Почему чувственной стороне человека фейербах придавал особое значение

Понятие чувственности л. фейербаха в свете антропологического поворота в философии xx в.

Показано, что основные трактовки чувственности (гносеологическая, телесно-энергетическая, духовно-эстетическая) являются идеальными типами, которые взаимодействуют, получают различные интерпретации в истории мысли и являются основанием для теоретического выделения вторичных типов чувственности (чувственность-к-другому, сенсуально-отчуждённый, телесно-отчуждённый типы), представленных в современных философско-антропологических работах. Впервые показано значение идей Л. Фейербаха для проведения такого анализа.

Положения, выносимые на защиту.

1. В философии Л. Фейербаха чувственность выступает сущностью человека. С помощью этого понятия Фейербаху удалось зафиксировать целостность человека – важнейший постулат современной философской антропологии. Оно включает в себя гносеологическую, телесно-энергетическую, духовную трактовки, сложившиеся в истории философии. Их синтезом выступает любовь к другому – это условие познавательного отношения к миру, источник активности человека и его творчества. Данный тип чувственности является оригинальным продуктом философских воззрений Л. Фейербаха, он проявляется в общении, в диссертации назван чувственностью-к-другому.

2. Фейербахианский образ человека может быть описан следующими понятиями: чувственность–жизнь–тело–индивидуальность–другой–любовь. Взятые в единстве эти понятия, во-первых, характеризуют специфику и новизну концепции Фейербаха в рамках своего времени, во-вторых, они обозначили перспективные линии дальнейшего развития философско-антропологического знания.

3. Концепция Фейербаха предвосхитила более поздние философско-антропологические идеи, которые можно объединить в три группы: 1) реализация идеи чувственности в целостном понимании человека; 2) анализ проблем человеческого общения (отношение к другому, любовь, диалог и т.д.); 3) методология гуманитарного познания. Данные группы идей создают основу для оценки философии Фейербаха в истории мировой мысли.

4. Применение методологии анализа чувственности, реализованной в концепции Фейербаха, позволяет выделять новые типы чувственности (сенсуально-отчуждённый, телесно-отчуждённый типы) в современных культурно-исторических условиях и тем самым применять данное понятие для анализа тенденций развития человека и общества.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Выявлены специфические черты в постановке проблемы человека в философии Фейербаха, связанные с использованием понятия чувственности. В целом понимание чувственности Фейербахом характеризует его как автора оригинальной философско-антропологической концепции, в которой реализуются принципы целостности и комплексности. Она обогащает понимание человека, с одной стороны, и ценностно-смысловое содержание культуры, с другой стороны.

Показана преемственность концепции человека Л. Фейербаха с более поздними философско-антропологическими подходами; преемственность обеспечивается обращением к теме чувственного бытия человека, проблемам отчуждения и коммуникации, использованию понимающего метода в познании человека.

Раскрыто значение чувственности-к-другому и других вторичных типов чувственности, выводимых из анализа концепции Фейербаха, для понимания кризисных тенденций в развитии современного человека и общества. Поскольку чувственная жизнь связана с поиском смысла бытия и любого общения людей, то кризис чувственности человека, её овеществление, отчуждение, примитивизация влияют на кризис культуры и общества.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейшего изучения проблемы чувственности как в классической, так и в современной философии. Полученные результаты могут быть использованы при чтении базовых курсов и спецкурсов по истории философии, философской антропологии, социальной философии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских, региональных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах «Личность и бытие: Личность и социальная реальность», Краснодар, 2003; IV Российский философский конгресс, Москва, 2005; V Краснодарский международный семинар по исторической психологии, 2007; «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход», Краснодар, 2007; «Личность как субъект организации времени своей жизни», Краснодар, 2008; «Время собирать камни …», Краснодар, 2010; «Социокультурные основания науки», Краснодар, 2010).

