- О продолжительности жизни и способности к действиям при смертельных повреждениях
- похожие статьи
- Возможные травмы после автомобильной аварии
- Черепно-мозговые травмы (ЧМТ)
- Травмы и паралич спинного мозга (квадриплегия / тетраплегия и параплегия)
- Травмы спины
- Ожоги
- Внутренние травмы
- Переломы и переломы костей
- Обезображивание травм и шрамов лица
- Потеря конечности и ампутация
- Травмы шеи и хлыстовые травмы
- Травмы колена
- Травмы стопы и лодыжки
- Травмы плеча
- Травмы запястья и кисти
- Раны, синяки и «дорожная сыпь»
- Что чувствуют водители и пассажиры в момент аварии
- Пять смертельных ошибок при обгоне на скоростном шоссе
- В каких ситуациях ни в коем случае не стоит избегать аварии
- Остановка сердца и мозговая кома: клиническая смерть с точки зрения медицины
- Клиническая смерть с точки зрения медицины
- Сколько людей благополучно переживают клиническую смерть
- Клиническая смерть для пациентов
О продолжительности жизни и способности к действиям при смертельных повреждениях
УДК 340.624.6 : 340.661
Кафедра судебной медицины (зав. — доц. В.Я. Карякин) Саратовского медицинского института и Саратовское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. З.Ф. Резаева)
Поступила в редакцию 23/IV 1965 г.
библиографическое описание:
О продолжительности жизни и способности к действиям при смертельных повреждениях / Соколов Е.Я., Петрова А.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №1. — С. 37.
код для вставки на форум:
В судебно-медицинской практике нередко возникает необходимость решения вопросов, связанных с установлением возможности совершать самостоятельные, подчас довольно сложные и продолжительные действия при смертельных повреждениях. Описаны отдельные случаи, иллюстрирующие способность к действиям смертельно раненых (М.И. Авдеев, З.Ф. Резаева. Е.Е. Дильман; В.Е. Ляшенко и др. ).
В нашей практике встретились 2 случая, представляющие определенный интерес.
1. Гр-н Ю., 21 года, попал под колеса паровоза, причем туловище оказалось разделенным на 2 части, находящиеся по обе стороны рельса. Пострадавший сообщил сотруднику милиции свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес и объяснил обстоятельства происшествия. В агональном состоянии он был доставлен в больницу, где вскоре умер. После получения травмы гр-н Ю. жил 45 мин., из них около 25 мин. был в сознании, правильно оценивал происшедшее и отвечал на вопросы.
При судебно-медицинском исследовании трупа установлено полное разделение туловища на уровне I—II крестцовых позвонков с многооскольчатым переломом костей таза, размятием части брюшной аорты и обеих подвздошных артерий, размозжением мочевого пузыря, половых органов, петель тонких и толстых кишок, выраженное малокровие внутренних органов.
Длительное сохранение сознания можно объяснить тем, что при перекатывании колеса через туловище нижний отдел брюшной аорты был сдавлен между ребордой и рельсом: это, очевидно, привело к «склеиванию» размозженных стенок сосуда. Указанное обстоятельство обусловил: выключение части большого круга кровообращения на уровне брюшной аорты, сохранив определенное артериальное давление, обеспечившее достаточное кровоснабжение головного мозга и циркуляцию крови в малом кругу кровообращения.
2. 21/VII 1960 г. в 23 часа 30 мин. гр-н Л., 24 лет, управляя мотоциклом в нетрезвом состоянии, столкнулся со встречным автомобилем. Поднялся он с посторонней помощью, но в кабину автомобиля сел самостоятельно и был доставлен домой, так как в связи с хорошим общим состоянием категорически отказался ехать в больницу. 22 /VII около 3 часов ночи у него появилось выраженное затруднение дыхания и около 5 часов утра он был госпитализирован. При поступлении в больницу был активен, передвигался самостоятельно. Лежать и находиться в помещении не мог, предъявляя жалобы на ощущение недостатка воздуха, в связи с чем без посторонней помощи неоднократно выходил во двор больницы. 22/VII к 14 часам состояние больного резко ухудшилось, и в 19 часов он скончался.
