При помощи русского языка можно выразить самые глубокие чувства

3 примера сочинения рассуждения на тему почему нужно беречь русский литературный язык

­­ Пример сочинения-рассуждения №1

Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей.
Это наш великий, могучий язык.
Русский язык — это национальный язык великого русского народа .

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, —результат опыта, жизни.

Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.

Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Русский язык — это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим» .

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» -писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Пример сочинения-рассуждения №2

Русский язык — один из самых сложных и выразительных, он формировался и оттачивался много веков подряд. В его формирование внесли свою лепту великие писатели: Пушкин, Маяковский и множество других. Ученые-исследователи сохраняли русский язык в его истинном виде, не жалея времени на составление словарей.

Язык динамичен, он не застыл во времени Даля, Пушкина, Маяковского. Появляются новые смыслы слов и их комбинаций, появляются даже новые слова. Некоторые из них удачно заимствуются или создаются, многие навсегда остаются неловкими инородными звуками, которые со временем забываются.

Большинство попыток засорить родную речь иностранными модными словечками не несет никакого смысла, кроме желания выделиться на фоне других. Всевозможные “толерантности” параллельно с русским словом “терпимость”, имеющим точно такое же значение, “брейки” вместо “перерывов” и тому подобные мусорные словечки только засоряют язык, усложняя взаимопонимание между поколениями людей или социальными группами.

В то же время настала пора смириться с такими словами, как “бизнес”, “маркетинг” или “блог”: точных аналогов, передающих значение и смысл, в русском языке нет. Именно поэтому многие современные слова прекрасно вписались в речь в эпоху цифровой революции.

На язык все чаще пытаются влиять искусственно, взять хотя бы ужасающие феминитивы: докторка, парикмахерка. Но попытки медийных выскочек поставить себя выше и умнее остальных ничто по сравнению с изменениями в языке, которые пытаются закрепить законодательно, не проводя исследований. Вспомним хотя бы пресловутую попытку сменить пол шампуню и писать “парашют” через “У”.

Правильная родная речь — общий знаменатель для всех россиян. Слова родной речи — не только набор букв. Это особый тембр, ритм и мелодия. Это скрытые смыслы, неуловимые со стороны, непереводимая игра слов, непостижимая для тех, кто не впитал языка с молоком матери. Общий словарь — гарантия того, что жители одной страны всегда поймут друг друга.

Пример сочинения-рассуждения №3

Почему нужно беречь русский язык? И почему русский язык так важен для Российского государства? Попробуем ответить на этот вопрос.

Ученые уже много веков пытаются определить и классифицировать понятия государства, народа, нации. Одни выделяют критерии территориальной целостности, другие – цельную культуру. Кто-то концентрируется на общности народов. Но почти все из них в особую категорию выделяют языковое единство. И действительно. Кто бы мы были, если бы все разговаривали на разных языках? Разрозненные племена. Язык – это то, что помогает нам объединяться.

Кроме этого, посредством речи мы имеем возможность передавать друг другу информацию, знания. И – самое главное – накапливать их. Поколение за поколением, благодаря нашей богатой и насыщенной речи, мы становимся все мудрее и мудрее, лучше и лучше.

Неспроста нацистская вертушка в своих безумных планах по уничтожению России особым пунктом предусматривала уничтожение образования на русском языке и русского языка в целом.

Они считали, что достаточно лишь обезмолвить и обездушить всего два поколения, чтобы полностью искоренить культуру и язык, заставить целый народ потерять свое самосознание.

Но несмотря на все препоны русский язык богатеет и процветает. Благодаря Фонвизину и Жуковскому, Пушкину и Лермонтову он приобретает новые грани, особую мелодичность и изящность. Русский язык может быть по-маяковскому сильным, ударным слогом или по-ахматовски нежным и воздушным.

К сожалению, с бегом жизни, русский язык подвергается и разрушительным течениям. Сливаясь с другими языками, богатея заимствованиями, язык (при чрезмерном из использовании) искажается. Утрачиваются, скрытые за американизмами, изящные синонимы.

Порой речь политиков, медийных персон становится из-за подобных заимствований вычурной. А когда заимствования применяются невпопад – нелепой.

Кроме того, часто язык теряется за столь популярным в определенных кругах жаргоном. Очень часто такая речь становится лакмусовой бумажкой, проявляющей бедность его носителя, его низкий общечеловеческий статус.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что русский язык – он живой, и с течением жизни он, конечно, преображается. Но от нас с вами зависит, будет ли он расцветать или завянет.

Источник

Великий Русский язык

«Великий, могучий и прекрасный русский язык»
Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Русский язык — это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках че-ловечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо-вательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, неже-ли другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, все-гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме-чательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве-щали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво-бодный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоз-дается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,— результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты-вает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразитель-ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото-рые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже уроки математики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр, радио, телевидение — все это способствует выра-ботке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрос-лых, у всех слушателей и читателей.

Источник

Читать онлайн «Занимательная стилистика. Как мы говорим. А как мы пишем. »

Автор Ирина Голуб

Книга для учащихся 8-10 классов средней школы

«Вместо предисловия», главы «Что делает нашу речь выразительной» — «Полночной порою…» и «Девочка — девчонка — дева — девица» написаны И. Б. Голуб;

Главы «Свёкла или свеклá?», «У девочки туфля…» — «Вот пес без хвоста…», а также «Вместо заключения» созданы Д. Э. Розенталем.

