- Стресс: как его распознать и что с ним делать
- Что такое стресс и чем он опасен
- Стресс лучше распознать в самом начале
- Когнитивные симптомы:
- Эмоциональные симптомы:
- Физические (соматические) симптомы:
- Поведенческие симптомы:
- Как люди реагируют на состояние стресса
- Как справиться со стрессом
- Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
- Три пика школьного стресса
- Первый класс
- Профи для любой задачи
- Пятый класс
- 9–11-й класс
- Три претензии родителей
- Патологическая лень
- Отсутствие интереса к учёбе
- Неорганизованность
Стресс: как его распознать и что с ним делать
Что такое стресс и чем он опасен
Стресс — это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических, психосоциальных).
Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом.
Стресс подстерегает нас везде — начиная от собеседования у работодателя или первого свидания и заканчивая грудой нестиранного белья или болезнью ребенка. Сам стресс не всегда плох, потому что позволяет нам изобретать индивидуальные способы борьбы с жизненными трудностями, делает нас взрослее, закаленнее, умнее.
Однако, если стресс чрезмерен или чрезвычайно длителен, он может привести к прямо противоположному результату, и превратить нашу жизнь в настоящий кошмар. Стресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма, называется дистрессом. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний.
Часто мы не задумываемся над тем, все ли из того, что мы делаем, действительно нужно делать, — или лучше сказать себе: «Стоп». Мы обычно считаем, что просто выполняем то, что должен был бы на нашем месте делать любой нормальный человек. Как раз это и может вывести нас на путь хронического стресса, свернутый в постепенно закручивающуюся тугую спираль.
Стресс лучше распознать в самом начале
иначе его уровень внутри может вырасти до такой степени, что ни работа, ни отдых станут попросту невозможны. И это состояние очень быстро приведет вас к мысли о том, что, кажется, вы неизлечимо больны.
Вот симптомы стресса, по которым его можно опознать еще в самом начале.
Когнитивные симптомы:
- Неспособность сосредоточиться и сконцентрировать внимание;
- Восприятие преимущественно негативных сторон бытия;
- Тревога или скачка мыслей;
- Затруднения в принятии решений;
- Трудности в освоении новой информации;
- Постоянное беспокойство;
- Кошмарные сны;
- Постоянное чувство вины;
- Неспособность к планированию своей жизни;
- Забывчивость, неорганизованность
Эмоциональные симптомы:
- Депрессия или ощущение отсутствия счастья;
- Низкая самооценка: «Я одинок, ничтожен»;
- Ощущение перегрузки, потери контроля над своей жизнью;
- Частые слезы, мысли о самоубийстве как возможном отдыхе;
- Удручение;
- Апатия;
- Раздражительность, вспыльчивость;
- Ажитация, неспособность расслабиться
Физические (соматические) симптомы:
- Нервозность, «трясучка»;
- Слабость, утомляемость;
- Мышечные подергивания, тремор;
- Боли, гипертонус мышц, спазмы;
- Диарея или запор;
- Тошнота, головокружение;
- Боли в груди, тахикардия, брадикардия;
- Частые простуды и прочие инфекции;
- Снижение полового влечения, потенции или способности к сексу;
- Частые отрыжка, метеоризм;
- Необъяснимые приступы «аллергии»;
- Набор или потеря веса при отсутствии изменений в питании;
- Звон, жужжание, щелчки в ушах;
- Холодные или потные ладони или ступни;
- Сухость во рту, затруднения глотания;
- Сжатие челюстей, скрежет зубов;
- Выпадение волос
- Акне (гнойнички на коже);
- Сыпь на коже, зуд;
- Онемение частей тела;
- Приливы жара/холода;
- Потливость; контроля
- Покалывания в различных частях тела;
- Снижения общего уровня энергии;
- Головные боли;
- Бессонница;
- Изжога;
- Панические атаки;
- Чувство тошноты;
- Учащенное мочеиспускание;
- Затруднение дыхания
Поведенческие симптомы:
- Изменение аппетита;
- Чрезмерный или недостаточный сон;
- Социальная изоляция, отгороженность;
- Агрессивность, враждебность;
- Острые реакции даже на обычные стимулы;
- Оборонительное поведение или подозрительность;
- Обсессивное или компульсивное поведение;
- Нервное поведение (обгрызание ногтей, неусидчивость, постоянное движение);
- Потеря потребности следить за своей внешностью, быть пунктуальным;
- Заикание, быстрая или бормочущая речь;
- Прокрастинация, пренебрежительное отношение к обязательствам, безответственное поведение;
- Употребление алкоголя, сигарет, наркотиков для того, чтобы расслабиться;
- Ложь или постоянные оправдания с целью объяснения недочетов и провалов в работе;
- Увеличение количества мелких аварий или несчастных случаев, происходящих с человеком;
- Чрезмерное увлечение азартными играми, импульсивные и необдуманные покупки;
Присутствие у вас одного или двух симптомов из этого списка еще не означает, что вы находитесь в состоянии стресса, но список ясно дает понять, что может наделать стресс, оставаясь нераспознанным.
