- Показатель эмоциональное развитие что это
- Показатель эмоциональное развитие что это
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Эмоциональное развитие младенцев
- В младенческом возрасте ребенок:
- Эмоциональное развитие в раннем детстве
- Эмоциональное развитие дошкольника
- Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- Тревожность у ребенка
- Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Причины возникновения тревожности:
- Детское беспокойство: выявить и обезвредить
- Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
- Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Коррекция ЗПР
- Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Заключение
Показатель эмоциональное развитие что это
Актуальность работы состоит в том, что эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций, введением их в мир культуры межличностных отношений, которые осуществляются в основном через эмоциональные механизмы сознания. Младший дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, в этом возрастном периоде начинает складываться и укрепляться моральные установки личности, выражающие ее отношение к другим людям.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Таким образом, проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста является важным аспектом в современном образовании и воспитании.
Отсутствие же эмоций у младших дошкольников ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности.
Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых обществом нравственных норм. Данной проблемой занимались многие педагоги, психологи (С.М. Бондаренко, Н.А. Ветлунина, Л.С. Выготский, О. Головко, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для развития активной деятельности мозга детей и являются стимулом для познания мира.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что предметом регулирования настоящего федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОУ подчеркивается, что «результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников» [7].
Объектом нашего исследования: является процесс эмоционального развития дошкольников.
Предмет исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
На основе теоретического анализа нами выделено, что эмоциональное развитие младшего дошкольника в научной литературе рассматривается как одно из базовых предпосылок его общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. А.Д. Кошелева, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, рассматривая особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте в своих исследованиях, выделяют следующие новообразования:
1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;
3) чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
4) формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические [3].
В.А. Сухомлинский, изучая взаимосвязь эмоционального состояния и умственного развития, указывает огромную возвратную силу влияния эмоционального состояния на ум, на всю интеллектуальную жизнь. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечает, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка» [2]. С.М. Бондаренко, О. Головко, Т. Репина, О.Е. Смирнова и ряд других авторов подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний – влияние на ум, на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем [4]. Следовательно, нарушение психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.
По мнению Л.И. Божович, именно в дошкольном возрасте происходит активное познание окружающего мира, формирование личности ребенка, самостроительство мира чувств и эмоций, поиска собственного «лика». Безусловно, в этом поиске большое значение, конечно, имеет роль педагога, который сможет грамотно ознакомить детей с общечеловеческими нормами, и нравственными идеалами, ценностями, которые станут в дальнейшем базовыми ориентирами в жизни.
Таким образом, данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на создание безопасного пространства общения и условия для самовыражения, а также на формирование у них новых интересов, мотивов и потребностей.
На основе проведенного теоретического анализа научной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме нами были выделены ключевые моменты эмоционального развития ребенка младшего дошкольного возраста:
– освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;
– интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;
– развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;
– эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Исходя из выше представленных качеств эмоционального состояния дошкольника, был подобран диагностический инструментарий, который позволил выявить уровень эмоционального развития у детей младшего дошкольного возраста:
В качестве инструментария психолого-педагогической диагностики уровня развития детей младшего дошкольного возраста использовались следующие методики, соответствующие по своей диагностической направленности целям и задачам нашего исследования:
• методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой;
• методика «Паровозик» С.В. Велиевой;
• модифицированный вариант методик оценки эмоциональных реакций и выраженных состояний К.К. Платонова, Е.А. Зинченко.
Экспериментальной базой нашего исследования являлся МДОУ АР Д/С «Дюймовочка» г. Алдан РС (Я). В эксперименте принимали участие дошкольники младшей группы «Ягодка» в количестве 16 человек.
Приведем результаты констатирующего эксперимента.
1. Методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой [1].
Целью методики является определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека (взрослого или сверстника), демонстрируемых мультфильмах, на фото.
Методика состоит из 3 серий. Во всех сериях детям предлагались пиктограммы с изображением 3 веселых, 3 грустных и спокойной «рожицы», которые детям было необходимо соотнести по степени выраженности с состояниями героев предъявленных произведений (кинофильмов, фото).
Анализ результатов первичной диагностики показал, что 6 % (1 ребенок) имеет высокий уровень активности своих действий, у него хорошо развита речь, эмоциональные движения рук, характеризующие пристальное внимание, любование; мимические реакции, выражение лица соответствуют состоянию наслаждения удовольствия. У 56 % (9 дошкольников) выявлен средний уровень активности своих действий, у этих детей – слабые речевые проявления, редкие движения, спокойная поза, говорящая о заинтересованности. 38 % (6 детей) показали низкий уровень активности действий, в основном у них отсутствует всякого рода голосовые реакции по поводу воспринимаемого произведения, речевые проявления постороннего характера, также статичность позы или движения не относятся к эстетическому восприятию.
2. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой [1].
Целью данной методики является определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Детям предлагалось выбрать белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размешивались на белом фоне.
Обработка результатов проводилась следующим образом:
1 балл мы присваивали, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
2 балла присваивали, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.
И, наконец 3 балла присваивалось, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Анализ результатов диагностики данной методики показал, что 69 % (11 детей) имеют позитивное психическое состояние. У 31 % (5 дошкольников) психическое состояние оценивалось как негативное состояние низкой степени.
Также нам было важно было увидеть не только позитивное и негативное психическое состояние каждого ребенка, но и общий результат эмоционального климата в группе. В целом большинство 69 % детей имеют среднюю степень благоприятности психологического климата. Количественная обработка данных позволила нам в целом сделать вывод, что 6 % детей – имеют высокий уровень эмоционального развития, 56 % – средний и 38 % – низкий уровень развития эмоций.
3. Методика оценки эмоциональных реакций и выраженных состояний (модифицированный вариант К.К. Платонов, Е.А. Зинченко) [1].
Целью данной методики является наблюдение эмоциональных реакций за детьми младшего дошкольного возраста в процессе деятельности.
Назначалась экспертная группа из 5 человек, которые наблюдали за каждым ребенком в процессе деятельности и оценивали их эмоциональное состояние в баллах по таблице экспертной оценки эмоциональных проявлений. Учет и анализ результатов осуществлялся следующим образом: каждый эксперт оценивал в соответствии с таблицей отдельно каждый параметр в листке экспертной оценки. Обобщенный балл эмоционального состояния исследуемых каждый эксперт получал делением суммы всех параметров на их число (7) т.е. как средний балл.
Анализ результатов диагностики по данной методике показал, что 13 % (2 детей) имеют высокий уровень оценки эмоциональных реакций и выраженных эмоций, то есть сильные положительные эмоции. У 44 % (7 детей) наблюдается слабо выраженные положительные эмоции, 18 % (3 детей) имеют нейтральное эмоциональное состояние и у 25 % (4 детей) выявлены слабые отрицательные эмоции.
Таким образом, результаты диагностик констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о достаточно среднем и низком уровне эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста МДОУ АР Д/С «Дюймовочка» г. Алдан РС (Я). Данные показатели первичной диагностики подтверждают наличие психолого-педагогической проблемы в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста. На основе полученных данных мы сделали вывод о необходимости проведения специальной работы по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста. На следующем формирующем этапе нашего исследования следует продумать целенаправленную систему психологических воздействий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста и умение контролировать свои эмоции, а также на установление у них позитивного эмоционального контакта с окружающими и на снижение, нейтрализацию эмоционально-отрицательных переживаний.
Источник
Показатель эмоциональное развитие что это
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве.
Статья:
Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.
Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.
- Эмоциональное развитие младенцев
- В младенческом возрасте ребенок:
- Эмоциональное развитие в раннем детстве
- Эмоциональное развитие дошкольника
- Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- Тревожность у ребенка
- Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Причины возникновения тревожности:
- Детское беспокойство: выявить и обезвредить
- Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
- Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Коррекция ЗПР
- Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Заключение
Эмоциональное развитие младенцев
В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.
В младенческом возрасте ребенок:
- Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
- Любит тактильный контакт, ласку;
- Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
- Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.
Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.
Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.
Эмоциональное развитие в раннем детстве
В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.
В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.
Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.
В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольника
Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.
В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:
- Эмпатия практически отсутствует;
- Ребенок не умеет принимать решения;
- Он эгоцентричен;
- Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
- Самооценка завышена;
- Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.
- Восприятие становится более спокойным;
- Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
- У него возникают новые мотивы для действий;
- Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.
В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.
Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.
Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
- Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
- Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
- Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
- Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
- Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.
Тревожность у ребенка
Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?
Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Настороженность;
- Подавленное настроение в течение длительного времени;
- Трудности с общением;
- Конфликтность, мрачное восприятие мира;
- Низкий уровень самооценки.
Причины возникновения тревожности:
- Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
- Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
- Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
- Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
- Высокие требования родителей, авторитарность;
- Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.
Детское беспокойство: выявить и обезвредить
Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:
- В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
- Скованность движений, повышенная напряженность;
- Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
- Потливость;
- Вздрагивание при неожиданных звуках;
- Дрожание рук;
- Нарушения сна и/или аппетита;
- Жалобы на кошмары;
- Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
- Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
- Жалобы на головную боль или боль в животе.
Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.
Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.
Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».
Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).
Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
- Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
- Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
- Ограничение социальной активности ребенка;
- Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
- Постоянные психологические травмы.
Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
- Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
- У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
- Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
- Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.
Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.
Коррекция ЗПР
Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.
Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.
Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.
Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
- Следить за состоянием младенца с самого рождения;
- Вовремя лечить соматические заболевания;
- Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.
Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.
Заключение
Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.
Источник