Предельно обостренное противоречие связанное с острыми эмоциональными переживаниями

Текст книги «Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов»

Автор книги: Лев Мардахаев

Жанр: Словари, Справочники

Текущая страница: 10 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

КОНТРОЛЬ (от франц. contr-rôlе, отcontre – против+ rôе – список) – наблюдение в целях надзора и выявления отклонений от заданной цели и их причин; функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

КОНТРОЛЬ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ – прямое социальное давление, которое испытывает человек со стороны окружающих. Часто встречается в различных неформальных и формальных группах. Средствами социального давления являются: смех или насмешки, злость, критические слова, поднятые брови и пр.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – элемент социальных институтов, посредством которого обеспечивается следование социальным нормам: различные формы и способы воздействия на личность, применяемые социальными группами и общностями для регуляции поведения их членов в целях приведения его в соответствие с общепринятыми нормами; механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее посредством нормативного (морального, правового, административного и т. д.) регулирования поведения людей. Функция К. с. – создание условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности, позитивных изменений в системе. Осуществляется через множество реакций на поведение индивида: механизм власти, целенаправленное и стихийное применение социальных санкций организациями, членами групп и коллективов, а также участниками неорганизованного социального взаимодействия (например, толпы).

КОНТРОЛЬ ФОРМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ – действия организаций и групп, которые существуют для поддержания норм (например, милиция, суды, администрация и пр.).

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ (от лат. confessionalis) – относящийся к отдельной вере, религии, церкви.

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – уровень включения человека в систему тех или иных религиозных ценностей, традиций, приоритетов, обрядов. К. к. предполагает определенный объем различных конфессиональных знаний, которые позволяют человеку наиболее конструктивно строить свои отношения с представителями различных конфессий.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ – учебные заведения, содержащиеся религиозными организациями и ставящие целью распространение определенного вероисповедания.

КОНФЕССИЯ (от лат. confessio – исполнение веры) – вероисповедание.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. confidentia – доверие) – в социальной педагогике – сохранение специалистом в тайне информации, полученной в ходе диагностики, терапии или консультирования; этический принцип, в соответствие с которым социальный педагог в работе с несовершеннолетними не имеет права раскрывать информацию о ребенке, способную повредить ему (некоторые данные о его личности, материалы из анамнеза, сведения об усыновлении). В особых случаях определенная информация должна быть предоставлена в органы власти. Как правило, это данные о совершённых преступлениях, подозрения в жестоком обращении с ребенком, которые могут стать основанием для возбуждения судебного преследования.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus – столкновение) – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Выделяют К. внутренний (внутриличностный) и К. внешний (межличностный, межгрупповой).

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ – столкновение в характере человека примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, влечений и т. п.; разлад мысли и чувства.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ – трудно разрешимое противоречие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия, нарушающее их нормальное взаимоотношение.

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ – процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенческий конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт).

КОНФЛИКТ ПРОДУКТИВНЫЙ (КОНСТРУКТИВНЫЙ) – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

КОНФЛИКТ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно целей друг друга, возникающих при необходимости перехода к новым организационным структурам.

КОНФЛИКТ СЕМЕЙНЫЙ – определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы; форма, способ выражения, проявления и разрешения противоречий в развитии и функционировании семьи.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций. К. с. подразделяются на межличностные, личностно-групповые, внутри– и межколлективные, корпоративные, партийные, классовые, этнические, региональные и т. п.

КОНФЛИКТНОСТЬ – склонность к противостоянию в общении, к частому вступлению в споры, неумение договариваться, находить компромисс.

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis – подобный, единообразный) – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, стремление приспособить свое поведение к их требованиям.

* Нонконформизм (от англ, nonconformists) – инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю; стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем (синоним – негативизм).

КОНФОРМИЗМ ЛИЧНОСТИ В МИКРОГРУППЕ – полное (значительное) приспособление личности к динамике процессов, происходящих в микрогруппе, ее деформация в соответствии с микроклиматом.

