Можно ли с неврозом водить машину?
Из-за высокого уровня повседневного стресса, вызванного бешеными ритмами жизни в большом городе, нарастает количество граждан, страдающих различными нервными расстройствами. Вопрос о возможности вождения автомобиля при диагностированном неврозе и в период его лечения решается индивидуально, с учетом особенностей конкретного клинического случая и типа препаратов, принимаемых пациентом.
При каких нервных расстройствах автовождение запрещено
Одной из многих причин, по которым пациенты с различными нервными расстройствами бояться обращаться за медицинской помощью — это опасение оказаться на учете в психоневрологическом диспансере и лишиться возможности водить автомобиль. Однако важно понимать, что существует четкий перечень тяжелых заболеваний, при которых водить машину категорически запрещено — это умственная отсталость тяжелой степени и эпилепсия. В остальных случаях вопрос о разрешении выдачи человеку водительских прав решается на врачебной комиссии, и зависит от очень многих обстоятельств.
Нервные расстройства, при которых можно получить водительские права
При постановке на учет в психоневрологический диспансер все пациенты, даже с тяжелыми диагнозами (МДП (маниакально-депрессивный психоз), шизофрения и т.д.), разделяются на две группы наблюдения. Больные, входящие в консультативную группу и регулярно проходящие лечение от неврозов и прочих расстройств психики, как правило имеют не тяжелую степень развития заболевания, поэтому в результате прохождения комиссии вполне могут получить разрешение на вождение автомобиля.
При попадании пациента в диспансерную группу в выдаче прав ему вероятнее всего будет отказано, так как к ней относят больных, страдающих тяжело протекающими расстройствами, с частыми ухудшениями состояния и обострениями. С другой стороны, при стабильном улучшении самочувствия, пациент по решению лечащего врача может быть переведен в консультативную группу.
При приеме сильнодействующих успокоительных препаратов (нейролептиков, транквилизаторов и других) необходимо обязательно прокончультироваться с лечащим врачом и изучить инструкцию по применению средства на предмет наличия противопоказаний к вождению транспортных средств.
Источник
8 болезней, при которых не дадут справку на права
Медицинские ограничения для получения водительских прав в 2020 году регулируются статьей 23 Федерального закона «О безопасности транспортных средств». Закон ссылается на Перечень таких противопоказаний, утвержденный правительством шесть лет назад. Список болезней состоит как из очевидных противопоказаний к вождению недугов, так и из расплывчатых формулировок.
Существуют общие классификаторы болезней по международному стандарту со специальным кодом обозначения. Кроме списка противопоказаний, есть также два вида предписания для состояний, болезней и ограничений. Не стоит забывать и о нормативных актах — согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения, водителям запрещено управлять автомобилем в состоянии какого-либо опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, а также в болезненном или утомленном состоянии. Мы изучили все болезни и состояния и составили памятку недугов, с которыми медики не выдадут справку на права. За нарушение закона грозит штраф — от 5 до 15 тысяч рублей.
Как рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru заместитель главного врача КДЦ «Медси» на Солянке Федор Андронник, существует приказ МЗ РФ 344н от 15 июня 2015 года, который регламентирует работу медицинской организации по проведению медосвидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
«Если врач-психиатр заподозрит на приеме симптомы, синдромы, состояния, которые являются противопоказаниями к управлению, он вправе отправить пациента на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медорганизации. Будет привлечен еще один врач, а также заведующий отделением. Три специалиста будут расспрашивать будущего водителя, тестировать, чтобы сделать вывод, есть ли признаки каких-то отклонений. Кроме того, пациент для получения справки на права должен предоставить документы из психоневрологических диспансеров по месту жительства, дополнительные лабораторные исследования при необходимости. А с 2021 года обязательным станет анализ мочи. По нему можно выявить остаточные изменения в связи с употреблением алкоголя или наркотических средств — это качественный анализ, следы употребления сохраняются несколько месяцев», — поясняет доктор.
