Прекрасное есть чувство меры

В стремлении к идеалу избегайте крайностей

Идеал греческой мудрости – чувство меры во всем. Мера – характеристика совершенства. «Меру во всем соблюдай», – наставляет Гесиод. «Ничего сверх меры, ничего слишком», – учит Солон. «Лучшее – мера» (Клеобул). «Мера должна быть во всем» (Гораций). «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» (Демокрит).

Отцы Церкви, воцерковившие греческую культуру, восприняли этот принцип, применяя его и по отношению к духовной жизни. В Священном Писании сказано: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5, 32). Святитель Василий Великий говорит: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть».

В истории Церкви мы можем видеть примеры как разного рода крайностей, так и следования «царским путем». Преподобный Симеон Столпник, еще будучи иноком в обители, желая пострадать ради Христа, обвязал однажды свое тело веревкой так, что оно стало гноиться, и черви падали из ран на землю. А позднее положил начало не виданному доселе роду подвижничества – столпничеству. Он построил столп, взошел на него и провел всю свою оставшуюся жизнь наверху в молитве и посте, не имея возможности ни прилечь, ни отдохнуть.

Преподобный Серафим Саровский тысячу дней молился на камне и, будучи избитым до полусмерти разбойниками, не стал обращаться за помощью к врачам, терпя невыносимые муки и предав жизнь свою в полную волю Божию. При этом даже такой величайший подвижник, как преподобный Серафим, увещевал своих учеников: «Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться надо, чтобы друг – плоть наша – был бы верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево: духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни».

Возникает вопрос, как примирить это спасительное представление о «золотой середине» с тем призывом Христа, с которым Господь через учеников Своих обратился ко всем нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Или со словом Иисуса к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21). С точки зрения обычного человека в данном случае серединным путем было бы просто помогать бедным, не лишаясь своего богатства, но и не привязываясь к нему. А тут Спаситель призывает стать нищим, то есть к крайности. И ведь именно этим путем следовали отцы-пустынники, которые избавлялись от богатства, от любого рода земных благ как от тяжкого бремени, и проводили дни и ночи в посте и молитве, скрытно от людских глаз.

Дело в том, что у каждого человека свой путь к Богу. И в этом смысле справедливы и такие слова: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12). То есть кто-то благословением Божиим может «вместить» полное отречение от мира, подвиги умерщвления плоти, хранения девства, непрестанной слезной молитвы, тысячу дней стояния на камне или 80 лет на столпе. А для кого-то отказ от мяса в Великий пост – уже подвиг. Потому, во-первых, во всем необходима мера, и, во-вторых, нельзя одной мерой мерить всех. Есть разные призвания и разные подвиги. И на любом пути – свои соблазны и свои крайности. И правило «царского пути» должно быть правилом жизни каждого православного человека, борющегося по мере своих сил со страстями и стремящегося преуспеть в деле спасения.

Как ни странно, однако, подобные благие рассуждения могут стать причиной еще одной крайности. Так, иной раз можно услышать: «Господь не ждет от нас особых подвигов. Хорошо уже, если мы будем исполнять самые простые правила: читать утренние и вечерние молитвы, посещать по выходным храм, причащаться иногда за Божественной литургией. Не стоит переусердствовать, от греха подальше». Такого рода размышления не имеют никакого отношения к спасению души. Это самый обычный греховный путь оправдания своей лености. Здесь и в помине нет царского пути. Потому что Господь ежечасно призывает нас к бесконечному идеалу, к отречению от ветхого человека и распятию своих грехов, что возможно достигнуть только самоотверженным трудом. Однако в стремлении к этому идеалу нужно избегать крайностей.

Источник

Прекрасное есть чувство меры

Даже если меня и подводило чувство меры, чувство юмора оставалось всегда.

ЧУВСТВО МЕРЫ

Каждый повод для пьянки замешан на риске
Испытать вариант непомерной нагрузки:
Лучше в пик сабантуя уйти по-английски,
Чем в финале его уползти по-пластунски.

Что может слаще меда быть…
но МЕРУ надо знать…
коль щи чуть-чуть пересолить…
семья будет ругать.
коль говоришь — не забывай.
слова сильней, чем меч.
а коль молчишь, то точно знай.
игра достойна свеч…
Ты МЕРУ знай во всех делах.
Что много-то во вред…
УМЕЙ в Поступках и словах…
Оставить добрый след…

Если у вас есть чувство юмора, побеспокойтесь, чтобы у вас было и чувство меры.