КОНФОРМИСТ (от лат. conformist – согласный) – приспособленец, пассивно принимающий существующий порядок.

КОНФОРМНОСТЬ (от лат. conformis – подобный, сходный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

КОНФРОНТАЦИЯ – тип взаимоотношений между социальными субъектами, основанный на противопоставлении их потребностей, интересов и действий.

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio – восприятие) – система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформы, программ, проектов, планов.

КООПЕРАЦИЯ (от лат. cooperatio – сотрудничество) – сотрудничество, способствующее организации и достижению положительных результатов в совместной деятельности.

КООРДИНАТОР – специалист, организующий социально-педагогическое посредничество.

КООРДИНАЦИЯ (от лат. coordinatio – расположение в порядке) – составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы. В качестве координируемых могут выступать педагогические работники, а также организации и учреждения, вовлеченные в процесс функционирования и развития образования.

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ (от англ. to соре – справиться, выдержать, совладать; coping behavior – совладающее поведение) – адаптивное, совпадающее поведение субъекта, направленное на преодоление стресса (американский психолог А. Маслоу, 1987 г.). Выделяют активную (активное целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации) и пассивную форму копинг-поведения (пассивное пользование различных механизмов психологической защиты, направленные на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации).

КОРРЕКТИРОВАНИЕ, КОРРЕКТИРОВКА (от лат. correctio – исправление, поправка) – частичное изменение, исправление, поправки, вносимые в прогнозы, планы, проекты, программы, расчеты.

КОРРЕКТНОСТЬ (от лат. correctus – исправленный, улучшенный) – тактичность в обращении с людьми, вежливость, учтивость, точность, правильность, четкость.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА – реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии ребенка.

КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА – наука о воспитании и обучении детей с различными отклонениями в развитии.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков воспитания детей и подростков. Термин появился в конце XIX – начале XX вв. в трудах М. Монтессори и О. Декроли и использовался применительно к работе с умственно отсталыми детьми. В отечественной социальной педагогике понятие К.-в. р. имеет более широкий смысл и охватывает различные категории детей и подростков, нуждающихся в социально-педагогической коррекции.

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – особый вид обучения, цель которого – частичное или полное преодоление конкретной недостаточности ученика, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с группой детей и подростков, которые имеют отклонения в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции этих детей и подростков в социум.

КОРРЕКЦИЯ (от лат. correctio – исправление, поправка) – исправление недостатков.

КОРРЕКЦИЯ (в социальной педагогике) – система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.

КОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – комплекс учебно воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (ПСИХОКОРРЕКЦИЯ) – направление реабилитационной, коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии личности.

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ – комплекс мер, направленных на преодоление тех психологических, педагогических и социальных отклонений у человека, которые отражаются на его социальном статусе и возможностях самореализации в среде жизнедеятельности.

КОРРЕЛЯЦИЯ (от лат. correlatio – соотносить) – соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий.

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites – гражданин мира) – идеологическое течение, проповедующее отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creatio – созидание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

КРИЗИС (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние. К. -внутренний конфликт, переживаемый человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные способы приспособления к среде оказываются неэффективными.

КРИЗИС СЕМЬИ – состояние семьи как социального института, которое следует отличать от гибели или распада семьи (родительского «ядра») на финальном этапе ее жизненного цикла и от разного рода стрессовых ситуаций, ведущих к неполному семейному циклу

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ – возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Термин ввел отечественный психолог Л.С. Выготский. Он выделял К. в.: новорожденно-сти, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет.

КРИЗИСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ – трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, так как всё якобы слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, подростка и перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.

КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

КРИТЕРИИ ОТБОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛИТАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ – перечень требований, необходимых для получения образования в элитарных образовательных учреждениях, определяемых уставом, учредителем на основе диагностических методик при выявлении творческого потенциала и известных общественности.