В международной классификации болезней, с которыми запрещено садиться за руль, органические, включая симптоматические, психические расстройства обозначаются кодом F00-F09. К этой категории относят деменцию (слабоумие), бред, галлюцинации, амнезию в том числе, последствия болезни Альцгеймера, а также делирий разной этиологии, в том числе после проявления последствий употребления алкоголя, токсических и наркотических веществ. Такие болезни также могут появится в следствие травм головного мозга и инсультов.
Управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Под эту категорию подпадают как граждане с опозданием в развитии по общим показаниям, так и те, кто путает правую и левую стороны. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике, включая аутизм и синдром Дауна. Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него. Степень умственной отсталости обычно оценивается тестами, определяющими состояние человека.
Явным противопоказанием к вождению является слепота на оба глаза, а также особый вид дальтонизма — ахроматопсия, то есть полное отсутствие восприятия цветов. Люди с таким заболеванием видят мир только в черно-белом цвете. Если у водителя просто нарушено зрение, либо не видит один глаз, то это не является запретом езды на легковой машине, но в зависимости от конкретного отклонения зрения все-таки может быть ограничением.
Решение принимает офтальмолог во время медкомиссии. В документах на ограничение в вождении указаны такие определения в том числе — если острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу, ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов, операции на роговице и хронические болезни глаз с искажением зрения.
Шизофренические расстройства обычно характеризуются характерными и явными искажениями восприятия и мышления, а также неадекватным поведением. При этом ясное сознание и интеллектуальные способности сохраняются. Симптоматика включает ощущение отражения мыслей в собственной голове (эхо), вкладывания чужой мысли или передачи мысли на расстояние, бредовое восприятие контроля извне, слуховые галлюцинации, комментирующие или обсуждающие больного в третьем лице, а также склонность к негативному восприятию мира. Естественно при таких симптомах врачи запретят человеку садиться за руль.
При эпилептических расстройствах запрещается управлять автомобилями любых категорий, с любыми медицинскими приспособлениями и конструкцией. Эпилепсия официально утверждена в качестве противопоказания к управлению транспортом и находится в соответствующем перечне болезней, потому что во время припадка за рулем человек не может управлять собой и способен спровоцировать ДТП.
Так называемые аффективные расстройства понятие очень сложное. Этот блок включает в себя расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии или в сторону приподнятости настроения. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности. В этот блок также входит довольно распространенное в последнее время биполярное расстройство. Несмотря на то, что клиническая депрессия контролируется медицинской терапией, такой диагноз является противопоказанием к управлению автомобилем для врача, выписывающего справку.
Этот вид болезней полностью звучит как невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Различные фобии, тревожность, компульсивное расстройство, сильный страх, а также сильный стресс, истерики и впадине в детское поведение на фоне сильных переживаний — все это противопоказания к вождению, которые по международной конфигурации болезней обозначаются кодами F40-F48.
Международная классификация F60-F69 подразумевает целый перечень расстройств поведения для взрослых людей. В этот блок медики относят тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении, не являющиеся прямым следствием заболевания, повреждения или другого острого поражения головного мозга. Обычно эти расстройства тесно связаны с личными страданиями и социальным распадом. Входит в этот список и расстройства сексуального предпочтения — фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм, различные извращения и трансвестизм. Работает ли запрет таким категориям людей водить машину в реальности, сказать сложно, но медики имеют полное законное право не дать справку для получения прав трансвеститу.
Источник
Медики назвали состояния, когда нельзя садиться за руль. Подробности
Вождение требует от водителя не только специальных навыков и знаний, но и хорошего физического самочувствия. Есть состояния, когда автомобилист не способен должным образом реагировать на дорожную обстановку, либо притупляется скорость реакции, либо манера вождения, наоборот, становится чересчур агрессивной. Оба варианта могут привести к аварии. Мы пообщались с медиками и узнали, в каких случаях не стоит садиться за руль.
По словам руководителя отдела клинической наркологии центра психиатрии и наркологии им. Сербского, доктора медицинских наук, профессора Сергея Игумнова, снижение скорости реакции доказано психофизиологическими исследованиями.
