Сущность понятия «ценное отношение» в современных педагогических исследованиях
юлия молодецкая
Сущность понятия «ценное отношение» в современных педагогических исследованиях
Разработкой понятий «ценности» и «ценностное отношение» занимались и занимаются по сей день известные педагоги и психологи. Ими выдвинута основная задача, которая заключается в формировании социально-адаптированной к жизни в обществе личности. В работе по формированию ценностного отношения следует учитывать, что каждая личность индивидуальна и имеет свою внутреннюю установку на то или иное действие. Формирование ценностного отношения к чему-либо, или к самому себе, является важнейшей задачей воспитания личности. Это долговременный процесс, он требует согласования, организации и проведения действий со стороны педагогов и родителей.
Для более детального изучения понятия «ценностное отношение» необходимо рассмотреть понятия «ценность» и «отношение»
В. П. Тугаринов даёт такое определение: «ценности- предметы, явления природы и их свойства, которые наблюдаются объектом, полезны и приятны ему…». В сою очередь известный психолог М. С. Яницкий утверждает, что ценности обладают особым смысловым значением в жизни объекта, которое впоследствии получает для него положительный смысл.
С педагогической точки зрения ценности могут выступать как идея, образ, научная концепция. Необходимость ценности возникает в ходе практической деятельности, зарождаются цели, задачи, а результатом является непосредственно ценность, однако, следует понимать, что не весь результат может быть ценностью, а только та его часть, которая несёт социальную значимость. В педагогике ценности выступают как форма познавательной активности в виде образов, представлений, идеалов, норм и правил.
Изучением ценностей занимались известные педагоги: О. В. Дыбина, В. А. Сластёнин, О. А. Тихомагдрицкая, Г. И. Чижакова, которые в свою очередь считают, что ценности выступают стимулом для построения системы поведения в конкретной ситуации.
Особую роль в изучении ценностей в педагогике играл Е. Н. Шиянов. Он считал, что ценность- есть средство, способствующее удовлетворению материальных, духовных, социальных потребностей на основании которых формируется отношение.
Понятие «отношение» является одним из ключевых в современной педагогике и психологии. Исследованием данного понятия занимались такие учёные: В. М. Бехтерев, И. А. Колесникова, В. Н. Мясищев, М. И. Рожкова, Н. Е. Щурковa.
В последнее годы в области отношения проводится большое количество исследований, в которых поставлена задача формировать отношения путём приобщения дошкольников к неотемлимым объектам социального, предметного и духовного мира.
По утверждению А. П. Сидельниковского отношение может называться педагогическим понятием, потому что оно отражает суть педагогического процесса. Л. В. Куликов считает, что отношение- совокупность трёх компонентов: познавательного, эмоционального, поведенческого.
В системе взаимоотношений педагог- воспитанник отношение выступает в виде взаимоуважения, убеждения. Отношение даёт воспитательно-образовательному процессу возможность воздействовать друг на друга, выражать эмоции по отношению к совершенному действию в отношении другого субъекта отношений. С педагогической точки зрения отношения могут быть объективными и субъективными, то есть в данном контексте отношение к какому-либо предмету или явлению будет субъект-объектным, а отношение к сверстнику или педагогу будет субъект- субъектным.
В дошкольном возрасте формируется личность и характер, через воспитание и понимание отношений у дошкольника начинают формироваться задатки ценностного отношения.
В. А Сластёнин выделил понятие ценностное отношениеи дал ему такую характеристику: «ценностные отношения являются внутренней позицией личности, они отражают взаимосвязь личностных и общественных значений, сформированных на личном опыте.» .
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова приводится такое определение ценностного отношения: «ценностное отношение- избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, предпочтений, убеждений, выраженная в его сознании и поведении». В свою очередь в работах педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко делается акцент на то, что в процессе формирования ценностного отношения дошкольника следует обратить внимание на его окружение, образ жизни.
Особого внимания заслуживает опыт А. В. Петровского, который в своей работе «Личность. Деятельность. Коллектив» доказал, что ценностное отношение детей дошкольного возраста имеет три основные группы ценностей: познавательные ценности, ценности преобразование, ценности переживания.
В процессе формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста задействованы субъективные и объективные факторы. К объективным факторам можно отнести ближайшее окружение, материально-техническую базу дошкольного учреждения, взаимоотношения в семье. К субъективным факторам относят мотивы, психофизические и индивидуальные особенности. Ценностные отношениямогут быть двух видов: отношения к ценностям; отношения, которые ценны, к таким ценностям относят «свободу», «справедливость», «совесть», «чувство ответственности», «отношение к природе и окружающему миру».
Основным компонентом по формированию ценностного отношения являются эмоции, они подталкивают детей к мыслительной и практической деятельности и в последствии перерастают в эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Это способствует становлению ценностных ориентаций. В структуре ценностного отношениявыделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный.
Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании дошкольника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей.
Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка.В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой.
Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное.В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.
Исходя из предложенных понятий можно сделать вывод, что ценности могут выступать как отношение объекта к какому-либо предмету или явлению, создавать цели, задачи, запреты к которым следует стремится или избегать. Главная функция ценностей и ценностного отношения состоит в том, чтобы успешно воспитать и развить социально-адаптированную личность.
Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.
Конспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группе Конспект НОД по ФЭМП «Понятия уже — шире» в средней группе Цель: Создать условия для самостоятельной игровой и мотивационной ситуации для.
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые» Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые». Возрастная группа: старшая. Тема: Формирование обобщающего понятия.
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия «Птицы» Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: старшая группа. Тема:Формирование обобщающего понятия «птицы» Цель: обогащение.
Неделя «Добрые дела. Доброе отношение к животным» в средней группе Планирование образовательного процесса в средней группе «Добрые дела. Доброе отношение к животным» Образовательные ситуации, события, праздники,.
Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.
Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт) Мы живём в городе и многие дети не имеют возможности увидеть домашних животных. К нам в группу ходит мальчик, который проживает в частном.
Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: — помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: — создать.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.
Источник
Эмоционально-ценностное отношение
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Эмоционально-ценностное отношение» в других словарях:
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ — опосредованное духовной свободой отношение людей к смыслу собственной жизни и будущему своего рода. А. о., как правило, либо отождествляется с одной из его многочисленных смысловых характеристик (чаще всего с ценностью или с оценочным отношением) … Современный философский словарь
обучение — я; ср. к Обучить обучать и Обучиться обучаться. О. грамоте. * * * обучение основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается… … Энциклопедический словарь
САМОСОЗНАНИЕ — осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин С. впервые был… … Российская социологическая энциклопедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА — форма самосознания, сквозь призму к рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск ва и к рая решающим образом влияет на духовное самоопределение творческой индивидуальности. Как специфический духовно … Эстетика: Словарь
Идентичность этническая — переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают … Психология общения. Энциклопедический словарь
Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… … Социологический справочник
ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь
Самосознание — Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний … Википедия
Мухина, Валерия Сергеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мухина. Валерия Сергеевна Мухина Дата рождения: 22 января 1935(1935 01 22) (77 лет) Место рождения: Уссурийск (тогда Никольск Уссурийский), Приморский край, РСФСР … Википедия
Мухина, Валерия Сергеевна — (1935 г.р.) Российский психолог. Окончив биолого химический ф т МГПИ им. Ленина (1956), защищает кандидатскую(1965) и докторскую (1972) диссертации, работая на кафедре психологии МПГИ. С 1988 года заведует кафедрой психологии развития… … Кто есть кто в российской психологии
Источник