Почему необходимо воспитывать чувство патриотизма кратко

Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма

Содержание статьи

  • Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма
  • Как воспитать патриотизм
  • Как воспитать патриотизм у молодежи

Почему детей с раннего детства надо воспитывать патриотами

Любовь к своей земле, своему народу – это понятное и естественное явление для разумного человека. Ведь он родился в этой стране, делал там первые шаги, начал познавать окружающий мир, впервые произнес слово «мама». В этой стране жили многие поколения его предков. Но эта любовь не возникает сама по себе, ее нужно деликатно и ненавязчиво прививать, причем с самого раннего детства.

Человек, искренне любящий свою страну и свой народ, готов внести посильный вклад на благо родины, а при необходимости – защитить ее. К сожалению, наш мир несовершенен, и между государствами будут возникать споры, даже конфликты. Поэтому неизбежны ситуации, когда руководителям той или иной страны придется жестко отстаивать позицию, интересы своего государства. А для этого им необходима поддержка граждан страны. Красноречивый пример – ситуация вокруг Украины, когда Россия была вынуждена ради защиты своих геополитических интересов и национальной безопасности пойти на жесткую конфронтацию со многими странами Запада, (в первую очередь – США). Но такая поддержка возможна лишь в том случае, если граждане воспитаны в патриотическом духе.

Патриоты, искренне любящие свою страну, постараются избегать неблаговидных поступков, уважительно относиться к другим людям, беречь природу. Они вовсе необязательно должны быть идеалистами, которые видят лишь достоинства своей родины и упорно не замечают недостатков. Но человек, воспитанный в патриотическом духе, не станет огульно обвинять свою страну и ее порядки, а постарается в меру своих сил и возможностей что-то исправить. Хотя бы в самой малости, на бытовом уровне, например, поддерживать чистоту в подъезде, добросовестно работать, достойно вести себя и соблюдать законы, подавая пример другим. Все вышесказанное объясняет, почему детей надо воспитывать патриотами.

Какова разница между патриотизмом и шовинизмом

Однако, как и в любом деле, при воспитании детей в патриотическом духе необходимо избегать крайностей. Ведь настоящий патриот, искренне любя свою родину, своих сограждан, не станет с неприязнью или презрением относиться к другим странам и народам. В противном случае такой «ура-патриотизм» может принять форму шовинизма, а это крайне отрицательное явление, которое не принесет пользы ни самому человеку, ни его стране. Родителям необходимо прививать ребенку не только любовь к своей стране, но и уважение к жителям других стран.

Источник

Как воспитать патриотизм у ребенка

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Любовь к родине не вхо­дит в ком­плект зна­ний, обя­за­тель­ных для «успеш­ного дошколь­ника». Но это не зна­чит, что роди­те­лям не надо вос­пи­ты­вать у малыша ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своей стране. Оно может стать осно­вой для целе­устрем­лен­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и эру­ди­ции. Глав­ное – заин­те­ре­со­вать ребенка.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва

Для чего чело­веку пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства? Зачем нужно вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое про­ис­хож­де­ние как от роди­те­лей, так и от сво­его народа. Посте­пенно узна­вая исто­рию страны, осо­бенно ее слав­ные стра­ницы, он будет гор­диться ею, как гор­дится ребе­нок силь­ными умными роди­те­лями, чув­ствуя себя защи­щен­ным бла­го­даря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо про­ве­сти «реви­зию» своих чувств к родине, под­нять из глу­бины души соб­ствен­ные теп­лые чув­ства: гор­дость за дости­же­ния сооте­че­ствен­ни­ков, инте­рес к исто­рии род­ного города и всей страны. Поду­мать, что есть заме­ча­тель­ного и по-насто­я­щему вели­кого, на что отзы­ва­ется сердце.