За границей чувства меры всё измеряется патологией.

Чувство меры и чувство ответственности
не присущи унылой посредственности.
Сладость жертвы и горечь вины
ей не свойственны и не даны.
Потому-то посредственность эта
не выносит полдневного света —
так и тянет ее в темноту…
И знамена кровавого цвета
прикрывают ее наготу.

Чрезмерная любовь , приводит к чувству удушья

О чувстве меры говорят многие. Но порой не прочь пойти и на крайнюю.

Чувство юмора — чувство меры в море смеха.

Здравый смысл и чувство меры — залог успешного празднования Нового года.

Чувство меры

Ты сказал, что это шутка,
Только даже в шутках надо
Меру знать и даже чуткость,
Ведь чрезмерность хуже яда.

Шутка может ранить больно,
Причинить, как соль, страданья,
Стать душевною мозолью,
Хрупкой, аномальной гранью.

Будет это наслажденье,
То ль попыток безоглядность,
Или просто поздравленье —
Что чрезмерно, неприятно.
… показать весь текст …

Когда много горя, человек привыкает и перестает страдать, когда много счастья, человек привыкает и перестает радоваться.

Источник

Чувство меры — сборник

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕГО

“Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют,
и несуществующих, что они не существуют”.
Протагор, Древнегреческий философ

С времён далеких древних греков,
А может быть намного ранее,
Привыкли мерять человеком
Всё — и природу, и деяния.

Мы одержимые собой,
Своей душой, своей историей,
Своими чувствами, судьбой,
Своей глубокой философией.

Мы изучаем сказки, мифы,
Своих богов завет, запрет.
Будь мы, напившись крови скифы
Или философ, иль поэт.

Все наши знания вокруг
Себя. Как странно это!
Вселенная как будто друг
И лишь для нас кружат планеты.

Мир познаваем нам лишь дан
Галактик мир, частиц и кварков.
А может всё это обман?
Но если и обман, то жалко.

ЗАКОН ЧУВСТВА МЕРЫ

Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
— Михаил Жванецкий

Как можно много избежать,
Когда знаком ты с «Чувством меры»!
Где высказать, где промолчать,
Вся наша жизнь живым примером.

Берём мы чаще «перебор»
В еде, в вине и в личной жизни.
Потом нам зеркало в укор
Или слова на ранней тризне.

Мы больше требуем внимания,
Участия и доброты,
А всё от недо-понимания
Закона меры, той черты.

Когда пора закончить речи,
Уйти, ещё не надоев,
Когда обнять, подставить плечи,
Быть «Против», а не «За» посмев.

Порою эта мера — Совесть,
Порою Вера и Мораль,
Порой Порядочность. И помнить,
Что «в меру» закалялась сталь.

КОСАЯ САЖЕНЬ
(см. иллюстрацию)

Если народ пьющий, то и сажень у него косая.
Владимир Поляков

В России мерили аршином
И саженью порой косой.
А измерение носили
Как и положено — с собой.

Ещё известны пядь, вершок,
Ладонь и шаг, что так вместимы.
И мерили на локоток
Но только взрослого мужчины

Мы знаем, что любой народ
Имел свой метр иль ярд размерный,
Но только пьющий “до того”
Косою саженью примерный.

Сажень и косая сажень вышли из употребления после принятия метрической системы мер. Проект ее внедрения для нашей страны разработал Д.И. Менделеев, и она была прията как рекомендательная в 1899 году, в 1917 году Временное правительство приняло метрическую систему мер и весов как обязательную, и в 1925 году это подтвердила и Советская власть постановлением Совета Народных Комисаров от 21 июля.

ЛЕКАРСТВО ЭТО ИЛИ ЯД

Лекарство это или яд —
Зависит только лишь от дозы.
«Не нова притча», говорят,
Но забываем мы угрозу.

Всё абсолютно на земле
Для человека станет ядом,
Лишь увеличь его в еде —
И райский пир вдруг станет адом.

В большом количестве вода —
Угроза жизни, к смерти путь.
Любая вкусная еда —
Что больше номы — вред. Забудь.

