Консультация «Роль положительных эмоций в жизни ребёнка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 277.75 КБ |
Предварительный просмотр:
(для педагогов и родителей).
«Роль положительных эмоций в жизни ребёнка»
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми.
Чтобы ребёнок вырос здоровым и счастливым, чтобы умел радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы он был уверен в своих силах и умел бороться с трудностями, окружающая его обстановка должна быть такой, где основной фон составляют положительные эмоции. А так как самыми главными людьми для него являются родители, именно они должны создать эту обстановку в доме и семье.
Создание уюта и обстановки спокойствия и благополучия, которая порождает у детей ощущение тепла, покоя и безопасности – является первым условием их эмоционального благополучия.
Фундаментом эмоционального благополучия ребёнка является – любовь. Безоговорочная, безусловная любовь по отношению к ребёнку, прежде всего со стороны родителей.
Любить ребёнка, безусловно – значит любить его, независимо ни от чего. Независимо от его внешности, достоинств и недостатков, плюсов и минусов. Независимо от того, чего мы ждём от ребёнка в будущем и независимо от того, как он ведёт себя сейчас. Безусловная любовь означает, что мы любим ребёнка даже тогда, если его поведение вызывает у нас раздражение, а порой – отвращение. Ясно, что идеала мы не достигнем, но надо стремиться приблизиться к цели безусловной любви.
Мы все считаем себя любящими родителями и то вполне естественно, мы действительно обожаем наших детей и лучшее подтверждение этому то, что в своей душе мы чувствуем настоящую любовь. Но детям важно лишь одно – как мы проявляем своё чувство.
Хочется остановиться на особо значимых способах выражения любви к детям . Это: контакт глаз, физический контакт, эмоциональное общение и пристальное внимание.
Что же такое контакт глаз ? Это просто значит, что мы прямо смотрим в глаза другому человеку. Вам, наверное, приходилось встречать детей, которые избегают смотреть в глаза при общении. Даже взрослый, чувствует себя неуютно, общаясь с такими детьми. Сверстники также неохотно общаются с ними. А теперь вообразите все неприятные последствия, которые ожидают их в будущем. Чтобы избежать этих последствий, родители должны помнить простую истину. Прежде всего, дети учатся всему у них. Они копируют поведение родителей. Если родители чаще смотрят на ребёнка с раздражением или вообще избегают прямого контакта глаз с ним, он приучается к такой же реакции.
Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку важен не только для хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Ребёнок использует контакт глаз с родителями для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на него, стараясь выразить свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. А чем полнее его эмоциональный резервуар, тем положительнее эмоции и лучше поведение.
Замечательный способ укрепления эмоционального равновесия ребёнка физический контакт с ним . Ребёнку жизненно необходимы активные проявления нежности объятия и поцелуи. Психологи и медики единогласно утверждают, что для нормального развития ребёнка ежедневно необходимы 20 объятий и до 200 лёгких прикосновений. Физический контакт то не только объятия и поцелуи, то и такие контакты как: прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам. Хочется заметить, что мальчикам также необходимы нежные проявления любви. По мере взросления их больше привлекает мужская линия поведения, а именно, потасовки, шутливые драки, борьба. Для девочек физический контакт с годами становится важнее и достигает пика в возрасте 12-13 лет.
Каждый ребёнок чувствует себя любимым, проявляет массу положительных эмоций, когда родители, оставив все дела, общаются с ним. Общаясь с ребёнком, как можно чаще улыбайтесь ему, говорите добрые и ласковые слова, хвалите его, свободное время проводите вместе с ребёнком. Вместе играйте, беседуйте с ним, развлекайтесь, трудитесь вместе. Время, которое вы проведёте вместе с ребёнком, для него дороже любой игрушки. В некоторых случаях, больше всего на свете, ребёнку требуется пристальное внимание родителей. Когда мы уделяем пристальное внимание ребёнку — это значит, что мы сосредотачиваемся на нём полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы он ни на мгновение не сомневался в нашей любви к нему. Он должен почувствовать себя важной, значимой личностью и то, что он единственный в своём роде. Такое знание очень необходимо в развитии самооценки, что глубоко влияет на способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми. Как обеспечить ребёнку пристальное внимание? Если вы заметили, что ребенок ведет себя не так как обычно, например, он очень раздражителен или наоборот молчит, старается уединиться. Найдите время, чтобы побыть с ним наедине и выслушайте все, что он вам будет говорить. Если ребенок молчит, разговорите его. Говорите с ним на отвлеченную тему, которая будет ему интересна. В минуты пристального внимания у вас появляется возможность дополнительного физического контакта и контакта глаз с ним. Ласково смотрите ребенку в глаза и обнимите его, поцелуйте. В такие минуты душа ребенка «оттаивает» и он способен поделиться с вами своими сокровенными мыслями, особенно если его что-то тревожит или угнетает. Пристальное внимание требует от родителей время, а времени, как всегда, не хватает. Что же делать? Определитесь, что в вашей жизни является наиболее важным и первостепенным. Где на этой шкале ценностей находится ваш ребенок. Занимает ли он первое место, второе, третье? И дай бог, чтобы вы не ошиблись. Конечно, это не значит, что вы должны пренебрегать другими аспектами жизни. Просто научитесь разумно контролировать время, которое вы тратите на менее важные ценности жизни. Если ребенок не получит достаточно внимания от родителей, он испытывает беспокойство, потому что чувствует, что все на свете дороже его. В результате он не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его психическое и эмоциональное здоровье.
