Понятие стресс было предложено

1.2. История учения о стрессе

1.2. История учения о стрессе

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению N.H. Rizvi «… стресс вездесущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагировать на стресс должным образом» [440, c. 103]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Г. Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание» [454, c. 127].

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях [194–196, 454, 455 и др.].

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье [194] предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Предположение о существовании двух мобилизационных уровней адаптации поддерживается, как отмечает Л.А. Китаев-Смык [105], многими исследователями.

В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса – стадия мобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, то есть стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочисленные исследования.

Характеризуя основную особенность концепции стресса, Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «объект исследований Селье – неспецифические симптомы адаптации стресса – понятие относительное. Их можно “увидеть”, только вычленяя подобные симптомы из множества симптомов адаптации. Стресс – понятие, теряющееся при чрезмерно большом или чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретических построениях Г. Селье присутствуют относительность причинности и целесообразность стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при “местном адаптационном синдроме”, это весь организм, отвечающий “общим адаптационным синдромом”, это та или иная совокупность людей при социально-психологических проявлениях эмоционального стресса» [105, c. 9].

Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей сфокусировалось на физических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамика соотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) и внутренними, психологическими факторами данной личности. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса, но недостаточно сколько-нибудь систематизированных исследований по оценке динамики и сопряжения физиологических реакций организма с характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разные периоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияние психосоциальных факторов критических значений в развитии стресса у человека, роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолении стресса.

Эта теория не отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды «средней степени неблагоприятности» или такие, которые являются вредными только для некоторых людей, но безвредны для других. Поэтому у многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытке изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетативных коррелятов психологического стресса [46, 202, 213, 438].

Известно, что концепция Г. Селье об общем адаптационном синдроме не включает нервное звено регуляции ответной реакции организма на стресс-воздействия. Такой подход был подвергнут в свое время справедливой критике [46, 101, 188]. Многочисленными последующими исследованиями отчетливо показано, что механизм неспецифической резистентности организма не может быть сведен к изменению уровня «адаптивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль. Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс. К. Лишшак и Э. Эндреци [131] подчеркивают, что уровень секреции адренокортикотропного гормона определяется аффективным компонентом, «эмоциональным зарядом» активности. Эмоциональное возбуждение является единственным фактором, стимулирующим гормональную адаптационную реакцию. Гомеостатические реакции в свою очередь определяются поведенческой реакцией организма, выражающейся в подготовке к борьбе, бегству. Но при таком подходе, как указывает П.Д. Горизонтов [65], концепция стресса должна была бы первично рассматриваться не как физиологическая, а как поведенческая концепция.

Однако критические замечания в адрес теории Г. Селье не столько опровергали или ставили под сомнение основные ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.

Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психологическом мире? M. Applay и R. Trumbull [241] утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, – она по сути вобрала в себя все то, что определяется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дистресс», «угроза собственного “Я”», «фрустрация», «напряженное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого применения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [455].

Основные этапные теории и модели стресса были подробно описаны нами ранее [28, 29]:

1. Генетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.

2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий на развитие реакций напряжения.

3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».

4. Модель H.G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.

5. Междисциплинарная модель стресса – стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.

6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большей степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).

7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) – борьба с ситуацией; 2) защита (defense) – борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.

8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса H. Selye модифицировал B.P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воздействиями он понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события – они нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда ведут к объективному кризису.

9. Системная модель стресса отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.

10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения и понятие которой определяется как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма – если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает – развивается стресс. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека – его общих возможностей по разрешению различных проблем; 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Что такое стресс. История термина, значение стресса

Определение, история термина стресс

Довольно известный и авторитетный нейробиолог Роберт Сапольски, изучающий социальное поведение бабуинов в Кении в своей книге «Психология стресса или почему у зебры не бывает язвы» для лучшего понимания что такое стресс, какую роль стресс играет в жизни человека, какие изменения в организме человека происходят на фоне стресса, какие есть способы преодоления стресса, предлагает рассмотреть проблему стресса на примере его воздействия на зебру и льва. Своими научными исследованиями признанный ученый делится так же в документальном фильме «Стресс: портрет убийцы».

