Практическая работа органы чувств анализаторы

Проверочная работа «Анализаторы. Органы чувств»

На выполнение данной работы дается 20 минут.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа «Анализаторы. Органы чувств»»

Проверочная работа по теме: Анализаторы и органы чувств В1

1. Функция органов чувств состоит в преобразовании энергии внешнего раздражения в форму, доступную для раздражения

А. Рецепторов
Б. Спинного мозга
В. Нервов
Г. Головного мозга

2. Зрительные рецепторы, воспринимающие цвет, на­ходятся в

А. Роговице
Б. Сетчатке
В. Белочной оболочке
Г. Сосудистой оболочке

3. Полукружные каналы — это орган

А. Осязания
Б. Слуха
В. Равновесия
Г. Мышечной чувствительности

4. Среднее ухо с носоглоткой соединяется

А. Полукружными каналами
Б. Слуховой трубой
В. Гортанью
Г. Овальным мешочком

5. Укажите правильную последовательность прохожде­ния света от роговицы до сетчатки

А. Роговица, стекловидное тело, хрусталик, сет­чатка
Б. Роговица, стекловидное тело, зрачок, хрусталик, сетчатка
В. Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка
Г. Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка

6. Людвиг ван Бетховен потерял слух из-за того, что его слуховые косточки утратили подвижность. Это было связано с повреждением

А. Наружного уха
Б. Внутреннего уха
В. Среднего уха
Г. Слуховой зоны коры

7. Цвет глазам придает

А. Склера
Б. Хрусталик
В. Радужная оболочка

8. Что такое анализатор?

А. Рецептор
Б. Рецептор и чувствительный нерв
В. Рецептор, чувствительный нерв и зона коры полу­шарий, различающая раздражение
Г. Орган чувства

9. Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?

А. Травма глаза
Б. Близорукость
В. Конъюнктивит
Г. Дальнозоркость
Д. Астигматизм

10. Что нужно делать для профилактики болезней уха?

А. Избегать сильного шума
Б. Своевременно обращаться к врачу
В. При взрывных работах открывать рот
Г. Затыкать уши ватой
Д. Ежедневно мыть уши

11. Где находятся рецепторы мышечного чувства, воспринимающие массу, прочность предмета?

А. В сухожилиях, связках
Б. В носовой полости
В. В коже
Г. На языке
Д. В глазах
Е. В ушах

12. Какие особенности строения глаза позволяют свету попадать на сетчатку?

13. Какая часть органа слуха увеличивает силу воспринимаемого звука?

14. Какими свойствами обладают рецепторы?

15.Опишите строение уха

Проверочная работа по теме: Анализаторы и органы чувств В2

1. В глазу не участвуют в преломлении света

А. Роговица
Б. Хрусталик
В. Зрачок
Г. Стекловидное тело

2. Полость внутреннего уха заполнена

А. Воздухом
Б. Жидкостью
В. Воздухом и жидкостью

3. Звуковые колебания от стремени и волокнам улитки передаются посредством

А. Воздуха
Б. Мембраны
В. Жидкости
Г. Прямого контакта

4. В состав внутреннего уха входят

А. Ушные косточки
Б. Улитка
В. Полукружные каналы
Г. Барабанная перепонка

5. Орган вкуса реагирует только на

А. Газообразные вещества
Б. Растворенные вещества
В. Твердые вещества
Г. Вещества в любом агрегатном состоянии

6. Зрительная зона коры больших полушарий нахо­дится в

А. Теменной доле
Б. Височной доле
В. Затылочной доле
Г. Лобной доле

7. Фоторецепторы преобразуют световую энергию в электрическую при помощи

А. Хрусталика
Б. Ферментов
В. Пигментов
Г. Гормонов

8. Слуховая зона коры больших полушарий находит­ся в

А. Теменной доле
Б. Височной доле
В. Затылочной доле
Г. Лобной доле

9. Поступающую внутрь глаза силу света регулирует

А. Веко
Б. Сетчатка
В. Хрусталик
Г. Зрачок

10. Анализатор — это

А. Рецептор
Б. Рецептор и чувствительный нерв
В. Орган чувств
Г. Рецептор, чувствительный нерв и зона коры боль­ших полушарий

11. Анатомо-физиологические причины близорукости

А. Нарушение в зрительной зоне коры больших по­лушарий
Б. Нарушение в области зрительного нерва
В. Помутнение хрусталика
Г. Нарушение эластичности хрусталика, его излиш­няя выпуклость
Д. Нарушение формы хрусталика, его недостаточная кривизна

12. Что такое серная пробка?

13. Почему мы воспринимаем изображение не перевер­нутым?

14. Для чего нужны температурные рецепторы?

15.Опишите строение глаза

Ответы к проверочной Анализаторы и органы чувств 8 класс

1 вариант
1-Г
2-Б
3-В
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-В
9-БГ
10-А
11-В
12-В
13-Б
14-А
15-А
16-Б
17-В
18-Б
19. Зрительный ана­лизатор — совокупность нервных образований, обеспе­чивающих восприятие величины, формы, цвета предме­тов, их взаимного расположения. В зрительном анализа­торе: периферический отдел составляют фоторецепторы (палочки и колбочки); проводниковый отдел — зритель­ные нервы; центральный отдел — зрительная кора заты­лочной доли.
20. Кортиев орган — рецепторная часть слухового анализатора, преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение; расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, за­полненном эндолимфой.
21. Рецептор — чувствитель­ное нервное окончание, или специализированная клет­ка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы. Все рецепторы характеризуются на­личием специфического участка мембраны, содержаще­го рецепторный белок, обусловливающий процессы ре­цепции.
2 вариант
1-В
2-Б
3-Б
4-Б
5-Б
6-А
7-В
8-Б
9-А
10-Г
11-Д
12-В
13-Г
14-В
15-В
16-В
17-А
18-Г
19. Серная пробка об­разуется в результате усиленной секреции серных же­лез, расположенных в наружном слуховом проходе. Сер­ная пробка состоит из серы, секрета сальных желез, че­шуек слущенной кожи. В норме ушная сера удаляется движениями передней стенки слухового прохода во вре­мя разговора, жевания. Скоплению серы способствуют узость и извилистость слухового прохода, повышенная вязкость серы. Цвет серной пробки может быть желтым. темно-коричневым. Консистенция серы вначале мягкая, восковидная, потом плотная и даже каменистая.
20. Элементы глазного яблока осуществляют первичное пре­образование светового сигнала, попадающего на сетчат­ку: оптическая система глаза фокусирует изображения на сетчатке; зрачок регулирует количество падающего на сетчатку света; мышцы глазного яблока обеспечива­ют его непрерывные перемещения. Для того чтобы уви­деть объекты окружающего мира, необходимо, чтобы световые лучи от каждой точки объекта попадали толь­ко в одну точку сетчатки, т.е. необходимо сфокусиро­вать изображение. Этого можно добиться, поместив пе­ред сетчаткой сферическую преломляющую поверхность (хрусталик). Световые лучи после преломления на такой поверхности будут собираться в одной точке (фокусе). Таким образом, на сетчатке возникнет четкое переверну­тое изображение.
21. Температурные рецепторы имеют важное значение для поддержания постоянной темпера­туры тела. Без температурной адаптации человек не смог бы выжить, поэтому очень важны быстрое и точное восприятие изменений температуры и соответствующая перестройка механизмов теплопродукции и теплоотдачи в зависимости от изменившихся условий. Считают, что существуют две разновидности температурных рецепторов: одни воспринимают тепло, другие — холод. Рецепторы, воспринимающие холод, располагаются ближе к поверхности кожи, их количество больше, чем тепловых, которые и располагаются значительно глубже.

Читайте также:  Как получить радость человеку

Источник

Технологическая карта урока биологии по теме «Анализаторы» 8 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Органы чувств. Анализаторы.

Урок открытия нового знания.

Личностные: формирования научного мировоззрения обучающихся. ценностей биологического знания, необходимости знаний о строении и функциях организма человека, формирование основ здорового образа жизни, экологической культуры мышления.

Метапредметные: развитие познавательных интересов и мотивов к изучению организма человека. умение работать в малых группах. выделять ключевые понятия темы

Предметные: знакомство обучающихся с понятиями- анализатор ( орган чувств), осн. органами чувств. механизмом (принципом) работы анализатора

Ключевые опорные точки темы урока

Понятие орган чувств ( анализатор), 5 анализаторов: зрение. слух. осязание, обоняние. вкус.

Принципы работы анализатора ( органа чувств),» специфичность» в работе анализаторов, их значение и тренировка.

Термины и понятия

Орган чувств ( анализатор).рецепторы .проводящие пути. чувствительные зоны коры больших полушарий. специфичность анализатора. иллюзии

Планируемые образовательные результаты

в жизни современного человека.

Познавательные УУД: умение структурировать знания о строении и значении анализаторов ( органов чувств)

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя., осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий при выполнении поставленных задач на уроке.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками. формирование культуры общения

Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, роль анализаторов (органов чувств)

для организма человека, методы и приемы тренировки органов чувств

Уметь: разлизать и называть основные анализаторы ( органы чувств0, принцип работы анализатора. ( рецептор- проводник- зона коры больших полушарий) специфичность и модальность анализаторов их функции и взаимосвязь анализаторов.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Источник

«Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

«Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения»
И.М. Сеченов

Класс: 8.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебного занятия: урок-презентация.

Цели урока:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;
  • развивающие: обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитательные: формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
Читайте также:  Почему организм не чувствует усталости

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, презентация, таблицы «Орган зрения», «Слуховой анализатор», раздаточный материал (приложение 1-3), инструкция к практической работе (слайд 5).

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Решение мотивационной проблемы (практическая работа, презентация)
  5. Рефлексивно-оценочный этап (письменная работа по вариантам).
  6. Домашнее задание:
    • повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетрадях;
    • ворческое задание: составить презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).
  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

(проверяется готовность уч-ся к учебной деятельности)

II. Актуализация знаний.

Учитель: на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему, которая не только интересна, но и важна для повседневной жизни человека. Как сказал великий русский физиолог И.М. Сеченов «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» (слайд 2)

А помогут вспомнить эту тему загадки: (слайд 3)

  • Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)
  • Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)
  • Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)
  • Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)
  • Между двух светил я – один (нос)
  • Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно, мы изучали органы чувств и анализаторы. Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме (учащиеся кратко говорят об известных фактах по теме; спросить 5-6 учащихся).

III. Мотивация.

Учитель: как вы считаете, что же предстоит нам узнать об анализаторах на сегодняшнем уроке?

(уч-ся дают предположительные ответы)

А как вы думаете, взаимодействуют ли анализаторы друг с другом и могут ли взаимозаменяться?

Сообщается тема урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость» (слайд 4)

IV. Решение мотивационной проблемы.

Учитель: проведем небольшое исследование (слайд 5)

Цель: выявить необходимость взаимодействия анализаторов для формирования целостного представления об объектах окружающего мира

Объект исследования: предмет (на столах учащихся находятся закрытые коробочки с предметом, который необходимо узнать, включая в работу разные анализаторы: карандаш, ластик и т.д.)

Выполняется в паре:

Лист наблюдения заполняется наблюдателем (учащимся 1 варианта)

Исследователь (он же испытуемый) выполняет указания наблюдателя.

Совместно делают выводы (на выполнение 3-4 минуты под тихую мелодию)

Действия испытуемого Наблюдения
1. Закройте глаза. Возьмите предмет из рук наблюдателя и опишите его.
2. Не открывая глаз, задайте уточняющие вопросы об объекте исследования.
3. Откройте глаза. Правильно ли вы определили предмет? Что вы еще можете о нем рассказать?
записываются со слов испытуемого

Выводы:

Один учащийся из пары отвечает на вопросы:

  1. Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании исследуемого предмета (осязания, слуха, зрения, обоняния).
  2. С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете?
  3. Какой вывод можно сделать на основе этого? (анализаторы взаимодействуют и дополняют друг друга)

Учитель: а теперь обратите внимание на экран. Здесь написаны известные факты (слайд 6)

  • При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…
  • Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
  • Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …

Задание: закончите предложения, записывая в тетради, начиная со слов… т.к…. (2 мин.)

Учитель: а теперь проверьте себя, послушав внимательно (имя ученика), который выполнил это задание дома. Комментарии уч-ся к слайдам 7, 8, 9, 10:

  • Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.
  • Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.
  • И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях)

Сообщение учащегося «Взаимодействие анализаторов» (слайды 11, 12, 13)

– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Читайте также:  Солнечного летнего настроения прекрасного дня гифки

Ощущение. Что это?

  • Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.
  • Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Восприятие:

  • Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.
  • Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения. Молодцы.

Рефлексия: Какую новую информацию вы узнали? (ответы уч-ся)

А теперь вновь посмотрите на экран (слайд 14)

  1. Схема какого анализатора здесь показана?
  2. Скажите, в каком случае из четырех, пациент будет видеть, а в каких – нет. Почему?

(ответ: пациент Д, т.к. не нарушена целостность всех частей анализатора)

Учитель: какую информацию вы узнали?

Физкультпауза: разминка для глаз (упражнение «ленивая восьмерка»)

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию? Сообщение по этой теме подготовил (имя ученика)

(Сообщение уч-ся с презентацией «Взаимозаменяемость анализаторов» слайды 15, 16)

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.

  • при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.
  • Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.
  • Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Попробуем сделать выводы (учащиеся формулируют выводы, на экране появляется слайд 17 «что мы узнали»)

  • Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
  • Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
  • Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
  • Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.

Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме (демонстрируется слайд 18, 19 с заданиями для письменной работы).

выполняется 5 минут под тихую мелодию

Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

1 вариант: 2 вариант:
рецепторы вкус
нервы обоняние
зона коры полушарий выделение
анализаторы осязание
рефлекс ощущение

Задание 2:

  1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
  2. Назовите части этого анализатора.
  3. С какими анализаторами он связан?
  4. Назовите условия, при которых рецепторы данного анализатора наиболее чувствительны.

1 вариант рис. органа обоняния 2 вариант рис. органа вкуса

Подведение итогов: взаимоконтроль осуществляется по ответам двух учащихся разных вариантов, при необходимости учитель корректирует их ответы.

Критерии оценки (слайд 20)

Задание 1.

Правильно зачёркнуто лишнее понятие – 1 балл.

выделено ключевое понятие – 1 балл.

дано определение – 1 балл.

Задание 2.

Правильно назван орган чувств – 1 балл.

названы части анализатора – 1 балл.

отражена взаимосвязь 1 – балл.

условия чувствительности – 1 балл

«5» – 7 баллов.

«4» – 6-5 баллов.

«3» – 4 балла.

Поднимите руку, если вы получили «5». «4». «3»… Кому задания показались трудными?

Молодцы, все справились! (выставление оценок за работу на уроке)

VI. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание (слайд 22)

  1. Повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетради;
  2. Творческое задание: составить к следующему уроку презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).

VII. Рефлексия.

поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере;

… красную, если у вас возникли новые вопросы;

…жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме.

На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока.

Источник

Оцените статью