По теме исследования опубликовано 11 работ, включая 2 статьи в журналах из списка ВАК.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень её разработанности, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируются задачи, методологические и теоретические основы исследования, раскрываются его научная и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические предпосылки изучения проблемы чувственности в философии Л. Фейербаха» включает два параграфа. В параграфе 1.1 «Чувственность и проблема человека в истории философии (от античности до немецкой классики)» рассматриваются особенности постановки проблемы чувственности и возможности её антропологической интерпретации в античной и средневековой философии, философии Возрождения и Нового времени, в материализме Просвещения, немецком романтизме и немецкой классической философии. Делается вывод, что проблема чувственности была одной из сквозных тем в истории европейской философии, в разные периоды рассматриваясь либо как познавательная способность, либо в контексте телесных проявлений, страстей и влечений, либо как эстетическое чувствование и экзистенциальное переживание. Но целостного видения чувственности – как проявления человека во всей его сложности и многогранности нет. Для этого чувственность должна была рассматриваться с позиции целостного человека, её частные проявления должны быть соединены одним объясняющим началом.

В параграфе 1.2 «Типология понятия чувственности» на основе историко-философского и междисциплинарного анализа выделяются основные аспекты человеческой чувственности: сенсуальный, телесно-энергетический, духовный, которые рассматриваются в качестве идеальных типов.

1) Сенсуальный тип, или чувственность как форма познания, реализуемая через ощущения. Такая чувственность предшествует или определяет рациональное осмысление мира. Гносеологическая трактовка чувственности широко распространена в философской литературе, имеет давнюю традицию анализа – начиная с античности, наиболее полно воплотилась в учениях эмпириков и сенсуалистов Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм) и философских концепциях Просвещения (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.).

2) Телесно-энергетический тип, или чувственность как совокупность инстинктов, страстей, влечений. Такой подход, зародившийся в античности, ярко обозначившийся в эпоху Возрождения, затем получил развитие в трудах Р. Декарта и философии Просвещения.

3) Духовный тип, или чувственность как составная часть духовности человека. При этом чувственность обнаруживает себя и в эстетическом отношении к миру, и в традиционном религиозном опыте (молитвенные откровения, насыщенные чувственными образами, отношение к иконам как зримым свидетельствам исторических событий из жизни Христа), и в духовных эзотерических практиках. К данному типу может быть отнесена жизнь Сердца (чувства и любовь), как она трактовалась в русской религиозной философии.

Таким образом, чувственность объединяет в себе ощущения, эмоции, энергию побуждения, смысл, а её основными воплощениями выступают образ, тело и духовно-эстетическое отношение к миру. Основные трактовки чувственности (идеальные типы) взаимодействуют и получают различные интерпретации в истории мысли. В разные эпохи формируется запрос на то или иное понимание чувственности и, соответственно, запрашиваются и развиваются разные философские традиции, прорабатываются разные модели человека.

Выделение типов чувственности свидетельствует о том, что данное понятие описывает многоаспектную антропологическую реальность. Типология полезна для реконструкции понятия чувственности Фейербаха и соотнесения его с современными философско-антропологическими учениями.

Во второй главе «Основные положения философской концепции чувственности Л. Фейербаха» основные трактовки чувственности, сложившиеся в истории философии и других науках и задающие логическую структуру данного понятия, сопоставляются с результатами анализа текстов Л. Фейербаха. На этом встречном движении осуществляется смысловая реконструкция понятия чувственности в философских воззрениях Фейербаха.

В параграфе 2.1 «Чувственность как сущность человека» показано, что чувственность – важнейшая конструкция того теоретического здания философии человека, которое строил Фейербах. Чувственность занимает основное положение в системе понятий философа и её содержание не сводимо ни к гносеологической, ни к телесной трактовкам, наиболее распространённым в дофейербаховский период, хотя, безусловно, предполагает их. Чувственность утверждает человека в мире, позволяет ему раскрыться в нём; чувственность выступает основой бытия человека, критерием его реального существования. Иными словами, чувственность трактуется как самоцель человека, благодаря чувственности он совпадает с самим собой и с миром в целом, поднимается до духовных высот. Конечно, чувственность включена в познание (этому Фейербах уделяет достаточное внимание), причём в чувствах, согласно философу, уже заложена возможность понимания.

Доказывая, что сущность человека связана с чувственностью, философ приходит к выводу, что человек «не может и не должен отрицать чувства; если же он отрицает их, противореча своей природе, то обязательно снова утверждает их, но теперь уже он не может утверждать их иначе, как отрицательным, противоречащим самому себе, уродливым, фантастическим образом»3.

