Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы»
Шапошникова Марина
Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы»
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.
Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.
«Давайте познакомимся!». Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой и на любую другую букву своего имени. Например, имя Вероника – веселая, настойчивая.
Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т. д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Психологический практикум: Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая,когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.
Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.
Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.
Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.
Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого— дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные.
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.
Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.
Конспект тренинга для дошкольников по развитию эмоционально-волевой сферы «Полёт на воздушном шаре» Основные задачи: • Формирование самосознания и самооценки; • Развитие эмоциональной сферы и расширение чувственного опыта; • Активизация.
Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.
Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.
Источник
Тренинг для родителей «В мире эмоций»
Марина Черновол
Тренинг для родителей «В мире эмоций»
Добрый вечер! Я рада, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы проведем его в форме тренинга.
1. Предлагаю выполнить упражнение «Нас с вами объединяет…» («Психологическое домино»)
Цель: знакомство, осознание участниками общности интересов.
Инструкция: сейчас каждый из вас расскажет о своих любимых занятиях, но необычным способом.
Наша игра будет похожа на игру в домино. У каждой фишки домино две половинки, а у каждого из нас две ладошки. В игре домино рядом выстраиваются фишки с одинаковыми половинками, а мы будем класть друг другу ладошку на ладошку, если нам нравится заниматься одним делом.
Первый участник начинает игру,он скажет: «Мне нравится…например, кататься на велосипеде, выставляя при этом правую ладонь вверх,и добавит:»А еще мне нравится…называет другое любимое занятие и выставляет свою левую ладонь.
Второй участник говорит, «Мне тоже нравится кататься на велосипеде и кладет свою ладонь на ладонь первого участника и добавляет «А еще мне нравится ….
Вывод: Что мы узнали о нашей группе? Что у нас есть общие интересы, мы чем – то похожи друг на друга, но в то же время – мы разные.
2. Упражнение «Узнай эмоцию»
Предлагаю каждому из вас по очереди показывать эмоцию. Остальные угадывают.
Ход: сейчас мы с Вами потренируемся в этом умении, а поможет нам мяч. Перебрасывая мяч друг другу мы называем эмоцию, тот кто ловит мяч, попробует её изобразить с помощью мимики.
Было ли трудно без слов понимать и выражать чувства, эмоции?
Вывод: умение понимать эмоциональное состояние другого человека не вербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может дать понять какое чувство в данный момент он испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка, может помочь ему поддержкой, участием, правильно реагировать.
3. Упражнение «Передай эмоцию»
Ведущий предлагает по три варианта родительских высказываний типа: «Убери свои игрушки», «Помой руки», «Выключай телевизор, ложись спать» и т. п.
Также предлагается по три маски, соответствующие трем выражениям лица в образе пиктограмм,которые отображают следующие чувства:
1) любовь — «улыбка»,
2) безразличие (нет эмоции) — «рот в виде горизонтальной палочки»,
3) не любовь злость — «улыбка вниз».
Задача родителей — примерить маски и прочитать вслух высказывания.
Инструкция: «У вас на столах лежат три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми.Каждая маска выражает следующие чувства: 1) любовь, 2) безразличие (эмоциональная холодность, 3) не любовь,- а злость. Ваша задача — каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской.Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».
Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение».
Вывод: Каждый должен уметь управлять своими эмоциями и чувствами. Эффективным средством предотвращения эмоциональных расстройств, стрессов является использование способов саморегуляции и «восстановления себя». Это своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: узнать о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Инструкция: Я начинаю предложение, а вы его продолжите. Говорит тот, у кого мяч.
— Я радуюсь, когда….
— Я злюсь, когда….и другие
А вот так продолжили предложения наши дети:
1. Я злюсь, когда мои родители (когда они ругаются, меня дразнят, когда много болтают, когда не покупают мне игрушки, не дают мне играть в футбол, младший брат не слушается, меня ругают).
2. Я радуюсь, когда мои родители (смеются, меня любят, не ссорятся — потому что папа пьет, меня не ругают, приходят домой, разрешают играть с телефоном).
3. Я счастлив, когда (папа меня возит на каток, когда мне весело, когда меня сестра не обижает, когда меня мама обнимает, покупают игрушки, мы идем в поход, мне можно идти гулять)
4. Я переживаю, когда (сестренка плачет, когда моя собака болеет, когда меня обижают, друзья не играют, когда брат в опасности, трогает что –то острое, папа не приедет, когда бабушка болеет, мама идет на работу).
Мы знаем, что «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку и все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.Существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение и конструктивное выражение. Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия.
Способы выражения чувств Проявления Последствия
подавление -чувство не выражается никак;
-говорю, что не испытываю обиды;
-говорю дружелюбно, хотя испытываю обиду;
Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспешности в делах.
-оскорбления Плохо мне — пусть всем станет плохо
Человек способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, что снижает возможности жизненных достижений.
