Причины колебаний патриотических настроений юношества

KILINSON

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО

Уважаемые друзья! Слово «патриотизм» понимается далеко не всеми одинаково. Сегодня в нём много субъективного и от этого случайного.

Связь личности с человечеством, как части с целым, составляет основу патриотизма и несёт в себе важнейший смысл. В этой тяге друг к другу, называемой любовью, через собственное отречение, человек по-настоящему обретает себя. Он рождается духовно, то есть, от конечного физиологического состояния, отличающегося поверхностным чувственным мировосприятием, ему открывается перспектива вечного существования в своём Отечестве. Эти суждения требуют пояснений и объяснений. Иначе и не возможно.

В этом и есть сущность патриотического воспитания. Не лозунгами и безапелляционными утверждениями насаждать абстрактное патриотическое чувство, что возможно, но не надёжно, так как возникшее таким образом, это чувство легко меняется от обстоятельств. Только открывая понятие патриотизма в противоречиях, отбрасывая, при этом, ложные его формы, крепко закрепившиеся в общественном сознании, можно прийти к истинному его значению. Для этого необходима СИСТЕМА патриотического воспитания, построить которую можно только на разумном (философском) методе и которая будет способствовать развитию полноценной личности. Принцип истинного патриотизма — мирное развитие человечества через взаимодействие личных, народных, национальных и иных социальных особенностей.

С 15 по 17 апреля 2020 года во Всероссийском детском центре «Смена» (г. Анапа, с. Сукко) мы проводим Всероссийскую научно-практическую конференцию «СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ». Её участниками станут: представители научного сообщества, государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций.

Миссия конференции — привлечь внимание научной и педагогической общественности к проблеме совершенствования системы патриотического воспитания подрастающего поколения и обсудить необходимые для этого меры.

Конференция включает Пленарное заседание, работу секций и культурную программу. Организатором конференции выступает ВДЦ «Смена» совместно с Военным инновационным технополисом «ЭРА», Российским движение школьников, при поддержке Федерального агенства «Росмолодёжь».

Приглашаем заинтересованных лиц принять участие! Ознакомиться с Положением о проведении Конференции можно ЗДЕСЬ.

Цель конференции — всесторонне обсудить предпосылки и основные проблемы формирования системы патриотического воспитания подрастающего поколения, ее идейное содержание, структуру и функции.

1. Привлечь внимание научной и педагогической общественности к проблеме совершенствования сложившихся практик патриотического воспитания молодёжи, инициировав дискурс о необходимости формирования системы патриотического воспитания подрастающего поколения как системы теоретически обоснованных социально значимых действий, направленных на развитие единого государственного начала в различных сферах общественного бытия и семейного быта.
2. Обсудить правовые, социально-этические, морально-нравственные, эстетически-художественные и религиозные аспекты системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
3. Теоретически обосновать представления о структуре и функциях этой системы.
4. Выявить и сформулировать ее идейно-ценностные и прагматически значимые компоненты.
5. Способствовать признанию в научном и общественном дискурсах философского понятия патриотизма, выступающего принципом системы патриотического воспитания подрастающего поколения и раскрывающего идейную сущность патриотизма как фундаментальной общественно-политической и нравственной ценности.
6. Предложить новые подходы к патриотическому воспитанию молодёжи, учитывающие актуальные изменения в её ценностных ориентациях, потребностях и интересах.
7. Выявить эффективные механизмы и социокультурные технологии формирования национально-патриотического умонастроения юношества в современной информационно-коммуникационной среде.
8. Обсудить возможности системы патриотического воспитания подрастающего поколения в деле противодействия и искоренения экстремистской идеологии.
9. Определить вклад семьи, общества и государства в формирование патриотического умонастроения юношества.
10. Сформулировать принципы идейного обоснования деятельности патриотических молодежных общественных организаций.
11. Раскрыть потенциал государственных мер, которые могут быть направлены на формирование и стимулирование гражданской активности подрастающего поколения.
12. Обсудить современное состояние и проблемы развития межведомственного сотрудничества в процессе патриотического воспитания детей и молодёжи.
13. Обозначить перспективы и этапы формирования системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
14. Определить возможный вклад общественных институтов в формирование этой системы.
15. Сформулировать критерии, по которым будет оцениваться эффективность системы и сам процесс патриотического воспитания подрастающего поколения.
16. Рассмотреть проблемы функционирования патриотических организаций (Вахта Памяти «Пост №1» и иных) в государственных и частных образовательных институтах.
17. Обсудить вопрос реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» и подготовки предложений в следующую государственную программу на 2021-2025 годы.
18. Выработать патриотически ориентированное определение понятия национальной идентичности, приемлемое для различных народов России.
19. Обсудить проблемы развития родных языков народов России и патриотически значимых традиций их культур.
20. Рассмотреть противоречия, сопровождающие процессы героизации и дегероизации исторических личностей.