При исследовании трупа обнаружен перелом VI ребра по околопозвоночной линии справа с разрывом пристеночной плевры, прикорневой разрыв легкого (9×6×4 см) с разрывом (по длине), легочной артерии (длина разрыва 1,7 см). В правой плевральной полости содержалось 2500 мл жидкой крови. Имелось выраженное малокровие внутренних органов.
Несмотря на повреждение крупного сосуда и нарастание правостороннего гемоторакса, гр-н Л. в течение длительного времени не только находился в сознании, но и сохранял способность к сложным действиям.
похожие статьи
К вопросу о способности к активным целенаправленным действиям при колото-резаном ранении сердца / Штарберг А.И., Гиголян М.О., Черёмкин М.И., Смирнова Е.А., Жердева Е.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018. — №17. — С. 224-226.
Источник
Возможные травмы после автомобильной аварии
Автомобильная авария может привести к серьезным травмам практически любой части тела. В России каждый водитель должен иметь полис ОСАГО (например, ОСАГО в Южно-Сахалинске) – это страхование гражданской ответственности автовладельца на случай, если в процессе управления автомобилем он причинил ущерб другим машинам, имуществу или жизни здоровью людей. Компенсировать убытки, и оплачивать лечение будет страховая компания.
Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных травм, полученных жертвами дорожно-транспортных происшествий, и некоторые статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях за 2019 год:
Черепно-мозговые травмы (ЧМТ)
Автомобильные аварии — основная причина ЧМТ, которая возникает при повреждении головного мозга в результате удара или колющего повреждения головы. Ежегодно от ЧМТ умирает 50 000 человек, а еще от 80 000 до 90 000 человек страдают длительной инвалидностью.
Травмы и паралич спинного мозга (квадриплегия / тетраплегия и параплегия)
Воздействие удара и крутящего момента на тело может привести к длительной инвалидности из-за травм спинного мозга. Повреждение спинного мозга может привести к частичному или полному параличу ниже уровня травмы.
Травмы спины
Человеческое тело и позвоночник не предназначены для выдерживания тяжелых ударов, а травмы спины — частый результат автомобильных аварий. Травмы спины могут появиться позже после аварии. Боль и инвалидность из-за серьезной травмы спины могут быть серьезными и продолжительными.
Ожоги
Если автомобиль загорится после аварии или если кожа вступит в контакт с горячими жидкостями, поверхностями, паром или химическими веществами, пассажиры могут получить ожоги. Очень серьезные ожоги могут потребовать хирургического вмешательства и пересадки кожи.
Внутренние травмы
Когда при столкновении тело сталкивается с каким-либо предметом или тело попадает в летящие обломки, это может привести к повреждению внутренних органов. Внутреннее кровотечение при такой травме требует неотложной медицинской помощи.
Переломы и переломы костей
Сломанные ноги, ребра, руки, лодыжки и запястья часто встречаются в автомобильных авариях. У некоторых пострадавших в автокатастрофе сломан таз. Степень тяжести варьируется от простых переломов, требующих наложения гипса, до серьезных переломов или сложных переломов, для восстановления которых может потребоваться хирургическое вмешательство.
Обезображивание травм и шрамов лица
Травмы лица в автомобильной аварии могут быть вызваны разбитым стеклом или ударом о рулевое колесо, приборную панель, лобовое стекло, подушку безопасности, боковое стекло, автокресло или любую твердую поверхность. Уродство в результате травм лица может потребовать хирургической коррекции и оставить у жертвы стойкий шрам.
Потеря конечности и ампутация
Рука, нога, палец, палец ноги или другие придатки могут быть оторваны в результате аварии или повреждены достаточно серьезно, чтобы потребовать хирургической ампутации. Этот тип травмы может привести к необратимым последствиям для жертвы.
