Предложение усиливающее эмоциональность высказывания это

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство

Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта!

Виды риторического восклицания

Видами риторического восклицания являются:

  • Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение

O tempora, o mores!

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!

  • Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки

Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!)

См. также

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Риторическое восклицание» в других словарях:

риторическое восклицание — сущ., кол во синонимов: 6 • аганактезис (1) • катаплока (1) • риторическая фигура … Словарь синонимов

риторическое восклицание — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о … Словарь литературоведческих терминов

риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Риторика: Словарь-справочник

риторическое восклицание — , я. Синтаксическая фигура2, выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. Когда то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин) … Учебный словарь стилистических терминов

Риторическое обращение — Риторическое обращение стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… … Википедия

Риторический вопрос — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае… … Википедия

Эротема — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В… … Википедия

Риторический вопрос — РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление… … Литературная энциклопедия

Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

Источник

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).

Таблица с примерами

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;

Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).

Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)

Изумительный наш народ;

Рассказать тебе я хотел бы одну историю.

Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)

Виды фигур Определение Примеры
Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств
Анафора повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его
Хиазм перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях
Инверсия нарушение обычного порядка слов
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)
Каламбур игра слов, где в тексте создает комический эффект

не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого)

Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)

Источник

Как использовать синтаксические средства выразительности в русском языке

Что такое синтаксические средства выразительности

Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.

Что такое фигуры речи и какие они бывают

Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.

Риторический вопрос
Риторическое восклицание в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Риторическое обращение фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
Умолчание намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).
Многосоюзие повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)
Бессоюзие построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)
Эллипсис пропуск подразумеваемого слова Не тут-то (было)!
Оксюморон соединение логически несовместимых понятий

Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.

  1. Одночленная (то есть простая) антитеза – характеризуется одной антонимичной парой в составе антитезы: «Сильные — уходили, слабые — уживались, и жизнь в сонном городке вокруг мертвого замка брала свое». (Короленко В.Г. История моего современника).
  2. Сложная (многочленная) антитеза – характеризуется наличием нескольких антонимичных пар в составе антитезы: «Я — раб, я — царь, я — червь, я — бог!» Субстанция-то одна, что у червя, что у Гете». (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)
  • сопоставление понятий, а также образов, которые, так или иначе, контрастируют друг с другом:

«На жизненной стезе
‎Оставив след загадочный и странный,
Являясь ангелом в грозе
И демоном у пристани желанной, —
‎Погибла ты…» (Некрасов Н. А., Несчастные («Тяжел мой крест: уединенье. »)

«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)

Антитеза помогает глубоко раскрыть образы литературных героев, противопоставляя идеи, характеры, события, которые появляются в произведении. Яркий пример — произведение «Принц и нищий» Марка Твена.

«Третья группа представляла «Действия злых сердец»: она изображала ястреба, терзающего голубя, паука, спускающегося на муху, кошачью голову, с мышью в зубах, лисицу, давящую петуха. Эту группу заключал нестройный хор музыки; музыканты были наряжены в виде разных животных». (Гейнце Н.Э. Людоедка)

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет». (Блок А.А. Ночь, улица, фонарь, аптека)

Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).

Виды градации:

  1. Градация, идущая по «восходящей»: элементы выстроены в таком порядке, чтобы усиливать общее эмоциональное значение выражения. «По всем данным и по всему, что я знаю, что исповедуют все, говорит себе рабочий человек, — я бы должен быть свободен, равен всем другим людям, любим, а я — раб, я унижен иненавидим». (Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание)
  2. Градация, идущая по «нисходящей». Элементы предложения выставлены в таком порядке, чтобы эмоциональная напряженность убывала, «успокаивалась». «Отчаянный рев ветра сменяется тогда тоскливым плачем и ропотом». (Григорович Д.В. Рыбаки)

Функции градации:

  1. Придает даже «серому» (неокрашенному эмоционально) предложению эмоциональную окраску.
  2. Создает остроту и придает выразительность высказыванию.
  3. Придает излишнюю эмоциональность высказываниям героев.
  4. Показывает противоречия души (внутреннего мира) героя.

Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.

В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.

Часто инверсия используется в лирике. Например, у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Парус».

