- Сознание и деятельность
- От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению
- Что такое деятельность
- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- Библиотека Михаила Грачева
- Гегель Г.В.Ф.
- Философская пропедевтика
Сознание и деятельность
От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению
Решающую роль в развитии человеческого рода сыграли три фактора — прямохождение, трудовая деятельность и мышление. Их результатом стало появление человеческого сознания и человеческой культуры.
Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далёких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание (т. е. осмысление своих собственных чувств и наблюдаемых вещей) с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени ещё носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе ещё было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Качественный сдвиг в труде и сознании произошёл с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление.
Слово «сознание» указывает на совместное его действие с знанием.
Сознание — способность идеального воспроизведения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
Сознание правильнее всего трактовать в двух значениях, а именно как: 1) самую абстрактную, предельную философскую категорию, парную бытию; 2) обыденное понятие, обозначающее общую способность ориентироваться в мире, с помощью разума контролировать свои действия. Когда говорят, что человек вышел на улицу и неожиданно потерял сознание, то подразумевают второе, обыденное словоупотребление понятия «сознание». Потерять сознание в данном случае означает утратить нечто большее, чем только память или здравый рассудок. Можно оставаться в полном сознании, но при этом не уметь или не иметь возможности правильно, разумно рассуждать, анализировать явления, систематизировать их.
В психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие.
Что такое деятельность
Есть ли деятельность у людей? Да! А у животных? Нет! Попробуем разобраться, почему у животных нет деятельности? Поведением животных руководят инстинкты, действиями человека — разумные цели и мотивы.
Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, но только человеческой, поскольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Однако активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой и светочувствительной реакцией на неё, в частности тропизмом. Активность животных включает лишь элементарные формы поведения, приспособления к среде и научение. Активность человека не только более многообразна — по формам, видам и сферам проявления, но и многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обе характеристики — познание и творческое преобразование — присущи только человеку, но отсутствуют в активности растений и животных. Поэтому в научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.
Источник
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
Библиотека Михаила Грачева
предыдущая
следующая
оглавление
Гегель Г.В.Ф.
Философская пропедевтика
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: 2 т. – Т. 2. /
Сост., общ. ред. А.В. Гулыги. – М.: Мысль, 1971. С. 7–209.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
ВТОРОЙ КУРС. СРЕДНИЙ КЛАСС
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И ЛОГИКА
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА, ИЛИ НАУКА О СОЗНАНИИ
Наше обычное знание представляет себе лишь предмет, который оно знает, но в то же время не представляет себе себя, т.е. самого знания. Целое же, которое налицо в знании, это не только предмет, но и Я , которое знает, а также взаимоотношение между мной и предметом – сознание.
В философии определения знания рассматриваются не односторонне, только как определения вещей, а вместе с знанием, которому они принадлежат по меньшей мере настолько же, насколько и вещам; иначе говоря, они берутся не только как объективные, но и как субъективные определения, или скорее как определенные виды отношения объекта и субъекта друг к другу.
Поскольку в знании находятся вещи и их определения, то, с одной стороны, возможно представление, что они существуют вне сознания сами по себе и даются сознанию просто как нечто чуждое и готовое. С другой же стороны, поскольку для знания настолько же [c.79] существенно и сознание, становится возможным также и представление, что сознание само создает себе этот свой мир и само своими действиями и своей деятельностью целиком либо отчасти производит или модифицирует определения этого мира. Первый способ представления называется реализмом, второй – идеализмом. Здесь следует рассматривать всеобщие определения вещей только вообще как определенное отношение объекта к субъекту. Субъект, мыслимый более определенно, есть дух. Дух проявляет себя, существенно соотносясь с каким-либо существующим предметом, в этом смысле он есть сознание. Учение о сознании есть поэтому феноменология духа. Дух же в плане его самодеятельности внутри себя самого и по отношению к себе независимо от отношения к чему-либо другому рассматривается в специальной науке о духе, в психологии.
Субъект, мыслимый более определенно, есть дух. Дух проявляет себя, существенно соотносясь с каким-либо существующим прежметом, в этом смысле он есть сознание. Учение о сознании есть поэтому феноменология духа.
Дух же в плане его самодеятельности внутри себя самого и по отношению к себе независимо от отношения к чему-либо другому рассматривается в специальной науке о духе, в психологии.
Сознание есть, собственно говоря, знание о каком-либо предмете, безразлично, внешний он или внутренний, предстает ли он перед духом без участия духа или же произведен этим духом. Дух рассматривается в плане его деятельности, если определения его сознания приписываются ему самому.