Знать меру — это не легко,
А выполнять — ещё трудней.
Такое наше естество, —
На грани жить всегда милей.

Та «Золотая середина»,
О ней мечтал ещё Платон,
Она для нас недостижима —
То недобор, то перебор.

Но чаще мы не помним меры
И не желаем знать её.
Ограничения норм и веры
Мы отметаем — «не моё».

И отравляем тело, душу
Тем перебором вин и чувств.
То страсти, то бокал осушим.
А мера — это для медуз.

Вдох — выдох, жизнь идёт вперёд.
Для нас дыхание — её мера.
Не замечаем её ход,
Обычный вдох и выдох сделав.

Мы лишь события отмечаем
Те, что уже давно произошли.
Нам их не изменить, мы знаем,
Вздохнём и к следующим пошли.

И эти вздохи сожаления,
Те вехи жизни, что прошли —
Причина им не невезение,
Причина им конечно — мы.

Беспечно сделав вдох и выдох
Мгновение здесь, мгновение там
Мы пропускаем вход и выход
Пока контроль возможен нам.

Как жить мгновением мы не знаем,
А познаём лишь только в миг,
Когда мгновение улетает
И в жизни больше нету их.

Где мера, чтобы взвесить чувство?
Измерить мысли глубину?
Понять влияние искусства?
Дать цену яблоням в цвету?

Влияние стресса всем известно,
Известно всем, что лечит смех.
Каков объём у интеллекта?
Как горизонт широк у всех?

Как много это — «доля правды»?
В цене какой «святая ложь»?
Идёт к лицу чужая слава?
Дешевле жизни не найдёшь.

Привыкли всё считать мы, мерить,
На деньги все переводить.
Вам «золотое сердце» взвесить?
Не всё возможно оценить.

Стремление к новой лучшей жизни
Наверное у нас в крови.
Но от добра добра не ищут,
И корни держат у земли.

Но есть народ всегда гонимый
В веках искал приют и кров,
Но только временно терпимый
Необходимым всё же злом.

Когда стране нужны финансы
Или торговый оборот,
Престиж в науке или в танцах —
Полезен был бы тот народ.

С ним неуютно — занимают
Они места, что для своих,
Всё потому, что больше знают,
Обида с этого на них.

Но никого не обращают
И линию свою не гнут,
И никого не убивают,
И в рамках совести живут.

Ушли, уехали, убили.
Другой народ пришёл взамен
Бескомпромиссный — как вы жили
Прошло. Есть время перемен.

Лишь как они, лишь ихней верой,
Ни слова против не скажи.
Чужая жизнь для них не мера
Их путь начертан на крови.

Да, к лучшей жизни есть стремление,
И есть у каждого оно
Но только разны эти мнения —
Что есть такое «хорошо».

Нам “широта» по сердцу больше —
“Как широка моя страна!»,
И душу меряем ей тоже,
Забыв, что есть и “долгота”.

Но были те, кто в дальних водах
Ходил за тридевять морей,
Не видя суши и в походах
Им долгота была нужней.

Ни скажут солнце и ни звёзды
Какой сейчас меридиан.
Хронометр нужен очень точный
И скорость точно корабля.

Колумб не знал её и позже
Пятнадцатилетний капитан
Стал жертвой случая настолько —
На материк другой попал!

Как много жизней потеряли
Те мореходы смельчаки,
А почему? — Они не знали
Координату долготы!

Коль дети капитана Гранта
И мой любимый Паганель
Имели б долготу? Их плата —
Тридцать седьмая параллель

Во времена великих странствий,
Открытий островов, земель
При-атлантические страны
В торговле видели всю цель.

Закрыт арабами был путь
Для шёлка, специй из Китая.
Ни по земле не обогнуть,
Ни в Средиземном. Это знали.

Забыты в прошлом. Век вчерашний
Для стран всех внутренних морей
Венеция, Генуя зачахли.
Век океанских кораблей.

Век галеонов, каравелл
Век шхун торговых, бригантин.
Те кто в Атлантику плыл смел
Торговые пути открыл.

Итак, мы знаем широту —
Сектантом в полдень солнца угол.
Но не узнать нам долготу
В те времена. И не до шуток.

Не зная места в океане,
На запад плыть иль на восток,
На сколько дней есть пропитание?
Когда воде всей выйдет срок?

