Стресс и другие эмоциональные нарушения при управлении транспортным средством
Стрессом называется состояние повышенной напряжённости человеческого организма, вызванное различными неблагоприятными факторами окружающей среды или психологическими факторами. В результате стресса происходит нарушение саморегулирования человеческого организма и его нервной системы.
Вождение автомобиля, особенно в мегаполисах или на оживлённых магистралях, при ряде факторов может вызвать стресс, агрессию, напряжение, волнение у водителя. Начинающие автомобилисты особенно подвержены воздействию стресса, после очередной поездки многие не могут прийти в себя длительное время.
Основные факторы стресса у водителя
Дорожная обстановка и так требует постоянной концентрации, повышенного внимания, но особое напряжение вызывают загруженность и необустроенность дорог, хамство участников дорожного движения. Всё это вызывает повышенное нервное напряжение у водителей и особенно у новичков. Существуют наиболее доминирующие три стрессовых фактора: фактор ответственности, фактор неожиданности, фактор неопределённости.
Ответственность
Автомобиль является устройством повышенной опасности, и при его управлении каждый должен осознавать к чему приводят последствия нарушений на дороге. Учитывая, что водитель имеет слабую социальную защищённость, и в случае чего может рассчитывать только на самого себя.
Всем этим факторам подвержены автолюбители вне зависимости от опыта вождения автомобиля, пола и темперамента. Культура вождения определяется личностью водителя и его поведением. Следует признать, что культура на наших дорогах находится на достаточно низком уровне. Хамство на дороге стало обычным явлением. Вам могут запросто нахамить в самой обычной ситуации, прекрасно осознавая, что сами не правы. В некоторых случаях дело может дойти до серьёзных ссор и массовых драк, причиной которых могут стать просто пустяки: не пропустил вперёд, не так припарковался или просто не так ехал.
Неожиданность
При передвижении по нашим дорогам в любой момент может произойти любое непредвиденное событие. Ремонтные дороги без соответствующих предупреждающих знаков, или знаки, предупреждающие о ремонте, который закончен несколько месяцев назад. Выскакивающие на красный сигнал светофора или обгоняющие через две сплошные полосы вам навстречу автомобили. Гул и рёв тюнинговых автомобилей, зачастую оснащённых непонятной светомузыкой. Пробки, заторы в неожиданных местах, выскакивающие перед автомобилем пешеходы, животные и другие неожиданности вызывают мощнейшие эмоции.
Неопределённость
Противоречащие друг другу дорожные знаки и разметка, в которых довольно сложно разобраться и опытному водителю, что же говорить о новичках за рулём. Загруженность перекрёстков и развязок, не указывающие повороты автомобилисты могут привести к замешательству и потере ориентации. Постоянно меняющиеся правила дорожного движения и наказания за их нарушения так же способствуют появления фактора неопределённости у водителей.
Пассажиры
От личности пассажира во многом зависит стрессовое состояние водителя, особенно если это поездка на дальнее расстояние. С некоторыми пассажирами легко и приятно путешествовать, за приятными разговорами дорога обычно пролетает незаметно. Но если пассажир затрагивает неприятные темы или начинает рассказывать, как правильно управлять автомобилем, комментирует все ваши ошибки на дороге, то это может вызвать раздражение и стресс. Если поведение пассажира начало надоедать, то есть несколько способов прекратить его надоедливую болтовню. Можно включить радио по громче и предложить послушать музыку, через раз отвечать или игнорировать его вопросы или просто сказать, что его разговор отвлекает вас от дороги, а это
не безопасно. В некоторых случаях можно просто прекратить совместную поездку досрочно.
Пешеходы
В отличие от пассажиров, пешеход полноценный участник дорожного движения и игнорировать его действия не получится. У большинства этой категории участников дорожного движения нет чёткого представления, какую опасность представляет собой автомобильный транспорт. Зачастую им кажется, что автомобиль может мгновенно остановиться, в темноте они хорошо видимы, и водители ни на что не отвлекаются от дороги. Особенно беспечны подростки, они переходят дорогу с наушниками и в тёмных очках. От нетрезвых пешеходов можно ожидать любых неожиданностей. Игнорирование автомобиля как источника опасности зачастую приводит к аварийной ситуации и мощному стрессу у водителя. Есть пешеходы, которые специально провоцируют водителей – умышленно задерживают дорожное движение, переходя по нерегулируемым переходам, просто перебегают дорогу, показывают неприличные жесты и т.д.