СПИСОК ТЕМ

ИДЕЙНОЕ ОСНОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА

  1. Любовь к Родине как эмоциональное ценностное переживание, патриотизм как общечеловеческая социально-значимая ценность.
  2. Идея патриотизма как философское основание системы патриотического воспитания.
  3. Логические моменты понятия патриотизма.
  4. Историческое становление и развитие понятия патриотизма.
  5. Государственность и космополитизм: национальное и универсальное, родное и вселенское в патриотическом умонастроении.
  6. Патриотическое сознание как фактор мирового исторического процесса.
  7. Взгляд в будущее: основные положения Концепции российского патриотизма.
  8. Естественно-стихийное (эмоциональное спонтанное) и сознательное (рациональное, рефлексивное) в формировании патриотического умонастроения личности молодого человека.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

  1. Народ и нация, Родина и Отечество в патриотическом умонастроении российских граждан и в сознании подрастающего поколения нашей страны.
  2. Истинный патриотизм и ложные формы патриотического сознания.
  3. Патриотизм в контексте проблемы совершенствования семейных, общественных и политических отношений.
  4. Патриотическое умонастроение как фактор гармонизации взаимодействия личности, общества и государства.
  5. Патриотическая трактовка исторического развития российского государства — противоядие от фальсификаций его реальной истории.
  6. Герои Отечества: вселенское и национально-культурное значение героизации личности.
  7. Религиозные аспекты патриотического сознания граждан России: история и современность.
  8. Патриотическое сознание в межконфессиональном и межнациональном диалоге.
  9. Национальная идея и система патриотического воспитания подрастающего поколения.
  10. Память о Великой Отечественной войне — ресурс сохранения мира и цивилизации.
  11. Источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  1. Достижения и недостатки зарубежного и отечественного гражданско-патриотического воспитания молодёжи в прошлом и настоящем.
  2. Проблема единого подхода к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и формированию его системы.
  3. Идейно-ценностное содержание, цели, задачи и основные направления системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
  4. Необходимые условия формирования системы патриотического воспитания: роль государства, религиозных, общественных и профессиональных организаций.
  5. Ресурсные механизмы обеспечения системы патриотического воспитания.
  6. Критерии качества патриотического воспитания подрастающего поколения.
  7. Патриотизм в системе ценностей современной российской молодёжи.
  8. Причины колебаний патриотических настроений юношества
  9. Влияние информационно-коммуникационной среды на патриотическое воспитание молодёжи.
  10. Искусство в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
  11. Роль наук, религии и философии в формировании патриотического умонастроения юношества.
  12. Вахта Памяти ПОСТ №1 и другие молодёжные инициативы, пробуждающие в подрастающем поколении деятельную любовь к Родине и желание служить Отечеству.
  13. Спорт и военно-спортивные игры в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
  14. Вклад детских и молодёжных общественных организаций в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.
  15. Условия, особенности и проблемы функционирования сложившихся практик патриотического воспитания.
  16. Направления (пути) развития патриотического воспитания как системной деятельности: технологии повышения эффективности.

Конференция проводится в развитие Всероссийской научно-практической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения», проведённой в ВДЦ «Смена» 16-18 апреля 2019 г, в рамках социального проекта-победителя Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц.

Источник

Патриотическое воспитание подростков

Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы. Основные задачи патриотического воспитания в современном обществе, роль семьи и школы в данном процессе. Изучение воздействия школьных предметов на формирование личности патриота.

