Качества, характеризующие интровертированный психологический тип,
Б) беззаботность;
В) стеснительность;
Слово, относящееся к данному слову так же, как и в приведенном образце.
Образец: ЧЕЛОВЕК- НЕПОВТОРИМОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ-…:
Б) активность;
В) индивидуальность;
Особенности, которые отражают поведение человека как индивида:
высокая сенсорная чувствительность;
хорошая координация обеих рук;
низкая адаптация к темноте;
общительность.
Особенности, которые отражают поведение человека как личности:
медленная скорость узнавания;
большая эмоциональная возбудимость;
Общительность.
Наиболее примитивной формой направленности личности является:
А) установка;
Б) влечение;
Высшей формой направленности личности является:
А) убеждение;
Основной источник активности человека и животных, внутреннее состояние нужды – это…:
потребность
Неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать называется…:
А) установкой;
Признак, относящийся к свойствам темперамента:
Б) неустойчивость;
В) динамичность;
Г) онтогенетическая «вторичность».
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения является:
А) способность длительное время выполнять трудную работу, не снижая интенсивности и продуктивности;
Б) неторопливость в принятии решения;
В) умение хранить новости;
Г) сдержанность в общении.
О подвижности нервных процессов можно судить на основании:
А) высокой работоспособности;
Б) живой речи, мимике, быстрого темпа деятельности;
Г) выдержанности.
Показателем силы тормозного процесса является:
А) высокая работоспособность, особенно неинтересных делах;
Б) быстрое усвоение материала при отсутствии повторения;
В) быстрая адаптация в новых условиях;
Г) сила воли.
Тип темперамента, обладающий выраженной сензитивностью, неуверенностью и поэтому особенно нуждается в психологической поддержке и ободрении:
Тип темперамента, обладающий терпеливостью, самообладанием и эмоциональной невозмутимостью:
В) флегматик;
Г) меланхолик.
Более всех необуздан, вспыльчив и нетерпелив:
Логическое продолжение из предложенных, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
Образец: СПОСОБНОСТИ- ЗАДАТКИ, ТЕМПЕРАМЕНТ — …
В) тип нервной системы;
Логическое продолжение из предложенных, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
Образец: СЛУХ — ВИСОЧНЫЕ ДОЛИ МОЗГА, ТЕМПЕРАМЕНТ — …
А) центральная нервная система;
Б) ретикулярная формация;
Динамику психической жизни определяет.
А) направленность личности;
В) воспитание;
Г) темперамент.
Тип темперамента, которому соответствует следующая характеристика: «Тип темперамент, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью»:
А) холерик;
Б) сангвиник;
Тип темперамента, который узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.
Тип темперамента, свойственного людям «веселого нрава»
Тип темперамента, связанный с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.
флегматик
Тип темперамента, связанный тревожностью, пессимизмом.
меланхолик
Установить соответствие между типами темперамента и его проявлением.
эмоции быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но не продолжительная | холерик |
люди «веселого нрава» | сангвиник |
трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях | флегматик |
беспокойны, тревожны, пессимистичны | меланхолик |
А) в знаниях, умениях, навыках;
Б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков;
В) во всех видах деятельности;
Г) в особенностях ЦНС человека.
Точка зрения на природу способностей, которая признается современной психологией:
А) качество обучения и воспитания полностью определяет способности;
Б) способности — это прижизненное образование, имеющее природную предпосылку и условия виде задатков;
В) способности являются результатом развития черепа и головного мозга;
Г) способности наследственно предопределены.
Составляющая в структуре математических способностей, относящаяся к группе специальных качеств:
А) интенсивное общение;
Б) развитие воли;
В) создание оптимальных социальных условий для их развития;
Г) положительное отношение к математике, склонность ею заниматься.
Свойства, относящиеся к вспомогательным качествам изобразительных способностей:
А) природная чувствительность зрительного анализатора;
Б) сенсомоторные качества руки;
В) высокоразвитая образная память;
Г) художественное воображение.
Своеобразное сочетание способностей, которое, обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, называется:
А) одаренностью;
Отечественная психология придерживается следующего взгляда на природу способностей:
А) они наследуются;
Б) это индивидуальные особенности личности, формирующиеся в течение жизни и
влияющие на успешное выполнение деятельности;
В) они непосредственно проявляются в знаниях, умениях и навыках;
Г) они являются характеристикой индивида.
Высшая степень творческих проявлений — это:
Установить соответствие между уровнями развития способностей и их характеристиками:
своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности |
высокий уровень развития специальных способностей |
высшая степень творческих проявлений |
совершенство в конкретном виде деятельности |
Задание 287
Совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения, называют .