По солнцу, звёздам и луне
Определить её лишь можно
Коль знаешь время точно здесь,
А это было очень сложно.

Был маятник тогда в часах
Для качки он не пригодится
И королевский был приказ —
Миллион тому, кто умудрится.

Так создан первый был хронометр
Для королевских кораблей.
И стал с тех пор британский лёва
Владыкой множества морей.

Широта — это абсолютная величина, то есть доля расстояния от экватора до полюса.

Долгота — отсчитывается от определённого меридиана, это сугубо расчётная величина, при измерении которой необходимо знать точное время.

Впервые точный морской хронометр изобрёл английский изобретатель, часовщик Гаррисон в 1731 г., в 1734 он довёл его до практического применения.

Обычный суд, судья, жюри
И адвокаты с прокурором,
Виновный что-то натворил
Теперь на бритве приговора.

Всегда ли правый будет прав?
Всегда ли мера наказания
Как проповедует устав
Найдет достойное признание?

Или искусный адвокат
Изменит что-то и сомнение
В то, что знакомо нам стократ
В жюри запустит тихим змеем.

Когда решаем теорему
Ответ находим мы в конце.
И так научную проблему
Ответом точным да иль нет.

Но суд совсем другое дело,
И не везде закон царит,
Иль власть вмешается умело,
То сила правду ущемит.

Где суд не отделен от власти,
Где, кто богат решает все
Не забывайте Магна Карту (1),
С нее тогда ведь все пошло.

Да, суд жюри не самый лучший,
Но лучшего нам не найти.
Но может Высший Суд научит?
А может тоже там жюри?

(1) Магна Карта — Великая хартия вольностей, подписанная в 1215 году, заложила основы демократии в Британии, прописав принцип верховенства закона для всех, в том числе — для монарха.

МЕРА ГЛУБИНЫ СТИХА

Как мерять глубину стиха?
Как оценить его значение?
Как знать где правда, где лапша
У броского стихотворения?

Стих меряется лишь душой —
И если он её заполнит
То это значит, что он твой
И глубины и смысла полный.

А если стих укажет путь
Откроет то, что скрыто ранее,
Даст вам забытое вернуть
Из пепла оживёт вдруг пламя.

Покажут совести весы
И ваш инстинкт пусть будет мерой,
Как искренно в стихе слились
Вся жизни правда вместе с верой.

Вы самый главный судия!
От вас и приговор зависит,
Стих твой и это мысль твоя
Тебя опустит иль возвысит.

Но верно и наооборот
Душа поэта измерима
С произведения глубиной —
Большая у поэтов сила.

С начала Ветхого Завета
История течет вперед
От сотворения — до конца света —
Мы времени так видим ход.

Но не всегда линейно время
Текло для тех, кто жил давно:
Индусы, греки — вот примеры
Для них кругами время шло.

Менялись годы как сезоны
И ничего никто не ждал,
Как повторение погоды —
И завтра будет как вчера.

Привыкли мы смотреть на время
Линейно, час-плюс-час вперед,
И ожидаем улучшения:
Умнее мол из года в год.

Так говорил и Маркс и Ленин,
И все фантасты прошлых лет
И рисовали светлый терем
Утопии грядущих лет

Летят года, идут столетия,
Но не умнеет род людской
Воюют также все поколения
История, как смерч чумной.

Но мы привыкли, глядя в дали,
Кругами жизни мерять бриз,
А иногда и по спирали.
Забывши, что спираль та вниз.

Египет повлиял на многих:
Есть обелиски — монументом,
Секретных обществ иероглиф
И Ленин мумией-презентом .

Цивилизация Египта
Шесть тысяч лет тому назад
Была культурным центром мира
И много сотен лет подряд.

Их геометрия возникла
В связи с разливом реки Нила,
Межу полей восстановила
Наука там и стала «сила».

Там десятичная система
Возникла и укоренилась,
А “Пи” число им стало мера
И пирамид, и жизни смысла. (1)

Там первый в мире зодиак
Представлен был древнейшей картой.
Венеру знали, как и Марс;
Их фазы не были загадкой.

Был первый создан календарь,
Было понятие законов.
А медицина их и впрямь
Шла впереди других канонов.

Там трепанация была
И ампутация случалась,
Там оперировать глаза
Жрецам Египта разрешалось.