Травмы шеи и хлыстовые травмы
Хлыстовая травма — это общее название травм мышц, связок и сухожилий, таких как боль в шее после травмы мягких тканей шеи, которая может произойти в автомобильной аварии. Скорость до 15 миль в час может вызвать хлыстовую травму, с ремнем безопасности или без него. Тяжелая травма диска и вывих шейки матки также могут возникнуть в результате автомобильной аварии.
Травмы колена
В автокатастрофе можно повредить колени, ударившись о любую часть автомобиля. Раны варьируются от синяков до множественных переломов. Мениск или хрящ в колене может порваться, если колено искривлено или резко повернуто при аварии.
Травмы стопы и лодыжки
Растяжения, растяжения, растяжения и переломы пальцев ног, стоп и лодыжек — обычное явление в автомобильных авариях. Ноги и пальцы ног также могут быть оторваны при аварии.
Травмы плеча
Травмы плеча могут возникнуть в результате поглощения силы после упора рук о рулевое колесо или приборную панель в автомобильной аварии. Плечо фиксируется и получает чрезмерную силу от удара при столкновении.
Травмы запястья и кисти
Переломы дистального отдела лучевой кости (сломанные запястья) очень часто встречаются в автомобильных авариях. Этот тип травмы может потребовать хирургического вмешательства, в зависимости от тяжести перелома.
Раны, синяки и «дорожная сыпь»
Разбитое стекло, оторванный металлический лист или летающие предметы могут вызвать порезы. Ушибы возникают в результате удара тела о какой-либо предмет или наоборот. Дорожная сыпь — это истирание, вызванное трением при волочении или заносе по тротуару или бетону.
Источник
Что чувствуют водители и пассажиры в момент аварии
От дорожно-транспортных происшествий застрахованы разве что те, кто не покидает стен своего дома. Вообще никогда. Ведь чтобы попасть в гаишные сводки, вовсе не обязательно садиться за руль — ежедневно сбивают и пешеходов. Строгое соблюдение ПДД, «написанных кровью», хоть и снизит многократно риски попасть в аварию, но не сведет их к нулю. Не ты, так тебя, как говорится. Так что, выходя каждый раз на улицу, остается лишь уповать на удачу, внимательно осматриваясь по сторонам и обдумывая каждое свое действие.
Порой даже самые порядочные, аккуратные и предусмотрительные автомобилисты становятся героями новостных сюжетов с громкими заголовками о смертельных ДТП. И вроде никаких Правил не нарушали — ехали себе со скоростью 85 км/ч по загородной трассе, никого не обгоняли, не подрезали, на рожон не лезли — а в кювет все равно улетели. Случиться на дороге может всякое: и лихач, не думающий даже о себе, и беспощадный гололед, и коварная яма на дороге, мечтающей о капитальном ремонте с прошлого века, и неисправность авто.
Любопытно, что водители и пассажиры, испытавшие на собственной шкуре все «прелести» серьезных аварий, говорят о самых разных эмоциях. Универсального ответа на вопрос: «Что же вы чувствовали, когда вам навстречу мчался КамАЗ?», попросту нет. Восприятие реальности у каждого человека свое, а потому и ощущения в момент ДТП у всех разные. Так, к примеру, один пострадавший рассказывает, что осознав неизбежность столкновения, он пришел к заключению, что это конец, и пора бы уже прощаться с жизнью и близкими.
Другой водитель даже и не думал перебирать в памяти дорогие сердцу имена. Да, он чувствовал себя совершенно беспомощным — словно его, не умеющего плавать, бросили в воду без спасательного жилета. Но место философских размышлений, отдающих глубоким пессимизмом, в его голове заняло волнительное предвкушение чего-то нового. Не плохого, не хорошего — просто ранее неизведанного.
Пять смертельных ошибок при обгоне на скоростном шоссе
В каких ситуациях ни в коем случае не стоит избегать аварии
– Думал, что так бывает только в голливудских фильмах, но жизнь действительно пролетела перед глазами, — вспоминает третий автомобилист, побывавший в тяжелом ДТП.
