверждения. Приведите доказательства в его поддержку или опровержение. Нужна ли парламентская оппозиция правительству в принципе? Своё мнение обоснуйте.
Избирательная система была простроена так, чтобы неоспоримое преимущество получили лояльные слои населения. Она действительно была направлен на создание лояльной Государственной думы. Возможно, Милюков перегнул палку, оппозиция меньшинства правительству не мешала, пока её мнение не было определяющим, потому её существование не исключалось.
В демократическом обществе оппозиция нужна. Она показываете избирателям пути решения насущных вопросов, отличные от правительственных. Кроме того, она указывает на проблемы и возможные негативные последствия правительственных решений. Всё это верно для демократического общества. Но в России начала ХХ века демократический путь развития далеко не всеми считался наилучшим.
3. Подготовьте презентацию, демонстрирующую сходства и различия политических партий, представленных в III или IV Государственной думе.
Презентацию можно скачать ►здесь
4. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение о взглядах и деятельности лидера одной из российских политических партий начала XX в.
Александр Иванович Гучков был лидером Союза 17 октября, видным деятелем Государственной думы и революций в России. Он представлял либеральное крыло русской мысли, не встававшее в явную оппозицию самодержавию. Жизнь Александра Ивановича показывает, что такую позицию он занял не из страха перед возможным неудовольствием властей.
Гучковы были успешными предпринимателями. Их род происходил от прадеда деятеля государственной думы, который благодаря успешному предпринимательству выкупился из крепостной зависимости. Примечательно, что перед этим он стал старовером, хотя позже эта традиция не сохранилась: его сын перешёл в единоверие, то есть при сохранении всех правил богослужения староверов признавал своё подчинение официальным иерархам православной церкви.
Родившийся в 1862 году Александр Иванович изначально не готовился перенять семейный бизнес – эта миссия возлагалась на других представителей рода. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, но после пошёл не в науку, а в армию, но вскоре ушёл в отставку в чине прапорщика.
В силу положения семьи занимал ряд должностей в московском самоуправлении. С 1886 года был почётным мировым судьёй, с 1893 – членом Московской городской управы, позже товарищем московского городского главы и гласным Московской городской думы.
Но одновременно Гучков постоянно искал опасностей и приключений далеко от Москвы. Так в 1895 году вместе с братом Фёдором совершил путешествие по населённым армянами территориям Османской империи, в которых тогда проходили антитурецкие выступления.
Собрал материалы, которые затем были использованы при составлении сборника о положении армян в Турции. В 1899 году в качестве добровольца (снова вместе с братом Фёдором) отправился в Трансвааль, где участвовал в англо-бурской войне на стороне буров, был ранен и попал в плен. По воспоминаниям современников, в ходе тяжёлых боёв отличался находчивостью и внешним спокойствием, несмотря на опасность.
В 1903 году совершил путешествие в Македонию для того, чтобы участвовать в восстании местного населения против Османской империи. Во время русско-японской войны попал в плен к японцам, так как не пожелал покинуть Мукден вместе с отступающими русскими войсками и оставить находившихся в госпитале раненых.
Вернувшись из японского плена, 43-летний Гучков застал в разгаре революцию и с жаром присоединился к политическим дебатам. Он отстаивал необходимость реформ, но без существенного ограничения самодержавия. Он утверждал, что не все европейские идеалы применимы в России. Например, в силу огромной территории и разношёрстности населения двухступенчатые выборы предпочтительнее прямых.
В октябре 1905 года C. Ю. Витте предложил ему пост министра торговли и промышленности, но Гучков, как и другие общественные деятели, отказался от вхождения в правительство, министерство внутренних дел в котором возглавил убеждённый консерватор П. Н. Дурново.
После издания манифеста 17 октября Гучков возглавил партию октябристов и активно включился в подготовку к выборам, а потом и в работу Государственной думы. Он считал, что революция должна завершиться на достигнутом, далее достаточно эволюционного пути – реформ, проводимых правительством. Собственные политические идеи отставивал с жаром. Известно несколько его дуэлей по политическим мотивам уже в бытность депутатом думы.
