- Решения, принятые на эмоциях, в гневе и их последствия
- О том, почему не стоит принимать решения на эмоциях, в гневе
- Как научиться быть спокойным, когда нужно принять важное решение
- Что будет, если мы не станем работать над собой?
- Поведение под влиянием эмоций
- Импульсивность
- Общая характеристика
- Причины импульсивности
- Психофизиологические факторы
- Психические заболевания
- Диагностика
- Лечение
- Психокоррекция
- Медикаментозная терапия
- Изменение образа жизни
Решения, принятые на эмоциях, в гневе и их последствия
Все мы, люди, подвержены чувствам. Некоторые из них доставляют нам удовольствие, помогают нам, другие же напротив, отвлекают нас, действуют на нас деструктивно. Иногда, во время действия чувств, нам приходится принимать решения, и решения эти, зачастую, получаются непродуктивными. Как же действовать в ситуациях, когда на нас накатывают эмоции, или гнев, а решения по тому или иному вопросу принимать нужно? Давайте разберемся.
Содержание:
Аристотель, о решении, принятом в гневе
О том, почему не стоит принимать решения на эмоциях, в гневе
Иногда, поранимся мы каким-либо неодушевленным предметом, или просто ударимся о него, и закипает в нас злоба великая. Мы крепко ругаем досадный предмет, а частенько и бьём его, тем самым, еще сильнее о него ударяясь. Минуту спустя, разумом, мы прекрасно осознаем, что сделали нечто глупое. И не ударь предмет снова, уже намеренно, нам бы не было так больно, или предмет этот остался бы цел.
Случается и так, что кто-то поступил с нами не так, как нам хотелось бы. Внутри нас возникает обида, играет самолюбие, гордость. Мы идем на принцип и совершаем нечто, что впоследствии приводит к результату, который не радует ни нас самих, ни окружающих.
Примеров может быть — множество. Каждый из нас, хоть и будучи подвластен эмоциям в весьма разных степенях, но таки припомнит за собой нечто подобное. И пустяк, если последствия подобных решений мы не вспомним через неделю. Но горе, если они повлияют на нашу, или на чью-либо еще, жизни.
Чем бы мы ни занимались ,с кем бы не дружили, где бы ни находились — хотя бы раз, но наступит такой момент, когда нас захлестнут эмоции. И решение, принятое в этот момент обязательно будет нести деструктивные последствия. Выход только один — научиться контролировать себя. Не давать эмоциям брать над собой верх. Тогда, в нужный момент, мы сможем не поддавшись им, сделать верное решение и даже не подать вида, что эмоции внутри обуревают нас.
Как научиться быть спокойным, когда нужно принять важное решение
Многие люди в возрасте, которые давно уже овладели этим важным навыком, скажут нам, что все приходит с опытом. И верно, сама жизнь научила их сопротивляться эмоциональному поведению там, где это неуместно. Однако, каким же образом это произошло? Что за упражнение укрепило их психику и разум?
Стыд. Часто, осознавая впоследствии свои ошибки, человек испытывал чувство стыда и очень себя винил, жалея о случившемся. Когда-то давно он пообещал себе, впредь, держать себя в руках и воспоминания былого ему в этом очень помогли. Но, ведь есть способы избежать ошибок изначально?
Рот на замок. Не стоит, испытывая эмоции гнева или раздражения, говорить что-либо. В это время мы не мыслим рационально, не обдумали еще как следует случившееся, не узнали всех обстоятельств и т.д. Промолчите, успокойтесь, подумайте и затем, давайте ответ. Только в этом случае мы сможем избежать конфликтов и неверных решений. Такой подход поможет максимально сохранить как деловые, так и дружеские отношения.
Возьмите тайм-аут. Из вышесказанного совета вытекают следующий. Взять паузу, переждать нахлынувшую на нас бурю эмоций, отпустить страсти, а затем — принять решение. Именно так поступают действительно мудрые и зрелые люди, когда — ни переживания эмоций, ни необходимости принять решение, не избежать. Но что же делать, если у нас нет этого самого времени?
От обратного. Если гнев и сильные эмоции, как заметил еще Аристотель, неминуемо приводят нас к принятию неверного решения, то необходимо делать обратное тому, на что толкают нас эмоции.
