Практика радости как ходить осознанно тхить нят хань
Руководство по медитации при ходьбе
Вьетнам — единственная страна, где бок о бок процветали в духе терпимости два направления буддизма: Махаяна и Тхеравада. При других обстоятельствах, в другой культурной среде две столь отличающиеся друг от друга ветви одной религии оставались бы разрозненными. Медитация при ходьбе — хороший пример такого синтеза. Уходя ветвями в принцип памятования Тхеравады и рекомендованную в традиции Махаяны ходьбу между периодами медитации, она стала особой практикой во вьетнамском буддизме. Тхит Нат Хан. Начиная с 1966 года он известен как сторонник воссоединения страны, как поэт и как дзенский Учитель. Отправной точкой здесь является сам человек, понимание того, что происходит внутри него, а так же во внешнем мире. Основной практикой является медитация при ходьбе, приводящая в гармонию деятельность тела, мозга, воли и чувств. После своей великой реализации Будда не остался под деревом Бодхи. Он поднялся и вся свою оставшуюся долгую жизнь ходил по пыльным дорогам долины Ганг, проповедуя путь мудрости и сострадания.
Речь идет о практиковании медитации во время ходьбы. Такая практика может принести вам радость и покой. Делайте короткие шаги при полном расслаблении; медленно идите с улыбкой на губах, открыв свое сердце для переживания покоя. Вы можете поистине почувствовать себя непринужденно. Ваши шаги станут шагами самого здорового, самого защищенного человека на земле.
Все печали и беды могут отпасть, когда вы идете. Чтобы обладать спокойствием ума, достичь самоосвобождения, учитесь ходить таким образом.
Это не трудно. Вы можете это. Это могут все, обладающие некоторым уровнем памятования и истинным намерением быть счастливыми.
Хождение без прибытия
В своей повседневной жизни мы обычно вынуждены двигаться вперед. Нам надо спешить. Мы редко спрашиваем себя, куда же это мы должны торопиться. Когда вы практикуете медитацию при ходьбе, вы прогуливаетесь. У вас нет ни цели, ни направления в пространстве или времени. Цель медитации при ходьбе — это сама медитация при ходьбе. Важно хождение, а не прибытие. Медитация при ходьбе — это не средство достижения результата, это сам результат. Каждый шаг — это жизнь, каждый шаг — это покой и радость. Вот почему мы не должны спешить. Вот почему мы идем медленно. Кажется, что мы идем вперед, но мы никуда не идем, нас не влечет никакая цель. Поэтому мы улыбаемся, когда идем.
В повседневной жизни наши шаги обременены беспокойством и страхом. Сама жизнь кажется непрерывной цепью ощущений опасности, так что наши шаги утрачивают свою естественную раскованность. Наша Земля поистине прекрасна.
Как много по всей Земле чудесных картин природы, открывающихся путнику на тропах и дорогах! Знаете ли вы, сколько существует тропинок, окаймленных бамбуком, или петляющих по благоухающим рисовым полям? Знаете ли вы, сколько на свете лесных тропинок, устланных разноцветными листьями, одаряющих прохладой и тенью? Все это доступно нам, и все же мы не можем получать радость от этого, потому что наши сердца не беззаботны, и наши шаги не раскованы. Медитация при ходьбе заново учит ходить раскованно. Когда вам было примерно год, вы начинали ходить нетвердыми шагами. Теперь же, практикуя медитацию при ходьбе, вы снова учитесь ходить. Однако через несколько недель практики вы можете ступать твердо, спокойно и удобно. Я пишу эти строки, чтобы помочь вам сделать это. Желаю вам успеха.
Стряхивание бремени тревог
Если бы у меня был взор Будды, и я мог видеть все насквозь, я бы мог разглядеть отметины тревог и горя, которые вы оставляете после себя на отпечатках своих следов, подобно ученому, различающему под микроскопом мельчайшие живые существа в капле прудовой воды. Ходите так, чтобы ваши отпечатки следов несли только отметины спокойной радости и полной свободы.
