- Иосиф Бродский. Предпоследний этаж
- Другие статьи в литературном дневнике:
- «Предпоследний этаж…» И. Бродский
- Анализ стихотворения Бродского «Предпоследний этаж…»
- Иосиф Бродский — Предпоследний этаж: Стих
- Анализ стихотворения «Предпоследний этаж» Бродского
- Предпоследний этаж…
- Статьи раздела литература
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Иосиф Александрович Бродский. «Предпоследний этаж…»
Иосиф Бродский. Предпоследний этаж
Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму,
чем окрестный пейзаж;
я тебя обниму
и закутаю в плащ,
потому что в окне
дождь — заведомый плач
по тебе и по мне.
Нам пора уходить.
Рассекает стекло
серебристая нить.
Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.04.2020. Рэй Брэдбери. Запах Сарсапарели
- 20.04.2020. Иосиф Бродский. Предпоследний этаж
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
«Предпоследний этаж…» И. Бродский
Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму,
чем окрестный пейзаж;
я тебя обниму
и закутаю в плащ,
потому что в окне
дождь – заведомый плач
по тебе и по мне.
Нам пора уходить.
Рассекает стекло
серебристая нить.
Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим.
Анализ стихотворения Бродского «Предпоследний этаж…»
В 1962 году на вечере у художника Тищенко Бродский познакомился с художницей Мариной Павловной Басмановой, которая на долгое время заняла главное место в его сердце. Отношения молодых людей начались практически сразу после первой встречи. По воспоминаниям современников, они представляли собой странную пару. Иосиф Александрович был общителен, остроумен и обаятелен. Марина Павловна в больших компаниях предпочитала молчать. Иногда за вечер девушка могла произнести всего пару реплик. Зато она отличалась необыкновенной красотой и особой притягательностью. Их роман – трагическая история, в которой было многое – измены Басмановой, встречи и расставания. Марина Павловна даже успела родить от Иосифа Александровича сына. Поэт хотел жениться на возлюбленной. Она безмерно дорожила своей свободой. Бродский до последнего момента надеялся, что Басманова покинет Советский Союз вместе с ним. Марина Павловна предпочла остаться на родине и воспитывать сына в одиночестве. После отъезда за границу Иосиф Александрович больше никогда ее не видел. При этом окончательно избавиться от чувств к ней поэт сумел только в конце восьмидесятых годов.
Басмановой Бродский посвятил множество стихотворений. Среди них – «Предпоследний этаж…». Точная дата создания произведения не выяснена. Как правило, в качестве границ используется целое десятилетие – шестидесятые годы. Интимная лирика Иосифа Александровича – это поэзия потерь, разрушения чувств. Ее формулу можно выразить цитатой из стихотворения «Einem alten Architecten in Rom» (1964): «…небосвод разлук несокрушимей потолков убежищ». Когда расставание еще не случилось, существует его предчувствие, что хорошо видно в «Предпоследнем этаже…». Текст окрашен в минорные тона. Герои пока вместе, но их отношения близки к завершению. Дождь в стихотворении представляется заведомым плачем по персонажам, по любви. Во второй строфе спокойно констатируется печальный факт: «Нам пора уходить». Время истекло, причем давно и навсегда. Последние три строки похожи на пророчество. Лирический герой говорит о перемене режима, словно Бродский предсказывает собственную скорую эмиграцию. Он предчувствует, что придется жить по другим брегетам, то есть в другом часовом поясе.
В 1990 году Иосиф Александрович сочетался браком со своей студенткой – Марией Соццани. Люди, знавшие поэта, утверждали, что итальянская аристократка внешне сильно похожа на молодую Басманову.
Источник
Иосиф Бродский — Предпоследний этаж: Стих
Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму,
чем окрестный пейзаж;
я тебя обниму
и закутаю в плащ,
потому что в окне
дождь — заведомый плач
по тебе и по мне.
Нам пора уходить.
Рассекает стекло
серебристая нить.
Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим.
Анализ стихотворения «Предпоследний этаж» Бродского
Произведение «Предпоследний этаж» — пример трепетной любовной лирики Иосифа Александровича Бродского, обращенный к М. Басмановой, его возлюбленной и другу.
Стихотворение написано в 1960-е годы. Его автор – едва ли не самый многообещающий молодой поэт того времени. Юноша загнан в тупик мелочным преследованием властей, даже подумывает об эмиграции. Впрочем, покинуть Родину ему придется почти принудительно, только чуть позднее. По жанру – любовная лирика, по размеру – двустопный анапест с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Рифмы открытые, закрытые. Лирические герои – влюбленные. «Раньше чувствует тьму»: высокие этажи расположены ближе к небу, а значит — к наступающей ночи. Что это за дом? Возможно, чужой, где они просто пережидали дождь. Поэтому-то они поднялись на «предпоследний», чтобы уединиться от любопытных глаз жильцов с нижних этажей. В первой строфе «я» и «ты», во второй – «мы, наше». Интонация безрадостная, может быть, даже прощальная. Она отличается какой-то пронзительной покорностью перед обстоятельствами. И хоть дата стихотворения точно не известна, но есть резон предположить, что герои расстаются, скажем, из-за суда над поэтом, после которого было объявлено о его высылке в Архангельскую область. Туда она приедет к нему.