По его словам, пока он кувыркался в машине, скатывающейся со склона, мозг подбрасывал ему воспоминания из раннего детства и фотографии родных, друзей, окружающих, каких-то ярких моментов. Он слышал голос отца, крики своих детей. Наш герой будто вновь пережил все то, что отложилось в памяти.
Еще один водитель признался, что за пару мгновений до удара его охватил ступор — он, оцепенев, смотрел вперед, даже не пытаясь предотвратить аварию. В тот момент разум рулевого словно отключился: он потерялся во времени, в пространстве — никак не мог понять, что же с ним сейчас происходит и куда он направляется. В общем, полная дезориентация.
…Каждый участник ДТП ощущает при столкновении «свои» эмоции, но при этом большинство из них сходится в едином мнении, что за несколько секунд до удара время значительно замедляется. Некоторые успевают не только трезво оценить обстановку и предпринять попытки к спасению, но и даже рассмотреть какие-то детали — лица окружающих, трещину на лобовом стекле приближающейся машины или собаку на обочине.
Источник
Остановка сердца и мозговая кома: клиническая смерть с точки зрения медицины
Фото: M24.ru/Михаил Сипко
«Человек смертен, но основная его беда в том, что он смертен внезапно», – эти слова, вложенные Булгаковым в уста Воланда, прекрасно описывают ощущения большинства людей. Наверное, не существует человека, который бы не боялся смерти. Но наряду с большой смертью существует смерть маленькая – клиническая. Что это такое, почему люди, пережившие клиническую смерть, часто видят божественный свет и не есть ли это отложенный путь в рай – в материале M24.ru.
Клиническая смерть с точки зрения медицины
Проблемы изучения клинической смерти как пограничного состояния между жизнью и смертью остаются одними из важнейших в современной медицине. Разгадка множества ее тайн трудна еще и потому, что многие люди, пережившие клиническую смерть, не восстанавливаются до конца, а больше половины пациентов с подобным состоянием не удается реанимировать, и они погибают уже по-настоящему – биологически.
Итак, клиническая смерть – это состояние, сопровождающееся остановкой сердечной деятельности, или асистолией (состояние, при котором прекращают сокращаться сначала различные отделы сердца, а затем наступает остановка сердца), остановкой дыхания и глубокой, или запредельной, мозговой комой. С первыми двумя пунктами все понятно, а про кому стоит объяснить подробнее. Обычно врачи в России пользуются так называемой шкалой Глазго. По 15-балльной системе оценивается реакция открывания глаз, а также двигательные и речевые реакции. 15 баллов по этой шкале соответствуют ясному сознанию, а минимальный балл – 3, когда мозг не реагирует на любые виды внешнего воздействия, соответствует запредельной коме.
После остановки дыхания и сердечной деятельности человек умирает не сразу. Практически мгновенно отключается сознание, потому что мозг не получает кислорода и наступает его кислородное голодание. Но тем не менее в короткий период времени, от трех до шести минут, его еще можно спасти. Примерно через три минуты после остановки дыхания начинается гибель клеток в коре головного мозга, так называемая декортикация. Кора головного мозга отвечает за высшую нервную деятельность и после декортикации реанимационные мероприятия хоть и могут пройти успешно, но человек может быть обречен на вегетативное существование.
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Еще через несколько минут начинают гибнуть клетки других отделов головного мозга – в таламусе, гиппокампе, больших полушариях мозга. Состояние, при котором все отделы головного мозга лишились работоспособных нейронов, называется децеребрацией и фактически соответствует понятию биологической смерти. То есть оживление людей после децеребрации в принципе возможно, но человек будет обречен до конца жизни долго находиться на искусственной вентиляции легких и других поддерживающих существование процедурах.