Человеческий организм устроен таким образом, что в нем генетически заложены инстинкты выживания, такие же как и у животных.

«Вот самая важная мысль этой книги: если вы зебра, бегущая изо всех сил, чтобы спасти свою жизнь, или лев, бегущий изо всех сил, чтобы не умереть с голоду, физиологические механизмы реакций вашего тела позволяют прекрасно справляться с такими краткосрочными физическими чрезвычайными ситуациями. Для огромного большинства животных на этой планете стресс — это прежде всего краткосрочный кризис. После этого кризиса они или живут дальше, или умирают. А когда мы сидим без дела и беспокоимся, у нас включаются те же самые физиологические реакции. Но если эти реакции становятся хроническими, то они могут привести к катастрофе»*.

В случае если ситуация стресса обусловлена реальной причиной: предстоящим экзаменом, собеседованием, выступлением перед аудиторией, серьезными переговорами и т. д. и является способом мобилизации всех возможностей организма, то в состоянии краткосрочного стресса (это не тот случай, когда мы неделю не можем заснуть перед знаменательным событием), мы эффективно справляемся со стоящими перед нами задачами, направляя наши действия на решение проблемы.

Но когда мы входим в психологический «штопор» и активируем реакцию на стресс безо всяких реальных на то причин, то мы имеем дело с «тревогой», «неврозом», «паранойей» или «неадекватной агрессией».

В результате исследования стресса были получены удивительные данные:

Физиологическую систему организма активируют не только физические факторы, но и просто мысли о них.

В начале своей профессиональной деятельности, в 1930-х, молодой специалист в области эндокринологии Г. Селье изучал воздействие экстракта яичников на организм, используя подопытных крыс. Он делал крысам инъекции экстракта несколько неуклюже: крысы падали со стола, ударялись, убегали – вообщем, любому наблюдателю было бы ясно, что они в панике.

Через несколько месяцев Селье обнаружил возникновение болезней у крыс: язва желудка, увеличение надпочечников (где вырабатываются гормоны стресса), изменения в тканях иммунных органов. На первый взгляд было очевидно влияние данного экстракта на организм.

Но, для чистоты эксперимента, ученый решил использовать контрольную группу: этим крысам он ежедневно делал инъекции раствора соли. При этом, Селье не стал ловчее и аккуратнее с крысами, и они все так же метались и падали со стола во время инъекций. Через время крысы демонстрировали те же болезненные симптомы, что и крысы первой группы, получавшие инъекции экстракта.

Размышляя над результатами эксперимента, Селье пришел к предположению, что общим и в первом и втором случае были болезненные инъекции и, возможно, возникновение заболеваний – это реакция на неприятные переживания боли.

Ученый решил разнообразить «неприятное переживание». Одних крыс разместил в холодный подвал, других под жаркую крышу чердака, а третьих подвергал постоянным физическим нагрузкам. Через некоторое время у всех трех групп крыс были обнаружены перечисленные выше заболевания.

Таким образом, Селье обнаружил верхушку айсберга стрессогенных заболеваний. По результатам своего эксперимента Селье назвал «неприятные переживания» крыс физическим термином – «стресс». Этот термин еще в 1920-х годах ввел физиолог Уолтер Кеннон. Уолтер Кеннон первый назвал реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства («бей или беги»). Мы и сегодня используем систему реагирования, сложившуюся у наших предков более миллиона лет назад.

Селье развил эту концепцию, предложив две идеи.

