Эмоциональное воздействие на участников экскурсии, приёмы.
Экскурсоведение
Вопросы по экзамену
Понятие, сущность и признаки экскурсии.
Понятие «сущность» означает совокупность сторон и связей, свойственных вещи, рассмотренных в их естественной взаимозависимости.
В современное понятие сущности «экскурсия» (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие «экскурсия» вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к «моторности», т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым.
Понятие «экскурсия» согласно толкованию Б.В.Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.
Таким образом, экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурс—там объекты и сопровождает показ анализом, пояснения—т историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Такт образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.
А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.
Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией. Экскурсии присущи следующие признаки:
— наличие темы, цели и задач экскурсии; наличие группы;
— протяженность во времени (от одного академического часа до двух суток);
— показ экскурсионных объектов;
— передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту.
В основу любой экскурсии положены следующие принципы:
— принцип научности, т. е. все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение;
— связь теории с практикой;
К функциям экскурсии относятся:
— функция организации культурного отдыха;
— функция расширения культурного и специального (технического) кругозора;
— функция формирования интересов человека;
— специализированная функция — подготовка, переподготовка
Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:
— выбор темы экскурсии;
— создание новой экскурсии под выбранную тему;
— подготовка экскурсовода для проведения данного мероприятия.
Подготовка экскурсии ведется творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. В творческую группу могут быть привлечены работники музеев, научных учреждений, галерей, специализированных туристско-экскурсионных организаций. Наиболее опытный из них назначается руководителем группы.
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема экскурсии — это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема экскурсии тесно связана с объектами показа и определяет содержание рассказа.
Эмоциональное воздействие на участников экскурсии, приёмы.
Эмоции на экскурсии
Большое значение для успеха экскурсии, усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона дела. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль отводит эмоциям и чувствам.
В экскурсии эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода, его содержание, хорошо подобранные примеры, пояснительный материал, правильный акцент в его изложении.
Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд — здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, мемориальные доски, экспонаты в музеях. И в меньшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных эмоций экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание- уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности. В качестве примера может быть приведен показ произведений изобразительного искусства (живопись, графика), в ходе которого экскурсовод помогает экскурсантам увидеть изображенные в них предметы и явления окружающего нас мира глазами художника. Экскурсант как бы воспринимает отношение художника к тому, что он воспроизводит в своем произведении, его эмоции и чувства.
Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний и умений, чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов — создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовлетворение, восхищение и др.) зависят от того, насколько они удовлетворены полученной информацией. При этом имеет значение и другое — насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, жалость и др.). Бывает и так, что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они остаются равнодушными. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от их интересов, что они не подготовлены к его восприятию.
Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).
Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения — основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.
Композиция экскурсии.
Каждая экскурсия композиционно делится на три основные части:
1) вступление (вводная часть);
2) главная (основная) часть;
3) заключение (заключительная часть).
Эти части обязательны и находятся в логической взаимосвязи. Вступление — установление контакта с аудиторией. Представление, информация о маршруте и объектах, продолжительности экскурсии, организационных моментах, порядке осмотра и фотографирования. Необходимо сообщить название экскурсии. Вступление всегда должно быть ярким и лаконичным (8-10 минут), актуальным и интересным на тему того дня, когда проводится данная экскурсия. Хорошо, если главная мысль экскурсии, обозначенная во вступлении, затем красной нитью будет проходить через всю экскурсию. Этот прием чаще всего применяется при проведении обзорных экскурсий по городу, но в арсенале гидов-переводчиков есть целый ряд других приемов: начать экскурсию с цитаты или четверостишия о Москве А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова и др.
Вступление лучше давать у гостиницы, когда автобус еще стоит или по пути до первой остановки, где начинается изложение главной части экскурсии.
Главная часть. Изложение основного материала дается при движении автобуса от объекта к объекту и на остановках. Практика показывает, что обычно во время экскурсии по Москве удается сделать 6-8 остановок, во время некоторых возможен выход туристов из автобуса.
Главная часть экскурсии разбита на подтемы, изложение которых происходит как на остановках у определенного объекта, так и на маршруте с учетом соответствующего зрительного ряда.
Отбор объектов показа в каждой экскурсии определен ее темой, и объекты служат средством раскрытия подтемы.
При проведении экскурсий необходимо выдерживать логическое единство всех составных частей темы, т.е. подтем. Между подтемами должна прослеживаться внутренняя связь, необходимы логические переходы от одной подтемы к другой.
В экскурсии большую роль играет последовательность показа объектов и рассказа о них. В связи с этим гиды должны соблюдать маршрут экскурсии, в котором показ объектов выстроен в определенной последовательности — по степени значимости при раскрытии основной темы экскурсии.
В обзорных экскурсиях по городу главную часть лучше выстраивать в исторической последовательности — от основания города до настоящего времени.
Важно учитывать пропорциональность остановок и проездов. Остановки лучше распределять по всему маршруту экскурсии; соразмерно распределять и материал экскурсии, излагаемый на остановках и проездах, в зависимости от строго отведенного времени на проезды и остановки.
Вместе с тем делать паузы в экскурсии необходимо, чтобы дать возможность туристам подумать об услышанном или просто насладиться красотой объекта, видом из окна, задать вопросы и т.д.