Трансформация (конструктивное выражение) -предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора;
-говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека; Чтобы всем стало
Человек говорит о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции в общении конструктивным способом более здоровы
Цель: понимание того, что при зажимании детей и их неполноценном развитии идет провокация агрессивного поведения со стороны детей.
Инструкция: Соедините ладони рук на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий мной не производится.
Вывод: В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если взрослый настроен недружелюбно по отношению к ребенку, он это почувствует и неосознанно примет меры защиты.
Более подробно рассмотрим способы конструктивного выражения чувств.
1 способ. Каждый человек имеет свои границы, свою личную территорию, свой взгляд на жизнь, свое восприятие мира. Если человек по каким-либо причинам перестает видеть различия между собой и другим человеком, то это приводит к серьезным социальным последствиям, к нарушению в общении.
В таком состоянии человек требует от других сходства со своими взглядами и отказывается терпеть какие-либо различия. Наиболее часто это проявляется у родителей, которые отказываются признавать, что их дети могут отличаться от них хотя бы в чем-то, или, когда дети не соответствуют их ожиданиям.
Если один человек настаивает и добивается своего, он остается целостным, а человек чувствует себя ущемленным, неполноценным. (Таким человеком любят пользоваться, он не может сказать «нет»). Какова может быть его реакция? Он или подавляет собственные потребности (а в целом и свою индивидуальность, и тогда последствиями такого его выбора могут быть депрессия, стрессы, психосоматические заболевания, или же он возмущается подобными посягательствами на свою жизненную территорию (иначе говоря, чужими притязаниями на свой образ жизни, и выталкивает человека за свою границу. Если он это делает грубо, испытывая чувство гнева, между ними происходит «внешний взрыв» или конфликт.
Что для этого необходимо: следует разрешить другому быть таким, какой он есть, принять его со всеми его недостатками и достоинствами, не ущемляя достоинств своих. Такая позиция ведет к психическому здоровью и гармоничному общению с другими. Особенно эффективна такая позиция в детско-родительских отношениях.
Очень важно защищать свои границы и не нарушать границы другого человека.
2 способ. «Я – высказывание», «Ты – сообщение»
«Я-высказывание» включает в себя описание чувств говорящего, обозначение конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.
«Я чувствую. (эмоция, когда ты. (поведение, и я хочу. (описание действия)».
Эта простая формула помогает не только выразить свои непосредственные чувства, но и дает человеку возможность ощутить себя ответственным за свои мысли и чувства, поскольку причины их видит прежде всего в себе, а не во внешних обстоятельствах.
«Ты-сообщения» являются свидетельством агрессии в адрес партнера по общению, так как задевают чувства другого человека. В ответ на «Ты-сообщения» любой человек обычно закрывается и старается уйти от разговора. Кто-то воспринимает их как обвинения и обижается, кто-то раздражается и защищается, а кто-то дерзит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш собеседник изменил свое поведение, избегайте «Ты-высказываний», иначе он просто перестанет вас воспринимать.
Пример. Мама попросила убрать игрушки. Ребенок обещал, но не сделал.
«Я – высказывание» — «Я так устала сегодня, а ты не убрал игрушки. А я так надеялась, что ты мне поможешь»
«Ты – сообщение» — «Ты просто эгоист. И не помогаешь мне»
Упражнение «Посылка «я-сообщений».
Участникам раздаются примеры конфликтных ситуаций. Предлагается построить «Я» — высказывания в ответ на «Ты» — сообщение. Использовать схему.
Инструкция: «Прочтите ситуацию, изучите Ты — сообщение и постройте «Я — сообщения».
— Ребенок садится за стол с грязными руками и лицом.
— Ребенок обещал помочь сделать что-то к приходу гостей. Остался час, а работа не начата.
— Мать пылесосит. Ребенок выдергивает шнур из розетки. Мать раздражена, торопится.
— Отец хочет читать газету. Ребенок лезет к нему на колени. Отец раздражен.
Выводы ведущего: «Ты-сообщения» являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т. к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).
«Я-сообщения» являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на вас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.
«Я-сообщения» более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.
Главная функция эмоций – лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.
Карточки к упражнению «Передай эмоцию».
Убери свои игрушки
Выключай телевизор, ложись спать
Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций» Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают.
Дыхательно-артикуляционный тренинг Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания,.
Фотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAM Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют.
Консультация для родителей и воспитателей «Волшебство в реальном мире — это бесспорно интересно» Волшебник, маг и чародей, Любимец взрослых и детей. Едва он палочкой взмахнёт, И чудо вдруг произойдёт. (Фокусник.) С представлением к нам.
Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» В данное пособие включены такие компьютерные.
Новогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.
Семинар-тренинг для родителей младшей группы «Мы счастливы, когда мы вместе» Семинар – тренинг для родителей младшей группы Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания Задачи: — привлечь.
Собрание-тренинг для родителей воспитанников логопедической группы «Развиваемся играя» Собрание – тренинг для родителей воспитанников логопедической группы. Подготовил учитель-логопед I квалификационной.
Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.
Источник