Эмоциональное общение, пристальное внимание, соответствующий возрасту физический контакт, постоянный контакт глаз наиболее драгоценные дары, которые мы можем передать нашим детям.
Ребёнок, растущий в доме, где его щедро одаривают этими драгоценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и с самим собой и с людьми.
Источник
Эмоции ребёнка и что их вызывает
Кормнова Наталья
Эмоции ребёнка и что их вызывает
Уважаемые папы и мамы! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребёнка. Но иногда, пытаясь максимально защитить своё дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждаем его желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, «ломаем» его эмоциональную сферу. Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
Сегодня мы вынесли на обсуждение вопрос : «Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?»
— Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.
К эмоциональнымсостояниям человека относят:
-Настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
— Страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
-Аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание,например: горе при потере близкого человека, радость при успехе);
-Чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
-Стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычны, экстремальных ситуациях).
Эмоции могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше.
А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми. (например: гнев, ненависть, страх) поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим детям? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребёнка.
-Что у ребёнка вызывает отрицательные эмоции? Таких причин довольно много,выделим основные:
• Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
• Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку не уверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребёнку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам.)
• Противоречивость требований родителей, педагогов (например тренер воспитывает у детей дисциплинированность, требует соблюдения определенного режима спортсменом, родители же в этом тренера не поддерживают, в результате формируются такие неприятные черты характера, как недоброжелательность, злоба, а также недоверие ко взрослому, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
• Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как «Заражение», то есть непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребёнка справляться со своими эмоциями.
• Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.
Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь то волнение перед важным событием или неудача, или наоборот, в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!
Поддержка ребёнка в ситуациях волнения или неудачи.
Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогают им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребёнка, и не важно, сколько ему лет!
Ребёнок постоянно задаёт вопрос: «Вы любите меня?» Может быть, произносит его вслух, а может быть, он остаётся во внутреннем диалоге. Если мы любим ребёнка безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно (проявляем любовь, лишь когда ребёнок «вёл себя хорошо», был успешен, то он теряет уверенность в себе, его эмоциональное состояние становится тревожным и напряжённым. От ответа, который получает ребёнок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.
Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребёнку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребёнок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребёнка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.
— Какие есть способы выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребёнка ситуациях?
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.
Дидактическая игра «Эмоции» Цель: создать условия для развития эмоциональногомираребенка. Задачи: 1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональноесостояниечеловека.
Конспект занятия «Наши эмоции» Цель – Обогащение эмоциональной сферы ребёнка. Задачи — * развивать умение детей распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса; • Упражнять.
Лэпбук «Эмоции» в детском саду Лепбук «Эмоции» в детском саду Сорокоумова Ирина Лэпбуки по эмоциям направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его различению.
Лэпбук «Наши эмоции» Уважаемые друзья и гости моей странички, представляю вашему вниманию лэпбук «Эмоции». Идеи его создания давно крутились в моей голове).
Лэпбук «Эмоции и чувства» Сегодня я хочу представить вашему вниманию лэпбук «Эмоции и чувства». Данный лэпбук я решила сделать для того, чтобы объединить раздаточный.
Лэпбук «Эмоции настроения» Воспитатель: Кадошникова Анна Сергеевна Лэпбук «Эмоции настроения» Мой первый лэпбук. Лэпбук представляет собой папку или мини-книжку,.
Мини-музей «Эмоции» Аннотация к мини-музею «Эмоции» В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,.
Ширма «Я и мои эмоции» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Дошкольное детство – крохотный отрезок в жизни человека, но он имеет большое.
Источник