Практический интеллект социальный интеллект эмоциональный интеллект

Эмоциональный и социальный интеллект

Практический и академический интеллект

Классификация интеллекта

Практический интеллект — это способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире. В повседневной жизни практический интеллект значительно больше востребован, чем собственно интеллект.

В повседневной жизни может быть востребован интеллект в привычном его понимании, но, прежде всего, необходим практический интеллект. Это способность адаптироваться к повседневным условиям cуществования, формировать их и делать выбор условий, оптимальных для индивида. Практическое мышление, подобно большинству способностей, может быть рассмотрено как форма развивающейся компетентности. Индивидов с развитыми знаниями, умениями и способностями, необходимыми для преуспевания в определенной области, обычно характеризуют как специалистов. Следовательно, понимание опыта и особенностей его приобретения обусловливает способ постижения практического интеллекта. Рассматривая процессы мышления и проблему интеллекта, очень важно определиться с понятием «интеллектуальная операция». По мне­нию С.Л. Рубинштейна, «операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и суще­ственными для данной задачи отношениями». Интеллектуальная опе­рация учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Понятие интеллектуальной операции включа­ет в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Про­стейшим видом интеллектуальной операции является предметная мысль (по И.М. Сеченову). Интеллектуальной операцией является практичес­кое действие, поскольку, преобразуя действительность, оно реализует свою цель. Интеллектуальной операцией является наглядное мышление. Сочетание наглядного мышления и разумного действия дает нам практическое мышление, которым характеризуется практический интеллект [5].

Существуют два взгляда на особенности интеллекта как формы развития способностей и навыков

Привычное представление об интеллекте — это восприятие его как относительно стабильного признака личности, развивающейся при взаимодействии наследственности и окружающей среды. Традиционные тесты на мышление и способности измеряют достижения индивидов, которые имели место за несколько лет до момента тестирования. Тесты на словарный запас, на понимание прочитанного, на словесные аналогии, на решение арифметических задач и подобные им лишь отчасти являются тестами на достижения. Даже в тестах на абстрактное рассуждение используются геометрические символы, которым обучают в западных школах.

Альтернативный взгляд заключается в том, что интеллект воспринимается как развивающиеся способности, а тесты на интеллект — как измерение их ограниченного аспекта. Приобретаемый опыт определяется здесь как продолжающийся процесс обретения и обобщения навыков, необходимых для достижения высокого уровня мастерства в одной и более сферах жизнедеятельности.

Когнитивные теории интеллекта подразумевают, по меньшей мере, две его основных составляющих. Ж. Пиаже уделил огромное внимание первой из них — операциям, однако недостаток в изучении второй составляющей — когнитивного опыта — проявился в широком спектре последующих работ когнитивистов. Компенсируя этот недостаток, Дж. Брунер выделил двигательную, образную и языковую формы репрезентации знания в когнитивном опыте.

В отечественной психологии проблема практического интеллекта решалась в контексте психологии мышления. По мнению Б.М. Теплова, несомненным является единство интеллекта, но существуют различные формы одного интеллекта, «вплетенные» в различные формы деятельности. Мышление никогда не бывает само по себе, мышление — это всегда процесс, направленный на что-либо, более того — процесс для чего-либо. Таким образом, мышление — процесс, возникающий для решения задачи, в то время как под интеллектом понимается способность человека как черта или характеристика, тем более, что когнитивный опыт человека, как составляющая интеллекта, подразумевает его постоянство и стабильность во времени.

Результаты нейропсихологических исследований показали, что за каждый этап решения задачи отвеча­ют вполне определенные, различные по локализации отделы голов­ного мозга. Из сказанного можно сделать важный для теории интеллекта вывод: интеллект индивида реализуется системной работой различных отделов головного мозга; общим фактором, обеспечивающим природные основы интел­лекта, является системная деятельность мозга [5, с. 114].

