- Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Просмотр содержимого документа «Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.»
- Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Предложения с обособленными членами.
- Просмотр содержимого документа «Предложения с обособленными членами.»
- Презентация на тему: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.»
Русский язык 8 класс
Учитель: Байназарова Фаима Хамзиновна
Тема: Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель: закрепить знания учащихся об однородных членах предложения,об обобщающих словах при них; совершенствовать умения и навыки находить их в предложении;повторить соченительные союзы;продолжить работу над выработкой пунктуационных навыков;
расширить и углубить предметную компитенцию;
воспитывать инициативность,самостоятельности в приобретении знаний.
Тип урока: комбинированый урок.
Анатом, жалюзи, плесневеть, таможня, предвосхитить, оседлый (только с «е»), паралич, мизерный, наверх, иссушенный, заказник, добыча, обеспечение, крупны.
III. Практическая работа.
1.Разбор предложения по членам.
1)Все жители посёлка: мужчины и женщины, старики и дети — вышли встречать пароход.
2)В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии — всюду растут новые города
2.Преобразовать предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
Преобразовать так: а)чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.
В итоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них.
3. Объяснительный диктант.
1) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях — она искала Баклашова, спрашивала о нём(К.Паустовский). 2)Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник(К.Паустовский). 3) И всё это: громадная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева — всё поражало своей густой свежестью и новизной (И.Бунин).4)Какие всё же у него удивительные глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В.Шукшин). 5) Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства только родились с ней(И.Тургенев).
4.Вставьте уместные союзы и знаки препинания.
1)Наверху кто-то стонет _ плачет (А.Чехов). 2) Лица собравшихся были бледны _ взволнованны(Л.Толстой). 3) Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _ добра _ льстива _ бойка _ въедлива(А.Фадеев). 4) Никто не знал_ его состояния _ его доходов (А.Пушкин). 5)Ребёнок был резов _ мил(А.С.Пушкин). 6)Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо(И.Тургенев)
IV. Лингвистическая разминка.
Задание. Ответы на»кроссвордные»вопросы запишите в две колонки: В правую — с твердым произношением согласного ([тэ] , [дэ]),в левую- с мягким ([т’э] , [д’э]). Колонки дополните своими примерами.
1.Знак препинания в виде чёрточки. 2.Кровеносный сосуд. 3.Паровозоремонтная мастерская. 4. Человек, собирающий коллекцию марок. 5. Лицо, идущее первым в соревновании. 6. Часть механизма машины 7. Шарф, надеваемый на шею. 8.Гостиница. 9.Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам. 10. Источник, откуда черпают новые силы ,средства; запас.11. Сквозной проезд под землёй, в горах. 12. Выразительное чтение стихотворений наизусть. 13. Образец какого- либо предмета, изготовленного обычно в уменьшено виде. 14. Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
V. Рефлексия. Расскажите о знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Источник
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Русский язык 8 класс
Учитель : Байназарова Фаима Хамзиновна
Тема: Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель: закрепить знания учащихся об однородных членах предложения,об обобщающих словах при них; совершенствовать умения и навыки находить их в предложении;повторить соченительные союзы;продолжить работу над выработкой пунктуационных навыков;
расширить и углубить предметную компитенцию;
воспитывать инициативность,самостоятельности в приобретении знаний.
Тип урока: комбинированый урок.
I .Организационый этап.
Анатом, жалюзи, плесневеть, таможня, предвосхитить, оседлый (только с «е»), паралич, мизерный, наверх, иссушенный, заказник, добыча, обеспечение, крупны.
III . Практическая работа.
1.Разбор предложения по членам.
1)Все жители посёлка: мужчины и женщины, старики и дети — вышли встречать пароход.
2)В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии — всюду растут новые города
2.Преобразовать предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
Преобразовать так: а)чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.
В итоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них.
3. Объяснительный диктант.
1) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях — она искала Баклашова, спрашивала о нём(К.Паустовский). 2)Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник(К.Паустовский). 3) И всё это: громадная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева — всё поражало своей густой свежестью и новизной (И.Бунин).4)Какие всё же у него удивительные глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В.Шукшин). 5) Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства только родились с ней(И.Тургенев).
