- ОГЭ. Теория. Задание 6
- ОГЭ. Задание 6. Стилистически нейтральные синонимы
- Как выполнить задание № 6
- РАДОСТЬ.
- Презентация по русскому языку на тему «Изобразительно-выразительные средства в экзаменационных заданиях формата ОГЭ и ЕГЭ»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
ОГЭ. Теория. Задание 6
ОГЭ. Задание 6. Стилистически нейтральные синонимы
Задание № 6 звучит я примерно так:
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Как выполнить задание № 6
Сначала вспомним, что такое синонимы. Это слова, имеющие приблизительно одинаковое значение. Почему же тогда в языке появляется сразу несколько слов, которые обозначают примерно одно и то же? А суть- то и заключается в том, что синонимы отличаются оттенками значения, сферой употребления.
Как мы знаем, в русском языке есть несколько стилей речи: научный, официально — деловой, публицистический, художественный. Это всё книжные стили. И есть стиль разговорный.
Задание № 6 позволяет проверить, насколько развиты у учащихся умения правильно употреблять те или иные слова в нужном стиле речи. Предлагается слово разговорное и его необходимо заменить стилистически нейтральным синонимом, то есть таким словом, которое можно употребить в речи любого стиля.
Данное задание позволяет определить, насколько развит лексический запас у учащихся. Вот где пригодится ваша любовь к чтению! Легко справятся с заданием те, кто много читает, у кого широкий кругозор. Так что читать книги нужно, и не только художественную, но и научно-популярную литературу, публицистику.
Приведу пример синонимичного ряда и покажу, как различно употребление слов из этого ряда.
РАДОСТЬ.
Синонимы: удовольствие, восторг, праздник, торжество, развлечение, веселье, забава, кайф, весёлость, потеха, ликование, упоение, утеха, эйфория, отрада, увеселение и др.
На данном примере видно, как много синонимов имеет всего одно слово.
Теперь найдём разговорные слова (именно они предлагаются в задании №6).
К данным словам нужно подобрать стилистически нейтральные синонимы.
Такими словами будут:
Каждое из этих слов – стилистически нейтральный синоним, то есть его можно использовать в речи любого стиля. Какое из них взять – это уже будет зависеть от конкретного контекста.
Возникает вопрос: а почему не взяты слова:
Данные слова уже относятся в возвышенной лексике, которая чаще используется в научной литературе или в разговорной речи¸но здесь уже им придаётся определённая смысловая нагрузка.
Пример: Все гости пришли на торжество без опозданий.(Слово « торжество» мы употребляем, когда речь идёт о каком-то очень важном событии. В разговорной, обыденной речи мы чаще употребляем слово « праздник»).
Подводя итог, хочу в очередной раз напомнить истину: читайте как можно больше. Любите книги. Они помогут вам не только развить речь, но и стать интересным человеком, прекрасным собеседником.
Материал подготовила : Мельникова Вера Александровна
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Изобразительно-выразительные средства в экзаменационных заданиях формата ОГЭ и ЕГЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Изобразительно-выразительные средства в экзаменационных заданиях формата ОГЭ и ЕГЭ Иляшенко Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Средства выразительности – языковые явления, которые используются для придания речи особого смысла, глубины и красоты
Звукопись АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — «к, при» и litera — «буква») — повторение в тексте одинаковых или однородных согласных, придающее ему особую звуковую выразительность: Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума (С. Есенин). АССОНАНС (фр. assonance, от лат. assono — «звучу в лад») — повторение одинаковых или однотипных гласных, придающее речи особую звуковую выразительность: Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную (А. Прокофьев).
Лексические единицы как средства выразительности Синонимы Антонимы Омонимы Стилистически окрашенная лексика Фразеологизмы
Синонимы Примеры заданий В данном синонимическом ряду найдите лишние слова. Жестокий, бездушный, безжалостный, серьёзный, беспощадный, бессердечный, бесчеловечный, чопорный, бесчувственный, варварский, жестокосердный, ответственный.
Синонимы Правильное решение В каждом синонимическом ряду найдите лишние слова. Жестокий, бездушный, безжалостный, серьёзный, беспощадный, бессердечный, бесчеловечный, чопорный, бесчувственный, варварский, жестокосердный, ответственный.
