Конспект НОД на тему «Погода и настроение» для детей среднего дошкольного возраста
Гульнара Нурумбетова
Конспект НОД на тему «Погода и настроение» для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Погода и настроение»
Цель: Помочь детям осознать, какие чувства и настроение вызывает та или иная погода. Развивать коммуникативные навыки детей через чувство эмоциональной отзывчивости.
Задачи интегрируемых областей НОД:
«Коммуникация»
1. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, делать простые умозаключения.
2. Развивать умение принимать активное участие в диалоге
3. Воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу
«Познание»
1. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
2. Упражнять в счете групп предметов.
3. Развивать умение анализировать, сравнивать.
«Социализация»
1. Формировать умение взаимодействовать друг с другом, умение детей входить в воображаемую игровую ситуацию и действовать в ней.
«Художественное творчество»
1. Совершенствовать умение создавать рисунок из личного опыта.
2. Закреплять навыки аккуратного рисования.
3. Поощрять проявления активности и творчества.
«Физкультура»
1. Создавать эмоционально благополучный климат в группе.
2. Развивать координацию движений с речь.
Предварительная работа: Беседы с детьми по теме «Мое настроение», «Времена года», «Фрукты, «Овощи», «Животные». Дидактические и настольно печатные игры «Подбери фигуру», «Составь узор из геометрических фигур», «Правильный счет», «Назови правильно», «Разные фигуры». Рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: настроение, дорожки, подснежники; обобщающие слова: «Фрукты», «Овощи», «Геометрические фигуры».
Оборудование: мольберт, картинки, магниты, мяч, магнитофон, аудиозапись с пением птиц, цветок – подснежник.
Раздаточный материал: муляжи фруктов и овощей, цифры от 1 – 5, наборы геометрических фигур, карандаши, листки бумаги.
Демонстрационный материал: игрушки: заяц, медведь, картинка с изображением времени года — весна, цветок – подснежник, «геометрические дорожки».
ХОД ЗАНЯТИЯОрганизационный момент:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Воспитатель: Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение, (наше правило – «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре — смело, чётко говорим и тихонечко сидим»)
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, послушайте историю, которая произошла с одной девочкой.
Однажды девочка Катя пошла со своими друзьями в лес за ягодами. День был солнечный, на небе не одной тучки, настроение у всех было хорошее. (на магнитной доске воспитатель вывешивает солнышко с улыбкой). Но вдруг, через некоторое время откуда ни возьмись, стали набегать черные тучи, солнышко спряталось и стало пасмурно, подул сильный ветер (появляется туча и закрывает солнышко). Катя и ее друзья знали, что сейчас пойдет дождь и нужно немедленно возвращаться домой. И они пошли домой.
– Ребята, хотелось ли Кате возвращаться домой без ягод?
– Почему им пришлось возвращаться домой?
– Какое у них было настроение, когда они возвращались домой? (Дети изображают мимикой плохое настроение)
– Всегда ли плохо, когда идет дождь? (почему плохо – почему хорошо).
– А если бы постоянно лил дождь, день-два, тоже будет хорошо?
– Вспомните, вначале какое настроение было у Кати и ее друзей?
– Почему у них было хорошее настроение? Какая была погода?
– Ребята, как вы думаете, какое у вас было бы настроение, если б светило солнце? Почему?
— А если лил дождь целый день?
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться тоже в лес погулять, а с каким настроением мы отправимся?
Воспитатель: Но чтобы не потеряться в лесу, вставайте друг за другом. Левую руку кладите впереди стоящему товарищу на плечо, правой – держитесь за ленточку. Дети, не выпуская ленточку из рук, держась друг за друга, проходят круг по группе. Звучит лёгкая фоновая музыка с пением птиц. В это время встречается заяц.
Заяц просит детей о помощи:
— сосчитать сколько овощей, фруктов у него в корзинках.
— Где растут овощи?
— Где растут фрукты?
— Чем полезны фрукты и овощи для организма человека»
Дети делятся на подгруппы и считают предметы, соотнося их с цифрами.
Далее Заяц предлагает детям отгадать загадку:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
— Ребята, посмотрите, какой подарок преподнесла нам сегодня весна! Что это? (Подснежник.)
— Да, это подснежник, распустившийся после долгой зимы.