КРИТИКА (от греч. kritikē – искусство разбирать, судить) – разбор, обсуждение чего-либо с целью дать оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА – разработана постмодернистами, утверждающими, что обучение должно строиться на подготовке детей к возможным ситуациям в их настоящем и будущем. К. п. убеждает детей в том, что все мы живем сегодня во фрагментарном мире, в котором не осталось ничего постоянного и определенного. Этим типом педагогики отвергается возможность преподавания единственной истины и заявляется, что существует множество способов взглянуть на мир; все зависит от ситуации, в которой находится наблюдатель.

КРИТИЧНОСТЬ – осознание своих упущений, трудностей и проблем; склонность относиться ко всему с критикой, находить везде недостатки, противоречия.

КРУГ ЗАБОТЫ – одна из форм реализации социально-педагогического посредничества, подразумевающая создание эквивалента первичной социальной среды (проводится в случае, когда фактически разрушена или отсутствует семья), поддерживающей ребенка.

КРУГОЗОР РЕБЕНКА – реальный объем знаний и интересов ребенка, определяющие развитие его личности, творческих возможностей и способностей.

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869–1939) – государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936), Почетный член Академии наук СССР (1931). Родилась в Петербурге. Окончила женскую гимназию княгини А. А. Оболенской с Золотой медалью и педагогический класс при ней. Участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1917–1920), руководила деятельностью научно-педагогической секции ГУСа. До 1917 г. активно сотрудничала в журнале «Свободное воспитание и свободная школа». К. принадлежит множество статей по проблемам самоуправления, воспитательной роли среды, социальному воспитанию.

КРУШЕНИЕ БРАКА – ситуация, при которой один или оба супруга считают, что их брак потерял смысл. Часто дело кончается разводом, но порой супруги остаются вместе «ради детей», обрекая себя на существование в условиях изжившего себя брака. Некоторые супруги пытаются восстановить былые отношения и посещают специальные курсы психологической помощи. Ситуация равнозначна распаду брака, пусть не юридическому, но фактическому, на уровне повседневной жизни.

КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos – чужой + фобия) – неприязненное отношение ко всему чужому, необычному, незнакомому.

КСЕНОФОБИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – особенность менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемых в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных.

КУЗИНЕ (Cousinet), Роже (1881–1973) – французский педагог, теоретик нового воспитания. Основатель и руководитель журнала «Новое воспитание» (1920–1939) и «Воспитание и развитие» (с 1964). Создатель метода «свободной групповой работы»: дети 8–9 лет самостоятельно объединяются в группы по 5–6 человек и каждая группа избирает для себя виды работы из имеющихся общего перечня тем и заданий; работа осуществляется под наблюдением учителя, при его помощи и консультировании.

КУЛЬТУРА (народа) (от лат. cultura – возделывание, развитие, образование, почитание) – понятия, установки, обычаи, традиции и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

КУЛЬТУРА (человека) – уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта), отражающий своеобразие народа, социальной среды и проявляющийся в повседневной жизни через его сознание, деятельность, поведение, взаимодействие.

КУЛЬТУРА (человека определенной социокультурной среды) – уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта социокультурной среды жизнедеятельности), отражающий его статус и проявляющийся через его повседневное нравственно-ориентированное отношение к себе и окружающим его людям, поведение, взаимодействие.

* Основные стороны культуры личности – совокупность познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентированно содержание образования и всей системы воспитания.

* Контркультура – идея противо– (или анти) культуры, в корне противостоящей современной, включая и все ее традиции; субкультура, которая отрицает социальные нормы и ценности, стремится к альтернативному образу жизни, поэтому находится в сильном противоречии с доминирующей культурой.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ – часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты: познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию.

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ – понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление.

КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖНАЯ – культура молодежной среды: образ жизни, обычаи, своеобразие проявления и поведения.

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ – совокупность производственных и духовных достижений людей определенной нации.

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ – ценности, представления и нормы, присущие конкретной организации и определяющие порядок и стиль взаимодействия ее участников во имя достижения общих целей.

