ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
Эмоциональный настрой характеризует особенности
реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.
При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная,
нейтральная и отрицательная энергия.
Эмоциональное резонирование- способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров.
Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.
Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.
Если профессионал в сфере общения воспринимает и отзывается на эмоционально-энергетические состояния партнера, то происходит благотворное сложение энергий, повышается вероятность внушающего воздействия на него.
Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения — в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции.
Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно,
вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.
Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия.
Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение, если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: «Мне смешно, нашли чему радоваться». Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.
Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции «за компанию» Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.
Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-
энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.
Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.
На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывает муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально «выгорает», включаются те или иные защитные механизмы привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде, «всем не посочувствуешь», «надо беречь себя», «люди не благодарны» и т. п.
Вы способны к эмоциональному резонированию, если:
— у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.
У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать
влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств — они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.
В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения.
Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность
Восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера -профессионально необходимое качество для тех, кто работает с людьми.
Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери. СПб. 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику. Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и в конечном счете лишен дара эмоциональной отзывчивости?
— вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные
Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.
Адекватно расшифровать эмоциональный, сигнал партнера означает уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен.
Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий.
Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.
В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой «диапазон частот» приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные» слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций.
Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.
Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее —
В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д. , тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит укол, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и много другое.
— Ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры.
Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей, вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.
Чтобы информационно-энергетический круг замыкался, надо обладать двумя способностями: хорошо декодировать эмоции партнера и отчетливо подавать ему сигналы о своих состояниях.
— Ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнером Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу, на себя, на других, на дело или на предметы.
Способность переключать эмоции на партнера – весьма ценное качество профессионала, работающего с людьми: концентрация эмоций на партнере – символ внимания к нему, знак субъектного отношения и проявление воспитанности.
Источник
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ.
статья по теме
В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_polozhitelnogo_emotsionalnogo_nastroya.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА УРОКА
В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.
Если нам кажется, что поведение собеседника расходится с тем, каким оно должно бы быть, и не идет ему на пользу, мы упрекаем (стыдим, укоряем). Настроение собеседника портится, и чаще всего активность его затухает. А в идеале и сама направленность его поведения меняется.
Если же какая-то деятельность, по нашему мнению, соответствует интересам партнера, а он этого не видит и потому не активен или, придавая излишнее значение чему-то постороннему, действует слишком робко и нерешительно, мы ободряем его (подбадриваем, сочувствуем, жалеем)
Этими воздействиями мы стремимся изменять самочувствие окружающих либо в сторону его улучшения, либо ухудшения. Различают два вида воздействия на чувства-ободрять и укорять. Педагог начинает ободрять , когда он стремиться укрепить в сознании ученика уверенность в том, что в своих действиях и намерениях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть, раздумывать, колебаться. При этом в любых текстах типичным подтекстом являются: «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».
Действием укорять педагог как бы будоражит в сознании ученика то, что должно было бы определять, но не определяет его поведение. Типичные подтексты при этом: «Как же тебе не стыдно!», «Одумайся!», «Устыдись!», «Опомнись!».
Учителю вредно постоянно корить и одергивать учеников. Это ведет к укоренению в педагоге опасного мнения о себе, как о человеке всезнающем, никогда не ошибающимся в том, что хорошо и что плохо. Педагогу желательно следить за тем, чтобы действие упрекать не занимало существенного места в способах воздействия.
Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя. Ворчание может оказаться тревожным сигналом профессиональной непригодности человека к педагогической деятельности.
Противоположный способ воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, самочувствию- одобрять . Мы говорим: «Ну!, Ну!», «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Не бойся!»- для того, чтобы поддержать его решимость, закрепить что-то хорошее. В оттенках одобрения просвечивает то, что люди называют добротой. Добрые глаза- это ободряющие глаза, то есть, ждущие чего-то хорошего, правильного от того, к кому они обращены. Добрый голос-это голос поддержки.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития.
