Конспект НОД на тему «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе
Елена Лаврикова
Конспект НОД на тему «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе
Тема: «Наши помощники — органы чувств»
Цель: закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Ход занятия
1 Вступительная часть
Воспит-ль: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем здоровье. А точнее об органах чувств,
— Какие вы знаете органы чувств? — Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир и поэтому мы их называем нашими помощниками.
— Как называются наши помощники? (органы чувств)
2 Основная часть
Послушайте внимательно загадку:
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
-Да, это глаза. И будем мы с вами говорить о зрении
Для чего нужны глаза?
— Правильно, глазами мы видим мир Они являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
— Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые глаза у вас.
— а какие бывают глаза по цвету?
Чтобы глаза были здоровыми, как нужно относиться к зрению? (бережно)
Расскажите или назовите правила бережного отношения к зрению:
• умываться по утрам
• смотреть телевизор не более 1-1.5 часов в день
• оберегать глаза от попадания в них острых предметов
•употреблять в пищу растительные продукты: морковь, лук, петрушку, перец.
делать гимнастику для глаз
Комплекс зрительной гимнастики
• Зажмурьте глаза, а потом откройте их (3 раза)
• Вытяните руки вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отводя руку в сторону (тоже другой рукой)
•делайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз.
Послушайте другую загадку
Два братца на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши)
Теперь мы будем говорить об органах слуха
Воспит- ль: (тихо) Встаньте.
— Почему вы встали?
-Потому что услышали голос воспитателя.
Чем вы услышали? (ушами)
— Заткните уши ватой. Что произошло?
Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать
— А теперь что вы слышите и чем? (музыку ушами)
С помощью органовслуха мы слышим множество звуков: шум дождя, музыку, речь.
— У кого ещё есть органы слуха? (у животных)
Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.
Слух- большая ценность для человека.
— Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
• защищать уши от сильного шума
• защищать уши от ветра
• не ковырять в ушах
• если уши заболели, обратиться к врачу
• мыть уши каждый день
Проводится игра «Узнай по голосу»
Все встают в круг, водящий ребёнок- в центре. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и говорят:
Ты стоишь в кругу,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Между двух светил,
В середине я один. (Нос)
Для чего человеку нужен нос?
Проводятся Дыхательные упражнения
Проводится игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в тарелке. (апельсин, лук, лимон, шоколад)
Ребята, а как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)
А сейчас мы поговорим о языке
Язык – это что? (орган чувств)
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым, солёным?
Давайте поиграем с язычком.
Проводится Артикуляционная гимнастика
• «Почистить зубы языком»
Проводится игра «Определи на вкус»
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, Капусту, печенье, конфеты, апельсин, лимон.
Воспит- ль: Давайте возьмёмся за руки и вспомним наш девиз:
Как мы весело живём,
Дружно песенки поём,
Можем весело смеяться,
И поспорить иногда,
Ну, а драться – никогда!0
За что мы держались сейчас? (за руки)
Руки, пальцы- это тоже органы чувств, которые отвечают за движение и осязание
Сейчас мы с вами разомнём пальчики
Проводится Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Ребята, вспомните мы с вами говорили о разных видах поверхности, находили и определяли какой бывает предмет
Игра «Твёрдый – мягкий»
Охарактеризовать предмет (мягкая игрушка, вата, ножницы, карандаш)
Как мы определили? (на ощупь)
Ребята, а что ещё можно делать руками? (брать, рисовать, играть, писать и т. д.)
Но руки любят чистоту
Грязь на руках оставляет микробы
А микробы – разносчики разных болезней
Что нужно делать, чтобы не было микробов? (мыть)
С водой надо дружить
А что ещё нужно, чтобы вымыть руки? (мыло, вода, чистое полотенце)
3 Заключительная часть
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…
(дети говорят друг другу добрые пожеланья.)
— о чём говорили на занятии?
— назовите органы чувств.
Теперь мы знаем, как беречь и ухаживать за органами чувств.
Дидактические игры по валеологии для старшего возраста 1.»Части тела человека» Цель:закрепить названия частей тела человека,определить их местонахождение Ход: к модели картонного человечка подбирают.
Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.
Источник
Конспект НОД в подготовительной группе «Наши помощники «Органы чувств»
Илаха Автандиловна
Конспект НОД в подготовительной группе «Наши помощники «Органы чувств»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
— Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
— побуждать детей к познанию органов чувств, их значением
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
— учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
— развивать активную речь детей;
— воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
Методы и приёмы
• Наглядные (показ иллюстраций, материалов).
• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
• Игровые (дидактические игры, словесные)
• Практические (опыты, исследование).
Оборудование и материалы:
•Раздаточный материал: набор из карточек (лицо, глаза, уши, нос, губы, клей-карандаш, баночки с чесноком, лимоном, духами.
• Музыка с голосами животных
Ход НОД
В: Здравствуйте, ребята! Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица)
— Что же в нем странного (У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.)
-Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще — умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? (нет)
-Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (да)
-Сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека.
Заходим в лабораторию №1.
Что здесь изучают, вы узнаете,отгадав загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам. (глаза)
В. : Правильно, глаза — орган зрения. Давайте все вместе скажем — «Глаза-орган зрения». А для чего нужны глаза? (ответы детей).
— Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
-А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру.
— Как называется эта фигура? (квадрат)
— Правильно, а эта? (круг).
-Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета.
-Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей).
— Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать?
-Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? (ответы детей) Вот это да!
-Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.
В. : Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками)
-Приклеим нашему человечку глаза (по командам)
— А еще нужно делать зарядку для глаз.
Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Входим в следующую лабораторию № 2
В. : Как вы думаете, что здесь изучают?
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
В. : А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
— Проведем еще один эксперимент.
Игра «Кто в лесу живет?»
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки.
— Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
-Приклеим же нашему человечку уши (по командам)
— А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху — вниз мы их пощиплем,
Переходим в следующую лабораторию № 3
В. : Чтобы узнать, чем здесь занимаются,отгадайте загадку:
Кто что вкусное принёс —
Всё учует детский. (нос)
В. : Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
-Какие бывают запахи? (приятные и неприятные)
-Верно, носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи.
-Давайте приклеим нашему человечку глаза (по командам)
Дидактическая игра «Вкусовые баночки»
В. : Предлагаю с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.
-Что вы почувствовали? (запах чеснока, лимона, духов)
-А чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо,предлагаю сделать дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
В. : Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус).
В следующей лаборатории № 4 изучают именно этот орган чувств:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
В. : Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
-Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).
Игра «Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким»
-Приклеим нашему человечку ротик, в котором находится язык (по командам).
Игра «Артикуляционная гимнастика»
В. : А теперь проведем упражнение для языка
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят
-Теперь у нашего человечка появилось лицо. Он очень благодарит вас за то, что вы доказали ему, что органы чувств очень важны для человека.
Наша Последняя лаборатория № 5
— Отгадайте загадку,чтобы узнать что здесь изучают:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (руки)
В. : Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое,сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (кожа)
Кожа — это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
-Давайте попробуем определить на ощупь поверхность предмета и угадать его.
В. : Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!
Давайте вспомним их:
Игра «Обведи органы чувств»
В. :У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите
кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязания, прямоугольником – обоняния и треугольником — вкуса.
В. : Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили вам верой и правдой»? А чего лучше не делать?
Соблюдать следующие правила гигиены:
• относиться бережно, содержать в чистоте;
• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Берегите себя, заботьтесь о себе!
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и естествознанию в старшей группе «Органы чувств человека» Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и естествознанию «Органы чувств человека» в старшей группе. Интеграция образовательных.
Конспект НОД «Органы чувств» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема:»Органы чувств». Интеграция образовательных областей:»Познавательное.
Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Наши помощники — электроприборы» Конспект НОД в логопедической подготовительной «Наши помощники — электроприборы» Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах,.
Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» (Средняя группа) Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» (Средняя группа) Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли.
Конспект открытого занятия в средней группе «Органы Чувств» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №243 ОАО «РЖД» Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Конспект познавательного занятия «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Конспект познавательного занятия «Наши помощники – органы чувств» в старшей группе. Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.
«Наши умные помощники-органы чувств». Конспект совместной образовательной деятельности «В Город весёлых человечков» «В ГОРОД ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ» Концептуальные основы. Образовательная деятельность: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств». Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок».
Самоанализ НОД по художественно-эстетическому развитию (ОО «Музыка») «Органы чувств» Самоанализ интегрированной НОД по художественно-эстетическому развитию (образовательная область музыка) «Органы чувств» Музыкальный руководитель:.
Источник