«Речь идет о долях секунды. Но при скорости 60 км/ч машина за секунду проходит 20 метров, и в этом случае доли секунды имеют значение», — пояснил профессор.
Схожее мнение высказала заведующая отделением неврологии, врач-невролог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне Анна Мастрюкова.
«Для управления транспортным средством необходима максимальная концентрация внимания, координация движений, внимание зрительное и возможность быстро принимать решение», — объяснила Мастрюкова в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Доктор уверена, что все указанные ею параметры нарушаются при сонливости. Потому что в таком состоянии мы не можем быстро сконцентрироваться и быстро принять решение. Поэтому сонливость — это однозначное противопоказание к управлению транспортным средством. Кроме того, концентрация и возможность быстрого принятия решения внимания снижается и при хронической усталости.
По словам профессора Игумнова, основной симптом, который отличает нормальную физиологическую усталость от стойкого астенического состояния (синдром хронической усталости) — это ощущение отдыха и восстановления после сна.
«Как бы долго человек не работал, если после сна он восстановился, проснулся в запланированное время, четко реагирует на окружающих, быстро адаптировался к дневной обстановке, то в этом случае все в порядке. Если при переходе в вертикальное положение ощущается головокружение, присутствуют сонливость, разбитость, то стоит избегать управления автомобилем», — пояснил специалист института им. Сербского.
Люди с проблемами сна часто принимают лекарственные препараты для его улучшения. Мы выяснили, какие медицинские препараты не повлияют на вождение, а какие стоит принимать с осторожностью. Существует целый список лекарств, за которые могут лишить прав, но сегодня речь пойдет об антидепрессантах и снотворном, как о медикаментах, влияющих на усталость и сон.
По словам доктора Игумнова, большинство антидепрессантов после адаптации организма существенного влияния на вождение не оказывают. Но в первое время приема доктор рекомендовал бы с большой осторожностью наблюдать за собой.
«Если организм адаптируется к действиям лекарств, и они оказывают антидепрессивный эффект, то обычно этот эффект носит стимулирующий характер, поэтому при использовании в особенности современных антидепрессантов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, их еще называют серотонинэнергических препаратов, а в особенности препараты, действующие на норадренергическую систему, а норадреналин — это «гормон льва», то эти лекарства даже, наоборот, дают хороший тонус — опасаться их не стоит», — пояснил врач.
Как объяснила врач-невролог Анна Мастрюкова, не стоит пренебрегать инструкцией лекарственных препаратов.
«В ней есть пункт, в котором сообщается информация, касающаяся управления транспортным средством — не влияет, лучше избегать или категорически противопоказано. Практически во всех снотворных препаратах указано в противопоказаниях управление транспортным средством. Что касается антидепрессантов в инструкции есть этот пункт тоже. При рутинной проверке инспектора ГИБДД и последующем медосвидетельствовании использование этих препаратов может быть выявлено — и врачом, и экспертизой. Когда врач что-то назначает, он должен комментировать этот факт — можно ли водить», — уточнила Мастрюкова.
Со снотворным и успокоительными стоит быть начеку. Профессор Игумнов считает, что необходимо учитывать показатель по периоду полувыведения лекарства. «Самостоятельное назначение снотворных крайне опасно. Что касается настроек пустырника и валерьянки, то они достаточно быстро выводятся из организма. Если речь идет о каплях, то доза в пределах 20-50 капель вечером на утреннее состоянии влияния не окажет. Если речь идет о злоупотреблениях, как, например, было в истории с настойкой боярышника, то это уже чрезмерное употребление и последствия опасны, поэтому все зависит от дозы», — пояснил врач.
Отдельно собеседник упомянул о настойках, содержащих фенобарбитал. Это всем известные седативные лекарства «Корвалол», «Валокордин» и «Валосердин».
«Это мощное седативное средство, которое обладает длительным периодом полувыведения и сохраняется в организме достаточно долго. При вечернем приеме концентрация препарата будет оказывать влияние на первую половину следующих суток — на внимание и остроту реакции», — добавил медик.