Синонимы Примеры заданий К выделенным словам подберите и запишите синонимы Свежий ветер Свежая сорочка Свежая газета Свежий хлеб Крепкая дружба Крепкий кофе Крепкий мороз
Синонимы Примеры заданий В каждом синонимическом ряду найдите и подчеркните стилистически нейтральное слово Потеха, утеха, отрада, ликование, весёлость, радость Злобный, злоречивый, злокозненный, злющий, лихой, злой, лютый Нестись, бежать, мчаться, лететь Грянуть, сверзиться, упасть, бухнуться, свалиться, шлёпнуться
Синонимы Правильное решение В каждом синонимическом ряду найдите и подчеркните стилистически нейтральное слово Потеха, утеха, отрада, ликование, весёлость, радость Злобный, злоречивый, злокозненный, злющий, лихой, злой, лютый Нестись, бежать, мчаться, лететь Грянуть, сверзиться, упасть, бухнуться, свалиться, шлёпнуться
Синонимы Примеры заданий Замените фразеологизм нейтральным синонимичным словом Кровь с молоком Уснуть вечным сном Кануть в лету Семи пядей во лбу Ни кровинки в лице В костюме Адама По пальцам пересчитать можно
Контекстные синонимы Контекстные синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Все то, что было сердцу мило, Уж отцвело, отговорило, Откуковало, отошло. (А. Кулешов) = исчезло, прошло Меня поразила хрустальная, родниковая красота незнакомки. (Г. Андреев) = чистая, непорочная
Контекстные антонимы Контекстные антонимы – слова, приобретающие противоположные значения только в определенном контексте. Для вас века, для нас единый час. (А. Блок) Стрелял в журавля, а попал в воробья. (Пословица)
Задания в формате ОГЭ Замените выделенное в предложении книжное слово нейтральным синонимом Елистратов вслух сетует на то, как много осталось в Москве знаменитых мест, где он, москвич с пятилетним стажем, никогда не был. (А. Дмитриев) Замените выделенное в предложении разговорное слово нейтральным синонимом Явилась мать, на этот раз взволнованная, и, промывая руку, стала журить сына, а он сконфуженно оправдывался. (М. Горький)
Задания в формате ОГЭ Замените выделенное в предложении устаревшее слово нейтральным синонимом Ветрило встречного корабля выдавало принадлежность его владельца к одному из Младших Родов. (М. Семёнова) Замените выделенный в предложении фразеологизм синонимичным словом Мы с отца должны пылинки сдувать, а не ругать по мелочам. (Е. Попов)
Эпитет (от греч. epitheton – «приложение») – образное определение предмета или действия: золотая осень, задумчивый шелест, яркая речь, таинственный свет. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Существуют специальные словари эпитетов. Советуем ими пользоваться при подготовке к экзамену.
Различные подходы в трактовке эпитета Существует «широкий» подход к пониманию эпитета, при котором в роли этого тропа может выступать любая часть речи, если она служит для характеристики другого слова. При таком понимании эпитет может быть выражен наречием (безумно влюблён) или существительным (девушка-красавица). При «узком» понимании к эпитетам относят только образные определения, выраженные прилагательными или причастиями. Составители экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ придерживаются второй точки зрения.
Эпитет или олицетворение? Эпитет Обычно выражен прилагательным или причастием: За окном грустная берёза. Олицетворение Обычно создаётся с помощью глаголов, обозначающих действия живых существ: За окном грустит берёза.
Ученику на заметку В задании 25 ЕГЭ по русскому языку примеры эпитетов обычно выделены курсивом. «Автор использует такой троп, как А____ («серебряный иней» в предложении 3, «косматые тучи» в предложении 5).»
Сравнение СРАВНЕНИЕ — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления имеют один общий признак, используются развёрнутые сравнения, в которых основанием для сравнения служат несколько признаков: Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку (Н. Гоголь).
Метафора МЕТАФОРА (от греч. metaphora — «перенос») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Например: В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин); Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (Э. Рязанов); Лавина писем с выражениями восхищения и восторга обрушилась на Андрея Васильевича (Э. Рязанов); Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет (К. Паустовский).
Метафора и сравнение Метафору часто называют скрытым сравнением. Действительно, практически любую метафору можно превратить в сравнение. Сравните: зеркало озера = озеро как зеркало; океан любви = любовь как океан.
Развёрнутая метафора Развёрнутая метафора — распространение метафорического образа на несколько фраз или на всё произведение. Пушкин приближается вплотную к вековой проблеме — к ужасающей пропасти между привилегированными слоями и крестьянством. Время от времени в глубине пропасти Вспыхивал пламень социального возмущения. Под пеплом повседневного, казалось бы, ставшим привычного угнетения кипела лава страданий и обид. Время от времени озлобление вырывалось наружу извержениями восстаний (Е. Добин).
Олицетворение как разновидность метафоры Пень стоял у самой дороги, и пешеходы часто спотыкались об него. — Не все сразу, не все сразу, — недовольно скрипел Пень. — Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ — шагу без меня ступить не могут! (Ф.Кривин)
Метонимия МЕТОНИМИЯ (от греч. metonymia — «переименование») — вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых понятий или связей. Например: После спектакля зал аплодировал на бис почти пятнадцать минут! Комментарий: слово «зал» употреблено в значении «зрители»
Задание в формате ОГЭ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия. 1. Дорога тянулась по краю широкой излучины реки, километров в десять−пятнадцать. (В. Распутин) 2. Отец быстро допил чашку и отодвинул её в сторону.(Ю. Домбровский) 3. Вода под мостом была практически неподвижной; по её поверхности расходились едва заметные круги. (В. Пелевин) 4. В руках у него была тарелка с маринованными грибами. (А. Геласимов)
Оксюморон ОКСЮМОРОН, или ОКСИМОРОН (от греч. оxymōron — «остроумно-глупое») — троп, основанный на сочетании слов с противоположным значением (сочетание несочетаемого). Например: Таинственно шумит лесная тишина (И. Бунин). Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье, звонкая тишина и т.п.