К примеру, кто-то сообщает нам нечто, что нас моментально приводит в гнев, досаду. Нам хочется сорваться, обидеться, обвинить этого человека. Лицо бы наше исказилось в недовольной гримасе. Но мы поступим иначе, улыбнувшись, мы скажем ему, что-то простое, непринужденное, возможно, отвлеченное от дела. Допустима добрая ирония, или даже комплимент. И мы тут же заметим, что нахлынувшие на нас эмоции ослабевают и нам гораздо легче держать себя в руках, а стало быть, и принимать решения.
Если перед нами оппонент, либо же, человек, который намеренно хотел нас задеть, раздосадовать, то, не получив должного, чувство досады и разочарования охватит уже его самого. Волны, во время шторма, наткнувшись на стену крепости, неминуемо откатываются обратно в море.
Делегируй. Наверное, самое простое, что можно сделать, в момент, когда эмоции не позволяют принять верное решение — попросить кого-то принять это решение за вас. Да, такой подход может иметь и негативные последствия. Поступая так, мы не боремся и не развиваемся. Часто прибегая к этому методу мы к нему привыкнем, а это уже не хорошо для нашей личности. К тому же, иногда попросту некому или невозможно передать право принятия решения. Но, когда мы понимаем, что не справляемся, для общей пользы, можно передать право на решение тому, кого эмоциональный удар не постиг.
Начиная с малого, постигаем высокое. Для того, чтобы выстоять перед сильной эмоциональной бурей, нам нужно научиться сопротивляться малым эмоциям, действующим на нас негативно. Часто, мы и сами не замечаем, как ругаемся на домашних из-за пустяков, спешим осудить кого-то, только лишь услышав о нём что-либо плохое, сетуем и браним предметы, которые, по нашему мнению, служат нам не так.
Но научившись бороться с подобными, казалось бы, малыми проявлениями негативных эмоций, воздействующих на нас, мы сможем лучше сопротивляться и более сильным эмоциям. Этому поможет пристальное наблюдение за собой и внимательное отношение к тому, что и когда мы говорим, или даже думаем. Каким эмоциям мы потакаем, развивая их.
Что будет, если мы не станем работать над собой?
Человек не может находиться всегда на одном уровне развития личности. Либо мы совершенствуемся, либо — деградируем еще больше. Второе, заметить довольно сложно. Но представьте, как же тяжело будет человеку отказаться от «промывания костей» другим, когда он много лет подряд не отказывал себе в этом. Ровно так же обстоят дела и с другими малыми эмоциями и чувствами. Если мы не обуздываем их — они обуздают нас.
Не внимая себе, человек либо не будет развиваться вовсе. И даже в преклонном возрасте останется эмоционально нестабильным. Будет болезненно реагировать даже на незначительные, самые мельчайшие потрясения и, естественно, не сможет принимать правильные решения под воздействием эмоций. Это не позволит ему продвигаться по карьерной лестнице, построить своё дело, достигнуть гармонии в семейной жизни.
Но, зачастую, сама жизнь «обтачивает» человека. Он совершенствуется, но путем совершения ошибок и осознания их. Такой подход к развитию личности так же может помешать достижению успеха в делах и взаимоотношениях с ближними. Всё же, гораздо лучше, быть внимательным к себе, своим мыслям, эмоциям и поступкам. Побеждая легких соперников, переходить к более сложным. Тогда, мы будем более готовы к тем трудностям, которые неминуемо нас постигнут, чем бы мы ни занимались ,с кем бы не дружили, где бы ни находились.
Источник
Поведение под влиянием эмоций
Поведение человека на протяжении дня подобно радуге изменяется от всплесков радости до необоснованной печали. Все его действия и поступки контролируются многими факторами. Это может быть и смена погоды, и специфика ситуации, и просто приятная или не приятная новость. Эти факторы вызывают у человека определенные эмоции, специфического отношения к тому или иному событию. Именно они являются главным рычагом в формировании поведения.
В зависимости от того, какие эмоции преобладают в данный момент над человеком, поведение может быть адекватным и правильным, а может быть и алогичным для ситуации.