Заключение-окончание экскурсии. Оно всегда продумывается и готовится заранее. Лучше если в нем содержатся краткие выводы по теме экскурсии, рекомендации относительно приобретения литературы, посещения того или иного музейного объекта, а также приглашение принять участие в спецмероприятиях и посетить город вновь.
Метод моторности является неотъемлемым элементом любой экскурсии и находится в логической взаимосвязи с методами показа и рассказа. Передвижение от объекта к объекту, будь то во время экскурсии по городу или музею, придает экскурсионной работе динамичность, улучшает восприятие излагаемого материала. Гид-переводчик должен сам определить темп передвижения от объекта к объекту. Во время автобусной экскурсии гиду-переводчику необходимо установить хороший контакт с водителем и заранее определить маршрут, остановки с выходом туристов из автобуса и скорость на разных отрезках маршрута.
При проведении экскурсий в музеях гид-переводчик должен наблюдать за тем, чтобы группа следовала за ним, выбирать средний темп и перемещать группу от объекта к объекту с учетом времени, выделяемого на осмотр экспозиции.
Композиционное построение должно выдерживаться не только в экскурсиях по городу, но -я при осмотре уникальных архитектурно-археологических и природно-культурных комплексов, которыми богаты Москва и Подмосковье, исторического центра, в частности Красной площади.
Из сказанного можно сделать следующие основные выводы:
— методика — главный инструмент в экскурсионной работе;
— методику необходимо изучать постоянно;
— обязательно нужно составлять тексты экскурсий на иностранных языках, регулярно обновлять и дополнять их;
-требуется изучать варианты маршрутов и знать о вводимых в строй объектах показа;
— гиды-переводчики должны заниматься вопросами страноведения;
— гидам-переводчикам нужно быть в курсе политической, экономической и культурной жизни страны;
— гиды-переводчики должны совершенствовать знание иностранного языка, постоянно отрабатывать новую терминологию;
— нужно учиться у коллег, посещать проводимые ими экскурсии, использовать их опыт в практике своей работы.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 343 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
9 причин, почему путешествия делают нас счастливее
ЕLLЕ разбирается, что хорошего в жажде странствий — по мнению психологов и опытных тревел-блогеров
Что первым приходит на ум, когда вы произносите слово «путешествие»? Покупка выгодных билетов на самолет? Незабываемые инстаграм-закаты? Горные переходы с тяжеленными рюкзаками? Любое путешествие может быть захватывающим, волнующим и богатым на приключения — и это гораздо больше, чем просто потягивать «Маргариту» на залитом солнцем пляже.
Совсем не новость, что путешествия хороши для физической формы (гастротуры в Тоскану — не в счет), но что еще приятнее, согласно исследованиям психологов, изучение новых мест очень благотворно для психического и эмоционального здоровья. Иными словами, путешествия делают нас счастливее.
И вот девять причин почему:
1. МЫ СТАНОВИМСЯ УВЕРЕННЕЕ В СЕБЕ
Командировка в Нью-Йорк, семейный отпуск в Марокко или смелое решение бросить (и продать) все и месяцами жить на колесах — отправляясь в дальний путь, мы покидаем привычную зону комфорта. Вдобавок даже очень детальный план не отменяет неожиданностей, которые случаются сплошь и рядом. Погружаясь в другую культуру и уклад жизни, мы учимся решать проблемы в незнакомой ситуации, что делает нас более гибкими, терпеливыми и эмоционально сильными, в результате повышая самооценку.
2. ОБЗАВОДИМСЯ ДРУЗЬЯМИ
Согласитесь, куда проще завести новых друзей в путешествии, чем перемещаясь по привычному маршруту работа — дом. Сосед по креслу в самолете по пути в Лондон может стать вашим мужем, попутчик по экскурсионному туру на Макчу-Пикчу — будущим работодателем, а милая девушка, с которой вы заказали одиноковые коктейли в чикагском баре, — подругой на всю жизнь. Все это — реальные истории, которые могут произойти и с вами.
3. ПОЛУЧАЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Искреннее дружелюбие не зависит от уровня благополучия и легко вызывает взаимное чувство — увидев широкие улыбки на лицах жителей лаосских или филиппинских деревень, невозможно не улыбнуться в ответ. Прекрасно, если эта привычка становится верным спутником — мир заслуживает распространения эпидемии позитива.
4. ЗАНОВО ЦЕНИМ ТЕХ, С КЕМ В РАЗЛУКЕ
Покидая привычную обстановку и близких людей, надолго или не очень, мы учимся больше ценить их. Никто не будет слушать рассказы о приключениях в дальних странах с таким вниманием, как друзья и родственники, готовые из любви к нам терпеть восторженные монологи о чудесах планеты. Ну и потом, удивительный момент встречи после разлуки всегда дарит особенные эмоции.
5. УЧИМСЯ НОВОМУ
Независимо от того, чем мы занимаемся в странствиях, это наполняет жизнь опытом и знаниями, будь то мастер-классы тайваньской кухни, уроки испанского в Колумбии, практика дайвинга на Мальдивах или йога на Гоа. Мозги работают активнее, в крови бурлит адреналин, каждый день делает нас счастливее — по выводам психологов, это естественный процесс, когда мы учимся тому, что находим приятным.
Источник