- Как понимание своих эмоций и чувств помогает в обычной жизни
- Чувства. Эмоции. Как и зачем понимать свои эмоции и чувства?
- Как мы учимся распознавать и понимать свои эмоции?
- Для чего нам важно уметь понимать свои эмоции?
- Маленькие шаги
- Почему важно учиться понимать свои эмоции?
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
Как понимание своих эмоций и чувств помогает в обычной жизни
Психолог Центра развития межличностных коммуникаций Ольга Троицкая рассказывает, почему нам важно понимать свои чувства и зачем нам понимать себя. И объясняет, что сегодняшнее общение в соцсетях (со смайликами, фотографиями и статусами) совсем этому не способствует.
В прежние времена, более медленные, менее наполненные информацией, дети автоматически усваивали, что образованный, владеющий речью человек будет успешен. Но сейчас это уже не воспринимается как истина. Дети требуют от нас доказательств, что это нужно и важно для их будущего.
Сейчас, когда так ускорилась и изменилась жизнь, из обихода исчезают обычные раньше слова. И это не названия вещей, которыми мы перестали пользоваться, а обозначение того, что происходит с нами, в нашей душе. Это началось не вчера, а скорее, ещё пару поколений назад. Наши бабушки говорить о чувствах были не приучены — обществом одобрялась сдержанность.
Чем быстрее живём мы сегодня, тем меньше времени можем уделить своему ощущению жизни. Мы его как бы отключаем — или облекаем в символы и знаки в соцсетях
Есть миф, что такое общение в интернете очень эмоционально, потому что в здесь всё время говорят о чувствах: ставят смайлики, постят фотографии, обозначают настроение. Совершая всё это, человек скорее не чувствует, а надевает маску, за которую его должны полюбить или оценить. Он делает это для других, а своё прячет в себе — вдруг не понравится или не будет интересно.
Откровенности и искренности в соцсетях не дождёшься, а если они и появляются, то проходят незамеченными, не вызывая эмоционального ответа. А мы ведь именно об этом — о том, что даёт чувство связанности с миром и людьми, об эмоциональном контакте, который один спасает от одиночества и депрессии. И, кажется, единственная профилактика от появления всё большего числа интернет-зомби (списывают, не понимая; обмениваются словами о событиях, иногда таких тяжёлых, как смерть, не чувствуя; пишут о себе без контакта с собой) — это расширить их мир заранее, не дать уйти, вовремя научить. Чувствуя — знать, что чувствуешь, думая — испытывать радость от процесса мышления, наслаждаться миром чувств других людей в искусстве, любви, работе. Тогда исчезает страшное одиночество среди людей (которое и толкает в интернет) и появляется чувство связанности с этими людьми, миром и самим собой.
Развитие речи тесно связано с развитием понимания себя и других
Да, первое, чему мы должны научиться в раннем детстве, — отличать и различать, а затем называть, чтобы запомнить. И здесь нас подстерегает ловушка: лучше запоминается информация, окрашенная эмоционально — цветом, звуком, интересным образом. Чем тоньше различаем мы цвета, формы, звуки и чувства, с ними связанные, тем точнее храним и быстрее извлекаем из памяти информацию, необходимую в нашей деятельности.
Неслучайно развитие тонкой моторики пальцев рук напрямую связано с развитием речи. А речь — с эмоциональным общением. Различая оттенки чувств других людей, мы развиваем и тренируем тонкость восприятия, обозначая их словом — включаем логику, ведь без логических умозаключений мышление не существует. Таким образом мы формируем понятийный аппарат и расширяем объём и возможности памяти и мышления.
Невозможно читать в «Евгении Онегине» «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь», не понимая, что такое гордость и что это за чувство чести, о котором столько говорят и пишут. И тогда Пушкин — мимо, вообще вся поэзия — мимо. И, к сожалению, не только поэзия, но и умение чувствовать мир вокруг себя тонко и остро, наблюдать и осознавать чувства других людей. А ведь никакая переговорная деятельность без этого невозможна, промах здесь всегда ведёт к обиде, злости и конфликту.
Понять себя, зная свои чувства
А главное — даже у очень одарённого интуицией человека доступ к творческому интуитивному возможен через связь «чувство-мысль-слово». «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернётся» — эти строчки Мандельштама психолог Выготский взял эпиграфом к книге «Мышление и речь».
Знание своих чувств помогает создать доступный разуму портрет своего «Я», дарит возможность что-то усмирить в себе, а что-то, наконец, выпустить на волю. Например, ребёнок может не замечать чувство уверенности в себе. А когда узнал о нём чуть подробнее, прислушался к себе, поймал его в какие-то моменты — может попробовать удержать.
Удержать или расширить то, что ты различаешь в себе, легче, чем твердить у зеркала: «Я уверен в себе, я должен быть уверенным»
Слова работают только тогда, когда они связаны с телом, то есть с чувствами. Это относится и к таким особенным чувствам, как сострадание и правильность выбора. Ведь только прислушиваясь к себе, мы можем ощутить стыд за злой или жестокий поступок, только внутри себя мы способны почувствовать силу, которую даёт нам сочувствие к ближним.
И если взрослые не дали ребёнку опыт этого осознанного контакта с собой, чего мы требуем от него, настаивая: «Почему тебе не стыдно?! Как ты можешь быть таким бесчувственным!» Он, может, и пытается, но нет механизма. В крайнем случае ребёнок будет признавать, что ему стыдно, не чувствуя стыда, и выражать сочувствие, не сочувствуя. Здоровое и нравственное поколение, идущее на смену прежним, — общее дело педагогов, психологов, государства и родителей. Дети принимают и присваивают прежде всего то, что одобряется обществом, уважаемыми взрослыми, и несёт на себе печать необходимости во взрослой жизни.
Отличить гнев от злости, печаль от обиды… Тонкое различение — одно из основополагающих свойств мышления человека. Попробуйте решить любую математическую, грамматическую, логическую, производственную задачу, не умея отличить плюс от минуса, запятую от двоеточия, грунтовку от автотрассы, шуруп от гвоздя. Попытайтесь найти хоть одно успешное решение в реальной жизни, где можно обойтись без тонкого различения, — Нобелевская премия ваша!
Источник
Чувства. Эмоции. Как и зачем понимать свои эмоции и чувства?
В конце этой статьи, есть еще полезные статьи с моего канала посвященные теме психологии! Поэтому читай до конца.
Когда люди приходят к психологам за помощью, запросы могут быть абсолютно разные, начиная с того чтобы хотят уметь сказать «нет», чувствовать себя увереннее и заканчивая тем что у них всё плохо в отношениях, но они не могут ничего изменить в них и не могут выйти из них.
Но это всего лишь общая картина. Вся работа начинается всегда с помощи клиентам научиться замечать свои эмоции, различать их, понимать о чём они говорят. Понимать какие потребности стоят за каждым переживанием. И искать способы, как эти потребности могли бы быть удовлетворены.
Эмоции и чувства нам говорят об остановленном действии. И тогда важно найти, что за действие было остановлено и как его можно было бы закончить. Эмоции и чувства содержат в себе именно тот заряд энергии, который выделяется на удовлетворение потребности стоящей за ними.
Если же эмоция или чувство не распознаны, не различимы, то человек находится в слиянии со своими переживаниями или с переживаниями других людей. Или эти эмоции вытеснены или отрицаются им, то эта энергия направляется на самого человека. Именно так формируется любой симптом например, головная боль, желудочная, мышечная и другие симптомы.
Как мы учимся распознавать и понимать свои эмоции?
Пониманию своих эмоций мы с вами учимся у своих родителей, будучи еще ребенком. Но к сожалению, не многие родители сами владеют этим. И поэтому не все могут научить этому своих детей. Поэтому, будучи уже взрослыми, очень важно восстановить этот пробел.
Для чего нам важно уметь понимать свои эмоции?
Все для того чтобы иметь возможность слышать себя, доверять себе и опираться на своё понимание себя. Эмоции позволяют нам ориентироваться, туда ли я иду. То ли я делаю, что мне важно, что мне хотелось бы. Или я ушёл от своего пути, от своих желаний и целей. И иду не своим путём, а путём кого то другого. И выполняю не свои желания, а чьи то чужие. И проживаю совсем не ту жизнь, что мне хотелось бы.
Это не совсем простая задача, понимать свои эмоции. В нашем сегодняшнем ритме жизни мы вообще не приучены замечать свои эмоции. Не приучены их различать. Не приучены их понимать. И для того, чтобы научиться этому, очень важно не спешить и двигаться маленькими шагами, постоянно и регулярно делая что то для освоения этих навыков саморегуляции. Чем лучше мы с вами начинает слышать себя и понимать, тем легче нам становится понимать других людей. И тем легче у нас получается выстраивать взаимоотношения с ними такие, какие бы его удовлетворяли.
Маленькие шаги
Это шаг, который вы можете начать делать самостоятельно, это наблюдать за своим состоянием, замечать свои эмоции, называть их.
Следующим шагом, это можно наблюдать с какими ситуациями и людьми вы связываете ту или иную эмоцию или чувство.