Известный психолог К. Изард предложил в качестве фундаментальных выделить 10 эмоций. Согласно его теории интерес, страх, радость, удивление, гнев, страдание, отвращение, презрение, стыд и смущение имеют определяющее значение в жизни человека, его деятельности и поведении.
Поведение, в свою очередь, имеет огромное значение для человека в плане выживания. С помощью изменения поведенческих реакций человек избегает опасных ситуаций и приспосабливается к изменчивой внешней среде. К примеру, человек под влиянием эмоции страха не уверен и сильно напряжен. Все его действия сводятся к попыткам уйти от пугающей ситуации. Человек может совершать необдуманные поступки. В большинстве случаев действия совершаются автоматически, бессознательно. Визуально человек кажется напряженным и съежившимся. Зрачки расширяются, а кожа становится бледной. Повышается потоотделение. Отличительной чертой человека в состоянии страха является изменение голоса, связанное с затруднением дыхания.
Удовлетворение интереса является важной потребностью в жизни человека. Благодаря ощущению эмоции интереса человек глубже познает окружающий мир, знакомится с новыми фактами и предметами, извлекая из этого личностную пользу. Мысли и внимание интересующегося человека направлены на предмет познания. Он внимательно смотрит и слышит. Все внутренние силы направлены на процесс осязания и понимания объекта интереса.
Радостный человек интенсивно жестикулирует, совершает быстрые и энергичные движения. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу активизирует умственную деятельность. Человек, который ощущает эмоцию радости, оживленно говорит и быстро соображает. Продуктивность работы значительно увеличивается. При радостных переживаниях повышается температуры тела, глаза блестят, лице сияет. Усиливается деятельность органов внешней секреции — появляются слезы, повышается слюноотделение.
Эмоцию удивления распознать проще всего. Она возникает в ответ на любое неожиданное событие или действие. Удивленный человек напряжен, широко открывает глаза, морщит лоб и поднимает брови. Удивление носит кратковременный характер.
Трудно с кем- то спутать человека в гневе. Все его действия и даже выражение лица показывают агрессию. Человек напрягается и становится импульсивным. Его движения становятся более активными, и появляется уверенность в себе. Мышление, память, воображение не функционируют, как положено. Лицо приобретает красноватый оттенок и каменный вид.
Во время переживания страдания человек испытывает физический и душевный дискомфорт, боль или даже муки. Это состояние крайне неприятно для него, о чем говорят внешние проявления в поведении. Двигательная активность снижается, может перерасти в полное отсутствие движений. Мышление и внимание значительно снижены. Человек апатичен и не способен адекватно оценивать ситуацию.
Эмоции отвращения возникают когда человек наблюдает явление или процесс, которое являются неприемлемым и неприятным для него. Нет общепринятых критериев определения гадкого и неприятного. Один человек испытывает отвращение глядя на насекомое или крысу, а у другого такое чувство вызывает определенный продукт питания. Все действия человека, его мимика и жесты направлены на избегание контакта с предметом отвращения. В мимике преобладает сморщивание носа и бровей, опускание уголков рта.
Презрение в своем проявлении сходно с отвращением. Они отличаются лишь объектом неприязни. Так отвращение можно испытывать исключительно к предметам или явлениям, а презрение касается исключительно людей. В дополнение к основным проявлениям, презрение характеризуется наличием сарказма и иронии в словах, а так же демонстрацией превосходства над оппонентом.
Эмоция стыда возникает вследствие собственных действий, которые не отвечают общепринятым стандартам и стереотипам. Человек, испытывающий стыд напряжен, молчалив. Его движения скованные. Лицо краснеет, взгляд теряется и опускается в низ. Мыслительная деятельность мозга активизируется.
Смущение, эмоция сходна своими проявлениями с чувством стыда, только не имеет явного негативного окраса.
В зависимости какой эффект производят эмоции на организм они бывают стеническими и астеническими. Стенические эмоции это сильные чувства, которые приводят все ресурсы организма в состояние мобилизации. Они стимулируют деятельность человека. Астенические эмоции, наоборот, подавляют процессы жизнедеятельности организма.
Следует помнить, что независимо от того, какую эмоцию переживает человек, в организме происходят серьезные физиологические изменения. Значения таких процессов для организма нельзя недооценить и проигнорировать. Долгое воздействие эмоции формирует определенное настроение человека. И если она носит отрицательную окраску, такое воздействие может привести к душевным и физическим расстройствам.
