Почему произведение сенокос создает настроение ликующей радости

Упражнение 254 — Русский язык 6 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник

Вопрос

1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова (1893—1972) «Сенокос» (1945 г.). Почему это произведение создаёт настроение ликующей радости? Какими красками пользуется художник, чтобы изобразить пёстрый ковёр цветущего луга, пронизанные солнечными лучами деревья?

2. Спишите текст, описывающий картину А. А. Пластова «Сенокос». Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Оцените роль прилагательных в данном описании.

Июнь. Сенокос. Мы словно слыш..м, как звучит каждый цв..ток из этого (тыс..че) цветного букета и как звенят нежными а(к, кк)ордами сиреневые, голубые, л..зоревые, б..рюзовые, ж..лтые, пь.франные, (пунц..во) багря(н, нн)ые, пурпурные и золотые колеры. Мощно звучат трубы вознесённых ввысь (бело) ствольных берёз, и, как а(к, кк)омпан..мент этой пол..фонии июня, ра(с, ссыпаются серебр..(н, нн)ой трелью ми(л, лл)ионы листьев.

(По И. Долгополову)

3. Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении прилагательные для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.

4. Существует два варианта произношения выделенного слова. Какие это варианты? Проверьте свои предположения по орфоэпическому словарику.

Подсказка

Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:

  • слышим (искл., II спр.) — окончание глагола;
  • цветок (цветик), вознесённых (вознёсся) — проверяемые безударные гласные в корне;
  • тысячецветного (гл.+завис.), пунцово-багряные (цвет), белоствольные (гл.+завис.) — слитное и дефисное написание сложных прилагательных;
  • аккордами, аккомпанемент, рассыпаются, миллионы — удвоенные согласные;
  • сиреневые, лазоревые, бирюзовые, шафранные — словарные слова;
  • жёлтые (желтеть) — О/Ё после шипящих;
  • багр ян ые, серебр ян ой — Н/НН в прилагательных.

Источник

Сочинение-описание картины «Сенокос» Пластов А.А.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 6 класса

Почему это произведение создаёт настроение ликующей радости? Какими красками пользуется художник?

Примерный план сочинения:
1. Ликующая радость на «Сенокосе»
2. Солнце, деревья и цветущий луг
3. Особенности палитры красок художника
4. Красота мирного труда

Мирный труд на «Сенокосе»

Картина Пластова «Сенокос» наполнена ощущением ликующей радости и торжества. Покос – непростой процесс. Людям нужно работать косой и двигаться вперед одновременно, синхронно. Как единый организм. Я думаю, на картине изображена одна семья. Символично то, что это представители разных поколений. На переднем плане мы видим внука, в конце ряда – его деда. Косцов объединяет сосредоточенное и одухотворенное выражение лица.

Они работают летним утром, когда полуденная жара еще не обжигает кожу. На безоблачном, ярко-голубом небе видны розовые отблески восходящего солнца. Яркие солнечные лучи пронзают все вокруг. Они придают темной зелени деревьев изумрудный, почти прозрачный оттенок. Они делают яркие пятна цветов более выразительными. А белоствольные березы сверкают, как снег на солнце. Тонкие ветви деревьев колышутся от дуновения прохладного ветерка.

Главным героем сюжета можно назвать цветущий луг на переднем плане. Здесь царят спокойствие и умиротворение. Сложно представить внушительные размеры полотна в реальности. Его высота – 193 см, длина – 232 см. Луг напоминает пестрый ковер. Художник украсил его реалистичными, объемными изображениями цветов. Каждый лепесток и травинка тщательно прорисованы масляными красками. Автор использовал палитру всех оттенков радуги. И простые полевые цветочки стали похожи на драгоценные камни.

Луговое разнотравье украшено фиолетовыми колокольчиками, желтыми купавами, нежно-розовыми «раковыми шейками». Серебристо-белые ромашки скромно спрятались в густой траве. Если присмотреться внимательнее, над ними можно увидеть порхание желтых, белых и оранжевых бабочек. Лимонницы, капустницы и крапивницы так же красивы, как и цветы. А на горизонте темно-зеленой, почти синей линией темнеет сосновый бор. На его фоне виднеются уже готовые стога сена.