И/у «Поделись своим настроением».
— Вам нравится в весеннем лесу? (Да, нравится.)
— Расскажите, какое у вас сейчас настроение, передавая подснежник друг другу. (Радостное.) (Весёлое.) (Счастливое.) (Грустное.) (Хорошее.) (Удивлённое.) (Спокойное.) (Восторг.) (Восхищение.)
Дети передают по очереди подснежник и называют своё настроение
Далее появляется медведь.
Воспитатель: Ребята, медведь просит ему помочь. Необходимо выложите из геометрических фигур дорожки по которым он сможет попасть домой.
Проводится игра «Геометрические дорожки» по подгруппам.
Педагог: Молодцы, совсем справились, все вы знаете, все умеете и нам пора возвращаться в детский сад.
Дети с воспитателем идут под речевое сопровождение в детский сад.
По дорожке ты шагай
Ноги выше поднимай.
И немножко поскачи
Только, друг мой, не спеши!
На носочках ты шагай
Свою спинку выпрямляй!
И попрыгай по дорожке
Дальше веселей шагай
В детский садик попадай!
Воспитатель: понравилась вам прогулка в лесу? Что вам больше всего понравилось в лесу? А что вам показалось самым трудным? А какое у вас настроение после прогулки? (ответы детей)
— Я предлагаю вам взять карандаши и нарисовать свое настроение.
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение.
Игровое занятие по развитию коммуникативных навыков в младшей группе «Путешествие к солнышку» Игровое занятие в младшей группе «Путешествие к солнышку» Цель: развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики,.
Мастер-класс для педагогов «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Тема мастер-класса: «Развитие социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Цель:Содействовать формированию у педагогов.
Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144 города Иркутска. Рабочая программа.
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования В настоящее время происходит пересмотр основных принципов дошкольного образования. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности,.
Игра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возраста Создать мотивацию для развития творческих способностей детей, для обогащения сенсорного опыта, а так же для развития мелкой моторики рук.
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, неуспешных в общении В настоящее время в связи с быстро меняющимися социально-экономическими условиями повысились требования к членам современного общества.
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии Занятие по теме «Развитие коммуникативных навыков». Дети: средний и старший дошкольный возраст. Форма работы: групповая, наполняемость.
Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных навыков» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных навыков». Цель тренинга: формирование навыков общения, умение слушать,.
Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» Слайд №1 Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. Слайд.
Источник
Погода и настроение: есть ли связь?
На улице пасмурно — и все валится из рук, но стоит выглянуть солнцу, как на сердце легчает. Многие верят, что хорошая погода сопутствует душевному подъему, а дождь погружает нас в депрессию. Но существует ли такая закономерность на самом деле?
Мы полагаем, что испытываем душевный подъем потому, что с утра светит солнце, и, напротив, впадаем в уныние, если дождь льет не переставая. Мы уверены: погода непосредственно воздействует на наше настроение. Попытки экспериментально проверить это расхожее мнение предпринимались неоднократно.
Исследователи обращались к добровольцам с просьбой по несколько раз в день фиксировать свое эмоциональное состояние на протяжении нескольких месяцев, а затем сопоставляли полученные данные с метеосводками за те же дни. И. не обнаружили никакой зависимости!
Дэвид Уотсон, профессор психологии Университета Айовы (США), проанализировал результаты двадцати крупнейших исследований зависимости настроения от погоды, проводившихся с начала 1980-х годов. Выяснилось: чем больше человек участвовало в экспериментах, тем меньше оказывалась корреляция. Иными словами, исследования психологов опровергают наши интуитивные заключения: погода и наше настроение никак не связаны. Что же заставляет нас верить в обратное?
Культурные стереотипы
Вера в линейную взаимосвязь между погодой и душевным состоянием пришла из далекого прошлого. Архаичный взгляд на вселенную уподоблял внутренний мир человека миру природы, и в этой схеме погодным явлениям отводилось то же место, которое обычно отводим эмоциям.
Так описывая сферу чувств, и сегодня мы пользуемся теми же словами, что и при описании погоды: например, глаголы «нахмуриться» и «проясниться» в равной мере применимы и к небу, и к лицу человека.