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации его в повседневной деятельности и ее результативности. К. п. проявляется в различных сферах общения, поведения, управленческой и воспитательной деятельности.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представления о красивом и некрасивом, требования здравого смысла и целесообразности, а также народные традиции и обычаи.

КУЛЬТУРА ПОПУЛЯРНАЯ – область культуры, доступная для понимания представителями всех социальных слоев и групп и получившая широкое распространение в обществе, в том числе в молодежной среде.

КУЛЬТУРА ПРАВОВАЯ – совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности, проявляемый в профессионализме труда и его результативности.

* Профессионально-педагогическая культура специалиста – проявление специалистом искусства педагога в профессиональной деятельности: поведении, общении, руководстве, мобилизации людей, воспитании и пр.

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА – повседневное проявление социальным педагогом как личностью усвоенного социально-педагогического опыта, накопленного в обществе в профессиональной деятельности.

* Педагогическая культура социального работника – проявление специалистом социальной сферы искусства педагога в профессиональной деятельности в интересах налаживания с клиентом человеческих отношений, активизации в нем человеческого фактора в процессе достижения результативности своего труда.

* Социально-педагогическая культура человека – в широком плане – уровень усвоения и повседневного проявления человеком социально-педагогического опыта в различных сферах: в семье (укрепление семьи и внутрисемейных отношений, поддержание морально-психологического климата в ней, воспитание детей); на производстве в соответствии со своим статусом (управление персоналом, повседневное общение, поддержание нравственного климата и пр.); в процессе общения с другими людьми. В узком плане – проявление социально-педагогического опыта в той или иной сфере (профессионально-педагогическая культура, культура общения с той или иной категорией людей, искусство воспитания детей в семье и пр.).

КУЛЬТУРА РЕЧИ – соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения согласно целям и содержанию речи; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка.

КУЛЬТУРА ТРУДА – способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии. Один из основных критериев эффективности профессионального обучения.

КУЛЬТУРИЗМ (от франц. culturisme) – система физических упражнений с различными отягощениями (гантели, гири, штанги и т. п.) для усиленного развития мускулатуры, цель – гармоническое построение тела. В 1946 г. создана Международная федерация по культуризму.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕБЕНКА – воспитание и обучение ребенка, формируемые социокультурной средой семьи; культурными компонентами содержания всех учебных предметов; культурой собственной активной самореализационной, учебной и самообразовательной деятельности; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА – концепция, утверждающая примат в психическом развитии человека социального начала над началом натуральнобиологическим. Этапы развития включают: коллективную деятельность и общение – культура (знания) – присвоение культуры (обучение и воспитание) – индивидуальная деятельность – психическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие развитию психики индивида. Концепция разработана в 20-30-е годы прошлого столетия Л.С. Выготским при участии его учеников – А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

КУЛЬТУРНОСТЬ – воспитанность, высокий уровень морального развития, склонность придерживаться существующих в обществе правил.

КУЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ – здоровая познавательная направленность и склонность к деятельности, определяемые возрастными особенностями и условиями жизни. Формируется в процессе учения и труда, под воздействием школы, семьи и общества. С возрастом и развитием ребенка его культурные интересы изменяются по широте и глубине содержания, устойчивости и силе проявления. В связи с эмоциональностью и впечатлительностью детей, их склонностью к подражанию, особенно в раннем возрасте, возникшие культурные интересы часто носят кратковременный характер и утрачиваются с исчезновением первоначального возбудителя. Задача воспитателя – своевременно закреплять и развивать эти интересы.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК (от франц. choc – удар, толчок) – состояние потерянности, возникающее у человека при попадании в новую для него культурную среду в результате разрыва сложившихся социальных и эмоциональных связей (характерно для иммигрантов, лиц, призванных на военную службу, беженцев).

КУРАТОР (от лат. curator – попечитель) – лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой (например, попечитель учебного округа в России конца XIX – начала XX вв., работник вуза, осуществляющий по поручению руководства учреждения организационно-воспитательную работу со студентами на курсе, потоке или в группе).

Источник

Оцените статью