Как различать оксюморон и антитезу Чаще всего антитеза строится на противопоставлении антонимов, принадлежащих к одной части речи: Не жар, а холод. Оксюморон представляет собой сочетание контрастных слов разных частей речи: жаркий холод.
Упражнения Определите, какие тропы использованы в приведённых примерах Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью. (Н. Лесков) Заря подобна прилежному ученику: она каждое утро занимается. Топи да болота. Синий плат небес. (С. Есенин) Ну скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И. Крылов)
Упражнения Определите, какие лексические средства выразительности использованы в приведённых фрагментах из текстов современной рекламы Головокружительный изгиб. Удивительная стойкость. (О туши для ресниц) Автомобиль, который тебя понимает. Мелодия лёгкой ходьбы. (О мази для ног) Город покупает у нас. Нарзан. Из надёжных источников. У нас нет постоянных читателей. (О газете с объявлениями по трудоустройству)
Упражнения. Подготовка к сочинению на ОГЭ Прочитайте текст. Заполните таблицу. Выпишите номера предложений и определите роль языковых явлений в тексте. (1)У моря своя жизнь и свои заботы.(2)Если быть не морем, а человеком, это, наверно, можно понять. (3)Море работает днём и работает ночью.(4)Море работает утром и работает вечером.(5)Море работает всегда — всю жизнь.(6)И даже когда оно совсем затихает, не бьёт в берег, а лишь тихо плещется, оно работает. № предложения Языковое явление Роль языкового явления в тексте олицетворение сравнение эпитет
Однородные члены предложения Однородные члены являются важнейшим средством подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений и процессов. Однородные члены могут придавать динамику и экспрессивность изображаемому: Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А. Пушкин) На основе однородных членов часто создаётся градация: Есть много примеров смелости, бесстрашия, беззаветной храбрости (В. Степанов).
Риторические обороты Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение Отличительной чертой риторических оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему текст приобретает особую выразительность.
Риторические обороты Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? (В. Астафьев) Приглядитесь хорошенько — как хороша, как красива осина! (Н. Найдёнов) Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И. Никитин)
Риторический вопрос или вопросно-ответная форма изложения? В отличие от риторического вопроса, не требующего ответа, вопросно-ответная форма изложения строится на сочетании вопроса и ответа на этот вопрос: Чему я научился у отца? Стойкости, спокойствию и терпению. Если вы спросите, что оказалось в этой поездке самым интересным, я отвечу: катание на коньках.
Памятка для ученика В задании 25 ЕГЭ по русскому языку в списке терминов понятия «риторическое восклицание» и «восклицательное предложение» употребляются как синонимичные.
Градация ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — «постепенное усиление») — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. В заботе сладостно-туманной Не час, не день, не год уйдёт… (Е. Баратынский) Никто не даст нам избавленья, Ни бог, ни царь и ни герой. («Интернационал»)
Парцелляция ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (от лат. particula — частица») — стилистический приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова: У Елены беда тут стряслась. Большая (Ф. Панфёров) Помните! В отличие от парцелляции, имеющей свою художественную задачу, неоправданное разделение предложения на части является грамматической ошибкой.
Упражнение Определите, какие синтаксические средства выразительности использованы в приведённых примерах Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (И. Ильф, Е. Петров)
Упражнение Определите, какие синтаксические средства выразительности использованы в приведённых примерах Что плохого в насмешливом взгляде? А всё плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В. Харченко) Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.(С. Львов)
Упражнение Определите, какие синтаксические средства выразительности использованы в приведённых примерах Арагвы светлой он счастливо достиг зелёных берегов.(М. Лермонтов) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. (Д. Лихачёв)
Упражнение Определите, какие синтаксические средства выразительности использованы в приведённых фрагментах из текстов современной рекламы Параллельные линии не пересекаются — доказано Евклидом. Стирка может доставлять удовольствие — доказано «Zanussi».
Упражнение Определите, какие синтаксические средства выразительности использованы в приведённых фрагментах из текстов современной рекламы Не просто чисто, а безупречно чисто.(О стиральном порошке) УАЗ Патриот. Верный. Надёжный. Друг. Разве вы против личного повара? (О бытовой технике) «Тефаль», ты всегда думаешь о нас.
Удачи на экзамене!
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Данная презентация — еще одна ступень в серьёзной подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации в форматах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Помимо структурированного теоретического материала в презентации представлены и различные виды вариантов тренировочных упражнений для выпускников. Кроме того, презентация может быть использована как методический материал при подготовке к ВПР.
Номер материала: ДБ-1039363
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Путин призвал поддерживать сельские школы
Время чтения: 1 минута
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник