Поэтический жанр отличающийся настроением грусти светлой печали
К какому роду литературы относится данное произведение?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды,
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Н. М. Рубцов, 1965
Какому поэтическому жанру, отличающемуся настроением грусти, светлой печали, близко это стихотворение?
Это стихотворение близко поэтическому жанру, который называется элегия. Дадим определение.
Элегия — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Метафора — скрытое сравнение.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Я полностью не согласна с тем, что в четвертой строфе данного стихотворения поэтом использована метафора. Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Здесь также отсутствует метафорическое выражение. Метафора не имеет никакого отношения к четвертой строфе.
«До ночной звезды» — значит «ДОТЕМНА» — метафора (скрытое сравнение).
Какова роль образа звезды в этом стихотворении?
Стихотворение Н. Рубцова наполнено скрытым смыслом. Свет ночной звезды льётся в горницу и наполняет её особым мерцанием — мягким, приглушённым, таинственным; свет излучает тепло, глубину. Образ звезды, сквозной в лирике Рубцова, может быть символически истолкован как надежда, путь, судьба, предопределённость человеческой жизни, высокий идеал, сопровождающий человека. Свет, идущий от звезды — это горний свет, то есть свет духовный. Далее возникает образ матушки, идущей за водой. Путь за водой можно понимать не буквально, а символически. Известна целительная сила «живой» колодезной воды — мотив исцеления такой водой широко представлен в русских сказках.
Каковы основные темы поэзии Н. М. Рубцова и кто из русских поэтов XIX−XX веков близок ему по содержанию поэтического творчества?
В поэзии Рубцова несколько излюбленных тем: тема Родины и родной природы, тема философского осмысления бытия. Рубцов почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.
Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.
Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Природу в своих стихах Рубцов показывает по-особенному, у него постоянное предчувствие «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков, которые предвещают что-то нехорошее.
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат берёзы.
Подобное звучание тем Родины и родной природы находим у Сергея Есенина. Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним, сожалея о растраченной впустую жизни:
Сам себе казался я таким же клёном…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык .
Таким образом, в творчестве Рубцова, Тютчева, Есенина есть общие подходы к раскрытию тем поэзии.
Источник
Поэтический жанр отличающийся настроением грусти светлой печали
Вторая и четвертая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды,
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Н. М. Рубцов, 1965
К какому роду литературы относится данное произведение?
Данное произведение относится к лирике. Дадим определение.
Лирика — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Метафора — скрытое сравнение.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Я полностью не согласна с тем, что в четвертой строфе данного стихотворения поэтом использована метафора. Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Здесь также отсутствует метафорическое выражение. Метафора не имеет никакого отношения к четвертой строфе.
«До ночной звезды» — значит «ДОТЕМНА» — метафора (скрытое сравнение).
Какова роль образа звезды в этом стихотворении?
Стихотворение Н. Рубцова наполнено скрытым смыслом. Свет ночной звезды льётся в горницу и наполняет её особым мерцанием — мягким, приглушённым, таинственным; свет излучает тепло, глубину. Образ звезды, сквозной в лирике Рубцова, может быть символически истолкован как надежда, путь, судьба, предопределённость человеческой жизни, высокий идеал, сопровождающий человека. Свет, идущий от звезды — это горний свет, то есть свет духовный. Далее возникает образ матушки, идущей за водой. Путь за водой можно понимать не буквально, а символически. Известна целительная сила «живой» колодезной воды — мотив исцеления такой водой широко представлен в русских сказках.
Каковы основные темы поэзии Н. М. Рубцова и кто из русских поэтов XIX−XX веков близок ему по содержанию поэтического творчества?
В поэзии Рубцова несколько излюбленных тем: тема Родины и родной природы, тема философского осмысления бытия. Рубцов почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.
Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.
Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Природу в своих стихах Рубцов показывает по-особенному, у него постоянное предчувствие «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков, которые предвещают что-то нехорошее.
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат берёзы.
Подобное звучание тем Родины и родной природы находим у Сергея Есенина. Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним, сожалея о растраченной впустую жизни:
Сам себе казался я таким же клёном…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык .
Таким образом, в творчестве Рубцова, Тютчева, Есенина есть общие подходы к раскрытию тем поэзии.
Источник
Поэтический жанр отличающийся настроением грусти светлой печали
Каковы основные темы поэзии Н. М. Рубцова и кто из русских поэтов XIX−XX веков близок ему по содержанию поэтического творчества?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды,
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Н. М. Рубцов, 1965
К какому роду литературы относится данное произведение?
Данное произведение относится к лирике. Дадим определение.
Лирика — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Метафора — скрытое сравнение.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Какова роль образа звезды в этом стихотворении?
Стихотворение Н. Рубцова наполнено скрытым смыслом. Свет ночной звезды льётся в горницу и наполняет её особым мерцанием — мягким, приглушённым, таинственным; свет излучает тепло, глубину. Образ звезды, сквозной в лирике Рубцова, может быть символически истолкован как надежда, путь, судьба, предопределённость человеческой жизни, высокий идеал, сопровождающий человека. Свет, идущий от звезды — это горний свет, то есть свет духовный. Далее возникает образ матушки, идущей за водой. Путь за водой можно понимать не буквально, а символически. Известна целительная сила «живой» колодезной воды — мотив исцеления такой водой широко представлен в русских сказках.
В поэзии Рубцова несколько излюбленных тем: тема Родины и родной природы, тема философского осмысления бытия. Рубцов почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.
Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.
Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Природу в своих стихах Рубцов показывает по-особенному, у него постоянное предчувствие «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков, которые предвещают что-то нехорошее.
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат берёзы.
Подобное звучание тем Родины и родной природы находим у Сергея Есенина. Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним, сожалея о растраченной впустую жизни:
Сам себе казался я таким же клёном…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык .
Таким образом, в творчестве Рубцова, Тютчева, Есенина есть общие подходы к раскрытию тем поэзии.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Источник