Сознание есть определенное отношение Я к предмету. Если исходить из предмета, то можно сказать, что сознание различается в соответствии с различием предметов, которыми оно обладает. [c.80]
В то же время, однако, и предмет по сути дела определен соответственно сознанию. Различие предмета можно поэтому, наоборот, рассматривать как зависящее от развития сознания. Эта обоюдность выступает в сфере явлений самого сознания и не решает упомянутого выше (§ 3) вопроса о том, как само по себе обстоит дело с этими определениями.
Соответственно различию своего предмета сознание вообще имеет три ступени. А именно предмет есть либо противостоящий Я объект, либо само Я, либо нечто предметное, которое столь же принадлежит и Я, – мысль. Эти определения не взяты эмпирически извне, но они суть моменты самого сознания. Таким образом, существуют:
1) сознание вообще,
Первая ступень. Сознание вообще
Сознание вообще бывает 1) чувственным, 2) воспринимающим и 3) рассудочным.
А. Чувственное сознание
Простое чувственное сознание – это непосредственная достоверность некоторого внешнего предмета. Выражением непосредственности такого предмета, является то, что он есть, и притом есть предмет этот, существующий теперь, во времени, и здесь, в пространстве, совершенно отличный от всех остальных предметов и вполне определенный в себе самом. [c.81]
Как это теперь, так и это здесь суть нечто исчезающее. “Теперь”, существуя, уже не существует больше, потому что его уже сменило другое “теперь”, которое, однако, исчезло столь же непосредственно. Тем не менее “теперь” остается. Это остающееся “теперь” есть всеобщее “теперь”, есть и то, и это “теперь”, и ни одно из них. Это “здесь”, которое я имею в виду и на которое показываю, имеет правую и левую стороны, верх и низ, заднюю и переднюю часть и т.д. до бесконечности; иными словами, показанное “здесь” не есть простое и, следовательно, определенное “здесь”, а представляет собой совокупность многого. Таким образом, поистине существующим является не абстрактная чувственная определенность, а всеобщее.
Восприятие имеет предметом уже не чувственное, поскольку оно непосредственно, а чувственное, поскольку оно существует одновременно и как нечто всеобщее. Восприятие – это смесь чувственных определений и определений рефлексии.
Предмет этого сознания поэтому вещь с ее свойствами. Чувственные свойства a) даны сами по себе и непосредственны в чувстве, и в то же время определены благодаря соотношению с другими и опосредствованы; b) они принадлежат одной вещи и в этом смысле, с одной стороны, заключены в ее единичности, с другой же стороны, обладают всеобщностью, вследствие которой выходят за пределы этой единичной вещи и одновременно являются независимыми друг от друга.
Поскольку свойства сущностно опосредованны, они зависят в своем существовании от чего-то другого [c.82] и изменяются. Они суть только акциденции. Вещи же в силу того, что их свойства составляют их суть, так как именно свойствами они как раз и отличаются друг от друга, прекращают свое существование вместе с изменением их свойств и представляют собой чередование возникновения и исчезновения.
В этом изменении не только вот это нечто снимает себя и становится чем-то иным, но исчезает и это иное. Но иное иного, или изменение изменчивого, есть становление постоянного, существующего по себе и внутреннего.
Итак, предмет получил то определение, что он обладает a) некоторой совершенно акцидентальной стороной, но b) обладает также и существенной стороной, постоянными свойствами. Сознание, поскольку для него предмет обладает этим определением, представляет собой рассудок, считающий вещи в восприятии лишь явлениями и рассматривающий внутреннее в вещах.
Внутреннее в вещах то в них, что отчасти не зависит от явления, именно от его многообразия, представляющего собой нечто по отношению к самому себе внешнее, отчасти же то, что своим понятием связано с явлением. Поэтому внутреннее есть 1) простая сила, которая переходит к наличному бытию, к проявлению.
2) При этом различении сила остается тождественной во всей чувственной разности явлений. Закон явления есть его спокойное, всеобщее отражение. Он представляет собой некоторое отношение всеобщих [c.83] постоянных определений, различие которых сперва выступает в законе как внешнее различие закона. Хотя из всеобщности и устойчивости этого отношения вытекает его необходимость, но это различение не оказывается таким определенным в себе и внутренним различением, при котором одно из определений непосредственно содержится в понятии другого.
Это понятие, примененное к самому сознанию, дает следующую ступень сознания. До сих пор в отношении к своему предмету сознание было чем-то чуждым и безразличным. Теперь же, когда различие вообще сделалось различием, которое в равной мере не является таковым, существовавший до сих пор способ отличения сознания от его предмета теряет силу. Теперь сознание имеет предмет и относится к иному, которое, однако, не является непосредственно иным. Оно, таким образом, имеет в качестве предмета себя самого.
Иными словами, непосредственно: внутреннее в вещах есть мысль, или же понятие о вещах. Когда сознание имеет своим предметом внутреннее, оно имеет этим предметом мысль, или, что то же, свою собственную форму или рефлексию, т.е. вообще самого себя.
Вторая ступень. Самосознание
Как самосознание Я созерцает само себя, к выражением его в его чистоте является Я = Я , или: Я есть Я .
Этот принцип самосознания лишен всякого содержания. Стремление самосознания в том и состоит, чтобы [c.84] реализовать свое понятие и полностью осознать себя. Самосознание является поэтому 1) деятельным: снимает инобытие предметов и отождествляет их с собой, 2) отчуждает само себя и тем сообщает себе предметность и наличное бытие. И то и другое представляет собой одну и ту же деятельность. Быть определенным для самосознания то же самое, что самому определить себя, и наоборот. Оно само себя порождает как предмет.
В своем образовании, или движении, самосознание проходит три ступени: 1) вожделение (Begierde), связанное с направленностью самосознания на другие вещи; 2) отношение господства и рабства, связанное с направленностью самосознания на другое, не равное ему самосознание; 3) всеобщее самосознание, узнающее себя в других самосознаниях, и притом признающее себя равным им, как и они признают себя равными ему самому.
Итак, обе стороны самосознания, полагающая и снимающая, непосредственно соединены друг с другом. Самосознание, полагая себя через отрицание инобытия, является практическим сознанием. Таким образом, если внутри подлинного сознания, которое называется также теоретическим, его собственные определения и определения предмета изменялись сами по себе, то теперь это происходит благодаря деятельности самого сознания, и притом для него. Оно сознает, что эта снимающая деятельность принадлежит ему. В понятии самосознания заключается определение еще не реализованного различия. Поскольку в общем-то это различие делается в самосознании заметным, самосознание ощущает внутри самого себя некоторое инобытие, какое-то отрицание самого себя, иначе говоря, чувствует какой-то недостаток, испытывает некоторую потребность. [c.85]
Это ощущение своего инобытия противоречит равенству самосознания с самим собой. Ощущаемая необходимость снять это противоречие есть побуждение. Перед самосознанием как сознанием отрицание, или инобытие, предстает в виде внешней, отличной от него вещи, которая, однако, уже определена самосознанием 1) как нечто соответствующее побуждению и 2) как нечто негативное в себе, чье существование (Bestehen) должно быть снято этой самостью и приведено в равенство с нею.
Таким образом, деятельность вожделения снимает инобытие предмета, его существование вообще, и соединяет предмет с субъектом, вследствие чего вожделение удовлетворяется. Последнее, стало быть, обусловлено: 1) внешним, безразлично по отношению к нему существующим предметом, иначе говоря, сознанием; 2) деятельность вожделения приводит к удовлетворению только посредством снятия предмета. Самосознание приходит, следовательно, только к своему самоощущению.
На ступени вожделения самосознание относится к себе как единичное самосознание. На этой ступени оно связано с лишенным самости предметом, который в себе и для себя является иным предметом, нежели самосознание. Последнее поэтому достигает своего равенства с самим собой в отношении предмета только путем снятия предмета. Вожделение, собственно говоря, 1) разрушительно; 2) удовлетворяя его, самосознание приходит поэтому только к самоощущению того, что субъект как единичный существует для себя, т.е. к неопределенному понятию о субъекте, связанном с объективностью. [c.86]
В. Господство и рабство
Понятие о самосознании как некотором субъекте, который в то же время существует объективно, указывает на то обстоятельство, что для этого самосознания существует некоторое другое самосознание.
Самосознание, существующее для некоторого другого самосознания, существует не как простой объект последнего, а как его другая самость. Я отнюдь не является абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет никакого различия, никакого определения. Поскольку Я выступает как предмет Я, оно существует для него с этой стороны как то же самое. В другом оно созерцает самого себя.
Это самосознание одного [ Я ] в другом есть 1) абстрактный момент их тождественности; 2) но каждое Я имеет также и то определение, что для другого Я оно выступает как внешний объект и в этом смысле как непосредственное, чувственное и конкретное наличное бытие; 3) каждое [ Я ] существует абсолютно для себя и особняком по отношению к другому [ Я ] и требует того, чтобы и для другого быть таким же и считаться тем же, созерцать в другом свою свободу как свободу чего-то существующего для себя, иначе говоря, быть им признанным.
Чтобы сделать себя значимым в качестве свободного и быть признанным, самосознание должно представить себя другому как свободное от природного наличного бытия. Этот момент необходим как и момент свободы самосознания внутри себя. Абсолютное равенство Я с самим собой по существу не непосредственно, но оно создается снятием чувственной непосредственности, [c.87] вместе с чем самосознание превращается для другого в свободное и независимое от чувственного. Так оно выказывает себя соответствующим своему понятию, и, благодаря тому что оно придает Я реальность, оно должно быть признано.
Но самостоятельность является свободой не столько вне и от непосредственного чувственного, непосредственно наличного бытия и свободой от него, сколько скорее внутри последнего. Оба этих момента одинаково необходимы, однако ценность их не одинакова. Когда появляется неравенство, заключающееся в том, что для одного из двух самосознаний имеет существенное значение свобода, а не чувственное наличное бытие, для другого же это последнее, а не свобода, то при обязательном взаимном признании в определенной деятельности между ними возникает отношение господства и рабства или вообще служения и покорности. Это различие самостоятельности дано как непосредственное отношение природы.
Поскольку каждое из двух противостоящих друг другу самосознаний, несомненно, стремится к тому, чтобы по отношению к другому самосознанию и для другого самосознания доказать и утвердить себя в качестве некоторого абсолютного для-себя-бытия, то самосознание, которое свободе предпочитает жизнь, вступает в отношении рабства и тем самым показывает, что оно не способно в себе самом абстрагироваться для своей независимости от своего наличного бытия.
Эта чисто негативная свобода, состоящая в абстрагировании от своего природного наличного бытия, не соответствует, однако, понятию свободы, ибо последняя есть равенство самому себе в инобытии и заключается отчасти в созерцании своей самости [c.88] в другой самости, а отчасти в свободе не от наличного бытия вообще, но внутри наличного бытия. Истинная свобода сама обладает наличным бытием. Услужающий лишен самости. В качестве своей самости он имеет другую самость. Он отчужден от себя, снят в господине как единичное Я и созерцает свою существенную самость как нечто иное. Господин же, напротив, в услужающем созерцает другое Я как снятое, а свою собственную единичную волю как сохраненную. (История Робинзона и Пятницы.)
Это отчуждение отдельности как самости есть момент, посредством которого самосознание совершает переход к тому, чтобы быть всеобщей волей, совершает переход к позитивной свободе.
С. Всеобщность самосознания
Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какую-то особенную, отличную от других, а как на [c.89] существующую по себе, всеобщую самость. Такою самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и таким оно признается ими.
В плане этой своей существенной всеобщности самосознание для себя реально лишь тогда, когда оно сознает в другом свое отражение (я знаю, что другие знают меня в качестве самих себя) и, принадлежа как чистая духовная всеобщность семье, отечеству и т.д., знает себя как существенную самость. (Это самосознание – основа всяких добродетелей, любви, чести, дружбы, храбрости, всякой самоотверженности, всякой славы и т.д.)
Третья ступень. Разум
Разум – это высшее соединение сознания и самосознания, т.е. знания о предмете и знания о себе. Он есть достоверность того, что его определения являются столь же предметными определениями, определениями сущности вещей, сколь и нашими собственными мыслями. Он столь же есть достоверность его самого, субъективность, сколь и бытие, или объективность, в одном и том же мышлении.
Или же то, что мы постигаем посредством разума, представляет собой 1) содержание, которое не только состоит из наших чистых представлений или мыслей, созданных нами для себя, но и заключает существующую в себе и для себя сущность предметов и обладает объективной реальностью, 2) созерцание, которое не является чуждым для Я, данным ему, но проникнуто последним, усвоено им, тем самым столь же и произведено. [c.90]
Знание разума есть поэтому не только субъективная достоверность, но и истина, так как истина заключается в соответствии или скорее в единстве достоверности и бытия или предметности. [c.91]
9 Писистрат (ум. 527 г. до н. э.) – афинский тиран, младший современник Солона. Солон (около 638–558 гг. до н.э.) – знаменитый афинский реформатор и законодатель. Ср. оценку Писистрата в “Философии истории” Гегеля: “Господство Писистрата и его сыновей, по-видимому, было необходимо для того, чтобы приучить их к порядку и миру, а граждан – к законодательству Солона” (Сочинения, т. VIII, стр. 243).
Источник