Там плесень — их пенициллин
Лечил их раны, воспаления.
Папирус — там возник один
Что и сегодня очень ценен.

Египет греки все считали
Страной премудрости великой.
Их мудрецы там побывали
Философы, как и пииты. (2)

Их символ “Анх” — он жив сейчас
И многих манит неизвестность.
«Древнейший крест» и «бога глаз»
«Ключ Нила», что сулит бессмертность! (3)

(1) Первые математические исследования были сделаны в Египте. Жители дельты Нила изобрели десятичную систему исчисления, умели делить и умножать. Было известно значение «пи», которое было взято в основу пропорций великой пирамиды Хеопса и гробницы других фараонов. Египтяне знали, как определить площадь и объем.

(2) В Египте побывали выдающиеся греки – Солон, Фалес, Пифагор, Гекатей Милетский, Гелланик, Платон, Аристагор Милетский и другие. Пифагор был посвящен Аглаофом в мистерии

(3) Анх, коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из древнего Египта. Известен как египетский иероглиф, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян.

Один из самых известных знаков, который обладает уймой разных толкований в современности, является анх — символ вечной жизни, «ключ Нила», глаз бога. Ассоциируется со скипетром, который в руках носили боги — с помощью него можно было вдохнуть жизнь в безжизненное тело, приложив к устам умершего.

ЭРАТОСФЕН И ЕГО РЕШЕТО

Эратосфена из Кирена
Сегодня вспомнят лишь когда
Простые числа выбрать верно
Его идею — «решета».

Его идея упростила
Находку чисел всех простых.
Вот удивительная сила!
Ей посвящаю этот стих.

Берёте ряд всех целых чисел
Один, два, три. и весь набор

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

И каждое второе выбрось,
Чтоб чётных не было, как “сор».

1 2 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25

Теперь второй есть цифра — три.
Все третьи числа — убери!

1 2 3 5 7 11 13 17 19 23 25 29 31

Стоит на очереди пять
Ему все кратные — убрать!

2 3 5 7 11 13 17 19 23 29 31

Остались лишь простые числа!
Так “решето” набралось смыслом.

Эратосфен ещё известен,
Что первым дал Земли размер,
Платон ему был интересен
Другим философам в пример.

Потом служил в Александрии
И там прославлен мудрецом.
Хоть там все умниками были…
Эратосфену наш поклон.

Эратосфен Керенский 276 год до н. э.—194 год до н. э.) — греческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Ученик Каллимаха, с 235 г. до н. э. — глава Александрийской библиотеки. Первый известный учёный, вычисливший размеры Земли.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РИМЕ

“Когда вы в Риме поступайте,
Как римляне” — так говорят.
У местных всё иначе, знайте.
Мораль другая, другой взгляд.

Знаком мне более древний Рим,
Его обычаи, законы.
Что римлянин тогда ценил,
Что вызывало смех, что стоны.

С моралью наших дней нельзя
Поступки римлян, греков мерять.
И этика у них своя,
И взгляд на жизнь… Нам не поверить!

Мы ценим мерою своей
Поступки древних, их деяния
Свой приговор для них скорей —
Всё от истории незнания.

Мораль — для граждан, для свободных.
Рабам её не полагалось
Поступки те, что вне закона,
От них обычно ожидались.

Отец — владелец всей семьи,
Её судья и повелитель.
Детей он мог продать, убить.
И за семью был часто мститель.

А в доме женщина — глава!
Расходы и покупки тоже.
И высоки её права,
Что мужу забывать не гоже.

Убрать соперника в сенат
Иль вдруг трибуна убивают
Тогда решалось просто. Как
Похоже и сейчас бывает.

Пример, для выборов в сенат
Любые способы годятся:
Там подкуп, взятки, звон наград
И клевета, и ложь — нормальны.

Вот Цицерон — он это знал,
Носил доспехи он под тогой,
В голосовании финал
Летальным часто был итогом.

Хоть римский суд нам всем пример,
Но тюрем не было в помине.
Изгнание или смерть — пример,
Что мог работать бы и ныне.

По мудрой квантовой теории
Частицы те, что строят мир,
Материи первичной «дольки»
К материи и не близки!

Они волной к нам прилетают
И в тех же волновых полях
Где и энергии бывают.
Они энергии родня.