Это не зна­чит, что надо надеть «розо­вые очки» и не заме­чать недо­стат­ков, кото­рые есть в любом госу­дар­стве. Однако малень­кому ребенку знать о них пока не обя­за­тельно. У него должна фор­ми­ро­ваться пози­тив­ная кар­тина окру­жа­ю­щего его мира, без излиш­них стра­хов и неопре­де­лен­но­сти. Правда, не стоит заво­дить серьез­ный раз­го­вор на пустом месте, про­сто так. «Кра­си­вые» слова о пат­ри­о­тизме без при­вязки к какому-то собы­тию для ребенка ничего не зна­чат и быстро вывет­рятся из его головы. Поэтому лучше вос­поль­зо­ваться достой­ным поводом.

Как воспитать патриотизм

Напри­мер, в мае широко празд­ну­ется День Победы. Его про­сто невоз­можно не заме­тить. Парад и тор­же­ствен­ный салют не оста­вят рав­но­душ­ным ни одного ребенка. Малышу нужно пояс­нить, что это за тор­же­ство. Но с уче­том воз­раста. Самым малень­ким доста­точно ска­зать при­мерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храб­рые сол­даты про­гнали захват­чи­ков. Это было очень трудно, поэтому каж­дый год мы вспо­ми­наем их подвиг, так мы выра­жаем им свое ува­же­ние». С детьми постарше можно пого­во­рить подроб­нее: рас­ска­зать о воен­ной тех­нике, о тру­же­ни­ках тыла, о сме­лых пио­не­рах-героях, пойти в кра­е­вой музей бое­вой славы. Заост­рить вни­ма­ние на памят­ни­ках. Напри­мер: «Смотри, вот памят­ная доска, на кото­рой много фами­лий напи­сано. Ты можешь себе пред­ста­вить, что совсем неда­леко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фами­лии напи­саны на доске, сра­жа­лись здесь за наш район. Им было страшно, но они защи­щали свои дома, своих род­ных и даже чужих людей». Нелишне доба­вить, что вете­раны (те, кто вое­вал) сей­час уже очень ста­рень­кие. Их можно пора­до­вать (напри­мер, пода­рить букет тюль­па­нов или гвоз­дик; напи­сать поздрав­ле­ние в открытке, сде­лан­ной сво­ими руками).

В Рос­сии и в Европе есть мно­же­ство леген­дар­ных памят­ни­ков, посвя­щен­ных героям вто­рой миро­вой войны. Эти мону­менты можно пока­зать ребенку в Интер­нете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Вол­го­граде, «Алеша» в Пло­в­диве, «Воин-осво­бо­ди­тель» в Бер­лине и др. Визу­аль­ное впе­чат­ле­ние важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют бога­тое вооб­ра­же­ние и боль­шое жела­ние что-то узнать. Самое глав­ное для взрос­лых – не «засу­шить» детей фак­тами. Все, что можно исполь­зо­вать для вос­пи­та­ния пат­ри­о­ти­че­ских чувств, должно быть инте­рес­ным, ярким, эмоциональным.