Рубрика Педагогика
Предмет Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.11.2012

Подобные документы

Гражданско-патриотическое воспитание в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей. Направления и основные формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Анализ школьных учебников.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 27.10.2017

Гражданско-патриотическое воспитание и формирование личности подростков. Базовые ценности, понятия принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания. Внедрение и реализация программы гражданско-патриотического воспитания подростков «Вымпел».

дипломная работа [96,3 K], добавлен 10.01.2015

Педагогика как наука о воспитании подрастающих поколений. Патриотическое воспитание как формирование гражданина и патриота. Возникновение военных ансамблей песни и пляски. Пропаганда военными ансамблями культурного и военно-патриотического воспитания.

дипломная работа [92,4 K], добавлен 24.11.2010

Понятие патриотического воспитания. Специфика кадетской школы. Исследование экспериментальной модели патриотического воспитания учеников кадетской школы как основы для формирования патриотических чувств молодежи и определение степени ее эффективности.

курсовая работа [65,2 K], добавлен 04.08.2010

Основные характеристики человека-патриота. Патриотическое воспитание как одно из важных звеньев системы воспитательной работы, его структура, функции и принципы, методы и способы реализации. Анализ результатов гражданско-патриотического воспитания.

реферат [369,3 K], добавлен 23.01.2016

Сущность гражданско-патриотического воспитания. Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей. Формы гражданско-патриотического воспитания в школе. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании гражданской позиции учащихся.

дипломная работа [1,8 M], добавлен 12.08.2017

Государственная политика в области патриотического воспитания молодежи. Краеведческая работа с подростками, учет их психологических особенностей в патриотическом воспитании. Изучение отношения подростков к родине, а также к родному краю, патриотизму.

курсовая работа [71,8 K], добавлен 05.02.2013

Сущность, содержание, методы патриотического воспитания. Основные компоненты патриотизма. Комплекс занятий, направленный на формирование патриотических чувств младших школьников. Средства эстетического воспитания. Формирование воли и нравственных идеалов.

курсовая работа [76,4 K], добавлен 20.04.2015

Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.

курсовая работа [104,4 K], добавлен 30.04.2015

Содержание патриотического воспитания подростков во внеучебной работе школы с изучением иностранного языка. Критерии результативности патриотического воспитания подростков во время иноязычного образования и условия его реализации во внеучебной работе.

дипломная работа [96,9 K], добавлен 11.11.2011

Источник

1.2 Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы

Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое поколение молодых людей, воспитанных в негативном восприятии прошлого страны, для которых само слово «патриот» стало синонимом реакционности и консерватизма.

Проблема патриотизма сегодня приобрела небывалую остроту, теоретические и прикладные установки в этой области имеют огромное значение для педагогической теории и практики. Эта проблема не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Фараби, Авиценны и др.) Несмотря на широкой освещение данного вопроса в педагогической, историко-филосовской литературе в современных, очень сложных социально-политических условиях проблема патриотического воспитания школьников продолжает оставаться актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятия истинного патриотизма, усиливаются негативные тенденции, сдерживающие проявление настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу патриотического воспитания. Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключен, огромный культурный пласт — традиционная культура этносов, уклад народной жизни. Уважение культурному наследию своего народа — одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания любого народа. Вместе с тем многие традиционные формы патриотического воспитания сегодня являются неэффективными.

Подвижность границ патриотического воспитания требует развития и обновления теории и практики, учета новых реалий и опыта с тем, чтобы определить новые пути очень рельефно выступают и важные факторы, связанные с разрушением биполярного мира, приведшего к нарушению баланса сил в мире, также приближение НАТО к границам России. Изучение проблем народной педагогики немыслимо без изучения истории народа. Жизнь того или иного народа на разных этапах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя ее новым содержанием. Народ есть население не только совместно живущее, но и совместно действующее, имеющее общий язык, общую культуру и общие судьбы. В связи с этим в народной памяти надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в котором принял участке и через это совместное участие почувствовал себя единым целым. Но такие события обыкновенно не проходят бесследно не только для народной памяти, но и для народной педагогики. Народные легенды, сказания, песни, эпос, фольклор, так или иначе, передают явления истории и становятся отражением общественного сознания народа.

Таким образом, есть основания рассматривать проблематику данного исследования с точки зрения синтеза педагогики народа и истории народа.

С исторической и педагогической точек зрения воспитание гражданских и патриотических чувств у юных граждан любого общества восходит своими корнями в далекое прошлое. Педагогика народа, возникнув на заре человечества, учила и наставляла подрастающее поколение не только к общечеловеческим ценностям, но, в первую очередь, она воспитывала воина, защитника родной земли: на каждое поколение наших предков приходилась своя война. Проблема патриотического воспитания сложна, многоаспектна и составляет предмет исследования педагогов, психологов, социологов, философов, историков и ученых других гуманитарных наук. Обобщая теоретические представления ученых и великих полководцев о патриотизме и патриотическом воспитании молодежи, отметим, что формирование патриота и патриотических качеств как цель воспитания является актуальным по следующим причинам:

— патриотическое воспитание имеет исторические корни. Несмотря на колебания идеологического порядка, проблема формирования патриота остается относительно стабильной в любом государстве. Более того, многие формы воспитательной работы, связанные с формированием патриота, которого характеризует совокупность общественно значимых целей, уже возвращаются в практику, трансформируются в более конкретные виды работы в новых условиях;

— идея патриотизма, социальной значимости патриотических качеств остается одной из основополагающих для любого государства, она вливается и в основу международного сообщества, так как людей объединяет не только любовь к своей стране, но и общечеловеческие и общегражданские ценности;

— идею патриотизма следует воспринимать и как вненациональное понятие, т.к. практически в мире нет государств со стопроцентным многонациональным населением. Все это говорит о том, что понятие “патриот” в этом случае выступает своего рода цементирующей силой, гарантом единства и силы государства, показателем защищенности самой личности.

Формирование патриотических качеств — процесс и в определенной мере результат патриотического воспитания, при котором происходит развитие устойчивых специфических черт личности, направленных на определение ею своих отношений с обществом и государством, определение своего места в системе этих отношений. Патриотическая деятельность — деятельность личности в специфической сфере взаимоотношений в государственных институтах, общественной сфере, при которой активно проявляются его личностные и общественные свойства и качества. Современные задачи патриотического воспитания отмечены следующими сложностями: дискредитирован в глазах учащихся образ Родины; подвергнуты сомнению дела и свершения старшего поколения; разомкнут педагогико-психологический тормоз в сознании и поведении учащейся молодежи; объявлены неэффективными, а то и просто вредными приемы и формы работы со школьниками, возникшие в советское время; признаны недействительными прошлые достижения и успехи педагогической науки; изменены в сознании подрастающего поколения нравственные ориентиры; в процессе депатриотизации зачастую принимают участие средства массовой информации и государственные институты; сформировалось негативное отношение к армии; сузился круг участников патриотического воспитания и он ограничен теперь в основном школой и армией; ограничены самореализационные возможности молодежи (безработица, трудности при поступлении в высшие и среднеспециальные учебные заведения, а также для занятий спортом), что порождает разочарование, отражающееся и на патриотических чувствах.

Пагубной для дела патриотического воспитания учащихся оказалась отмена в школе начальной военной подготовки. Признанной некоторой частью ученых и практиков несовместимой с демократизацией общественной жизни и вредной для здоровья и психики старшеклассников. Наиболее опасным по своим последствиям в процессе становления патриота является деформация внутреннего мира личности, самых глубинных, жизненных основ существования нашего общества — духовности и нравственности. Современные параметры социальной жизни общества вырабатывают отрицательные жизненные ориентиры школьников, что затрудняет успешное осуществление патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. В массовом сознании не только взрослого населения страны, но и молодежи широкое распространение получили апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм. Связи патриотического воспитания с другими составными частями системы воспитания охватывают содержательный и процессуальные аспекты. Находясь в единой системе воспитания подрастающего поколения, патриотическое воспитание органически сочетает в себе особенно специфическое и общее.

Источник

Оцените статью