В этом пункте врачи сходятся во мнении. Если человек чувствует недомогание и находится на начальной стадии заболевания, то нужно опираться на собственные ощущения, насколько они неприятны. Но в любом случае нужна осторожность. Если есть другой человек, который доставит водителя в лечебное учреждение или отвезет домой, лучше такой помощью воспользоваться. При температуре 38 градусов и выше управление автомобилем точно противопоказано, даже при хороших навыках.
«Острое заболевание с температурой 38 градусов и выше является противопоказанием к управлению транспортным средством. Если бы такой человек проходил экспертизу, например, водитель перед выходом на рейс, естественно его бы не допустили к работе. Что касается умеренных подъемов температуры дофибрильных цифр, то здесь на усмотрение водителя — если он чувствует себя хорошо, бодр и реально оценивает свои силы, то скорее всего все пройдет нормально, но нужно быть более внимательным к себе», — считает невролог Мастрюкова.
Часто, чувствуя симптомы болезни, водители самостоятельно принимает какие-то лекарства или витамины, тут тоже важно смотреть инструкцию.
«Например, витамин С сам по себе не обладает никаким психотропным средством. А другие составляющие того же «Колдрекса» могут влиять на скорость реакции. Как и антигистаминные препараты от аллергии разной этиологии. Здесь нужно советоваться с врачом. И внимательно ознакомиться с инструкцией», — добавил профессор Игумнов.
Болевые состояния широко варьируются. От переносимой боли до болевого шока, при котором естественно управление транспортным средством невозможно. Но даже умеренные боли, такие как зубная боль, конечно, переключают на себя внимание и ухудшают состояние за рулем. Что касается мигрени, нарастающей боли, то в этом случае нахождение за рулем крайне опасно.
«Если боль для человека незнакомая, впервые появившаяся, то это аналог острого заболевания, необходимо обращаться к врачу — особенно это касается болей в грудной клетке и болей в области живота. Тут мы не можем прогнозировать, что может случиться и сможет ли человек завершить какой-то маневр. Что касается головных болей, если она незнакомая и впервые возникшая, то однозначно к врачу, особенно при быстром развитии, садится за руль нельзя. Особенно если есть связь с какой-то травмой — ударился, упал и после этого появилась головная боль. Если это уже знакомый симптом — периодические боли у женщин или типичная боль, которую человек знает давно и если вы чувствуете себя нормально, то можно за руль. Сам по себе анальгетик не влияет на управление транспортным средством. Зубная боль достаточно безопасна, она редко влияет на концентрацию внимания», — разъяснила ситуацию доктор-невролог Анна Мастрюкова.
При любом ненормальном психоэмоциональном состоянии как правило концентрация внимания и возможность реагировать здесь и сейчас снижается. Человек становится больше погружен в свои внутренние ощущения и внимание его рассеивается. По словам доктора Мастрюковой, опытный водитель всегда знает, когда он может сесть за руль, а когда нет, а вот для новичка это может оказаться проблемой, потому что стресс будет оказывать влияние на управление транспортным средством.
Профессор Игумнов придерживается схожей позиции. «Если речь идет о клинической депрессии, то может присутствовать психомоторная заторможенность, она явно окажет влияние на вождение. При невротических расстройствах управление автомобилем возможно, но сильный и острый стресс может препятствовать адекватной реакции на дорожную обстановку. Реакция может быт как заторможенной, так и гиперактивной, когда человек спешит и чрезмерно давит на газ», — уверен врач.
В отдельную категорию профессор из института имени Сербского выделил хронические болезни в острой фазе. Например, склонность к гипогликемии, другими словами — резкое падение сахара в крови. За такими состояниями нужно пристально следить и контролировать и, если гипогликемия застанет в дороге, последствия могут быть катастрофическими как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Еще одна хроническая болезнь, которая много обсуждается в последнее время в связи с аварией на Проспекте мира в Москве, — это астма. Сама по себе болезнь хорошо контролируется и противопоказаний к вождению не имеет. Однако в случае приступа удушья в машине во время движения, необходимо четко следовать инструкциям — немедленно остановиться, применить ингалятор и продолжить движение только после устранения приступа.
Источник