  • Исто­рия семьи. Самое пер­вое, что могут сде­лать роди­тели для про­буж­де­ния пат­ри­о­тизма – это позна­ко­мить ребенка с исто­рией соб­ствен­ной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем рабо­тали, чем увле­ка­лись, чего достигли и о чем меч­тали. Фото­гра­фии или вещи, остав­ши­еся с тех вре­мен, ста­нут пре­крас­ным допол­не­нием к рас­сказу. Ощу­ще­ние, что ты име­ешь отно­ше­ние к боль­шой семье, где до тебя были заслу­жи­ва­ю­щие ува­же­ния люди, напол­нит душу ребенка гор­до­стью. Не менее ценны семей­ные тра­ди­ции, пере­хо­дя­щие из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Напри­мер, соби­раться всем вме­сте на День Победы или печь торт к боль­шим празд­ни­кам. Когда малыш под­рас­тет, ему будет инте­ресно соста­вить вме­сте с роди­те­лями гене­а­ло­ги­че­ское древо своей семьи (хотя бы до пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек). Судьбы наших пред­ков – это наша при­част­ность к судьбе страны.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм: города и улицы. С ран­него воз­раста можно начи­нать вос­пи­ты­вать инте­рес к род­ной земле. Малышу будет любо­пытно узнать, с чем свя­зано назва­ние улицы, на кото­рой он живет, почему и как полу­чили свои имена его город или посе­лок. И дело взрос­лого – рас­ска­зать об этом доступ­ным язы­ком. Не менее важно пове­дать ребенку о зна­ме­ни­тых зем­ля­ках и их заслу­гах, схо­дить вме­сте к памят­ни­кам, уста­нов­лен­ным в их честь. А можно про­сто пока­зать порт­рет мест­ного героя и рас­ска­зать о нем. Малышу при­ятно будет ощу­щать, что он имеет отно­ше­ние к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Зна­ком­ство с фольк­ло­ром и народ­ными про­мыс­лами. Кра­си­вые книжки с рус­скими народ­ными сказ­ками, хоро­шие мульт­фильмы, сим­па­тич­ные тра­ди­ци­он­ные игрушки – все это увле­чет ребенка и помо­жет ува­жать свою страну. Какие книги, фильмы или мульт­фильмы будут у детей – решать роди­те­лям. Но есть такие, кото­рые по-насто­я­щему нужны детям. Напри­мер, сбор­ник мульт­филь­мов «Гора само­цве­тов», создан­ный по моти­вам ска­зок раз­ных народ­но­стей, насе­ля­ю­щих Рос­сию. Перед каж­дой серией – неболь­шая заставка, где гово­рится об исто­рии и зна­че­нии города или реги­она, из фольк­лора кото­рого взята сказка. Сде­лано это так увле­ка­тельно и кра­сиво, что захва­ты­вает вни­ма­ние и детей, и взрослых.
Читайте также:  Доброго утра удачного дня прекрасного настроения любимый

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

  • Зани­ма­тель­ные рас­сказы о досто­при­ме­ча­тель­но­стях. Храм, ста­рин­ный дом, мост, озеро или река не запом­нятся ребенку или сольются в его созна­нии с дру­гими, если не под­кре­пить впе­чат­ле­ние зани­ма­тель­ным рас­ска­зом. Это может быть пре­да­ние или дет­ское вос­по­ми­на­ние кого-то из роди­те­лей, научно уста­нов­лен­ный или спор­ный исто­ри­че­ский факт, глав­ное – он дол­жен быть инте­рес­ным. Напри­мер, таким: В Пскове есть ста­рин­ное зда­ние со стран­ным назва­нием: «Поган­кины палаты». Одна из легенд гла­сит, что когда-то жил-был чело­век в ста­рень­кой избушке. Он делал бочки на про­дажу, то есть был бон­да­рем. Но бочки мало поку­пали, и бон­дарь был очень бед­ным. Одна­жды сидел он в своей малень­кой избушке, рабо­тал. Вдруг мимо него про­бе­жала крыса. Бон­дарь рас­сер­дился, схва­тил пер­вое, что под руку попало, и швыр­нул в крысу. Подо­шел посмот­реть: попал или нет? И уви­дел клад – кучу золо­тых монет. Раз­бо­га­тев, бон­дарь пер­вым делом построил пыш­ные палаты. Их про­звали «Поган­ки­ными», потому что деньги, полу­чен­ные таким зага­доч­ным путем, счи­та­лись нехорошими.
  • Путе­ше­ствия. Необя­за­тельно ехать далеко, можно выбраться на один день в сосед­ний город. Но взрос­лые должны зара­нее гото­виться к поездке, нахо­дить объ­екты, кото­рые могут быть инте­ресны ребенку. И состав­лять марш­рут. В Вели­ком Нов­го­роде есть пеше­ход­ный мост через реку Вол­хов, а рядом с мостом стоит скульп­тура «Устав­шая туристка» – девушка, кото­рая ски­нула туфельки и при­села отдох­нуть. Есть пове­рье: если поло­жишь монетку в туфельку, то обя­за­тельно вер­нешься в Вели­кий Нов­го­род. Если пройти по набе­реж­ной дальше, уви­дишь сидя­щего на ска­мейке улы­ба­ю­ще­гося мед­ведя. Легенда гла­сит: он при­шел в город из дре­му­чего леса, хотел позна­ко­миться с нов­го­род­цами и остался ими очень дово­лен. Воз­вра­щаться обратно в лес мед­ведю не захо­те­лось, он решил остаться и радует теперь жите­лей города и его гостей. Можно при­сесть рядом и «побол­тать» с косолапым.
  • Кос­ми­че­ская одис­сея. Дети любят рас­сказы о кос­мосе, и нашей стране в этом отно­ше­нии есть чем гор­диться. Можно рас­ска­зать ребенку о пер­вых кос­ми­че­ских кораб­лях и кос­мо­нав­тах или пона­блю­дать вме­сте с ним за звез­дами и мига­ю­щими в ноч­ном небе спут­ни­ками, схо­дить в Музей кос­мо­нав­тики или Пла­не­та­рий на соот­вет­ству­ю­щую воз­расту про­грамму или посмот­реть позна­ва­тель­ный фильм дома.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: тема­ти­че­ские игры. Малыши лучше усва­и­вают зна­ния в игро­вой форме. Можно под­го­то­вить сле­ду­ю­щие заня­тия с кар­точ­ками-кар­тин­ками: «Зна­ком­ство с гер­бом род­ного города», «Путе­ше­ствие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – сто­лица нашей родины».