Художник Ю. М. Аратовский.

Современный русский литературный язык родился под пером А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; рос и мужал в творчестве Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина; покорял читателей и критиков своей точностью, выразительностью и силой в произведениях Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и М. Горького. Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека, был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он нежно звучал в стихах русских поэтов; рассказывал о суровой правде жизни устами великих писателей-реалистов; грозно взывал к справедливости в публицистических выступлениях революционеров-демократов; гремел гневом в пламенных речах борцов за свободу русского народа; учил верить в его могучие силы и великое предназначение. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — писал И. С. Тургенев. А. С. Пушкин восклицал: «Только революционная голова может любить Россию так, как писатель только может любить ее язык». Богатство и красота русского языка восхищали многих писателей, общественных деятелей. В. И. Ленин писал: «Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч».

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства.

Волшебные краски русской природы, описания богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Ведь все, чего достигли люди, совершается при помощи языка: без него было бы невозможно согласовывать наши действия, совершенствовать ремесла, развивать науку, технику, обогащать искусство, создавать литературу. В мудрых словах изложена величественная программа строительства нового общества в нашей стране, запечатленная в важнейших партийных документах нашей эпохи. В призывах партии звучит голос народа, отражается дух времени.

Однако язык становится могучим и гибким орудием, если им пользоваться умело. Ведь любое орудие приносит наибольшую пользу в руках того, кто знает его секреты, владеет им как мастер. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что он в совершенстве овладел родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтобы проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в своей абсолютной грамотности и хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств. Основы этой науки и предлагает в занимательной форме наша книга. Она призвана всколыхнуть в вас интерес к тайнам родной речи, получающей такую огромную силу выразительности под пером писателей, пробудить любовь к русскому языку, помочь вам овладеть его богатствами.

В «Занимательной стилистике» вы найдете главы, посвященные использованию словарного состава русского языка, достижению выразительности и благозвучия речи, употреблению разнообразных грамматических форм и гибких синтаксических конструкций, отличающих наш язык от всех других и делающих его богатым и ярким. Содержание многих глав заставит вас вспомнить те или иные разделы знакомого по школьной программе предмета — русского языка. И знания, полученные вами на уроках по этому предмету, пригодятся для «путешествия в стилистику», потому что мы будем говорить о стилистической роли и синонимов, и антонимов, и частей речи, и различных синтаксических единиц. Однако занимательная стилистика не может довольствоваться повторением тем, которые изучались в курсе русского языка. Многие главы этой книги откроют перед вами новые аспекты в изучении родной речи. Знакомство с этим материалом расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.

Что делает нашу речь выразительной?

(Стилистические ресурсы русского языка)

Стилисты настойчиво требуют, чтобы наша речь была выразительной. Как же добиться этого? Какие языковые средства могут сделать наш язык ярким, убедительным?

Вспоминается случай из школьной жизни. Ученик декламирует стихотворение, педагог наставляет: «Читай выразительно!» И мальчик старается говорить громко. Он почти кричит, но «выразительно» все равно не получается… Некоторые почему-то считают, что требование выразительности сводится к требованию громкости, однако это, конечно, неверно.

Но раз уж мы заговорили о выразительности устной речи, то давайте представим наших любимых литературных героев в спектакле. Как они будут говорить?Кто из них обладает даром красноречия? Ведь на сцене всё как в жизни, только в самом характерном ее проявлении.

Мы на представлении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Разворачивается действие, и громче всех звучит бас Скалозуба. Но несмотря на его могучий голос, речь его нас не убеждает (мы видим его ограниченность, грубость), более того, мы замечаем, что он косноязычен: говорит короткими, незаконченными предложениями, не к месту употребляя военные слова, и порой даже не умеет построить фразу (помните, как Скалозуб объясняет Фамусову, за что получил орден? За третье августа: засели мы в траншею ; Ему дан с бантом, мне на шею ). Нет, конечно, его бы мы не взяли за образец красноречия… Рядом с ним Фамусов куда более речист! Он любит говорить, его интересно послушать, а это значит, что он обладает даром слова. Но вам хотелось бы перенять у Фамусова стиль его речи? Вряд ли… Ведь он обыватель, его речь нелитературна… Молчалин еще менее достоин подражания: речь его бледна и бесцветна, хотя он и старается придать ей «приятность», льстит собеседнику. Но и сама фамилия героя свидетельствует о том, что он не оратор…

Ораторские интонации мы услышим в монологах Чацкого, но в зависимости от их содержания голос актера будет звучать то в полную силу, то совсем тихо, то он будет говорить быстро, задыхаясь, то медленно, как бы размышляя, вспоминая… Его речь очень разнообразна: Чацкий говорит то языком поэта-лирика, то как страстный оратор, то как философ-мыслитель, то как сатирик, бичующий пороки общества. В речи героя отражается его культура, духовное богатство; он мастерски владеет живым, красочным и метким словом. Вот у кого хотелось бы поучиться искусству самовыражения в живой непринужденной беседе!

Но предвидим ваши возражения: ведь это же когда было! .

Источник

Оцените статью