1. Организм реагирует одинаково на любые воздействия стрессоров – будь то повышение или понижение температуры в окружающей среде, будь то угроза быть съеденным или ушибленным или же мысли о возможных негативных исходах (последнее относится исключительно к людям – у животных нет такой проблемы: тревожиться о возможных неприятностях). Т. Е. Воздействия стрессоров организмом воспринимается как угроза физической и психической целостности и «включает» адаптационные механизмы, предполагающие физиологические и биохимические изменения в организме, которые приводят к тем или иным внешним реакциям человека на стресс.

2. Если действие стрессоров продолжается слишком долго, это может привести к физическим заболеваниям.

И не имеет значения, что некоторые прежние опасности, например, нападение диких зверей, утратили свою актуальность, им на смену пришли другие: например, опасность утратить социальный статус, которая может восприниматься как угроза жизни.

Несмотря на то, что стресс в жизни современного человека уже норма а состояние стресса и постоянного напряжения практически не замечается нами, в науке до сих пор не существует единой точки зрения, что такое стресс. Есть много различных трактовок проблемы стресса и это не удивительно. Сам феномен стресса настолько многогранен, что каждое из определений способно описать лишь какую-либо одну из его сторон.

Понятие «Стресс» рассматривают как:

  • Реакцию на раздражители (стрессоры) (Г. Селье, Ж. Годфруа, О. Н. Полякова);
  • Требования к адаптивным способностям человека (Д. Фонтана, Д. Л. Гибсон, Дж. Гринберг);
  • Естественный процесс взаимодействия между человеком и внешней средой (РЛазарус, С. Фолкман, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О’Драйсколл);
  • Особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организма (М. Фогиел, Р. С. Немов, Н. П. Фетискин, В. В. Суворова, А. Г. Маклаков);
  • Психическое или физическое напряжение, являющееся причиной ухудшения физического и психического здоровья (Л. А. КитаевСмык, Ю. И. Александров, А. М. Колман).

В своей программе «Курс по эффективному управлению стрессом» я рассматриваю стресс как результат нарушенной коммуникации. Основанием являются факты, демонстрирующие нам то, что состояние стресса возникает чаще всего, при взаимодействии с реальным или воображаемым стрессором: с конкретным человеком, аудиторией, окружающей средой, информацией и т. д. На занятиях участники получают навыки, как справиться со стрессом, как можно позаботиться о себе после стресса. Мы знакомимся с тремя составляющими стресса: «стрессоры», «неосознанные, привычные реакции на стресс» и обучаемся новым эффективным «поведенческим реакциям» на стресс.

В настоящее время можно выделить актуальные направления исследований в области стресса:

  • Изучение влияния стресса на наш организм и его последствия. (Например, сейчас установлено, что длительные стрессы оказывают более разрушительное воздействие на организм и психику, чем сильные, но кратковременные.
  • Изучение факторов, влияющих на преодоление (coping) стресса. (В современных исследованиях проблемы стресса центральное место занимает изучение способов преодоления стресса);
  • Изучение влияния социальной поддержки и социальных отношений на степень и глубину переживания личностью стрессовых ситуаций;
  • Изучение особенностей проявления стресса в различных сферах и периодах нашей жизни (эмоциональное выгорание, секс, профессиональный стресс, подростковый возраст, экзамены, беременность, развод);
  • Изучение влияния микрострессоров на психическое здоровье и эмоциональное состояние человека. (Например, известно, что люди редко осознают негативное влияние повседневных стрессоров, действующих по принципу «капля камень точит». А микрострессоры могут усиливать переживания в более серьезных стрессовых ситуациях).
  • Изучение степени влияния стресса в зависимости от темперамента и индивидуальной истории развития личности (анамнеза).

В следующих статьях о стрессе будут более подробно рассмотрены вопросы: какие изменения происходят в организме в состоянии стресса и после стресса, как они проявляются в поведении человека, какие есть способы лечения и профилактики стресса, особенности переживания стресса у детей, подростков, женщин, мужчин.

Список использованной литературы:

  • Г. Б. Монина, Н. В. Раннала тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости»
  • * М. Е. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку»
  • Р. Сапольски «Психология стресса»

Источник

Оцените статью