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией. Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

Источник

Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»

Казаева Нина
Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»

Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты

суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно

определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как

«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о

благе его, отчизнелюб, отечественник».

Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско — патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательнойработы можно выделить целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы — своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.

Читайте также:  Перепады настроения у девушек причины

Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина — патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, гражданско — патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Формы гражданско-патриотического воспитанияобучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

• беседы, классные часы, читательские конференции;

• тематические утренники, проведение совместных праздников;

• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

• смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

• ролевые игры, проигрывание ситуаций;

• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов

• обращение к государственной символике;

• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К. Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания,но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Одно из актуальных воспитательных средств — это волонтерское движение, которое способствует формированию личности.

В социологии термин «волонтерство» используется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе. Волонтерство — это деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, работа волонтеров очень разнообразна. Сложно найти область социальной сферы, в которой не участвовали бы добровольцы. Основная цель волонтерства — помощь людям.

Задачи волонтерской деятельности:

• предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;

• развить созидательную активность молодежи;

• организовать патриотическое воспитание студентов;

• сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.

Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Читайте также:  Ироничное чувство юмора это

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели — познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В. А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное — открывать глаза на дорогое и родное».

Сухомлинский В. А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

А. С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».

Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста –предполагает последовательное решение ряда задач:

воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– развития интереса к русским традициям и промыслам;

– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

– знакомства с государственной символикой России;

– расширения представлений о городах и регионах России;

– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формирования уважения к другим пародам и их культуре.

Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов,существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:

– принципа от близкого к далекому;

– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитаниюдошкольников видится следующая модель:

«семья детский сад родная улица родное село родная страна».

Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы. Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т. п. Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Мы педагоги находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого нам нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игру, начиная с детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, перерастает в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача наша — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:

— повысить уровень развития дошкольников;

— обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

— повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

— повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными семейными и родовыми наклонностями»

В заключение отметим, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни. Существующая в нашей стране система дошкольного образования располагает достаточными ресурсами (кадровыми, материальными, научно-методическими) для решения данной актуальной задачи, а изменения в государственной политике в этой области, выразившиеся в разработке и принятии ряда правительственных документов, обеспечивают этому жизненно важному для нашей Родины процессу необходимую правовую основу. Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с «большого экрана» не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Доклад «Патриотическое воспитание дошкольников» Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному.

Патриотическое воспитание детей в детском саду Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему.

Мы помним! Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего «Свято Никольского» детского сада. С детьми в группе.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Задачи патриотического воспитания. -Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу. -Формирование.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Пед. Опыт. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Педагогическийопыт работы воспитателяМБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» Ковылкинского.

Источник

Оцените статью