Дело в том, что витальные (жизненно важные – M24.ru) центры располагаются в продолговатом мозгу, который регулирует дыхание, сердцебиение, сердечно-сосудистый тонус, а также безусловные рефлексы вроде чихания. При кислородном голодании продолговатый мозг, фактически являющийся продолжением спинного, гибнет одним из последних отделов мозга. Однако несмотря на то, что витальные центры могут быть не повреждены, к тому моменту уже наступит декортикация, делающая невозможной возвращение к нормальной жизни.
Другие органы человека, такие как сердце, легкие, печень и почки, могут обходиться без кислорода намного дольше. Поэтому не стоит удивляться пересадке, например, почек, взятых от пациента с уже погибшим мозгом. Несмотря на смерть мозга, почки еще некоторое время находятся в рабочем состоянии. А мышцы и клетки кишечника живут без кислорода на протяжении шести часов.
В настоящее время разработаны методы, которые позволяют увеличить продолжительность клинической смерти до двух часов. Такой эффект достигается при помощи гипотермии, то есть искусственного охлаждения организма.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
Как правило (если, конечно, дело происходит не в клинике под наблюдением врачей), достаточно трудно определить, когда именно произошла остановка сердца. По действующим нормативам врачи обязаны проводить реанимационные мероприятия: массаж сердца, искусственное дыхание в течение 30 минут от начала. Если за это время реанимировать больного не удалось, то констатируется биологическая смерть.
Впрочем, существует несколько признаков биологической смерти, которые появляются уже через 10–15 минут после гибели мозга. Сначала появляется симптом Белоглазова (при надавливании на глазное яблоко зрачок становится похож на кошачий), а затем высыхает роговица глаз. При наличии этих симптомов реанимацию не проводят.
Сколько людей благополучно переживают клиническую смерть
Может показаться, что большинство людей, оказывающихся в состоянии клинической смерти, благополучно из нее выходят. Однако это не так, лишь три-четыре процента пациентов удается реанимировать, после чего они возвращаются к нормальной жизни и не страдают какими-либо нарушениями психики или утратой функций организма.
Еще шесть-семь процентов пациентов, будучи реанимированными, тем не менее не восстанавливаются до конца, страдают различными поражениями головного мозга. Подавляющее большинство пациентов погибает.
Такая печальная статистика во многом обусловлена двумя причинами. Первая из них – клиническая смерть может возникнуть не под наблюдением врачей, а, например, на даче, откуда до ближайшей больницы как минимум полчаса езды. В таком случае медики приедут тогда, когда спасти человека уже будет невозможно. Иногда невозможно своевременно провести дефибрилляцию при возникновении фибрилляции желудочков сердца.
«Специальный репортаж»: За гранью
Второй причиной остается характер поражений организма при клинической смерти. Если речь идет о массивной кровопотере, реанимационные мероприятия практически всегда оказываются безуспешными. То же самое касается и критического поражения миокарда при инфаркте.
Например, если у человека в результате закупорки одной из коронарных артерий поражено более 40 процентов миокарда, смертельный исход неизбежен, потому что без сердечных мышц организм не живет, какие бы реанимационные мероприятия при этом ни проводились.
Таким образом, повысить выживаемость при клинической смерти можно в основном за счет оснащения дефибрилляторами мест скопления людей, а также организацией летучих бригад скорой в труднодоступных районах.
Клиническая смерть для пациентов
Если клиническая смерть для врачей является неотложным состоянием, при котором необходимо срочно прибегнуть к реанимационным мероприятиям, то для пациентов она зачастую представляется дорогой в светлый мир. Многие люди, пережившие клиническую смерть, рассказывали о том, что видели свет в конце туннеля, кто-то встречался со своими давно умершими родственниками, иные смотрели на землю с высоты птичьего полета.