Эмоции имеют генерализованное влияние, при этом каждая из них воздействует по-разному. Человеческое поведение зависит от эмоций, которые активизируют и организуют восприятие, мышление, воображение. Эмоции могут омрачить восприятие мира или раскрасить его яркими красками.
Источник
Импульсивность
Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств. Импульсивные люди эмоционально несдержанны, нетерпеливы, раздражительны. Они часто проявляют безответственность, легкомысленность, обидчивость. Диагностика импульсивности проводится методом беседы, наблюдения, психологического тестирования. Симптоматическая помощь включает психокоррекцию, прием медикаментов, формирование навыка самоанализа, планирования.
Общая характеристика
Импульсивность проявляется неспособностью сдерживать сиюминутные побуждения, склонностью совершать поступки без учета последствий, под влиянием сложившейся ситуации и собственных эмоций. Импульсивному поведению часто сопутствуют невнимательность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Люди с такой особенностью действуют по первому импульсу, так же быстро начинают чувствовать раскаяние, когда их активность приводит к негативному результату. Пример: импульсивная покупка привлекательной, но бесполезной вещи и последующее сожаление о растрате денег.
Противоположным качеством является самоконтроль – умение тормозить непосредственные желания, обдумывать результат поступка, учитывать позиции других людей, а не только свои интересы. В этом основное отличие решительности от импульсивности. Оба качества схожи целенаправленной реакцией, но решительность предполагает обдумывание действий, анализ возможных результатов, сознательный выбор поведения.
Нередко импульсивность отождествляют со вспыльчивостью, поскольку эта реакция также отличается быстротой, необдуманностью, бесконтрольностью. Разница между этими качествами в том, что вспыльчивые люди несдержанны эмоционально, могут открыто выразить раздражительность, злобу, гнев. Но если они не импульсивны, то никаких действий за этим не последует. Другое отличие – вспыльчивость всегда ассоциирована с негативными эмоциями, а импульсивность может подпитываться радостью, счастьем, состоянием воодушевления.
Причины импульсивности
Ученые определили биологические механизмы возникновения импульсивности. Это качество тесно связано с активностью дофамина – вещества, передающего информацию в нервных клетках. Импульсивное поведение сопровождается чрезмерным производством дофамина в области среднего мозга, и, как следствие, изменением активности лобных долей, ответственных за программирование и контроль деятельности. В результате процесс анализа ситуации, прогнозирования последствий сокращается или полностью «выпадает», сразу активизируются исполнительные функции.
Причины вышеописанных биохимических изменений многообразны. Это могут быть возрастные особенности нервной системы, закрепление определенных поведенческих реакций, временные физиологические дисфункции и стойкие патологические изменения в нервной системе, психической деятельности. Факторы, провоцирующие импульсивность, можно разделить на две большие группы: психофизиологические особенности и психические болезни.
Психофизиологические факторы
Импульсивность появляется у большинства людей. Как правило, она нестойкая, не имеет серьезных негативных последствий. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера. Как причины легкой и умеренной импульсивности рассматриваются:
- Детский возраст. Импульсивность проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она обусловлена недостаточной сформированностью функции контроля поведения, то есть незавершенностью развития лобных отделов мозга. В дальнейшем происходит освоение социальных ролей, принятие правил поведения, что требует сдерживания собственных побуждений, учета интересов окружающих людей.
- Подростковый возраст. В этот период происходит половое созревание, гормональный дисбаланс отражается на эмоциональном состоянии: подростки становятся возбудимыми, легко раздражаются, гневаются, отчаиваются. Параллельно с физиологическими изменениями развивается подростковый кризис, сопровождающийся конфликтом между потребностями подростка и сложившейся вокруг него социальной ситуацией (ожиданиями родителей, учителей). Аффективная несдержанность выступает основой импульсивных поступков.
- Особенность характера. Иногда импульсивность – черта характера человека. Она базируется на подвижности процессов высшей нервной деятельности, что свойственно для сангвинического и холерического темпераментов. Закрепление импульсивных черт происходит в процессе воспитания и социализации. Такие люди вспыльчивы, не обладают достаточным самоконтролем, склонны совершать бесцельные поступки. Нередко они руководствуются спонтанными желаниями, прихотями, недооценивают негативные последствия своих действий.
- Астенизация. Истощение ресурсов организма проявляется снижением его толерантности к психологическому дискомфорту – аффективными вспышками (плачем, криком), необдуманными поступками. Поэтому возможной причиной импульсивных реакций становится астения при переутомлении, недосыпании, проблемах со здоровьем, длительном ожидании, череде неудач. Импульсивность выступает способом разрядки психоэмоционального напряжения, возникает как результат ослабления центров контроля в головном мозге.
- Богатая стимулами среда. Окружающая обстановка, предоставляющая множество стимулов, способствует вызову и проявлению неконтролируемых порывов. Очевидный пример – крупный магазин с множеством товаров, рекламным оформлением, музыкальным сопровождением. Попадая в такую обстановку, человек становится склонным к импульсивным покупкам, приобретает вещи спонтанно.
Психические заболевания
Причины стойкой патологической импульсивности – психические расстройства. Недостаточный контроль поведения, эмоциональная неустойчивость, снижение критических способностей становятся основой для совершения действий, нарушающих адаптацию в обществе, препятствующих процессу обучения, трудовой деятельности. Импульсивность является симптомом следующих заболеваний:
- СДВГ. Гиперкинетические нарушения поведения диагностируются в дошкольном возрасте, характеризуются недостаточной настойчивостью при выполнении умственной работы, тенденцией переключаться на новое задание, на закончив предыдущее. Активность чрезмерная, слабо регулируемая, проявляется с безрассудством, импульсивностью. Дети не чувствуют дистанции во взаимоотношениях с взрослыми, не умеют соблюдать правила в играх, поэтому остаются без друзей.
- Расстройства поведения. Распространенные причины импульсивности у подростков и детей – поведенческие расстройства. Пациентам свойственны диссоциальные, агрессивные, вызывающие поступки, нарушения отношений со сверстниками и членами семьи, школьная неуспеваемость. В основе лежит недостаточность контроля и программирования деятельности, обусловленная неправильным воспитанием, негативным влиянием окружения и, отчасти, биологическими механизмами. Поведение характеризуется повышенной конфликтностью, прогулами уроков, побегами из дома, совершением правонарушений.
- Умственная отсталость. Большинство пациентов с олигофренией относятся к категории импульсивных, недостаточно адаптированных. Они переживают иррациональные страхи, аффективно неустойчивы, имеют сниженные навыки волевой регуляции. Импульсивность у них сочетается с инфантильным стилем реагирования, неспособностью решать проблемы самостоятельно, пассивным ожиданием помощи от взрослых. Социальная незрелость затрудняет процесс межличностного взаимодействия, интеграцию в общество.
- Расстройства аутистического спектра. Для аутизма и схожих с ним заболеваний свойственны нарушения речевого развития, трудности в общении, отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Пациенты с аутизмом совершают стереотипные действия, с трудом сосредотачивают внимание, импульсивны, неусидчивы. Наиболее развернуто эти черты проявляются в субъективно тревожных, неприятных ситуациях – при приближении малознакомых людей, попытке установить телесный или речевой контакт.
- Эпилепсия. По данным исследований, пациенты с височной эпилепсией обнаруживают тенденцию к вспышкам агрессивности, превосходящим по выраженности вызвавшие их стрессовые ситуации. Импульсивные реакции сохраняются как привычная форма ответа на повседневные трудности. При эпилептическом психозе на первый план выходит агрессивность. В целом для больных свойственны проявления моторной гиперактивности, невнимательности, грубости.
- Возбудимая психопатия. Характер при данном расстройстве отличается взрывчатостью, несдержанностью, конфликтностью. Эксплозивные психопаты обладают низким уровнем самоконтроля, склонны к агрессивности, возникающей без причины. При этом агрессия может быть направлена на других, на себя. Импульсивность повышает риск самоповреждений, злоупотребления наркотиками, алкоголем.