Теоретическая модель интел­лекта включает следующие факторы:

· продуктивность чувственного познания (восприятия, памяти, пред­ставлений);

· продуктивность формирования элементарных мыслей;

· продуктивность процессов символизации образования понятий;

· качественную характеристику сформированных понятий, со сто­роны их полноты и значений;

· скорость установления личностного смысла и значения имеющейся информации;

· владение способами получения чувственной информации; владение способами оперирования понятиями; владение речью; умение формулировать цели;

· умение составлять планы и программы деятельности (поведения);

· владение решающими правилами, умение находить решающие правила, адекватные решаемым задачам, владеть критериями предпоч­тительности, критериями достижения цели;

· уметь контролировать и регулировать свои интеллектуальные дей­ствия [5, с. 114-115].

Читайте также:  Все гормоны чувств человека

Термин «эмоциональный интеллект» введен в научный обиход американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. Первая публикация разработанной ими теоретической модели датирована 1990 годом, где они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей:

а) идентифицировать и выражать эмоции;

б) регулировать собственные эмоции;

в) использовать информацию для управления своим мышлением и поведением.

Широкое распространение в среде психологов проблема эмоционального интеллекта получила благодаря работе американского ученого Д. Големана. Он первый включил понятие «эмоциональный интеллект» в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал росту популярности этого психического явления.

Д. Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.

Более детально и результативно данная проблематика исследовалась американским психологом Р. Бароном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Несколько иначе предлагает рассматривать это явление отечественный психолог Д.В. Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект — «. способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями не может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта – «внутриличностный» и «межличностный». Эти варианты предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента:

• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

• представления об эмоциях (как о ценностях, о важном источнике информации о себе самом и других людях и т.п.);

• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.) [6].

В отличие от эмоционального интеллекта, изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. Понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать, или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.

В разное время сторонники различных психологических школ по-разному трактовали понятие «социальный интеллект»:

· способность уживаться с другими людьми;

· способность иметь дело с окружающими;

· способность легко сходиться с другими, умение входить в положение другого человека, ставить себя на место другого;

· способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию.

Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от практического (IQ) и академического. Основой в обследованиях социального интеллекта выступала его вербальная оценка. При диагностических обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения и т.п. Причем выявлялось все это лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчет, интроспекция и т.п.).

Вероятно, можно утверждать, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Выделяются два фактора социального интеллекта.

Первый — это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.

Второй — социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.

Резюме

1. Способности определяются и развиваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.

2. Способности индивида отражают его природную сущность и про­являются как свойства функциональных систем, реализующих познава­тельные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). При­родные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельности. Отно­шение к деятельности определяется мотивацией субъекта. В деятель­ности формируются планы и программы, отрабатываются решающие правила и критерии предпочтительности, которые входят в состав мен­тального опыта субъекта.

Читайте также:  Как избавится от чувства ущербности

3. Постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечива­ющих успешность социального познания. В способностях личности про­является уже весь внутренний мир человека.

4. Анализ факторов, обеспечивающих успешность дея­тельности и поведения, приводит к проблеме интеллекта. Интел­лект выступает как свойство функциональных систем, обеспечивающих системную реализацию функций приема, переработки и хранения инфор­мации, организации ментального опыта, программирования, регулировки и контроля деятельности. Системный эффект деятельности ука­занных функциональных систем выступает как G-фактор, как общие способности или интеллект. Интеллект является свойством указанной суперсистемы головного мозга. Это природный интеллект человека.

5. В успешность проявления интеллекта вносят свой вклад отдель­ные познавательные способности человека. В свою очередь интеллект, прежде всего через интеллектуальные операции, обеспечивает разви­тие отдельных способностей. Как и в случае со способностями, разви­тие интеллекта идет за счет освоения и формирования интеллектуаль­ных операций, накопление ментального опыта, включения в интеллекту­альную деятельность всего внутреннего мира человека. На этом пути формируется культурный интеллект [5].

Источник

Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ). Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств. Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера — Саловея — Карузо. Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ), как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Читайте также:  Уплощенный аффект при депрессии

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта. Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих (компонентов):

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует. Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью. Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам: харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д. По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать. Этому посвящена наша следующая статья.

Источник

Оцените статью