С древнейших времен жизнь людей регулировала погода. «Особую роль играло солнце, — рассказывает антрополог Александр Зубов. — Оно определяло ритм жизни, согревало, давало возможность заниматься собирательством и охотой. Оно было источником жизненных благ, и потому все великие цивилизации древности — от ариев до ацтеков — преклонялись перед ним».
Приподнятое настроение может быть, например, потому, что при хорошей погоде мы чаще выходим из дома
Сегодня на наши ощущения по-прежнему влияют традиционные взгляды и культурные стереотипы — устойчивые и крайне упрощенные представления о происходящем. Если нам радостно и за окном светит солнце, мы скорее всего попытаемся именно ему приписать свое прекрасное расположение духа. Но, если на улице идет дождь, мы просто не обратим на погоду внимания.
«Когда ситуация не соответствует нашим представлениям, мы игнорируем ее. Так функционирует механизм формирования стереотипов — предрассудков, суеверий, социальных установок, — поясняет психолог Маргарита Жамкочьян. — И наоборот, встречая совпадения, мы запоминаем их, рассказываем об этом другим.
А на самом деле приподнятое настроение у нас может быть, например, потому, что при хорошей погоде мы чаще выходим из дома, чтобы встретиться с близкими и друзьями. Такое социальное взаимодействие всегда положительно влияет на нас».
Приспособиться к контрастам
Около 60 тысяч лет назад несколько групп древних людей мигрировали из Восточной Африки, в итоге они и их потомки заселили весь земной шар. «Наши предки были вынуждены адаптироваться к новым условиям жизни, — поясняет антрополог Ольга Артемова. — Их организм учился улавливать любые сигналы погоды, которые могли повлиять на их жизнь. Например, пониженное атмосферное давление предшествовало урагану.
В генетической памяти последующих поколений резкое падение давления, вызывающее смутное чувство тревоги, запечатлелось как «предчувствие грозы». Именно так складывалась наша чувствительность к изменениям погоды.
Настроение — эмоциональное состояние, которое окрашивает нашу жизнь, и оно не зависит от конкретных обстоятельств. Когда у нас приподнятое настроение, мы радуемся не чему-то отдельно, а просто ощущаем радость.
Настроение может меняться несколько раз даже в течение одного дня, но его перепады или постоянный эмоциональный фон сезонны и прежде всего определяются индивидуальным биологическим ритмом.
Почему тогда настроение меняется?
Чаще всего непонятные перепады настроения случаются в осенние и зимние дни. Но апатия, чувство подавленности связаны не с погодой, а вызваны. недостатком света. Работа организма, в том числе нервной системы, определяется стабильностью цикла «день–ночь». Чем лучше освещенность, тем больше вырабатывается серотонина — гормона, регулирующего наше настроение.
Когда его не хватает, снижается либидо и способность к концентрации. «Ученые смогли определить особый тип нервных клеток, которые регистрируют количество света, воспринимаемое глазами, и в соответствии с этим регулируют работу внутренних биологических часов, — рассказывает Маргарита Жамкочьян. — Утренний свет «запускает» работу этих часов».
Естественный биологический будильник срабатывает, если рецепторы получают необходимое количество света. В осенние и зимние дни это становится почти невозможно.
Что такое метеочувствительность
Почему некоторые из нас реагируют на смену погоды головной болью, беспричинной тревогой, обострением хронических заболеваний? Феномен метеочувствительности физик Татьяна Бреус объясняет так: «Наш организм — сложная согласованная система различных ритмов — сердечного, сосудистого, дыхательного. Резкая смена температуры воздуха, атмосферного давления или силы ветра, повышенная солнечная активность могут вывести организм из состояния устойчивого равновесия. И мы ощущаем эмоциональный и физический дискомфорт».
Такая острая реакция на погоду свойственна лишь 3% взрослого населения. Ведь метеочувствительность — это естественный физиологический феномен, благодаря которому организм может адекватно реагировать на изменение внешней среды, что позволяет нам жить в гармонии с миром.
У одних процесс адаптации происходит почти незаметно, другим требуется для этого больше времени. А болезненная реакция на погоду — индивидуальная особенность тех, кому по наследству досталась особая чувствительность центральной нервной системы к активности cолнца, или же тех, чей организм сильно ослаблен.
Источник