- Деменция. Нарушения самоконтроля поведения наиболее свойственны лобным и лобно-височным типам нервной дегенерации. Распространенный вариант – болезнь Пика. Изменения эмоционально-личностной сферы представлены отсутствием критики, пассивностью поведения, аспонтанностью, импульсивностью. Больные становятся грубыми, сквернословят, ведут себя неадекватно.
Диагностика
Импульсивность определяется в ходе комплексной диагностики. Обследование проводит врач-психиатр, психолог, иногда – невролог. Выраженные импульсивные черты обнаруживаются уже во время беседы: пациенты неусидчивы, эмоционально неустойчивы, легко отвлекаются. Они зачастую не выделяют собственную импульсивность как заостренную или патологическую черту, поэтому более объективную информацию врач получает от членов семьи, которые способны рассказать о возможных причинах симптома, его выраженности, влиянии на семейные, профессиональные и дружеские отношения (степень социализации). Диагностика включает наблюдение и психологическое тестирование:
- Наблюдение с провокацией. Для выявления импульсивности организуются экспериментальные условия, к которых психолог создает потенциально конфликтные ситуации или дает для решения сложные задачи, наблюдает за поведением пациента. При трудностях нарастает эмоциональная напряженность, совершаются необдуманные нецеленаправленные действия (разрывание бланка с заданием, бросание карандаша).
- Психодиагностические опросники. Определение степени импульсивности, ее соотношения с другими чертами характера выполняется при помощи комплексных личностных опросников, таких как MMPI, 16-факторный опросник Кеттелла. В результатах повышенные значения шкал импульсивного поведения часто сочетаются с высокими показателями эмоциональной неустойчивости, возбудимости. Изолированно импульсивные качества диагностируются специальными тестами, например, методикой «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» В. А. Лосенкова.
- Проективные тесты. В проективных методиках проявляются особенности личности, которые человек не признает, не замечает в себе либо старательно скрывает от окружающих, заведомо давая ложные ответы в опросниках. В подобных случаях используются рисуночные тесты (рисунок человека, несуществующего животного), тесты интерпретации ситуаций (ТАТ, тест Розенцвейга). Импульсивность замечается в графических характеристиках, нарисованных деталях, объяснении ситуаций как конфликтных, напряженных.
Лечение
Патологическая импульсивность нарушает социальную адаптацию человека, сопряжена с риском совершения административных и уголовных правонарушений, поэтому требует лечения и коррекции. Основные лечебные мероприятия определяются заболеванием, спровоцировавшим расстройство поведения. Симптоматическая медико-психологическая помощь оказывается больным в амбулаторных условиях, включает психокоррекцию, медикаментозную терапию, рекомендации по изменению режима.
Психокоррекция
Психологическая коррекция импульсивности выполняется в форме упражнений и групповых игр, тренирующих концентрацию, устойчивость внимания, навык самоконтроля, умение отвечать за свои поступки. Индивидуальное психологическое консультирование направлено на освоение способности тормозить непосредственные импульсы к действию – брать паузу и думать, прогнозировать результат. Например, используется методика «Запрещенный символ». Совместные игры и тренинги требуют сдерживания сиюминутных желаний, учета игровых правил, интересов других участников.
Медикаментозная терапия
Если пациент с импульсивностью представляет угрозу для окружающих или для себя самого, осуществляется подбор медикаментов, снижающих психомоторное возбуждение. При выраженном расстройстве назначаются нормотимики, противосудорожные средства. Кроме этого, в последние годы все чаще применяются серотонинергические антидепрессанты, которые помимо своего основного действия снижают обсессивно-компульсивные симптомы, препятствуют вспышкам агрессии, уменьшают влечение к алкоголю. В начале терапии антидепрессанты сочетают с небольшими дозами транквилизаторов.
Изменение образа жизни
Эффективным методом самостоятельной коррекции импульсивности является планирование дня, соблюдение режима. Ведение планировщиков, ежедневников, личных дневников позволяет объективно оценить имеющиеся недостатки и слабые стороны личности, а затем скомпенсировать их. Пример: если человек каждое утро не успевает приготовить полноценный завтрак, импульсивно перекусывает вредными продуктами, то коррекцией будет изменение времени пробуждения и подъема с постели. Умение планировать дела, избегать ненужных соблазнов, грамотно чередовать отдых и работу позволяет избежать импульсивных действий.
Источник