Пластов вспоминал, что задыхался от счастья, когда писал эту картину. Это было первое «мирное лето» после войны. Я думаю, ему удалось в полной мере передать патриотический восторг. Гармония ожившей природы перекликается с радостью освобожденных людей. Крестьяне уверены в своем будущем. Они умеют и любят работать. Художник подчеркивает, что красота – в труде. А не в одежде или украшениях.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. О художнике
2. Описание картины
3. Герои
4. Детали
5. Оттенки
6. Мое мнение

Картина «Сенокос» написана в 1945 году художником Аркадием Александровичем Пластовым. На его полотнах часто изображены деревенские труженики. Под сильным впечатлением от их образов, находясь в деревне Прислониха Ульяновской области, он пишет картину. Сейчас холст представлен в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

На переднем плане мы видим четверых сельских жителей. Они ловко работают косой. Несмотря на то, что люди выглядят уставшими, они продолжают трудиться. Палящие лучи солнца усложняют условия косьбы. Они глубоко погружены в свои мысли, поэтому не разговаривают друг с другом. Позади людей — небольшая посадка молодых елей. Поле окружено темным лесом. Вдали, на холмах, видны стоги сена. На ярком дневном небе нет ни единого облака.

На героях удобная рабочая одежда. Мужчины — в свободных рубахах. Юноша, утомленный летней жарой, снял блузу и, оставшись в простых черных штанах, продолжает усердно косить. Единственная женщина на картине — в легком светлом платье с косынкой на голове, не уступает в работе мужчинам.

Если приглядеться к растениям, то можно увидеть большое разнообразие полевых цветов: колокольчики, мать-и-мачеха, гвоздика, душица и еще множество других видов. Среди высоких трав видны резвящийся бабочки.

Используя яркие цвета красок, Пластов показал нам самый разгар лета. Играя с оттенками, мастер получил различные тона зеленого и желтого. Небо покрыто нежным градиентом лазури. Мое внимание привлек лес, простирающийся за спинами главных героев. Дальний его край написан холодными голубыми оттенками, а тот, что чуть позади людей — темно-зелеными.

Мне понравился такой пестрый и в то же время, приятный для глаз холст. Автору хорошо удалось передать свежую атмосферу простого русского поля и тот труд, которым заняты главные герои. Наблюдая за картиной, я будто чувствую прохладный ветерок, теплые лучи солнца и запах душистой свежескошенной травы. Так и хочется окунуться в жаркие летние деньки, прогуляться по лугу, и насладиться той свободой, которую ощущаешь, находясь там.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Художника Аркадия Пластова можно смело назвать национальной гордостью России. Он известен самобытностью своей живописи в мировой культуре. Почти все свои известные картины мастер создал в родном селе Прислониха в Ульяновской области. Он посвятил творчество русской деревне. Живописец изображал жизнь сельских тружеников реалистично и в то же время поэтично. Автор масштабных исторических и тематических картин, прекрасный портретист и пейзажист, еще при жизни Пластов был признан классиком живописи.

2. Создание картины «Сенокос» вынашивалось в мыслях художника много лет. Он создавал различные этюды и картины на тему сенокосной поры, этого важнейшего времени для сельского жителя. Художника очень волновала эта тема. В 1945 году мастер написал заключительный, самый удачный вариант картины — яркое большое полотно, где изобразил крестьян во время сенокоса.

3. На картине мы видим солнечное июльское утро на опушке леса, высокие цветущие травы, загорелых сельских тружеников с косами. Старик, мужчина и женщина средних лет, юноша – все встали в ряд и дружно косят. Возможно, это одна семья, которая заботится о корме для скота в домашнем хозяйстве.

4. Первым в ряду косарей художник поставил юношу, будто говоря, что это надёжное трудовое будущее семьи. У этого героя картины крепкий загорелый торс и сильные руки. Видно, что к тяжёлому крестьянскому труду он приучен с детства. Рядом с ним женщина в белом платке. Её лицо потемнело от загара, а под глазами от усталости образовались тёмные круги. Но она усердно работает, потому что на сенокосе заведено трудиться всем. Продолжает ряд рыжеволосый мужчина в синей рубахе. Возможно, что он вернулся с фронта по ранению и уже успел оправиться от ран. Замыкает ряд седой старик. Судя по мускулистым рукам, он ещё может работать и не хочет оставаться вне общего дела.

5. Художник окружил людей природой восхитительной красоты. Чувствуется, что ещё раннее утро. Головы косарей ничем не покрыты от изнуряющей жары. Высокой стеной стоят цветущие травы. Вдали синеет перелесок и видна полоса неяркого утреннего неба. Темнеет лес и за спинами косарей. Люди будто трудолюбивые пчёлки в этом природном царстве. Многоцветье такое разнообразное, что трава кажется пёстрым ковром. Живописец не случайно с такой любовью прописал на небольшом участке земли очень много разновидностей соцветий. Они символизируют радость жизни, наступившей после войны.

6. Полотно просто брызжет яркостью красок. В зелени играет солнечный свет, его игра отсвечивает зелёными оттенками на лица людей. Белые стволы берёз тоже погружены в игру разноцветных бликов. Палитра полотна вместила в себя всю красоту и щедрость июля. В живом цветочном ковре видны лиловые колокольчики, розовый клевер, жёлтые купавы и ещё множество цветов различных оттенков. Таким обилием красок мастер прославляет жизнь и природу.

7. Работая над композицией, художник намеренно близко друг от друга расположил фигуры косарей. Это символизировало сплочённость русского народа в труде и в борьбе против врага. Народ победил в войне, а сейчас вдохновенно трудится, чтобы восстановить прежнее благополучное течение жизни.

8. Написанная в год окончания Великой Отечественной войны, картина «Сенокос» по замыслу автора должна была стать гимном родной земле и народу-победителю. Художник противопоставил минувшие страдания и смерть, наступившей радости жизни. Он стремился передать невероятную красоту мира и величие русского труженика, у которого хватает сил на подвиги в борьбе и в труде.

9. Мне понравилось в картине то, что природа и человек образуют здесь гармоничное целое. Полотно наполнено лиризмом, жизнеутверждающим звучанием. Аркадий Пластов отобразил в своем творчестве непобедимость и красоту духа русского человека.

Источник

Сочинение: описание картины Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов – известный советский живописец. Среди его работ написанных после Великой Отечественной войны – это картина «Сенокос». Она как бы отражает тему труда деревенских жителей в послевоенные годы.

Перед нами красочный луг, на котором расцвели разноцветные полевые цветы. Они вместе с травой выросли почти по пояс. День выдался солнечный, солнце уже высоко на небе, оно буквально опекает своими лучами.

Картина настолько правдивая, что можно как бы услышать стрекотание кузнечиков, пение птиц, жужжание пчел, почувствовать ароматные запахи, исходящие от цветов. Справа на картине березки, они как неразлучные подружки выросли рядом друг с другом, но после них имеется переход в лес. Здесь уж точно прохладно и приятно дышать, откуда повсюду разносятся голоса певчих птиц. Лес растет как бы вокруг цветущего луга.

Но самыми главными персонажами картины являются люди – это сельские труженики. Они встали рано, пока солнце не было таким горячим, косят траву, без заготовки которой не возможно будет прокормить зимой: корову, коз, овечек.

Впереди – юный подросток, подрастающий помощник своим родителям. За ним мужчина и женщина средних лет, скорее всего его родители, а сзади дедушка в возрасте. Ему не просто угнаться за более молодыми людьми, но он старается изо всех сил, чтобы идти с ними вровень. Все четверо выполняют одновременно одинаковые движения, то есть стараются косить траву взмахивая косой синхронно в одном направлении.

Глядя на их внешний вид можно заметить, что они все загорелые, потому что работают не первый день под солнцепеком. Так как луг имеет большую площадь, им еще придется долго трудиться. Для удобства работники одеты в легкую одежду, отец и дед в рубашках и широких штанах. Женщина в легком светлом платье, на голове повязан белый платок. Подросток снял рубашку, работает только в брюках.

Эта картина радует тем, что наконец-то наступило мирное время, люди могут спокойно жить и трудиться на своей родной земле.

Источник

Описание картины «Сенокос» Пластова для сочинения, анализ произведения

«Сенокос». А. Пластов

Аркадий Александрович Пластов — выдающийся русский художник XX века, автор таких известных картин, как «Жатва», «Фашист пролетел», «Ужин тракториста» и др.

В этой статье представлено описание картины «Сенокос» Пластова для сочинения, анализ произведения.

Смотрите: Все материалы по картинам

Описание картины «Сенокос» Пластова для сочинений, анализ произведения

Картина «Сенокос» была написана Пластовым в 1945 г. Картина выполнена маслом на холсте размером 193 x 232 см. На данный момент картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

«Сенокос» входит в цикл картин Пластова под названием «Люди колхозной деревни». В цикл также входят картины «Жатва», «Ужин трактористов» и др., написанные в период с 1945-1965 гг. За картины «Сенокос» и «Жатва» Пластову была присуждена Сталинская премия.

А. А. Пластов о своей картине «Сенокос»:

«Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос».

Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вас скошенных цветов не просушить. А во всему тому косец пошел иной: наряду с двужильными мужиками-стариками вставали в ряд подростки, девчата, бабы. Ничего не поделаешь — война. Кто покрепче, был в армии.

Но несказанно прекраное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы березы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов — всего этого было в преизбытке.»

Описание картины «Сенокос» из книги «Русское изобразительное искусство»:

«Именно в послевоенную эпоху полностью раскрылось дарование уже перешагнувшего порог пятидесятилетия мастера.

Что же касается непосредственного участия в колхозном строительстве, то оно дало его творчеству магистральную тему. В 1945, по существу еще военном году художник создал такое значительное полотно, как «Сенокос».

Повышенная красочность колорита произведения убедительно передает радостное настроение, которое овладело всеми советскими людьми — победителями в Великой Отечественной войне, хотя ее бойцы продолжали находиться в армии и, как это верно запечатлено, тяжесть труда, кормившего Родину, оставалась лежать на плечах стариков, женщин и подростков.»

(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Описание картины «Сенокос» из книги В. Сысоева «Аркадий Пластов»:

«Сюжет. полотна неотступно преследовал художника еще с 1930-е годы. Уже тогда он начал собираль натурный материал, делать попытки суммировать накопленные впечатления в собирательном образе.

Сенокосную работу Пластов любил до самозабвения, освоив в совершенстве труд косаря лет с семнадцати. Однако первый опыт написать сенокос оказался не слишком удачным. Ему хотелось ввести в изобразительный текст полотна как можно больше милых сердцу подробностей, но в каком соподчинении они должны находится, в какую силу звучать, он в ту пору понимал еще достаточно смутно. Война с фашистами заставила переключиться на другие темы.

Сенокосная пора 1944 года дала художнику новый обильный материал для продолжения серьезной композиционной работы над темой «Сенокос».

Картина мастера порадает обилием живописных подробностей и деталей, поднятых на уровень одухотворенных, хорошо пригранных частиц, излучающих полноту беспредельной вещественной стихии, животворную силу земли и солнца, заставляющую поверить в необратимое торжество правды и справедливости.

При этом свободное дыхание жизни, естественная слитность человека и природы переданы с такой неподдельной искренностью, композиционной непринужденностью, что возникает ощущение, будто художник и вовсе не предпринимал специальных шагов, чтобы вызвать, прояснить эту дивную исповедь обыкновенных явлений чувственной действительности, доставляющих наслаждение самим фактом своего существования.