Как люди реагируют на состояние стресса
Люди реагируют на состояние стресса тремя различными способами.
1. «Бей». Реакция на стресс в виде возбуждения, готовности к схватке, в виде агрессии с целью устранения источника стресса.
2. «Беги». Замкнутость, депрессия, уход в себя или в свой мир, диссоциация как реакция на стресс.
3. «Двойной» ответ. Человек застывает в напряжении и не имеет способа его выразить. Способность к действию парализована, а внутри человек крайне напряжен.
Как справиться со стрессом
1. Самый главный способ — избегать ненужных стрессов. Для чего вам вступать в перепалку в социальной сети или в очереди? Для чего лететь на отдых в далекую страну, где, по слухам, происходит смена власти? Дважды думайте, планируя свои действия и особенно когда вами руководят эмоции.
2. Попытайтесь изменить ситуацию. Получите совет, позовите на помощь, возьмите в руки палку — все, что изменит ситуацию в вашу пользу.
3. Если ситуацию изменить невозможно, пробуйте приспособиться к стрессовому фактору. Если стрессор — человек — посмотрите на ситуацию его глазами и поймите причины его поведения. Если стресс вызывает слишком сильная загруженность — старайтесь найти дополнительные ресурсы для обретения сил. В любом случае, для адаптации к стрессору, лучше рассказать о вашей ситуации кому-то, кто умеет слушать. Проговаривая ситуацию еще и еще раз, вы сможете увидеть то, что раньше оставалось в тени. И, может быть, изменить отношение к ситуации стресса. Хорошим ресурсом является выход из ситуации с полной сменой обстановки, деятельности, круга общения. При отсутствии возможностей для такого выхода — попробуйте прямо в вашей ситуации сделать что-то безумное, то, чего раньше вы никогда не делали. Зачастую это позволяет получить новый ресурс для адаптации.
4. Примите те вещи, которые вы не можете изменить. Муж пьет и не собирается бросать, несмотря на все ваши совместные разговоры и планы по этому поводу? Посмотрите уже на это открытыми глазами и скажите себе: «Стоп. Этого никогда не случится». «Да, я не красавец, но это не повод быть несчастным». «Да, у меня теперь нет (кого-то или чего-то), и, скорее всего, никогда не будет. Зато есть моя жизнь, друзья, работа, ит.д.» «Этот мир несправедлив со мной. Но он точно так же несправедлив со сногими. Тем не менее, он дал мне (то-то и то-то)». Это примеры принимающих утверждений, которые, несмотря на всю болезненность процессов осознания и принятия ситуации, обладают чрезвычайной целительной силой, высвобождая большое количество ресурсов и восстанавливая границы личности для дальнейшей полноценной жизни.
Есть еще несколько способов справиться со стрессом, — на первый взгляд выглядящих второстепенными, но на самом деле весьма действенных:
- Смех. Когда мозг уже не может думать, просто отвлекитесь от ситуации посредством просмотра какой-нибудь хорошей комедии.
- Массаж. В ситуации стресса тело находится в напряжении и массаж спины или ступней хорошо помогает справится с этим напряжением.
- Немного побыть в одиночестве. Часто лучший способ, чтобы собраться с мыслями ипосмотреть на ситуацию по-новому. Примите душ, совершите прогулку, посидите в кафе, вздремните или просто поработайте в одиночестве. Передайте детей мужу (жене, бабушке, дедушке, няне), и побудьте несколько часов одни. Это мощнейший ресурс для восстановления внутреннего баланса.
- Сделать что-то полезное для себя. Часто стресс усиливается от того, что вы чувствуете, что ситуация в вашем бизнесе, у вас дома, или ваша болезнь — вышли из-под контроля. Иногда парадоксальным образом в подобной ситуации может помочь приготовить обед, сходить в прачечную, навести порядок в доме или сделать маникюр, прическу или макияж.
Итак, главное, что нужно усвоить — не пускайте стресс на самотек. Нераспознанные стрессовые реакции в организме со временем приводят к значительным сложностям в жизни и на работе, а позже — к соматическим заболеваниям.
И в заключение — тест на уровень стресса, разработанный американскими психологами.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Источник
Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
Три пика школьного стресса
Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.
В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.
В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы
Первый класс
Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.
Профи для любой задачи
Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.
В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.
Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.
Пятый класс
С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.
Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».
9–11-й класс
Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.
Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.
У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.
Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.
«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться
Три претензии родителей
Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.
Патологическая лень
Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.
Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.
Отсутствие интереса к учёбе
Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.
Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.
Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».
Неорганизованность
Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.
Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».
Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.
Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?
Источник