Известна формула Эйнштейна,
Где скорость света есть звеном,
Материя и есть энергия!
Энергетично всё кругом!

И мысли излучают волны —
Опять с энергией есть связь!
Но что Энергия такое?
Лишь слов физическая вязь?

Энергия равна по сути
Способности, что вам дана
Потенциальная до жути
И кинетически сильна.

Энергию никто не видел!
Работу, мощность — это да.
Энергия похоже символ
Другой сегодня, чем вчера.

И в чём её не измеряют:
И в «эргах», в килловатт-часах,
В каллориях — мы это знаем,
И в джоулях и в «лошадях»

Её придумал Аристотель,
Ей Лейбниц труд свой посвятил,
Максвелл держал её в почёте,
Эйнштейн её боготворил.

Сказал всех лучше Ричард Фейнман (1)
Известный гений наших лет —
Энергия — приём удобный
Для уравнений. В жизни — нет.

(1). «Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Исключений из этого закона не существует; насколько мы знаем, он абсолютно точен. Название его — сохранение энергии. Он утверждает, что существует определённая величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлечённо. Это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число — и оно останется прежним.»
Ричард Фейнман.
(2) 1 Eh = 1.62 * 10-24 лошадиных сил*час
Энергия Хартри (обычно обозначаемая Eh) — атомная единица энергии, названная в честь английского математика и физика Дугласа Хартри. В литературе называется также «хартри». Энергия Хартри равна абсолютному значению электрической потенциальной энергии атома водорода в основном состоянии.

Чем измеряем мы успех
Чего достигли в нашей жизни?
Счет в банке? Должность? Просто смех
Достойный вашей укоризны.

Вот там девица на панели
В порту, в совсем сухой сезон
Ей день, а вам пахать недели
Так кто успешней, где резон?

Быть может — кто прожил счастливо
Всю жизнь, без тени на челе?
А Дауна синдрома диво?
Характера счастливей нет.

Быть может дом, семьи очаг,
И круг друзей, тепло и свет?
А как же Ньютон, он простак
Был без семьи. Успеха нет?

Мне кажется, что ваша жизнь,
Все то, что вы преодолели,
Вот ваш успех — живи, гордись,
Вы сами многое сумели.

Ваш путь един, не повторим
Пути простого не бывает.
Что пережили в том пути
То кроме вас никто не знает.

И ваш успех что есть внутри
То, что никто отнять не сможет
Те знания, что приобрели,
И что внутри вас греет, гложет.

Судить лишь вам и только вам,
Что стоят ваши достижения
И соответствие мечтам
Успеха или поражения.

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КАПИТАЛ

Духовной жизни капитал
Мы меряем привычной мерой —
Души «широкой», кто видал.
«Глубокой» мысли слышим эхо.

Надежда, что «не умирает»,
Идея, что всегда»жива».
И чувства, что всегда «без края»,
И иногда тоска «без дна».

Иначе мерять не дано!
Аршин духовный — нет стандарта.
Как оценить? Да, слов полно,
Что вам нельзя, но не таланту!

Поступки можно запретить —
На них мораль, на них законы.
Духовный мир — как жить, творить?
Как оценить? Где эталоны?

Мы движемся вперед беспечно
И даже те, кто на печи.
Пусть не в пространстве но мы вечно
Со временем вперед летим.

Мы знаем, что пространство-время
Вселенной суть и ее ткань
И пусть в пространстве мы на месте
Но время-жизнь несет нас вдаль.

И по дороге мы встречаем
Попутчиков, друзей, знакомых.
И что-то как-то успеваем,
Но пропускаем очень много.

Мы мерять время научились
День-ночь иль полная луна,
Сезон, посев, вдруг Нил разлился.
Жизнь родилась и жизнь прошла.

Мы время меряем дыханием —
Вдох, выдох. И песка течение,
И днем рождения, отпусками,
Разлукой, встречей — жизни бремя.

ОДИН ГОД ГАЛАКТИКИ — 226 МЛН. ЛЕТ

Привыкли время мерять “годом” —
Иль оборотом вокруг Солнца,
Но «год космический» походом —
Галактику пройти придётся..

Система Солнечная наша
Вся сформирована, как диск,
Что, в общем очень даже странно.
Других примеров — мало их.