Чтобы сделать это, вам нужно научиться освобождаться: освобождаться от своих печалей, от своих забот. Такой секрет медитации при ходьбе.
Прогулка в чистой стране
Если бы у меня была сверхъестественная сила, я мог бы отправить вас в Чистую Страну Будды Амитабхи или в Царство Божие, если вы христианин. Я уверен, что там все было бы чудесно и чисто, там были бы прекрасные пейзажи. Но будь вы там, каковы же были бы ваши шаги? Можете ли вы быть уверенными, что следы ваших ног не несли бы отпечатки забот и горя, которые вы вынесли из самсарной, земной жизни? Если вы возьмете с собой свои заботы и печали в Чистую Страну, то вы загрязните Чистую Страну и сделаете ее менее чистой!
Чтобы заслужить Чистую Страну, вы должны уметь делать спокойные, лишенные тревоги шаги прямо здесь, на самсарной земле.
Этот самый мир и есть Чистая Страна
Уверен, что не оскорблю Будду или Бога, открыв вам одну тайну: если бы вы могли делать такие умиротворенные и лишенные тревоги шаги, ходя по земле, то у вас не было бы никакой нужды отправляться в Чистую Страну. Для этого есть простая причина: и Самсара, и Чистая Страна происходят из Ума. Когда вы спокойны, радостны и свободны, самсара преобразуется в Чистую Страну, и вам не надо никуда отправляться. И тогда, будь даже у меня сверхъестественная сила, мне она не понадобиться.
Этот мир содержит все чудеса Чистой Страны
Чтобы обладать спокойствием, радостью и внутренней свободой, вам нужно научиться избавляться от своих печалей и забот, тех элементов, которые создают страдание. Прежде всего, заметьте, что этот мир заключает в себе все те чудеса, которые вы могли бы ожидать найти в Стране Будды. Только из-за пелены наших горестей и забот мы не всегда можем увидеть эти чудеса. Я всегда думаю, что люблю этот мир даже больше, чем я любил бы Чистую Страну, потому что мне нравиться, что дает нам этот мир: лимонные, апельсиновые, банановые деревья, сосны, ивы. Некоторые говорят, что в Чистой Стране есть драгоценные лотосовые пруды, деревья семи драгоценностей, дороги, выложенные золотом, что есть особенные небесные птицы. Я не думаю, что мне бы это очень сильно понравилось. Я бы предпочел ходить не по дорогам, покрытым золотом, вымощенным мрамором даже здесь, на этой земле. Больше всего я люблю грунтовые дороги с лугами по обе стороны; люблю, когда дорогу устилают камешки и листья. Люблю кусты, ручьи, бамбуковые изгороди, переправы. Когда я был мальчиком-послушником, я сказал своему Учителю: «Если в Чистой Стране нет лимонных деревьев, тогда я туда не хочу». Он покачал головой и улыбнулся. Однако он не сказал, прав я или нет. Позднее, когда я уяснил, что и этот мир, и Чистая Страна происходят из Ума, я был очень счастлив. Я был счастлив, поскольку узнал, что лимонные деревья есть и в Чистой Стране, а также земляные тропинки с зеленой травой по краям. Я узнал, что если я буду, имея памятование, держать открытыми свои глаза, а шаги мои будут легки, я смогу найти свою Чистую Страну. Вот почему я ни одного дня не пропустил для занятий медитацией при ходьбе.
Выберите для своей практики приятную дорогу, идущую по берегу реки, в парке, в лесу, вдоль бамбуковой изгороди; или же можно ходить по плоской кровле здания. Такие места идеальны, но не это самое главное. Я знаю, что есть люди, которые практикуют медитацию при ходьбе (МПХ) в исправительных колониях, и даже в тесной камере. Лучше, если дорога не слишком неровная и не слишком крутая. Идите неторопливо и сосредотачивайтесь на своих шагах.
Источник
Тхить Нят Хань. Как оставаться спокойным в любой, даже самой сложной ситуации
В своей книге «Мир в каждом шаге» известный вьетнамский дзэн-буддийский монах Тхить Нят Хань рассказывает о том, как оставаться спокойным в любой, даже самой сложной ситуации, и быть счастливым несмотря ни на что. Предлагаем фрагмент книги: мудрые заповеди известного духовного лидера о том, как достичь гармонии и полноты в жизни. Все не так сложно, как кажется!
1. Не будь поклонником и не ограничивайся какой-либо доктриной, теорией или идеологией. Все системы взглядов — есть лишь руководство к действию, они не являются абсолютной истиной.
2. Не думай, что знания, которыми ты сейчас обладаешь, неизменны, что это абсолютная истина. Не будь таким узконаправленным и ограниченным своими сегодняшними взглядами. Учись и практикуй непривязанность к взглядам для того, чтобы быть открытым для приобретения новых точек зрения. Правда обретается в жизни, а не в концепциях. Будь готов учиться всю свою жизнь и наблюдать реальность в себе и вокруг все время.
3. Не заставляй других людей, включая детей, принять твои взгляды, чего бы они ни касались, власти, развлечений, денег, пропаганды или даже образования. Тем не менее, через сострадательную беседу помогай другим избегать фанатизма и узости взглядов.
4. Не избегай боли и не закрывай глаза перед страданием. Не теряй осознание того, что в мире существует страдание. Всеми способами, включая общение и путешествия, ищи возможность быть с теми, кто страдает. Таким образом, пробуждай себя и других к реальности страдания в мире.
5. Не накапливай богатство, в то время, как миллионы людей в мире голодают. Не делай целью своей жизни славу, выгоду, богатство или чувственные удовольствия. Живи просто и дели время, энергию и материальные средства с теми, кто нуждается в этом.
6. Не поддерживай в себе гнев или ненависть. Учись понимать и преобразовывать их, пока они еще содержатся в твоем сознании. Как только гнев или ненависть придут, направь свое внимание на дыхание, чтобы увидеть и понять сущность человека, который стал для тебя причиной этих чувств.
7. Не теряй себя в окружении. Практикуй осознанное дыхание, чтобы вернуться к тому, что происходит в настоящий момент. Будь в контакте с удивительным, освежающим и целительным внутри и вокруг тебя. Сей семена радости, мира и понимания в себе для того, чтобы облегчить преобразования в глубине своего сознания.
8. Не произноси слов, которые могут создать диссонанс и прервать общение. Старайся сгладить и разрешить все конфликты, даже самые маленькие.
9. Не говори неправды в личных интересах или чтобы произвести впечатление на других людей. Не произноси слов, которые могут вызвать разлад в отношениях и ненависть. Не распространяй новости, в которых ты не уверен. Не критикуй и не осуждай вещи, в которых ты не уверен. Всегда говори честно и по существу. Имей храбрость говорить о несправедливых ситуациях, даже если это может угрожать твоей безопасности.
10. Не используй религиозную общину в личных интересах или для получения прибыли, и не превращай ее в политическую партию.Однако, религиозная община должна занять четкую позицию, противостоящую насилию и несправедливости и должна стремиться изменить ситуацию. не вовлекаясь в партизанскую борьбу.
11. Не занимайся деятельностью, которая вредит людям и природе. Не поддерживай фирмы, которые препятствуют нормальной жизни других людей. Выбери для себя занятие, которое поможет воплотить твой идеал сострадания.
12. Не убивай. Не позволяй другим убивать. Всеми возможными способами старайся защищать жизнь и предотвращать войну.
13. Не владей ничем, что принадлежит другим. Уважай собственность других людей, но не позволяй им обогащаться через человеческие страдания или страдания других существ.
14. Не вреди своему телу. Научись обращаться с ним с уважением.Не смотри на ваше тело только как на инструмент. Сохраняй жизненные энергии для исполнения Пути. Сексуальное самовыражение не должно происходить без любви и преданности. В сексуальных отношениях осознавай возможность возникновения страдания в будущем. Чтобы сохранить счастье других людей, уважай их права и привязанности. Полностью осознавай ответственность за новые жизни, приходящие в мир. Медитируй о мире, в который ты приносишь новые жизни.
Источник
Практика радости как ходить осознанно тхить нят хань
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 472
- КНИГИ 654 643
- СЕРИИ 25 043
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 765
Руководство по медитации при ходьбе
Вьетнам — единственная страна, где бок о бок процветали в духе терпимости два направления буддизма: Махаяна и Тхеравада. При других обстоятельствах, в другой культурной среде две столь отличающиеся друг от друга ветви одной религии оставались бы разрозненными. Медитация при ходьбе — хороший пример такого синтеза. Уходя ветвями в принцип памятования Тхеравады и рекомендованную в традиции Махаяны ходьбу между периодами медитации, она стала особой практикой во вьетнамском буддизме. Тхит Нат Хан. Начиная с 1966 года он известен как сторонник воссоединения страны, как поэт и как дзенский Учитель. Отправной точкой здесь является сам человек, понимание того, что происходит внутри него, а так же во внешнем мире. Основной практикой является медитация при ходьбе, приводящая в гармонию деятельность тела, мозга, воли и чувств. После своей великой реализации Будда не остался под деревом Бодхи. Он поднялся и вся свою оставшуюся долгую жизнь ходил по пыльным дорогам долины Ганг, проповедуя путь мудрости и сострадания.
Речь идет о практиковании медитации во время ходьбы. Такая практика может принести вам радость и покой. Делайте короткие шаги при полном расслаблении; медленно идите с улыбкой на губах, открыв свое сердце для переживания покоя. Вы можете поистине почувствовать себя непринужденно. Ваши шаги станут шагами самого здорового, самого защищенного человека на земле.
Все печали и беды могут отпасть, когда вы идете. Чтобы обладать спокойствием ума, достичь самоосвобождения, учитесь ходить таким образом.
Это не трудно. Вы можете это. Это могут все, обладающие некоторым уровнем памятования и истинным намерением быть счастливыми.
Хождение без прибытия
В своей повседневной жизни мы обычно вынуждены двигаться вперед. Нам надо спешить. Мы редко спрашиваем себя, куда же это мы должны торопиться. Когда вы практикуете медитацию при ходьбе, вы прогуливаетесь. У вас нет ни цели, ни направления в пространстве или времени. Цель медитации при ходьбе — это сама медитация при ходьбе. Важно хождение, а не прибытие. Медитация при ходьбе — это не средство достижения результата, это сам результат. Каждый шаг — это жизнь, каждый шаг — это покой и радость. Вот почему мы не должны спешить. Вот почему мы идем медленно. Кажется, что мы идем вперед, но мы никуда не идем, нас не влечет никакая цель. Поэтому мы улыбаемся, когда идем.
В повседневной жизни наши шаги обременены беспокойством и страхом. Сама жизнь кажется непрерывной цепью ощущений опасности, так что наши шаги утрачивают свою естественную раскованность. Наша Земля поистине прекрасна.
Как много по всей Земле чудесных картин природы, открывающихся путнику на тропах и дорогах! Знаете ли вы, сколько существует тропинок, окаймленных бамбуком, или петляющих по благоухающим рисовым полям? Знаете ли вы, сколько на свете лесных тропинок, устланных разноцветными листьями, одаряющих прохладой и тенью? Все это доступно нам, и все же мы не можем получать радость от этого, потому что наши сердца не беззаботны, и наши шаги не раскованы. Медитация при ходьбе заново учит ходить раскованно. Когда вам было примерно год, вы начинали ходить нетвердыми шагами. Теперь же, практикуя медитацию при ходьбе, вы снова учитесь ходить. Однако через несколько недель практики вы можете ступать твердо, спокойно и удобно. Я пишу эти строки, чтобы помочь вам сделать это. Желаю вам успеха.
Стряхивание бремени тревог
Если бы у меня был взор Будды, и я мог видеть все насквозь, я бы мог разглядеть отметины тревог и горя, которые вы оставляете после себя на отпечатках своих следов, подобно ученому, различающему под микроскопом мельчайшие живые существа в капле прудовой воды. Ходите так, чтобы ваши отпечатки следов несли только отметины спокойной радости и полной свободы.
Чтобы сделать это, вам нужно научиться освобождаться: освобождаться от своих печалей, от своих забот. Такой секрет медитации при ходьбе.
Прогулка в чистой стране
Если бы у меня была сверхъестественная сила, я мог бы отправить вас в Чистую Страну Будды Амитабхи или в Царство Божие, если вы христианин. Я уверен, что там все было бы чудесно и чисто, там были бы прекрасные пейзажи. Но будь вы там, каковы же были бы ваши шаги? Можете ли вы быть уверенными, что следы ваших ног не несли бы отпечатки забот и горя, которые вы вынесли из самсарной, земной жизни? Если вы возьмете с собой свои заботы и печали в Чистую Страну, то вы загрязните Чистую Страну и сделаете ее менее чистой!
Чтобы заслужить Чистую Страну, вы должны уметь делать спокойные, лишенные тревоги шаги прямо здесь, на самсарной земле.
Этот самый мир и есть Чистая Страна
Уверен, что не оскорблю Будду или Бога, открыв вам одну тайну: если бы вы могли делать такие умиротворенные и лишенные тревоги шаги, ходя по земле, то у вас не было бы никакой нужды отправляться в Чистую Страну. Для этого есть простая причина: и Самсара, и Чистая Страна происходят из Ума. Когда вы спокойны, радостны и свободны, самсара преобразуется в Чистую Страну, и вам не надо никуда отправляться. И тогда, будь даже у меня сверхъестественная сила, мне она не понадобиться.
Этот мир содержит все чудеса Чистой Страны
Чтобы обладать спокойствием, радостью и внутренней свободой, вам нужно научиться избавляться от своих печалей и забот, тех элементов, которые создают страдание. Прежде всего, заметьте, что этот мир заключает в себе все те чудеса, которые вы могли бы ожидать найти в Стране Будды. Только из-за пелены наших горестей и забот мы не всегда можем увидеть эти чудеса. Я всегда думаю, что люблю этот мир даже больше, чем я любил бы Чистую Страну, потому что мне нравиться, что дает нам этот мир: лимонные, апельсиновые, банановые деревья, сосны, ивы. Некоторые говорят, что в Чистой Стране есть драгоценные лотосовые пруды, деревья семи драгоценностей, дороги, выложенные золотом, что есть особенные небесные птицы. Я не думаю, что мне бы это очень сильно понравилось. Я бы предпочел ходить не по дорогам, покрытым золотом, вымощенным мрамором даже здесь, на этой земле. Больше всего я люблю грунтовые дороги с лугами по обе стороны; люблю, когда дорогу устилают камешки и листья. Люблю кусты, ручьи, бамбуковые изгороди, переправы. Когда я был мальчиком-послушником, я сказал своему Учителю: «Если в Чистой Стране нет лимонных деревьев, тогда я туда не хочу». Он покачал головой и улыбнулся. Однако он не сказал, прав я или нет. Позднее, когда я уяснил, что и этот мир, и Чистая Страна происходят из Ума, я был очень счастлив. Я был счастлив, поскольку узнал, что лимонные деревья есть и в Чистой Стране, а также земляные тропинки с зеленой травой по краям. Я узнал, что если я буду, имея памятование, держать открытыми свои глаза, а шаги мои будут легки, я смогу найти свою Чистую Страну. Вот почему я ни одного дня не пропустил для занятий медитацией при ходьбе.
Выберите для своей практики приятную дорогу, идущую по берегу реки, в парке, в лесу, вдоль бамбуковой изгороди; или же можно ходить по плоской кровле здания. Такие места идеальны, но не это самое главное. Я знаю, что есть люди, которые практикуют медитацию при ходьбе (МПХ) в исправительных колониях, и даже в тесной камере. Лучше, если дорога не слишком неровная и не слишком крутая. Идите неторопливо и сосредотачивайтесь на своих шагах.
Осознавайте каждое движение. Идите прямо, покойно, с достоинством, умиротворенно. Сознательно оставляйте отпечатки своих следов на земле.
Источник