После разгона II думы и изменения избирательного закона октябристы получили преимущество. В думе III созыва (1907-1912 годов) они заняли 154 места из 442, что позволило Александру Ивановичу даже занимать пост председателя думы в 1910-1911 годах. Активно поддерживал крестьянскую реформу Столыпина (который во многом претворял в жизнь программу октябристов), но осуждал связь императорской семьи с Григорием Распутиным.
Гучков принял активное участие в Февральской революции. Он активно сотрудничал с командующим Северного фронта генералом Рузским. Возле расположения штаба именно этого фронта был задержан поезд спешившего в столицу Николая II, и позиция генерала Рузского сыграла большую роль в принятии императором решения об отречении.
В первом составе Временного правительства Гучков получил должность военного и морского министра. Правительство не смогло справиться с двоевластием и нараставшей анархией в стране. К тому же, именно этот состав начал политику откладывание выборов в Учредительное собрание; именно она во многом позволила придти к власти большевика.
Большевистскую власть Гучков не принял. Скрывался одно время под видом протестантского пастора, пока не смог бежать на Дон в расположение Добровольческой армии. Возраст (56 лет) не позволил Александру Ивановичу лично участвовать в боях. Но он консультировал по политическим вопросам генерала Корнилова, а после его гибели – генерала Деникина.
В 1919 году Гучков был послан представителем генерала Деникина в Европу. Эта миссия переросла в эмиграцию после поражения белого движения в России. Активно участвовал в эмигрантских организациях.
К сожалению, среди противников большевиков не было единства, потому Гучкову грозила опасность как со стороны советских спецслужб (они выкрали нескольких видных эмигрантов), так и со стороны радикальных монархистов, которые обвиняли его как военного министра в развале армии в 1917 году. В 1921 году бывшего министра один из таких монархистов серьёзно избил.
Александр Иванович Гучков умер в Париже в 1936 году от рака кишечника. Диагноз врачи от него скрывали, потому он до последнего работал и надеялся на выздоровление.
§ 32. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
Источник
Причины нарастания революционных настроений при александре 2
Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Почему в России произошла революция? Была ли она неизбежной?
Революция в России произошла в силу следующих причин:
— Нерешенность структурных проблем:
— Усталость и недовольство общества от затяжной и кровопролитной войны.
Революция не была неизбежной, т.к. она стала лишь следствием назревших социально-экономических и политических проблем, решение которых требовало от Правительства Николая II кардинальных реформ. Однако царское правительство воспринимало вызовы времени и требования общества крайне осторожно шло на проведение преобразований. Первая мировая война с ее затяжным характером, перенапряжением экономики, а также со значительными людскими потерями
Что в политике Временного правительства вызывало недовольство населения?
Недовольство в политике Временного правительства у населения вызывал отказ от завершения войны, а также перенос решения всех насущных проблем на послевоенный период. Также население было недовольно тем, что Временное правительство не могло стабилизировать экономическое и политическое положение в стране.
Основное недовольство населения вызывало стремление Временного правительства выполнить союзнический долг России и продолжить войну, невозможность предотвратить экономический и социальный кризис, который приводил к ухудшению условий жизни, отказ от проведения социально-политических и экономических преобразований,
1. Опираясь на текст параграфа, составьте в тетради хронику событий Февральской революции.
18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Объявление об увольнении 30 тыс. рабочих.
23 февраля демонстрации с требованием хлеба и прекращения войны.
25 февраля всеобщая политическая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!».
25 февраля Николай II из Ставки в Могилёве потребовал прекратить в столице беспорядки.
26 февраля император распустил Государственную думу. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.
27 февраля восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, Зимний дворец.
27 февраля созданы Временный комитет Государственной думы Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов
28 февраля пало Адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.
28 Николая II выехал в Петроград
1 марта поезд Николая II остановлен под Псковом
В ночь с 1 на 2 марта М. В. Родзянко по телеграфу просил убедить Николая II отречься от престола
В ночь с 1 на 2 марта 1917 г. Временный исполнительный комитет и Исполком Петросовета договорились об образовании Временного правительства
2 марта Николая II отрекся от престола в пользу брата Михаила
3 марта Михаил отказался принять императорскую власть.
3 марта 1917 г. декларация Временного правительства о полной и немедленной амнистии по всем политическим и религиозным делам, а также о предоставлении гражданам России широких демократических свобод
2. Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название Временного?