И все планеты, все объекты
Несутся в плоскости одной
И в направлении — известном,
Все против стрелки часовой. (1)

Так в этой “Плоскости Лапласа” (2)
Мы сквозь Вселенную плывём,
Не постепенно и не плавно,
Как бы врезаемся винтом.

Ведь под углом «Лапласа Плоскость»
(Так градусов за шестьдесят)
В галактике вперёд несётся
Спирально много лет подряд.

Галактика родная наша,
Та, что зовётся «Млечный Путь»,
Она ведь тоже диск с размахом —
Его так долго обогнуть!

За всю прошедшую историю
Мы обернулись двадцать раз
Вокруг Галактики. Не более.
Был динозавров год назад. (3)

(1) Все объекты Солнечной системы удерживаются в ней за счет силы притяжения Солнца, и все они вращаются вокруг него, причем в одном направлении с вращением самого Солнца и практически в одной плоскости, которая называется плоскостью эклиптики или Плоскостью Лапласа.

(2) Плоскость Лапласа — плоскость, проходящая через центр масс Солнечной системы перпендикулярно вектору момента количества движения, иначе говоря она перпендикулярна вектору суммарного орбитального момента всех планет и вращательному моменту.
Введено в 1789 П. Лапласом, указавшим на преимущества еёиспользования в качестве основной координатной плоскости при изучении движений тел Солнечной системы

(3) Астрономы рассчитали, что один оборот вокруг центра галактики занимает у него 226 миллионов лет. Другими словами, в последний раз, когда Солнце было в его нынешнем положении в пространстве вокруг Млечного Пути, динозавры правили Землей.

За все время существования, наше светило успело только 20,4 раз, обернутся вокруг Млечного Пути, если считать, что оно образовалось 4,6 миллиарда лет назад

ДОПУСТИМ МИР НАШ НЕИЗМЕНЕН

Допустим мир наш неизменен:
В зените Солнце каждый час,
Нет ночи и нет дня для смены
И купол звёзд застыл для нас.

Всё очень просто — нет вращения
Планеты на своей оси,
Ну как Луна, и освещение
С одной лишь стороны Земли.

Нет смен сезонов. Не циклична
Погода. Смены нет ветров.
Нет фаз Луны. Пусть непривычно.
Понятие «время» тогда что?

Нет в этом мире суток более,
Часов, минут ведь тоже нет.
Природных меток, с чем не споришь,
И не найти разливов рек.

Вдруг есть пространство, но не время,
Понятие, что близко нам — как подсчитать?
Песком ли мерить?
Иль по другим каким часам?

Поскольку день всегда нам светит
Нет звёзд на небе, вот беда.
Как навигацию отметить?
Как знать как долго и куда?

А это значит нет истории,
Нет скорости и ускорения
И все, что время честно мерит —
С начала до конца творения.

Приливов нет и нет отливов
Восходов нет, закатов нет.
И «время» здесь необъяснимо.
Лишь мерять пульс, как Галилей. *

И в мире этом всё же стареют,
Рождаются, растут, живут.
Но жизни путь иначе мерят:
Делами, что оставил тут.

Возможно мерять вес и рост,
Ответить на любой вопрос,
Размеры мышц, объём груди
Все то, что внешне и внутри.
Но есть достоинство и честь,
Порядочность. То, что мы есть.
Нет мерки как и нет шкалы
Но есть событие и ты,
Когда решишь — кто ты сейчас,
И как поступишь в трудный час
Где подлость — отвернешь глаза,
Или накажешь подлеца.
Тот миг решит кто ты такой,
И жить ли сможешь сам с собой.
Твоё решение и вина.
Порядочность и честь сама,
И уважение иль позор
И для себя герой иль вор.

Я мерю меркою своей,
Иначе мерять не желаю
И жизнь, и время, и людей,
Хоть есть другие мерки, знаю.

Я верю каждый грешен в том,
Что свой аршин с собою носит.
И в случае одном, другом
Совета у аршина просит.

По разному мы понимаем
Заветы, правила морали
Все потому, что пропускаем
Все через призму наших знаний.

Что для одних звучит приказом
Другим советом еле-еле,
И наша внутренняя фаза
Вразрез быть может с общим мнением.

Не потому ль так много споров
По поводу любой идеи,
У вас ведь тоже есть свой повод
И свой аршин чтоб жизнь отмерить.

Источник

Оцените статью