Чтобы избежать стресса и раздражения следует помнить, что от пешехода можно ожидать любых неадекватных поступков и при обнаружении их у края проезжей части быть готовым к непредсказуемым действиям с их стороны. Не стоит вступать с ними в перепалки, а действовать так, как и в случаях с автохамами.
В плане профилактики стресса и повышения вашей стрессоустойчивости – позаботьтесь об этом ДО поездки. Особенно если вам предстоит: путь в плохих дорожных условиях, при не самой лучшей видимости, по дорогам с вероятными «пробками», в темное время суток и т.д.
- Не забывайте о том, что самое хрупкое звено в автомобиле – это водитель.
- Постарайтесь выйти из дома не усталым, не голодным, не поругавшимся и т.п.
- В случае ночной поездки водитель испытывает на себе колоссальное напряжение и стресс. Поэтому перед ночной поездкой необходимо хорошо отдохнуть. Для этого примите расслабляющую ванну или любимый душ, выпейте горячий чай и отправляйтесь в постель, попросив вас не беспокоить и разбудить в нужное время.
- Вам попадается агрессивный водитель! Не поддавайтесь его влиянию, не обращайте на него внимания и продолжайте свое движение. Если чувствуете, что его агрессия как-то на вас сказалась, остановитесь, закройте глаза, посчитайте до двадцати и как только вы успокоитесь, можете ехать дальше.
- Будьте вежливы, это может остановить агрессию со стороны.
- Спокойствие, только спокойствие! Нервничать на дороге недопустимо, стоит помнить, что дороги – это постоянный стресс для водителя, поддавшись которому вы рискуете причинить вред не только своему здоровью, но и здоровью пассажиров, находящихся рядом, в салоне.
- При повышенной нервозности лучше остановиться на некоторое время и успокоиться, и только после этого продолжать движение.
- Соблюдение Правил дорожного движения поможет обеспечить вам собственную безопасность и спокойствие.
- Помните, что никто не застрахован от ошибок!
Важно помнить, что вы не сможете каким-либо образом вести контроль над окружающими вас водителями и пешеходами, но управлять своим внутренним состоянием возможно вполне.
Здоровья вам и успеха на дорогах!
врач-психиатр ОГБУЗ «Губкинская ЦРБ»
Источник
Причины стресса водителя
Любой человек, ставший участником дорожного движения, становится подвержен стрессу не зависимо от того какой его водительский стаж. Особенно сильно это проявляется в больших городах, с непрерывным потоком движения автомашин Стресс – это совокупность адаптационных факторов являющихся результатом психологического воздействия или влияния окружающей среды на человека.
Разберем, что оказывает наиболее сильное на стрессы водителя. Управление автомобилем требует от водителя постоянной концентрации внимания, собранности. Множество различных факторов, являющимися неотъемлемыми спутниками участников движения, вызывают напряжение, особенно у начинающих автолюбителей. Тремя основными являются:
- Ответственность;
- Неожиданность;
- Неопределенность.
Фактор ответственности проявляется в осознании того, что в твоих руках средство повышенной опасности, что жизнь людей, которые находятся с тобой в автомобиле, а так же те, что могут встретиться по ходу движения, полностью зависят от твоих действий на дороге.
Фактор неожиданности – включает в себя явления, которые неподконтрольны водителю. К ним можно отнести поведение на дороге других участников движения, погодных условий, состояние дорожного покрытия, даже пробки в самых неожиданных местах.
Неопределенность — вызвана замешательством и потерей ориентации на дороге в результате неправильно расположенных знаков, указателей, нарушение или отсутствие разметки. А так же поведение других водителей на дороге. Например: при повороте не обозначают начало маневра сигналом поворотника.
Особенно сильный стресс у водителя могут вызвать поведение пассажиров и пешеходов. И если от пассажиров можно отстраниться, то повлиять как-либо на поведение пешехода — нереально. Ведь пешеход тоже является участником дорожного движения, правда в его адекватности иногда приходится усомниться.
Конкретного рецепта, как не допустить стрессы водителя, не существует. Ведь у каждого водителя есть свой фактор, который приводит к стрессу. Просто надо его учитывать перед началом движения, но есть несколько способов, как снять нервное напряжение:
- Не зацикливаться на проблеме, считать ее рядовой и не заслуживающей внимания;
- Поставить психологический барьер ограждающий от внешних раздражителей: (например, включить любимую музыку, желательно спокойную).
- Хвалить самого себя за выдержку и терпение на дороге, с юмором относиться к ситуации.
- При сильном возбуждении следует остановиться у края дороги, выйти из автомобиля, поприседать, попинать колесо или прокричаться.
Стресс постоянный спутник водителя и метод борьбы с ним каждый выбирает индивидуально.
Источник
Медики назвали состояния, когда нельзя садиться за руль. Подробности
Вождение требует от водителя не только специальных навыков и знаний, но и хорошего физического самочувствия. Есть состояния, когда автомобилист не способен должным образом реагировать на дорожную обстановку, либо притупляется скорость реакции, либо манера вождения, наоборот, становится чересчур агрессивной. Оба варианта могут привести к аварии. Мы пообщались с медиками и узнали, в каких случаях не стоит садиться за руль.
По словам руководителя отдела клинической наркологии центра психиатрии и наркологии им. Сербского, доктора медицинских наук, профессора Сергея Игумнова, снижение скорости реакции доказано психофизиологическими исследованиями.
«Речь идет о долях секунды. Но при скорости 60 км/ч машина за секунду проходит 20 метров, и в этом случае доли секунды имеют значение», — пояснил профессор.
Схожее мнение высказала заведующая отделением неврологии, врач-невролог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне Анна Мастрюкова.
«Для управления транспортным средством необходима максимальная концентрация внимания, координация движений, внимание зрительное и возможность быстро принимать решение», — объяснила Мастрюкова в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Доктор уверена, что все указанные ею параметры нарушаются при сонливости. Потому что в таком состоянии мы не можем быстро сконцентрироваться и быстро принять решение. Поэтому сонливость — это однозначное противопоказание к управлению транспортным средством. Кроме того, концентрация и возможность быстрого принятия решения внимания снижается и при хронической усталости.
По словам профессора Игумнова, основной симптом, который отличает нормальную физиологическую усталость от стойкого астенического состояния (синдром хронической усталости) — это ощущение отдыха и восстановления после сна.
«Как бы долго человек не работал, если после сна он восстановился, проснулся в запланированное время, четко реагирует на окружающих, быстро адаптировался к дневной обстановке, то в этом случае все в порядке. Если при переходе в вертикальное положение ощущается головокружение, присутствуют сонливость, разбитость, то стоит избегать управления автомобилем», — пояснил специалист института им. Сербского.
Люди с проблемами сна часто принимают лекарственные препараты для его улучшения. Мы выяснили, какие медицинские препараты не повлияют на вождение, а какие стоит принимать с осторожностью. Существует целый список лекарств, за которые могут лишить прав, но сегодня речь пойдет об антидепрессантах и снотворном, как о медикаментах, влияющих на усталость и сон.
По словам доктора Игумнова, большинство антидепрессантов после адаптации организма существенного влияния на вождение не оказывают. Но в первое время приема доктор рекомендовал бы с большой осторожностью наблюдать за собой.
«Если организм адаптируется к действиям лекарств, и они оказывают антидепрессивный эффект, то обычно этот эффект носит стимулирующий характер, поэтому при использовании в особенности современных антидепрессантов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, их еще называют серотонинэнергических препаратов, а в особенности препараты, действующие на норадренергическую систему, а норадреналин — это «гормон льва», то эти лекарства даже, наоборот, дают хороший тонус — опасаться их не стоит», — пояснил врач.
Как объяснила врач-невролог Анна Мастрюкова, не стоит пренебрегать инструкцией лекарственных препаратов.
«В ней есть пункт, в котором сообщается информация, касающаяся управления транспортным средством — не влияет, лучше избегать или категорически противопоказано. Практически во всех снотворных препаратах указано в противопоказаниях управление транспортным средством. Что касается антидепрессантов в инструкции есть этот пункт тоже. При рутинной проверке инспектора ГИБДД и последующем медосвидетельствовании использование этих препаратов может быть выявлено — и врачом, и экспертизой. Когда врач что-то назначает, он должен комментировать этот факт — можно ли водить», — уточнила Мастрюкова.
Со снотворным и успокоительными стоит быть начеку. Профессор Игумнов считает, что необходимо учитывать показатель по периоду полувыведения лекарства. «Самостоятельное назначение снотворных крайне опасно. Что касается настроек пустырника и валерьянки, то они достаточно быстро выводятся из организма. Если речь идет о каплях, то доза в пределах 20-50 капель вечером на утреннее состоянии влияния не окажет. Если речь идет о злоупотреблениях, как, например, было в истории с настойкой боярышника, то это уже чрезмерное употребление и последствия опасны, поэтому все зависит от дозы», — пояснил врач.