Сформированное правительство получило название «временное», т.к. оно должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о государственном устройстве страны.
3. Назовите основные политические партии, действовавшие в России в 1917 г. Дайте им краткую характеристику.
— Конституционно-демократическая партия – правящая партия, высказалась за установление в России республики и за сотрудничество с социалистическими партиями.
— Российская социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков) — инициатор создания Петроградского Совета, выступала за сотрудничество с кадетами.
— Партия социалистов-революционеров – имела самую большую фракцию в Петроградском Совете, однако уступила лидерство меньшевикам и отказалась от ряда программных установок.
— Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) – небольшая партия. Чье руководство находилось в тюрьме или эмиграции. До возвращения В.И. Ленина фракция большевиков в Петросовете поддерживала меньшевиков и эсеров в вопросе сотрудничества с Временным правительством.
4. Какие общественные силы поддерживали Петроградский совет и Временное правительство?
Петроградский совет был поддержан солдатами Петроградского гарнизона и рабочими заводов Петрограда, а также интеллигенцией, которые разделяли социалистические идеи
Временно правительство было поддержано либерально настроенной частью общества (буржуазия и интеллигенция).
5. Почему Временным правительством было отложено решение вопросов о земле и о национально-государственном устройстве страны?
Временное правительство надеялось на успешное завершение войны, поэтому отложило решение вопросов о земле и о национально-государственном устройстве страны на послевоенный период, считая, нецелесообразным проводить кардинальные реформы в военное время.
6. Перечислите кризисные ситуации, которые возникали в процессе деятельности Временного правительства.
— Апрельский кризис — вызванный позицией Временного правительства за продолжающееся участие России в Первой мировой войне, которая вступила в противоречие с интересами общества.
— Июньский кризис — Массовые антиправительственные демонстрации под большевистскими лозунгами
— Июльский кризис – попытка большевистского переворота. Конец двоевластия.
1. Какие из прогнозов П.Н. Дурново оправдались?
П.Н. Дурново оказался прав насчет неизбежности социальной революции в случае поражения, яростной компании в законодательном органе против Правительства, деморализации армии после потери всего кадрового состава
2. Изложите причины такого неблагополучного развития событий.
Причинами такого неблагополучного развития событий стал системный кризис в стране, который Правительство не решило накануне войны. Неудачный ход войны и также ухудшение экономического и социального положения основной массы населения усугубили внутриполитические проблемы России. Это вело к постепенному падению правительственного авторитета и усилению влияния тех политических сил, которые требовали реформ.
1. Используя знания по истории России начала XX в., сформулируйте объективные причины развития революционных событий в стране.
Объективными причинами развития революционных событий в стране стало нарастание кризисных явлений и противоречий в обществе: противоречие между аграрным и индустриальным вариантами развития, появление новых социальных групп (пролетариат и буржуазия) при неизменности сословного деления общества, нерешенность аграрного вопроса в густонаселенной европейской части и сохранение помещичьего землевладения, требование политических реформ либерально настроенной частью общества.
2. Сравните причины первой и второй революций в России. Выделите в них общее и различное. Составьте в тетради сравнительную таблицу.
3. В чём вы видите историческое значение февральских событий в Петрограде 1917 г.? Почему их называют Февральской революцией?
Историческое значение февральских событий заключается в падении монархии и начале в России кардинальных социальных и политических трансформаций.
События называют февральскими, т.к. по старому календарю, который отставал от современного на 13 дней, все события происходи в феврале.
4. Прочтите полный текст «Апрельских тезисов» В.И. Ленина. Выделите основные направления деятельности партии большевиков, её цели и задачи. Какие лозунги и почему были активно поддержаны народными массами? Какие тезисы вызвали резкую критику, например, Г.В. Плеханова?
Основные направления деятельности партии большевиков:
— отказ от сотрудничества с Временным правительством
— переход всей власти в руки Советов
— переход к социальной революции – проведение кардинальных экономических и социальных преобразований.
Активно были поддержаны лозунги о решении аграрного вопроса и прекращении войны.
Плеханов был против передачи власти Советам, т.к. сам поддерживал Временное правительство. Кроме того он считал что Апрельские тезисы ведут к углублению политического и социального раскола в обществе, что могло закончится гражданской войной.
Источник