А) характером;
Б) направленность личности;
черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны;
В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при
помощи которых эти отношения осуществляются;
Характер — это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воз
Действий и воспитания типичный для личности стиль социального
характер — это такое совокупное психическое свойство человека, которое и
наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности;
с характером рождаются, а личностью становятся.
Относительно характера можно утверждать:
А) он выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе;
Б) он определяет стиль и темп деятельности;
В) он практически не поддается изменению под воздействием воспитания;
Г) это характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности.
Черты характера, проявляющиеся в деятельности:
А) инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;
Б) аккуратность, бережливость, щедрость и др.;
В) самокритичность, гордость, скромность и др.;
Г) тактичность, вежливость, чуткость и др..
Какому свойству личности соответствует симптомокомплекс черт:
вспыльчивый, медлительный, спокойный, ранимый, возбудимый |
трудолюбивый, щедрый, неряшливый, инициативный, гордый |
остроумный, находчивый, умный, предприимчивый, красноречивый |
выдержанный, настойчивый, решительный, самостоятельный, целеустремленный |
Термин, который определяется как заостренный, крайний вариант психической нормы, указывающий на уязвимые места характера испытуемого:
Повышенная потребность во внимании, эгоцентризм характерны для:
А) шизоидного типа;
Б) истероидного типа;
В) гипертимного типа;
Г) циклоидного типа.
Быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии свойственны:
А) астеническому типу;
Б) неустойчивому типу;
В) эпилептоидному типу;
Г) конформному типу.
В усиленном контроле и направляющем воздействии особенно нуждается: I
А) неустойчивый тип;
Б) лабильный тип;
В) истероидный тип;
Г) конформный тип.
Резкое изменение настроения в зависимости от ситуации обнаруживает:
А) сензитивный тип;
Б) конформный тип;
В) неустойчивый тип;
Г) лабильный тип.
Какому типу акцентуаций личности соответствуют суждения:
характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям |
характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность, жажда деятельности и тенденция не доводить начатое дело до конца |
характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других |
характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации |
Какому типу акцентуаций личности соответствуют суждения:
характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других |
характерна выраженная тенденция к демонстративности, лживости, притворству, фантазированию для привлечения к себе внимания |
характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность |
характерны склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, конфликтность, педантичность |
А) характер — это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе жизнедеятельности;
Б) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны;
В) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;
Г) характер — это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий, воспитания типичный для личности стиль социального поведения.
Своеобразные заострения характера называют:
Источник
Классификация темпераментов
->- неуравновешенный |
подвижный -* 1 *- инертный
Другое основание для выделения четырех типов темперамента предложено Г. Айзенком. Он предложил два базисных параметра индивидуальности:
►«нейротицизм» — «эмоциональная устойчивость».
Каждый из этих параметров поддается измерению (существует специальный тест-опросник) и имеет нейрофизиологическую основу.
Высокий балл по шкале «нейротицизм» соответствует снижению порога активации лимбической системы головного мозга (в этом смысле повышенная «эмоциональная нестабильность» — это реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, на колебания органических потребностей и состояний); а высокий балл по шкале «интроверсия» соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, ответственной за уровень бодрствования коры.
Намеренно изменить темперамент, полученный человеком от природы, практически невозможно. Изменение стилевых характеристик поведения может происходить за счет фармакологических или физиологических (например, утомление, болезнь) факторов, затрагивающих нервную систему. Иногда изменениями в особенностях темперамента сопровождаются возрастные сдвиги в организме. Особенности темперамента могут также маскироваться или компенсироваться за счет овладения навыками саморегуляции.
К подструктуре биологических свойств относятся также задатки некоторых способностей: скорость протекания процессов в нервной системе, быстрота реакции и т.п. (так, перечисленные свойства являются задатками интеллектуального развития).
Распределение черт личности в координатах осей «экстраверсия» — «интроверсия» и «нейротицизм» — «эмоциональная стабильность» по Г. Айзенку
тревожный угрюмый сдержанный пессимистичный скрытный необщительный интровертиро- меланхолик |
обидчивый
агрессивный
возбудимый
изменчивый
импульсивный
оптимистичный
холерик экстраверти-
сангвиник рованный общительный открытый словоохотливый расторопный добродушный беспечный |
пассивный старательный вдумчивый миролюбивый слабохарактерный
Подструктура форм отражения
Обычно у человека имеется ведущая сенсорная система. Соответственно психические функции (к примеру, память) могут с неодинаковой эффективностью функционировать в разных модальностях (в этих случаях говорят о зрительной, слуховой, осязательной памяти). Подобные особенности памяти, ощущения, восприятия (музыкальный слух, особенности цветоразличения и т.п.) определяются, главным образом, биологическими особенностями индивида, однако способ жизни в данной культуре может оказать влияние на их развитие.
Так, например, жители Кореи, Китая, Вьетнама обладают острым звуковысотным слухом, поскольку наличие такого слуха является непременным условием усвоения соответствующего языка.
Всем багажом имеющихся у человека знаний, навыков, умений он практически целиком обязан той среде, в которой живет и действует, «месте с тем конституциональные особенности нервной системы че-
Тема V. Психология личности • Практика
ловека влияют на то, что именно человек быстрее усваивает и что ему 1 легче дается. Таким образом, биологическое все же вносит свой вклад в формирование этой практически полностью социально обусловленной подструктуры.
Подструктура направленности личности
Направленностью называется совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности и относительно независимых от возникающих ситуаций. Эта подструктура включает присущие данному человеку ценности и смыслы, т.е. то, что фактически организует его
Формирование подструктуры связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя и своих действий (на основании того, как посмотрят на это другие) к внутренним исходя из собственных убеждений, ценностей и смыслов.
Личность в аспекте взаимодействия
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания
В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в системе межличностных отношений в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Индивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную личностную окраску, зависящую от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.
Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая соци-
альные роли, человек следует социальным стандартам поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, зачастую противоречивые, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Самоподготовка к занятию
Цели самоподготовки: наосновании информационного материала уметь ответить на контрольные вопросы и выполнить задания по теме «Личность».
План работы
1.Изучить информационный материал из данного учебного пособия.
2. Ответить на вопросы для самоподготовки, сравнить свои ответы с эталонами (ответы можно найти в тексте данного информационного материала или в рекомендованной литературе).
3. Сформулировать вопросы о том, что осталось неясным или вызвало затруднения при самоподготовке, для вынесения их на семинар.
Литература
1- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
2- Гройсман А.Ш. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. — М., 1992 (часть 1).
3. Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
4- Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
ТемаУ Психология личности • Практика
Тестовые задания для самопроверки усвоения основных понятий темы
Относятся приведенные характеристики к личности или индивиду?
1. Личность. А. Свойство определяется включенностью в систему социаль-
2. Индивид. ных отношений.
Б. Человек как представитель вида.
В. Свойство проявляется в совместной деятельности и общении. Г. Темперамент. Д. Направленность.
К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:
3. Подструктура биологических свойств. 4. Подструктура форм отражения. 5. Подструктура опыта. 6. Подструктура направленности. 7. Характер и способности. |
А. Убеждения, мировоззрения,
интересы. Б. Особенности познавательных
процессов. В. Темперамент. Г. Умения, знания, привычки. Д. Особенности эмоциональных процессов. О какой подструктуре личности идет речь:
Описание подструктуры личности: формирование связано с развитием самосознания; состоит из элементов других подструктур личности; биологические факторы оказывают на подструктуру минимальное влияние.
а) подструктура биологических свойств;
б) подструктура форм отражения;
в) подструктура опыта;
г) подструктура направленности;
Какие из приведенных формулировок относятся к характеру и какие —
к темпераменту? 9. Характер. 10. Темперамент. |
A. Характеристика личности со стороны динамических
особенностей ее психических процессов
и состояний. Б. Выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе.
B. Определяет стиль и темп деятельности.
Г. Закрепляется в привычных способах поведения. Д. Практически не поддается изменению под действием воспитания.
Заполните пропущенные места
Л______ характера позволяет, зная определенную присущую человеку черту,
предполагать у него наличие ряда других, связанных с ней черт.
12. Среди черт характера одни являются основными, другие — второстепенными, это свойство называется черт характера.
13. По И.П. Павлову в основе четырех типов темперамента лежат свойства_______
,_____ ,______ нервных процессов.
14. Человек, интересы которого преимущественно обращены на окружающий мир и других людей, называется .
15. Человек, который больше интересуется своим внутренним миром и не нуждается в постоянном притоке внешних впечатлений, называется
16. По Г. Айзенку к экстравертированным типам темперамента принадлежат и .
17. По Г. Айзенку к эмоционально нестабильным типам темперамента относятся и .
18. Способности человека формируются на основании врожденных__________ .
19. Собственно личностным уровнем можно назвать подструктуру__________ личности.
20. Способ поведения человека, соответствующий его статусу в группе и принятым в обществе нормам, называется .
21.______ является функциональным органом, который позволяет человеку
интегрировать свое «Я»»и собственную жизнедеятельность.
22. Усвоение социальных ролей — неотъемлемая часть________ личности.
! Эталоны ответов смотрите в конце методического материала по данной теме.
Работа на занятии
1. Контроль исходного уровня в форме тестового контроля — по материалам лекции и результатам самоподготовки.
2. Выполнение заданий для самостоятельной работы на семинаре и обсуждение дискуссионных вопросов.
3. Знакомство с вопросником Г. Айзенка.
4. Прослушивание и обсуждение докладов по теме занятия.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)
Источник