- Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
- «Создание среды для социально – эмоционального развития дошкольников»
- Социально – эмоциональное развитие
- Целью
- задачи:
- механизмы:
- принципов:
- педагогические технологии:
- условия:
Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.
статья на тему
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_pedagoga_dou_v_processe_sohraneniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.
На фоне прогрессивных изменений в сфере образования мы видим, что существующая модель воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Социальный портрет ребенка 7 лет [1] ,говорит нам о том, что наш выпускник в первую очередь должен обладать таким набором интегративных качеств как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками и т. д.
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.
Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого — воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.
В нашем ДОУ, функционирует творческая группа, мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения.
Целью нашей работы является актуализация среди коллектива педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.
Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды .
Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:
Первый компонентом является взаимодействие педагога с детьми , основанное на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога. Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и т. д. ) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство» (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница; «Уголок настроения» и т. д.
Одно из направлений развития эмоциональной сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона, а страх и тревогу изобразить фиолетовым или черным цветом. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.
Стабильность окружающей среды , способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.
Эмоционально — активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми — заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:
Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;
Игры с песком и водой;
Игры-ситуации, активизирующие общение;
Игры, направленные на развитие психической устойчивости;
Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;
Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.
Для регуляции эмоционального состояния мы также используем ритм, ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм выступает как фон, организующий и собирающий ребенка.
Развитию эмоционального благополучия детей способствуют занятия по психогимнастике. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) [2] .
Работа с педагогическим коллективом выстроена нами так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий. Так например, с целью оптимизации взаимодействия педагога с детьми реализованы:
Семинары-практикумы «Эффективные техники общения с ребенком» и «Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей»;
Консультации « Эмоциональное развитие детей» и «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе»;
Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».
Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника, созданы и распространены картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период.
Список используемой литературы.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003
Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, ( http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)
Основные педагогические условия эмоционального развития детей раннего возраста. Материалы сайта ( http://www.superinf.ru/ )
Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.№ 655 .
[2] Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003. С. 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей.
Консультация для родителей.
Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности, любви, уважения, добро.
Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравств.
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера .
Источник
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
Маргарита Енякина
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
«Создание среды для социально – эмоционального развития дошкольников»
В современном мире проблема социально – эмоционального развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.
Социально – эмоциональное развитие
-Развитие у ребенка осознанного эмоционально — положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
-Развитие социально — значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
Целью
социально – эмоционального развития и воспитания является создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника.
Для достижения данной цели поставила следующие
задачи:
1. Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях
2. Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ — Я)
3. Развивать уверенное поведение и навыки регуляции своего поведения
4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям
5. Развивать социальные навыки: умение договориться, способность установить дружеские взаимоотношенния.
Для реализации задач по социально – эмоциональному развитию воспитанников мною выбраны следующие
механизмы:
-Организация воспитательно-образовательного процесса
-Взаимодействие с семьей
-Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
Все эти механизмы представляют целостную воспитательную среду. Основное назначение воспитательной среды — способствовать развитию и становлению личности ребенка, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством.
Воспитательную среду можно рассматривать с разных сторон: социальная среда и предметно – пространственная среда.
Социальная среда — взаимодействие ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.
Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.
Модель целостной воспитательной среды обеспечивает полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.
Для успешной реализации поставленных целей и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих
принципов:
5. Принцип ценности личности и ее уникальности
В своей деятельности использую следующие
педагогические технологии:
1. Игровые технологии.
2. Проектные технологии
3. Технология КТД (коллективное творческое дело)
4. Интерактивные технологии
Для социально — эмоционального развития детей создаю необходимые
условия:
-Эмоциональную яркую насыщенность видов детской деятельности
-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников
Для обеспечения эмоционального благополучия организую воспитательно-образовательный процесс с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания»: «Утро радостных встреч», «Задушевные посиделки», «Вечерний круг благодарения».
«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
«Вечерний круг благодарения», когда подводятся итоги дня. Во время этого ритуала определяется: кто заслужил благодарность, кого наградить поощрительным знаком: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», «Хороший поступок», «Внимательный друг», чью фотографию разместить в уголке «Звезда дня».
“Задушевные посиделки”, когда дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные)
Повышают уровень самооценки персональные творческие выставки детей. Ребенок осознает себя и свое место в социуме путем внимания к его личным достижениям.
Задачи социально — эмоционального развития воспитанников осуществляю через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры и образования: Краеведческий музей, Районная детская библиотека, Дом детского творчества, Районный дом культуры. Участвуя в мероприятиях, проводимых этими учреждениями, у детей развивается кругозор, обогащается эмоциональный мир, развиваются задатки креативности.
Формированию социальной уверенности у детей способствует дополнительное образование. Организовала кружок «Занимательная математика», где дети не только осваивают математические понятия, им предоставляется возможность в самовыражении, самореализации интеллектуальных и творческих потребностей. Играя в развивающие игры математического содержания, дети учатся поддерживать положительный эмоциональный контакт с партнерами, сотрудничать, управлять своим поведением.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям провожу:
-Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых знакомлю с основными эстетическими и нравственными категориями.
-Использую разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор
-Применяю практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Дети учатся проявлять заботу, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к людям, понимание их проблем.
-Организую коллективные дела (снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок, подарков, которые нацелены на получение совместного результата. Это способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями. Включение детей в эти формы работы развивает групповую сплоченность и эмоционально сближает детей друг другом.
-Реализую проекты по социально — эмоциональному развитию. Проекты «В мире друзей», «День доброты», помогли создать в группе благоприятный эмоциональный микроклимат, дети стали внимательнее и доброжелательнее относится друг к другу, к малышам, сотрудникам детского сада.
Для развития социальных навыков провожу с детьми коммуникативные игры. Н – р: игра «Назови ласково» развивает позитивное самовосприятие, игра «Вежливые слова» развивает уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами, игра «Комплименты» способствует созданию благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия является предметно – развивающая среда.
Цель предметно – развивающей среды: обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.
-Размещение в группе правил, герба дают детям возможность почувствовать себя единой группой.
-Специально — оборудованные пособия «Экран желаний» «Экран настроений» позволяет ребёнку заявить о своём «Я», о своём предпочтении в общении со сверстниками, о своем настроении.
-Стенды «Дерево добрых дел», «Экран добрых дел» побуждают к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.
-Стенды «Наши успехи», «Звездочка дня» способствуют формированию положительной «Я — концепции», уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня.
— Уголок «Дружбы помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.
-Уголок уединения обеспечивает индивидуальную комфортность детей.
Семья — важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.
Именно поэтому в работе с родителями провожу мероприятия, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомлю родителей с эффективными стилями общения с детьми, провожу сближение детей и родителей.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками использую традиционные и нетрадиционные формы работы:
— Встречи «за круглым столом»
— Совместные праздники, развлечения
-Открытые занятия с детьми по разным видам деятельности
-Совместное создание предметно-развивающей среды
-Совместные мероприятия по благоустройству территории.
Эти формы работы оптимизируют детско – родительские отношения, позволяют лучше узнать желания, переживания и индивидуальные особенности своего ребёнка. Участие родителей в конкурсах, праздниках, выставках, помогает поднять и поддерживать статус ребенка в группе, установить эмоциональные контакты.
В результате проводимой работы дети:
-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии
-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности
-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров
-Знают правила поведения и стараются им следовать
— Детский коллектив стал более сплоченным, дружным
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.
Наши годовые задачи Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,.
Источник