Дождь словно заранее оплакивает их разлуку. Они еще вместе, но «навсегда истекло наше время». Значение строки «нам пора уходить» многозначно: есть и прямой, и иносказательный смысл. «Рассекает стекло серебристая нить»: они стоят, дрожа от холода, промокшие, возле окна в коридоре. По стеклу бьют струи дождя. «Переменим режим»: несколько загадочная фраза. Похоже, И. Бродский имеет в виду, что скоро за них будут решать, каким будет распорядок их дня. Едва ли будет назначен график встреч. «Дальше жить по брегетам чужим»: чужие распоряжения разлучают любящих людей. Время больше им не принадлежит. А ведь еще недавно казалось, что им принадлежит целый мир. До эмиграции оставались считанные годы. По разным причинам художница, в тот момент уже и мать его сына, не разделила с поэтом изгнание. Отныне они будут жить в разных часовых поясах, а впрочем – словно на других планетах. Сына он спустя время сможет пригласить в гости, ее же не увидит никогда. В первом восьмистишии – проявление нежности: обниму, закутаю. Метафора: стекло рассекает нить. Олицетворение: дождь-плач. «Истекло давно»: угроза расставанья давно сопровождает их, они уже почти привыкли, и вдруг – она сбылась.
Поэт И. Бродский, гонимый советской властью, создает произведение «Предпоследний этаж», где не впрямую, а метафорично, пишет о своей любви и невозможности счастья.
Источник
Предпоследний этаж…
Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму,
чем окрестный пейзаж;
я тебя обниму
и закутаю в плащ,
потому что в окне
дождь — заведомый плач
по тебе и по мне.
Нам пора уходить.
Рассекает стекло
серебристая нить.
Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Иосиф Александрович Бродский. «Предпоследний этаж…»
Понедельник, 12 Февраля 2018 г. 14:02 + в цитатник
Иосиф Александрович Бродский
Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму,
чем окрестный пейзаж;
я тебя обниму
и закутаю в плащ,
потому что в окне
дождь — заведомый плач
по тебе и по мне.
Нам пора уходить.
Рассекает стекло
серебристая нить.
Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим.
В 1962 году на вечере у художника Тищенко Бродский познакомился с художницей Марианной Павловной Басмановой, которая на долгое время заняла главное место в его сердце.
Марианна Басманова
Отношения молодых людей начались практически сразу после первой встречи. По воспоминаниям современников, они представляли собой странную пару. Иосиф Александрович был общителен, остроумен и обаятелен. Марианна Павловна в больших компаниях предпочитала молчать. Иногда за вечер девушка могла произнести всего пару реплик. Зато она отличалась необыкновенной красотой и особой притягательностью. Их роман – трагическая история, в которой было многое – измены Басмановой, встречи и расставания. Марианна Павловна даже успела родить от Иосифа Александровича сына.
Марианна Басманова с сыном Андреем
Поэт хотел жениться на возлюбленной. Она безмерно дорожила своей свободой. Бродский до последнего момента надеялся, что Басманова покинет Советский Союз вместе с ним. Марианна Павловна предпочла остаться на родине и воспитывать сына в одиночестве. После отъезда за границу Иосиф Александрович больше никогда ее не видел. При этом окончательно избавиться от чувств к ней поэт сумел только в конце восьмидесятых годов.
Басмановой Бродский посвятил множество стихотворений. Среди них – «Предпоследний этаж…». Точная дата создания произведения не выяснена. Как правило, в качестве границ используется целое десятилетие – шестидесятые годы. Интимная лирика Иосифа Александровича – это поэзия потерь, разрушения чувств. Ее формулу можно выразить цитатой из стихотворения «Einem alten Architecten in Rom» (1964): «…небосвод разлук несокрушимей потолков убежищ». Когда расставание еще не случилось, существует его предчувствие, что хорошо видно в «Предпоследнем этаже…». Текст окрашен в минорные тона. Герои пока вместе, но их отношения близки к завершению. Дождь в стихотворении представляется заведомым плачем по персонажам, по любви. Во второй строфе спокойно констатируется печальный факт: «Нам пора уходить». Время истекло, причем давно и навсегда. Последние три строки похожи на пророчество. Лирический герой говорит о перемене режима, словно Бродский предсказывает собственную скорую эмиграцию. Он предчувствует, что придется жить по другим брегетам, то есть в другом часовом поясе.
В 1990 году Иосиф Александрович сочетался браком со своей студенткой – Марией Соццани.
Мари
Мария Соццани и Иосиф Бродский
Люди, знавшие поэта, утверждали, что итальянская аристократка внешне сильно похожа на молодую Басманову.
Источник