Педагог должен позаботиться о том, что переживание в жизни равно как и счастье во многом зависит от удовлетворения, получаемого человеком в ходе его деятельности. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». /Глассер У. Школа для неудачников- М-1991/
Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Ситуация успеха-некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.
Ситуация успеха- это победа как по-беда, т.е. после беды, по окончании беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности.
Авансирование -принцип отношения к ученику, подход к нему с оптимистической гипотезой, с верой в его успехи, достижения и способности. Педагогический прием оглашения достоинств ребенка, которые он еще не успел проявить, но непременно проявит в будущем. В качестве принципа авансирование выступает как характеристика устойчивой педагогической позиции воспитателя: доброжелательность, ожидание успеха, забота о ситуации успеха, оглашение положительных качеств как постоянная черта отношений.
Вытеснение — метод психотерапевтического воздействия, который применяется с целью вызвать другое, более благоприятное состояние, заменяющее негативное переживание. Используется, когда необходимо устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность.
Игнорирование — метод психотерапевтического воздействия, состоящий в том, что предусматривается фиксирование педагогом неблагоприятного состояния субъекта (ребенка), но внешне инструментуется не замечание того, что происходит. Применяется с целью постепенного угасания накала состояния.
Концентрация на положительном -метод психотерапевтического воздействия, направленный на снятие неблагоприятного состояния. Он основывается на сосредоточении на позитивном, самом ребенке и переориентации его внимания на положительное в другом человеке. Цель данного метода- научит воспитуемого саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.
Подавление — метод психотерапевтического воздействия, предусматривающий жесткое пресечение и ограничение действий ребенка с целью избежать тех из них, которые могут нанести ущерб. Применение подавления наиболее целесообразно, когда негативные проявления поведения ребенка грозят нанести вред его здоровью или возникает явная угроза жизни для окружающих.
Подкрепление положительное — самого разного рода воздействие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления- формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований. Способы положительного подкрепления: поощрение, психологическое поглаживание, положительная оценка, предоставление новых прав, возложение новых обязанностей, изменение формы обращения, признание симпатий, сувениры, подарки, символические знаки внимания и т.д. Подкрепление может быть мимическим ( улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение цветов), действенным (протягивание руки, предложение чего-то уступка…). Следует помнить , что потребность в любви не насыщаема. Нельзя перелюбить ребенка, переласкать его. Он всегда будет испытывать нужду в добром расположении, признании его достоинств, нежности, внимании.
Ситуация успеха — субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. Ситуация успеха обеспечивается доброжелательностью группы или отдельного лица, с которым взаимодействует ребенок, скрытой инструкцией, которую посылает ребенку педагог, снятием страха перед конкретными действиями, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, а также инструментовкой персональной исключительности ребенка в данной ситуации деятельности.
Шутка — очень эффективный и эффектный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные взаимоотношения, приносящие маленькую радость, затмевающую унылое или агрессивное состояние духа, а следовательно, высвобождающий активный разум и помогающий решить ясно какой-то вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.
Методы педагогической поддержки здоровья. Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
-метод радостной перспективы –это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
Метод «увлечения весельем» -юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
Метод поощрения и похвалы- этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, взглядом, жестом, словом);
Метод самонаблюдения за своими эмоциями-метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Личностные установки и принципы работы учителя.
Истинность, открытость. Она предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка на личностное поведение в классе рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного учителя установке на сугубо ролевое поведение.
Поощрение, принятие, доверие-является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Эмпатическое понимание –это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.
Психологические аспекты урока:
-соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)
Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт)
Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).
Принципы педагогической деятельности:
Очеловечить среду, в которой живет ребенок
Прожить в ребенке свое детство.
ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ.
Букатов В., Ершова А Словесные воздействия в работе учителя./Педагогам о мастерстве общения с классом\ Библиотечка «Первого сентября» Классное руководство №1 2007
Щуркова Н. Новые технологии воспитательного процесса М.1994
Краткий справочник по педагогической технологии Под ред. Щурковой Н. М.1997
Источник