На самом деле Пластов весьма целенраправленно применяет присущий ему лично метод координации форм, комбинирует структурные особенности и цветовые характеристики конктретной натуры, дабы воссоздать на полотне несравненную картину прекрасного, целостного бытия, заключенную в его собственном эмоционально-психологическом состоянии, стоит только мысленно продлить изображение в любом из возможных направлений, прикрыть какую-нибудь, даже мельчайшую деталь, вроде сидящей на цветке бабочки, как сразу становится понятным, что перед нами далеко не случайный вырез реальности, в которой можно внести изменения без ущерба для целого.

Картина целостна и завершена в каждом отдельном моменте. Автор мыслит и моделирует форму краской, строит художественное пространство как систему взаимосвязанных пластических элементов, близких реальному прототипу, но при этом наделенных специфической, декоративной выразительностью эстетических материалов.

Душистый аромат разнотравья, разгоряченная плоть косарей, воздушность небесной шири, шепот ветра, тяжесть земли, вся трепетная жизнь многоликой стихии выражена движением красочной массы, материально и декоративно насыщенной, излучающей мощную световую энергию.

. при всей своей оптимистической тональности содержание «Сенокоса» далеко от идеализации текущего момента родной истории. Подбором и подачей действующих сил автор ясно дает понять, что желанная пора еще не наступила, как и прежде, повсюду властвует суровая необходимость, напоминают о себе жестокие последствия недавней войны.»

(В. Сысоев, «Аркадий Пластов», изд-во «Белый город», 2001 г.)

Описание картины «Сенокос» из книги «Всеобщая история искусств»:

«. Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок — все в этом произведении словно поет о великой победе в жестокой войне. В простой жанровой сцене художнику удается передать счастье наступившей мирной жизни, радость советского народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний.»

(О. И. Сопоцинский, глава «Советское искусство» в книге «Всеобщая история искусств», том 6 книга вторая)

Описание картины «Сенокос» на сайте Третьяковской галереи:

«Аркадий Пластов никогда не порывал связей с родным селом Прислониха Ульяновской области, и большинство своих тематических картин посвятил изображению деревенской жизни.

Идея искусства как продолжения жизни была важнейшей частью советского мифа. Тем не менее, крестьянские образы Пластова далеко не всегда отвечали задачам колхозного строительства, а методы работы широкими мазками открытого цвета вызывали многочисленные упреки в увлечении «чуждым» импрессионизмом.

Первые эскизы на тему сенокоса Пластов сделал еще в начале 1930-х годов, но к работе над большой картиной приступил только в 1944-м, когда тема приобрела уже другое значение и другой смысл.

В «Сенокосе» почти половину всей композиции занимает взятое «крупным планом» буйное цветение полевых цветов. В стремлении обогатить колористическую гамму художник отступает от реальности, совмещая цветы и травы, которые цветут в разное время. Натуралистичная трактовка отдельных мотивов парадоксально сочетается с панорамным обзором и эффектами пленэрного освещения.

В результате Пластов конструирует «реальность» высшего порядка и переводит жанровую сцену в контекст символических образов жизни и смерти. Живописное великолепие цветущего луга буквально захватывает четырех косарей, чьи фигуры контрастируют и даже диссонируют с праздничным окружением. Этот тревожный диссонанс вполне оправдан: на лугу работают два старика, одна женщина и мальчик-подросток, но взрослых мужчин здесь нет. Они убиты на войне или еще не вернулись после победы.

Так — через отсутствие — в «Сенокосе» появляется тема смерти, и суровые люди, навсегда обожжённые войной, уже совсем не похожи на радостных колхозников под ослепительным солнцем в картинах предвоенного соцреализма.

В центре композиции Пластов поместил мальчика — идеализированный образ, оставляющий надежду на восполнение потерь.»

Источник

Оцените статью