4.Вставьте уместные союзы и знаки препинания.
1)Наверху кто-то стонет _ плачет (А.Чехов). 2) Лица собравшихся были бледны _ взволнованны(Л.Толстой). 3) Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _ добра _ льстива _ бойка _ въедлива(А.Фадеев). 4) Никто не знал_ его состояния _ его доходов (А.Пушкин). 5)Ребёнок был резов _ мил(А.С.Пушкин). 6)Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо(И.Тургенев)
IV . Лингвистическая разминка.
Задание. Ответы на»кроссвордные»вопросы запишите в две колонки: В правую — с твердым произношением согласного ([тэ] , [дэ]),в левую- с мягким ([т’э] , [д’э]). Колонки дополните своими примерами.
1.Знак препинания в виде чёрточки. 2.Кровеносный сосуд. 3.Паровозоремонтная мастерская. 4. Человек, собирающий коллекцию марок. 5. Лицо, идущее первым в соревновании. 6. Часть механизма машины 7. Шарф, надеваемый на шею. 8.Гостиница. 9.Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам. 10. Источник, откуда черпают новые силы ,средства; запас.11. Сквозной проезд под землёй, в горах. 12. Выразительное чтение стихотворений наизусть. 13. Образец какого- либо предмета, изготовленного обычно в уменьшено виде. 14. Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
V . Рефлексия. Расскажите о знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Источник
Предложения с обособленными членами.
Конспект урока представлен в форме технологической карты. Составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Предложения с обособленными членами.»
Дата Урок № 7 9 класс
Тема: Предложения с обособленными членами.
Тип урока. Урок закрепления и обобщения.
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.
ЛР: создать условия для развития умений формулировать вопросы, находить непонятные, «тёмные» места, задумываться над выполнением заданий; развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении.
Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Этап мотивации.
Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.
— Какие члены предложения называются обособленными?
— Что называется причастным оборотом?
— Как выделяется на письме?
— Что такое деепричастный оборот?
— Когда деееприч.оборот не обособляется?
— Какие второстепенные члены предложения бывают обособленными?
Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Запись на доске (знаки препинания не расставлены).
А. Освещённые лучами восходящего солнца море казалось иссиня – белым.
Б. Весенний воздух радует нас напоминая о весне.
В. Прохладой лугов освежённый я красного солнышка жду.
Г. Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся горению.
Д. Несмотря на утренние морозы чувствуется приближение весны.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Сделайте вывод, какова же тема нашего урока?
— Сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:
(Запись в тетрадях числа и темы урока.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— в каких предложениях вы допустили ошибки?
— какие члены предложения в них обособляются? (определения, дополнения, обстоятельства)
— что надо знать, чтобы предупредить ошибки? (теоретический материал)
Выяснить, какой член предложения перед вами.
Обособляются всегда Не обособляются
— определения, выраженные ПО, распространёнными — определения, выраженные
прилагательными, стоящие после определяемого слова- ПО, распространёнными
существительного прилагательными, стоящие
до определяемого слова –
— определения, относящиеся к личному местоимению — дополнения
— определения, имеющие обстоятельственный оттенок
— дополнения со словами кроме, помимо, включая, — дополнения без указанных
сверх, наряду с, вместо, за исключением слов
— обстоятельства, выраженные ДО
Природа – прекрасная книга, открывающая глаза на окружающий мир.
Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах.
(в это время организуется индивидуальная работа по карточкам:
записать предложения (знаки препинания не расставлены), вставить орфограммы и пунктограммы, объяснить).
— Наступил первый день марта возвестивший о начале весны.
— На освещённых солнцем полянах заметно подтаял снег.
Упр. 32 – комментированное письмо.
Упр. 33 – писменное выполнение.
— Упр. 35, 36 – самостоятельно по вариантм.
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
7.Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Деловая игра «Корректор» (работа над речевыми ошибками).
— Войдя в лес, стало темно.
— Глядя на ослепительно сверкавшее солнце, глазам было больно.
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
V. Этап включения изученного в систему знаний.
Предупредительный диктант. (методичка с. 18)
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
— Какие члены называют обособленными?
— Чем могут выделяться обособ. определения и обстоятельства?
– Продолжите, пожалуйста, предложения.
Сегодня мы изучали……
Мы теперь знаем, как….
Мы умеем правильно….
Полученные знания нам помогут….
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Источник
Презентация на тему: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
Урок русского языка в 8 классеОбобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Учитель: Юрова Т.И.МОУ Быструшинская СОШ Тюменская областьАбатский район
Расставьте знаки препинания в схемах1) О О и О и О2) О зато О3) не только О но и О4) как О так и О5) ни О ни О ни О6) О и О О и ОСоставьте предложения по 1-й и 6-й схемам (1 в.); по 3-й и 5-й схемам – 2 в.
Произведи синтаксический разбор предложенийПоступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми.(1-в.) По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности. (2-в.)
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Составить схемы предложений с однородными членами.1.Мелькает вьётся первый снег. 2. Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич..м дровами. 3. Около них ск..кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4. Он был высокого роста худощав и каз..лся лет тридцати. 5. Два дня ему каз..зались новы уединённые поля прохлада сумрачной дубравы журчанье тихого ручья. 6. В окно увидела татьяна поутру побелевший двор куртины кровли и забор на окнах яркие узоры деревья в зимнем серебре сорок весёлых на двор и мя(г,к)о устланные горы зимы бл..стательным ковром
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Составить схемы предложений с однородными членами.1.Мрачный бор угрюмо молчит или во..т глухо. 2. И дымком (то) пахнет и травой и дёгтем маленько и маленько кожей. 3. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами ра..чищалось на мгновенье. 4. Последние волны согретого тумана то скатываются и ра..т..лаются скатертями то извиваются и и..чезают в глубокой нежно сияющей вышине. 5. Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте. 6. Он б сам к вам явился да побоялся. (Из произведений И. Тургенева)
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Составить схемы предложений с однородными членами. 1. Люблю я беше..ую младось и тесноту и блеск и радость. 2. В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш..пот речки тих..струйной. 3. Наб. рёт он (поэт) новых дум и чувств и нам их передаст. 4. Успехи мои хотя были медле(нн,н)ы но благонадёжны. 5. Дорогою придумывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 6. Меж горц..в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту. (из произведений Пушкина)
Разбейте данные слова на группы, подберите к ним обобщающие слова, придумайте предложения.В поле, в лесу, птицы, звери, осенью, на реке, весной, рыбы, зимой
Разбейте данные слова на группы, подберите к ним обобщающие слова, придумайте предложенияВ поле, в лесу, на реке, птицы, звери, рыбыосенью, весной, зимой
Придумайте предложения, в состав которых входили бы однородные члены и обобщающие словаI ряд – всегдаII ряд – вездеIII ряд – всё это
Разбор по членам предложения1. Все жители посёлка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать пароход.2. В Сибири, на Дальнем Востоке, в средней Азии – всюду растут новые города.
ВЫВОД: Обобщающие слово или словосочетание можно найти в предложении по двум признакам: 1) лексическое значение обобщающего слова раскрывается конкретизируется рядом однородных слов – понятий;2) обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нём. (Кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщающим значением при однородных членах – подлежащих. Например: Пушкин, Лермонтов, Некрасов – мои любимые поэты.)
Преобразовать предложение:Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.А) чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним;Б) чтобы однородные члены стояли в середине, а обобщающее слово перед ними.
Преобразовать предложение:А) В поле, в лесу, на реке: всюду чувствовалось приближение весны.Б) Всюду – в поле, в лесу, на реке – чувствовалось приближение весны.
Д/Зпараграф 28, Упр. 248(Iчасть)
Объяснительный диктант.Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях – она искала Баклашова, спрашивала о нём. Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник. И всё это: громадная и пышная вершина клёна, светло – зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева – всё поражало своей густой свежестью и новизной. Какие всё же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые. Но здоровый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом все её достоинства только родились с ней.
Источник