Отдельно собеседник упомянул о настойках, содержащих фенобарбитал. Это всем известные седативные лекарства «Корвалол», «Валокордин» и «Валосердин».
«Это мощное седативное средство, которое обладает длительным периодом полувыведения и сохраняется в организме достаточно долго. При вечернем приеме концентрация препарата будет оказывать влияние на первую половину следующих суток — на внимание и остроту реакции», — добавил медик.
В этом пункте врачи сходятся во мнении. Если человек чувствует недомогание и находится на начальной стадии заболевания, то нужно опираться на собственные ощущения, насколько они неприятны. Но в любом случае нужна осторожность. Если есть другой человек, который доставит водителя в лечебное учреждение или отвезет домой, лучше такой помощью воспользоваться. При температуре 38 градусов и выше управление автомобилем точно противопоказано, даже при хороших навыках.
«Острое заболевание с температурой 38 градусов и выше является противопоказанием к управлению транспортным средством. Если бы такой человек проходил экспертизу, например, водитель перед выходом на рейс, естественно его бы не допустили к работе. Что касается умеренных подъемов температуры дофибрильных цифр, то здесь на усмотрение водителя — если он чувствует себя хорошо, бодр и реально оценивает свои силы, то скорее всего все пройдет нормально, но нужно быть более внимательным к себе», — считает невролог Мастрюкова.
Часто, чувствуя симптомы болезни, водители самостоятельно принимает какие-то лекарства или витамины, тут тоже важно смотреть инструкцию.
«Например, витамин С сам по себе не обладает никаким психотропным средством. А другие составляющие того же «Колдрекса» могут влиять на скорость реакции. Как и антигистаминные препараты от аллергии разной этиологии. Здесь нужно советоваться с врачом. И внимательно ознакомиться с инструкцией», — добавил профессор Игумнов.
Болевые состояния широко варьируются. От переносимой боли до болевого шока, при котором естественно управление транспортным средством невозможно. Но даже умеренные боли, такие как зубная боль, конечно, переключают на себя внимание и ухудшают состояние за рулем. Что касается мигрени, нарастающей боли, то в этом случае нахождение за рулем крайне опасно.
«Если боль для человека незнакомая, впервые появившаяся, то это аналог острого заболевания, необходимо обращаться к врачу — особенно это касается болей в грудной клетке и болей в области живота. Тут мы не можем прогнозировать, что может случиться и сможет ли человек завершить какой-то маневр. Что касается головных болей, если она незнакомая и впервые возникшая, то однозначно к врачу, особенно при быстром развитии, садится за руль нельзя. Особенно если есть связь с какой-то травмой — ударился, упал и после этого появилась головная боль. Если это уже знакомый симптом — периодические боли у женщин или типичная боль, которую человек знает давно и если вы чувствуете себя нормально, то можно за руль. Сам по себе анальгетик не влияет на управление транспортным средством. Зубная боль достаточно безопасна, она редко влияет на концентрацию внимания», — разъяснила ситуацию доктор-невролог Анна Мастрюкова.
При любом ненормальном психоэмоциональном состоянии как правило концентрация внимания и возможность реагировать здесь и сейчас снижается. Человек становится больше погружен в свои внутренние ощущения и внимание его рассеивается. По словам доктора Мастрюковой, опытный водитель всегда знает, когда он может сесть за руль, а когда нет, а вот для новичка это может оказаться проблемой, потому что стресс будет оказывать влияние на управление транспортным средством.
Профессор Игумнов придерживается схожей позиции. «Если речь идет о клинической депрессии, то может присутствовать психомоторная заторможенность, она явно окажет влияние на вождение. При невротических расстройствах управление автомобилем возможно, но сильный и острый стресс может препятствовать адекватной реакции на дорожную обстановку. Реакция может быт как заторможенной, так и гиперактивной, когда человек спешит и чрезмерно давит на газ», — уверен врач.
В отдельную категорию профессор из института имени Сербского выделил хронические болезни в острой фазе. Например, склонность к гипогликемии, другими словами — резкое падение сахара в крови. За такими состояниями нужно пристально следить и контролировать и, если гипогликемия застанет в дороге, последствия могут быть катастрофическими как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Еще одна хроническая болезнь, которая много обсуждается в последнее время в связи с аварией на Проспекте мира в Москве, — это астма. Сама по себе болезнь хорошо контролируется и противопоказаний к вождению не имеет. Однако в случае приступа удушья в машине во время движения, необходимо четко следовать инструкциям — немедленно остановиться, применить ингалятор и продолжить движение только после устранения приступа.
Источник