«У меня был свет (да, знаю как это звучит), и я как бы со стороны все видела. Было блаженство, что ли. Никакой боли впервые за столько времени. А после клинической смерти возникло такое ощущение, что я жила какой-то чужой жизнью и сейчас просто скольжу обратно в свою шкуру, свою жизнь – единственную, в которой мне удобно. Она немного жмет, но это приятная теснота, как потертая пара джинсов, которые носишь годами», – говорит Лидия, одна из пациенток, которая перенесла клиническую смерть.
Фото: M24.ru/Михаил Сипко
Именно эта особенность клинической смерти, ее способность вызывать яркие образы, до сих пор служит предметом многочисленных споров. С чисто научной точки зрения происходящее описывается довольно просто: возникает гипоксия мозга, что ведет к галлюцинациям при фактическом отсутствии сознания. Какие именно образы возникают у человека в этом состоянии – вопрос строго индивидуальный. Механизм возникновения галлюцинаций пока окончательно не выяснен.
Одно время была очень популярна эндорфинная теория. Согласно ей, большая часть того, что люди чувствуют при клинической смерти, может быть приписана выбросу эндорфинов из-за чрезвычайного напряжения. Поскольку эндорфины отвечают за получение удовольствия, а в частности даже за оргазм, нетрудно догадаться, что многие люди, пережившие клиническую смерть, считали после нее обычную жизнь лишь обременительной рутиной. Однако в последние годы эта теория была развенчана, потому что исследователи не нашли доказательств того, что при клинической смерти выделяются эндорфины.
Есть и религиозная точка зрения. Как, впрочем, и в любых случаях, которые необъяснимы с позиций современной науки. Многие люди (среди них есть и ученые) склонны считать, что после смерти человек попадает в рай или ад, а галлюцинации, которые видели пережившие клиническую смерть, лишь доказательство того, что ад или рай существуют, как и загробная жизнь вообще. Давать какую-либо оценку этим взглядам крайне затруднительно.
Тем не менее далеко не все люди испытывали райское блаженство при клинической смерти.
«Перенес клиническую смерть два раза меньше чем за один месяц. Ничего не видел. Когда вернули, я понял, что был нигде, в небытии. Ничего там у меня не было. Сделал выводы, что там освобождаешься от всего путем полной потери себя, наверное, вместе с душой. Теперь смерть меня не очень волнует, но жизни радуюсь», – приводит свой опыт бухгалтер Андрей.
В целом исследования показали, что в момент человеческой смерти организм незначительно теряет в весе (буквально несколько граммов). Приверженцы религий поспешили заверить человечество в том, что в этот момент от человеческого тела отделяется душа. Однако научный подход гласит, что вес человеческого тела изменяется из-за происходящих в момент смерти в мозгу химических процессов.
Современные стандарты предписывают проводить реанимацию в течение 30 минут после последнего сердцебиения. Реанимация прекращается при гибели мозга человека, а именно на регистрации на ЭЭГ. Мне лично доводилось один раз успешно реанимировать пациента, у которого остановилось сердце. На мой взгляд, рассказы людей, перенесших клиническую смерть, в большинстве случаев являются мифом или выдумкой. Я ни разу не слышал таких рассказов от пациентов нашего лечебного учреждения. Равно как таких рассказов не было и от коллег.
Тем более, люди склонны называть клинической смертью совсем другие состояния. Возможно, люди, которые якобы перенесли ее, на самом деле не умирали, у них просто было синкопальное состояние, то есть обморок.
Основной причиной, которая приводит к клинической смерти (как и, собственно, к смерти вообще) остаются сердечно-сосудистые заболевания. Вообще говоря, такой статистики не ведется, но надо четко понимать, что сначала наступает клиническая смерть, а затем уже биологическая. Поскольку первое место по смертности в России занимают болезни сердца и сосудов, то логично предположить, что именно они чаще всего приводят к клинической смерти.
Так или иначе, феномен переживаний при клинической смерти заслуживает тщательного изучения. И ученым приходится довольно трудно, ведь помимо того, что необходимо установить, какие именно химические процессы в мозгу приводят к появлению тех или иных галлюцинаций, необходимо еще и отличать правду от выдумки.
Источник