Виды инверсии:

  1. Смена местоположения слов в предложении. «Скажу еще более: чтобы доставить истинную пользу тем, кому служу, я должен был сначала делать им зло».(Лажечников И.И. Последний Новик. Том 1)
  2. Слова разбавлены словосочетаниями или же вставными словами. «А я стою, голосом реву, слезами плачу, вышел уже изо всякого терпения, нет моей мочи». (Короленко В.Г. Фёдор Бесприютный)
  3. «Расширенная» инверсия — двойная инверсия. «В остальные же дни он никогда не обедал дома, а в излюбленном им трактире на Театральной площади». (Гейнце Н.Э. В тине адвокатуры)

Функции инверсии:

  1. Приобретение инверсированным словом стилистической выразительности.
  2. Приобретение смысловых акцентов в предложении.
  3. Создание эффекта загадочности или, наоборот, точности высказывания.

«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». (Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву)

Эллипсис — синтаксическая фигура, характеризующаяся «умалчиванием» одного из компонентов предложения. Обычно «умалчивается» сказуемое с целью сделать текст более выразительным, динамичным, передать незавершенность высказывания.

«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)

Виды эллипсиса:

Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.

«А странный вы господин! — начала, подумав, Даша. — Громами гремите против предрассудков, а самим ух жутко, если дело начистоту выходит! Что же вам! Разве вы не любите сестры или стыдитесь быть ее, как они говорят «коханком»?» (Лесков Н.С. Обойдённые) — пропущен глагол «становится»

Цели эллипсиса:

В художественном тексте выражает эмоциональное состояние героев, их чувства (шок, взволнованность и другие), увеличивает динамику происходящего. «Казак тотчас на коня и верхом выехал на берег. Арсеньев В. К., По Уссурийскому краю) — пропущен глагол «влез»

Лирическое усиление художественной выразительности:

«Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мёртвому — дроги.
Каждому — свое». (Цветаева М. Зверю – берлога)

Имитация настоящего диалога в тексте:
«Тогда еще вечер был, и солнце на вас обоих так…, а я сидел в углу и трубку курил да на вас смотрел… Я, Сережа, каждый месяц к ней на могилу, в город, езжу, – прибавил он пониженным голосом, в котором слышались дрожание и подавляемые слезы. – Я об этом сейчас Насте говорил: она сказала, что мы оба вместе будем к ней ездить…» (Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели)

Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.

«Пот неудержимо бежал у меня по лбу из-под белого колпака, и марлей Пелагея Ивановна вытирала соленый пот». (Булгаков М.А. Записки юного врача)

Функция эпифоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Служит для передачи уверенности, фиксируется на следствии явления или действия.

Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.

«Только ветер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полет,

Только кровь, что наполнила вены…» (Багрицкий Э.Г. Моряки)

Функции анафоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Усиливающая.
  3. Придает динамичность речи.

Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.

Для чего нужен параллелизм?

Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.

«Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?» (Ахматова А.А. Помолись о нищей)

Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)

«Муть вина, нагие кости,
Пепел стынущих сигар,
На губах – отрава злости,
В сердце – скуки перегар. » (Анненский И.Ф. Трактир жизни)

Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.

Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.

Функции риторического вопроса:

  1. Усилительная (подчеркивание той или иной фразы, слова, словосочетания).
  2. Акцентологическая.

«Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его?» (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)

«Что в ненависти моей к людям нашей земли заключалась всегда тоска: зачем я не могу ненавидеть их, не любя их, зачем не могу не прощать их, а в любви моей к ним тоска: зачем не могу любить их, не ненавидя их?» (Достоевский Ф.М. Сон смешного человека)

«А судьи кто?» (Грибоедов А.С. Горе от ума)

Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.

«Багратион молчал, пораженный тяжелым зрелищем живого трупа, каким выглядел Александр Васильевич. Последний продолжал после минутной паузы. » (Гейнце Н.Э. Генералиссимус Суворов)

«Охрипшие и надсаженные голоса арфисток неприятно резали непривычное ухо; на каждом шагу так и обдавало ярмарочным кабаком с его убогой роскошью и беспросыпным, отчаянным пьянством». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)

Функции оксюморона:

  1. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.
  2. Употребление оксюморонов — это один из способов построения фантастических миров, свободных от некоторых правил, обязательных для нашего мира.
  3. Оксюмороны используются как средство для привлечения внимания.

Источник

Оцените статью
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ФУНКЦИЯ
Бессоюзие — синтаксический прием, при котором союзы в предложении опускаются.
Многосоюзие — синтаксический прием, характеризующийся повтором одного и того же союза. «Младший, Степан, пошел по торговой части и помогал отцу, но настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем и глух; его жена Аксинья, красивая, стройная женщина, ходившая в праздники в шляпке и с зонтиком, рано вставала, поздно ложилась и весь день бегала, подобрав свои юбки и гремя ключами, то в амбар, то в погреб, то в лавку, и старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслил в женской красоте». (Чехов А.П. В овраге)
Вопросно-ответная форма изложения — синтаксический прием, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ. «Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (Горький Максим. Лето)