Затем важно спросить себя: «Какой я этому придаю смысл? Какое это всё для меня имеет значение?»
Этот шаг помогает понять свои потребности: «Чтобы мне хотелось в этой ситуации?» Таким образом, мы находим потребность. Теперь осталось найти способ, которым мы могли бы её удовлетворить.
Найти способ удовлетворения потребности: «Что я для этого могу сделать? Какой маленький шаг, который мне по силам, я могу сделать для этого?».
Кстати, мы можем способов удовлетворения потребности и не видеть. Или те способы, что мы знаем и используем, не приводят нас к желаемому результату. Или та форма, которой мы предполагаем удовлетворить потребность, может оказаться не подходящей.
Даже если потребность обнаружена верно и сделан шаг для её удовлетворения, то этот шаг оказывается не эффективным, он не приносит желаемого удовлетворения. Тогда важно искать такой способ, такую форму, которая давала бы вам желаемый результат.
Анализ наших эмоций помогает нам с вами понять свои потребности и найти способы их удовлетворить. Далее мы совершаем действия для удовлетворения этих потребностей. И очень важно действовать маленькими шагами. Пробуя, подходит ли это действие для удовлетворения этой потребности или нет? Сделали, прислушались к себе. Увидели реакцию другого. Переварили этот опыт. Что получилось в результате? Мы довольны этим или важно пробовать как то иначе?
Если вам самостоятельно пройти этот путь сложно, то в этом помогают психологи. А когда вместе с психологом эти навыки вы осваиваете, то вам дальше можно самостоятельно развивать их. И таким образом, лучше понимать себя, пробовать говорить «нет» тому, что вам не подходит, с чем вы не согласны. Или уметь постоять за себя и чувствовать к себе большое уважение в связи с этим. И чувствовать гордость за то, что это получилось освоить и реализовывать в своей жизни.
И тогда симптому уже нет необходимости быть в вашей жизни, потому что вы научились свои потребности удовлетворять напрямую, а не через симптом.
Спасибо за прочтение, если вам статья была полезной, ставьте 👍👍👍 и подписывайтесь на мой канал!
Источник
Почему важно учиться понимать свои эмоции?
Тему эмоций я не устану раскрывать с разных ракурсов. Эмоции нужны, важны, ценны для каждого человека.
Лишить себя эмоций все равно, что вынуть душу и запереть в шкафу. Человек просто потеряет энергию жизни. Человек без эмоций словно робот, механическая модель, выполняющая простые действия. Но раз эмоции есть, значит они нужны, ценны.
Так почему же мы стремимся ничего не чувствовать, уходить от эмоций, отрицать их? Ведь мы так лишаем себя силы.
Замечали, когда человек не проявляет эмоций, то от него ощущение, словно его заморозили, словно в нем нет жизни. Становится немного не по себе. И между тем мы неосознанно стремимся к этой безжизненности, холодности.
Конечно, нас не учат контактировать со своими эмоциями. Нас учат их контролировать, подавлять.
Я размышляла над своей историей эмоциональной жизни. И поняла, что почти все и каждый меня учили прятать свои чувства куда подальше. Говорили, так нельзя, у тебя на лице все написано. Надо учиться контролю.
Но только спустя много лет, выучившись на психолога, я поняла, как они все заблуждались. Эмоции не надо контролировать. Как невозможно проконтролировать погоду, так невозможно это сделать с эмоциями.
Мы можем наблюдать за погодой, радоваться теплу и брать зонт от дождя. Но пытаться ее контролировать — это безумие.
Эмоции нам даны, чтобы мы могли понимать себя, этот мир, людей. Эмоции помогают нам лучше понимать ситуации, быстрее реагировать. Это сила, которую просто нужно принять и понять.
Мы так любим смотреть фильмы про супергероев. Вспомним героя, например, Супермен. Он, повзрослев, начал ощущать свою силу. Он еще не мог с ней справиться. Но она просто шла и говорила: «Прими меня! Я стану тебе другом и помощником!» И со временем герой научился работать с этой силой, использовать ее во благо себя и людей.
Вот и представьте, что вы все супергерои. У вас есть сила — эмоциональная сфера. И ваша задача эту силу принять и научиться с ней работать.
Идет эмоция — назовите ее, осознайте ее послание, прочтите его, воспользуйтесь себе во благо, отпустите и станьте еще мудрее и сильнее.
Вот и все. Назовите и дайте интерпретацию. Немного анализа и ситуация откроется для вас с новой стороны. Это не сложно, просто требует внимания, немного времени и терпения.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник