Правосознание это совокупность идей чувств настроений

Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания и его структура

Правосознание — это одна из форм общественного сознания (в общественное сознание входят еще политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное сознание). Вместе с тем правосознание характеризуется относительной самостоятельностью внутри общественного сознания:

1. Правосознание отражает не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.

2. Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие.

Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания совместно определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.

3. Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.

В самом общем виде правосознание — это отношение к праву.

Правосознание — это совокупность представлений, идей, чувств, взглядов, эмоций, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям. Правосознание вырабатывает также определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

Структура правосознания складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология — это отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств.

Правовая идеология — это система идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, так как проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Функции и виды правосознания. Деформации правосознания

В учебной литературе называют как минимум три функции правосознания: познавательную, оценочную, регулятивную.

1. Познавательная функция ориентирована на получение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, ее осмысления невозможно выработать конкретное отношение к праву.

2. Оценочная функция заключается в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях.

3. Регулятивная функция базируется на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий. То есть результатом проявления этой функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

Классификация правосознания проводится по различным основаниям:

I. По субъектам — носителям правосознания:

1. Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием различных факторов и отношений, в которые он вступает (уровень культуры, образования, социальное положение и т.д.).

2. Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы (молодежь, адвокаты, судьи, педагоги и т.д.).

3. Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но и само непосредственно воздействует на них.

II. В зависимости от глубины отражения правовой действительности:

1. Обыденное правосознание — это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

2. Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов (адвокатов, судей, прокуроров, следователей).

3. Теоретическое (научное) правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носители научного правосознания — ученые-правоведы.

Взаимодействие права и правосознания носит сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственными источниками права и двигателями правотворческой деятельности в любом обществе. Принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом.

Деформации правосознания — это его «искажение», разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Виды деформаций правосознания:

1. Правовой нигилизм — осознанное отрицание социальной ценности права, основанное на юридическом невежестве и отсутствии развитых демократических ценностей. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения.

Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности.

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

2. Правовой идеализм — гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Формы проявления правового идеализма:

  • необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания;
  • отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания;
  • отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Также в научной литературе выделяют и такие виды деформации правосознания, как правовой фетишизм, перерождение правосознания и др.

Правовая культура

Правовая культура рассматривается как одна из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реализации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью. Необходимость правовой культуры обусловливается в первую очередь объективными причинами существования права в обществе. Правовая культура тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям. С латинского «культура» переводится как возделывание, воспитание, поклонение, почитание. От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества.

В литературе приводятся более ста различных определений понятия «правовая культура».

Правовая культура — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним (А.В. Малько).

Правовая культура — обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению (М.М. Рассолов).

В самом общем виде правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества.

Для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры, который является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, составляет часть общей культуры, хотя занимает обособленное место, во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность, служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Сущностью правовой культуры является мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом, а также их использования различными субъектами в правовой сфере.

Чаще всего выделяют три составляющие правовой культуры: знания о праве; отношение к праву; поведенческий элемент.

Виды правовой культуры:

1. В зависимости от уровня:

  • обыденный уровень ограничивается рамками повседневной жизни людей, используется людьми при реализации субъективных прав и выполнении возложенных обязанностей;
  • профессиональный уровень свойственен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности;
  • теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т.д.
  • правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Правовая культура личности — это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения;
  • групповая правовая культура зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей;
  • массовая правовая культура представляет собой составную часть созданных духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка, тесно связана с общим культурным уровнем населения.

Источник

Правосознание и правовая культура

Правосознание: понятие, признаки, структура

Понятие «правосознание»

Общество представляет собой взаимодействие людей, наделенных волей и сознанием. На основе сознания, т.е. представлений, идей, чувств, переживаний, люди вступают в общественные отношения. Однако сознание личности, общества не только отражает, познает окружающий мир, но и активно преобразует его. Именно общественное и индивидуальное сознание формирует у человека отношение (позитивное или негативное) к действительности, институтам и учреждениям.

Формами общественного сознания являются мораль, религия, искусство, наука, идеология и т.п. Каждая из этих форм общественного сознания специфически познает окружающую действительность и формирует определенное отношение к ней.

Так, религия представляет собой особую форму общественного сознания, которая отличается тем, что отражаемые ею отношения между людьми в обществе и отношение людей к природе приобретают фантастический вид. Представления о мире, которые дает религия, проявляются в человеческом сознании в виде верований в существование сверхъестественного существа или сверхъестественных начал, господствующих как в природе, так и в обществе.

Правосознание — одна из форм общественного сознания. Поскольку право устанавливает общественно полезные и запрещает общественно опасные формы поведения, то оно не может не порождать к себе определенного отношения. Это отношение может быть положительным и выражаться в том, что личность понимает ценность права в жизни общества и стремится следовать его требованиям, но может быть и отрицательным, когда человек считает право ненужным, бесполезным. Таким образом, правосознание — это совокупность взаимосвязанных идей, представлений, чувств, теорий, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву и правовым явлениям.

Правосознание выполняет в обществе ряд социально значимых функций.

Познавательная функция состоит в том, что правосознание отражает и познает правовые явления в форме юридических знаний, которые затем оформляются в понятия, принципы, определения.

Не менее важна оценочная функция. Дело в том, что правосознание не только отражает правовые явления и процессы, но и формирует отношение к ним в форме оценки. Оценка связана с определенным эмоциональным отношением к явлениям правовой жизни. Оно может выражаться в критике действующего права и формировании пожеланий к правовой сфере, ее изменениям. Ценными будут признаваться изменения, соответствующие идеалам и целям тех или иных индивидов, групп, всего общества. В этом выражается оценочная функция правосознания.

Оценочная функция правосознания способствует формированию правовой установки, т.е. предрасположенности индивида к определенному восприятию правовой информации, практики и готовности действовать в соответствии с этой оценкой.

Регулятивная функция правосознания состоит в формировании поведенческой реакции индивида, которая может выражаться в виде правомерного или противоправного поведения. Возможная поведенческая реакция индивида зависит от направленности его правовой ориентации, т.е. совокупности правовых установок, которые непосредственно определяют его поведение в конкретных ситуациях.

Структура правосознания

Правосознание представляет собой достаточно сложное образование. Оно состоит из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология представляет собой совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, стереотипов, привычек, на основе которых формируется отношение общества или конкретной группы к праву. Эти представления о явлениях правовой жизни складываются в результате повседневного общения и взаимодействия людей.

Содержание правовой психологии выражается в психологических реакциях человека на право, принятые законодательные акты, действия государства. Эти реакции могут представлять собой чувство удовлетворения или переживания, а также недовольства или равнодушия к тем или иным запретам, обязываниям, дозволениям.

Правовая психология очень важна для формирования и реализации права. Нельзя игнорировать устойчивые стереотипы, привычки, обычаи при выработке и принятии нормативного правового акта, если его содержание противоречит устоявшимся представлениям, традициям. В этом случае закон вряд ли будет эффективно действовать.

Например, введение в СССР Закона «О борьбе с пьянством» (1985), поставившего жесткие ограничения, не только не сократило потребление алкогольных напитков, но заметно активизировало самогоноварение, производство подпольных суррогатных винноводочных изделий, потребление которых приводило к массовым отравлениям.

Поэтому реализация социально полезных целей, которые закрепляются в законах, указах, постановлениях, не должна игнорировать содержание правовой психологии.

Правовая идеология представляет собой систему правовых идей, теорий, принципов, выражающих осознанное отношение к праву со стороны общества, социальных групп, индивидов.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология характеризуется целенаправленным и целостным осознанием права, которое осуществляют специалисты-правоведы. Если в правовой психологии находит отражение эмоционально-чувственный аспект правовой жизни, который опирается на повседневный опыт индивида, то правовая идеология стремится к выявлению сущности и смысла права.

Правовая идеология отражает интересы больших групп людей: общества, классов, политических партий, мирового сообщества.

Эти группы участвуют в реализации властных отношений на основе определенной правовой идеологии, определяющей для них правила игры. Примером правовой идеологии является концепция правового государства, в которой зафиксированы общечеловеческие представления о демократии, верховенстве прав человека и гражданина, справедливом и гуманном правопорядке.

К сожалению, отсутствие в современной России правовой идеологии — одна из причин правового нигилизма, роста организованной преступности и терроризма. Со стороны должностных лиц, государственных органов правовой нигилизм проявляется в пренебрежении к законам, которые они же сами принимают, в тотальной коррупции. Со стороны отдельных граждан игнорирование права — в значительной мере ответ на действия «властей предержащих».

Правовая идеология не должна быть основана на примате интересов какого-либо класса. Она должна вбирать в себя демократический опыт политико-правового развития, способствующий развитию личности, обеспечивающий ее права и свободы независимо от того, из какой социально-экономической системы он заимствован.

При этом использование зарубежного опыта не должно быть автоматическим, но основываться на учете собственных правовых и культурных традиций.

Виды правосознания

Усвоение правовых идей, принципов, теорий не является одинаковым у различных групп и индивидов, да и правовая ориентация участников правоотношений, т.е. их предрасположенность к определенным образцам поведения, часто не совпадает. Это выражается в готовности к правомерному поведению одних и неправомерному — других.

Следовательно, правосознание существует в разных видах. Выделение разновидностей правосознания может осуществляться на основе различных критериев.

По субъекту-носителю (т.е. по тому, кто является носителем правовых идей, взглядов, переживаний) выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание представляет собой совокупность правовых знаний и оценок правовых явлений, свойственных отдельно взятой личности. Однако, поскольку личность формирует свое отношение к праву, будучи включенной в группу, общественное движение, политическую партию, индивидуальное правосознание тесно связано с групповым. Именно индивидуальное правовое сознание определяет степень правовой активности, способность личности отстаивать свои права и свободы.

Индивидуальное правосознание проявляется в разных формах:

  • приспособления индивида к правовой системе;
  • законопослушности;
  • протеста против существующей правовой системы;
  • безразличия к действующему праву.

Групповое правосознание обычно отражает интересы классов, этносов, профессиональных групп, объединенных в партии, движения, общественные организации.

Общественное правосознание охватывает правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества. Наиболее отчетливо общественное правосознание проявляется на выборах, референдумах, плебисцитах.

Наряду с этим правосознание различается по глубине отражения правовой реальности. В этой связи выделяют обыденное, научное и профессиональное правосознание.

Обыденное правосознание представляет собой отношение к праву и законности, складывающееся на основе стереотипов, слухов, настроений, переживаний. Они формируются под воздействием реальных условий жизни различных групп населения.

Например, сложился устойчивый стереотип правосознания, будто бы остановить преступность может лишь ужесточение наказания.

Тогда самыми благополучными в этом смысле должны стать США, где за 62 преступления назначается смертная казнь. Однако на практике средний американец в шесть раз чаще подвергается насилию, чем европеец.

Профессиональное правосознание составляют убеждения, традиции, стереотипы, которые складываются у юристов-практиков. Это правосознание играет важную роль в формировании права и его применении, поскольку многие правоведы в качестве законодателей создают нормативные правовые акты, а в качестве судей, следователей, прокуроров, нотариусов — применяют их. Во многом профессиональное правосознание отражает качество юридического образования в стране, а также те традиции, которые сложились в юридической практике.

Научное правосознание представляет собой систему доктрин, концепций, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. По этой причине научное правосознание должно определять развитие законодательства, правовых институтов и права в целом.

Правовая культура

Понятие «правовая культура»

Под культурой понимают убеждения, ценности и формы их выражения, которые являются общими для какой-либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культура закрепляет общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, созданными трудом человека. Она отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям. Вот именно их и формирует культура.

Одна из форм существования таких общеобязательных правил — право. Правовая культура является разновидностью культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе, стандартах поведения.

Правовая культура общества — это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура отличается от правосознания. Правовое сознание включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, на основе которых происходит осмысление права и формируется отношение общества, индивида к праву. Правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений.

Поэтому правовая культура — понятие более широкое, чем правосознание, и характеризует уровень правосудия, включает степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц.

Высший уровень проявления правовой культуры — правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Виды и функции правовой культуры

Правовая культура общества не представляет собой единого целого. Она распадается на виды, которые выделяются на основе следующих критериев.

По носителям она подразделяется на правовую культуру общества, группы и личности.

По степени познания правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности выделяются обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется включенностью личности на уровне здравого смысла, эмоциональных переживаний и выражается в использовании субъективных прав и соблюдении юридических обязанностей.

В отличие от обыденного профессиональный уровень правовой культуры выражается в деятельности лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. Она строится на основе системы знаний, понимания закономерностей развития правовой сферы.

Однако осознание обществом правового регулирования происходит на теоретическом уровне правовой культуры. Именно здесь осуществляется целостное осмысление основных направлений развития права, его природы и сущности, структуры правовых институтов. На этом же уровне формируются основные юридические понятия, отражающие содержание правовой сферы.

Значение правовой культуры обнаруживается в функциях, которые она выполняет в обществе.

Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у людей представлений о государстве, праве, гражданском обществе, на основе которых они вступают в правоотношения.

Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого функционирования общества путем предписания индивидам и группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп, общепризнанных в обществе.

Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям накопленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.

Оценочная функция правовой культуры состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка, законодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом.

Источник

Оцените статью