Обращение к чувственности было для Фейербаха способом найти то связующее звено между человеком и миром, которое позволяет непосредственно, бесконфликтно переходить одному в другое. Именно поэтому у него понятие чувственности идёт рука об руку с понятием жизни. Согласно Фейербаху, опора на принцип жизни способствует целостному постижению мира, поскольку жизнь устроена как целостность. Из текстов Фейербаха закономерно выводится метод познания мира – это познание через созерцание и переживание, что позже стало рассматриваться в качестве специфики гуманитарного познания.

Важным аспектом конкретизации понятий чувственности и жизни и, следовательно, реализации своего антропологического подхода для Фейербаха было обсуждение вопросов тела и проблемы соотношения души и тела. При этом телесность трактуется не только как половое влечение (на что традиционно обращают внимание и за что упрекают Фейербаха в натурализме). У Фейербаха тело деятельно, оно включено в познание и этими качествами входит в ключевое для антропологии Фейербаха понятие чувственности. Человек предстаёт субъектом телесным, реальным, конкретным. Согласно Фейербаху Я мыслит, но Я – это человек, обладающий телом и мыслящей головой. Я есть реальное пространственно-временное существо, и только в качестве такового оно обладает способностью созерцать и мыслить.

В параграфе 2.2 «Чувственность и индивидуальное» показано, что понятие чувственности теснейшим образом связано с понятием индивидуального. Если сущность мышления – всеобщее, то сущность действительности – индивидуальное4, а действительность удостоверяется именно чувственностью. Связь между понятиями отчётливо прорисовывается в рассуждениях одного из представителей современного экзистенциализма: «Картина мира без чувственности настроена на количественное восприятие действительности. Чувственное … есть такая сторона нашей экзистенции, откуда идут качественные восприятия. Констатация этого момента проливает свет на доселе непонятные связи. Когда мы говорим о категории качества, перед нами с удивительной ясностью предстает свободный переход от категории чувственного к категории индивидуального, который мы можем ещё лучше дифференцировать, сделать еще более очевидным, если обратимся к киркегоровской категории единичного. Единичным является каждый, если он не настроен на радикальную объективность и именно таковым себя осознает. Я обращается к Ты только в том случае, если Я и Ты имеют чувственную основу»5.

Подчеркнём здесь два момента. Во-первых, современный автор подтверждает тезис Фейербаха о связи чувственного и индивидуального, образующей реальное многоцветие жизни. Во-вторых, использование понятий чувственного и индивидуального является необходимой логической предпосылкой для анализа наиболее известной темы Фейербаха – отношения Я и Ты. Без чувственного и без индивидуального (единичного) этот шаг невозможен. Это подтверждает и внутренняя логика размышлений Кьеркегора — современника Фейербаха, ещё одного участника антропологического бунта против Гегеля и предтечи современного экзистенциализма.

Трактовка индивидуального как ведущего начала, признание примата единичного над всеобщим помещаются Фейербахом в логический каркас из категорий внешнего и внутреннего, сущности и явления. Внутренне и внешнее, сущность и явление динамически сливаются в индивидуальном.

Движение данных категорий отражает понимание целостной природы человека и реализуется в ещё одной важной составляющей концепции Фейербаха, которой посвящён параграф 2.3 «Чувственность и отношение к другому человеку». Философ считает, что «главным, самым существенным чувственным объектом человека является сам человек, только во взгляде человека на человека загорается свет сознания и ума»6. Через отношение к другому реализуется познавательное, предметно-действенное, ценностное отношение к миру. В диссертации данный тип чувственности назван чувственностью-к-другому, он возникает на пересечении сенсуального, телесного, духовного типов в связи с общением человека.

Обращение Фейербаха к общению человека с человеком обусловлено его переосмыслением сути религии и отношения человека к Богу. Религию Фейербах рассматривает как форму отчуждения7. Преодоление отчуждения есть возврат человека к самому себе, поэтому веру в Бога, по Фейербаху, следует заменить верой в человека: «Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии»8. Замена Бога другим человеком – очень важный момент в понимании проблемы общения как у Фейербаха, так и у последующих мыслителей. Это соответствует более общей линии сведения божественного к человеческому, начавшей утверждаться в европейской философии с эпохи Возрождения. А.Г. Глинчикова нашла удачный термин для обозначения данной тенденции: «нисходящая индивидуация»9.

Ключевое значение для понимания чувственности в концепции Фейербаха играет понятие любви. Не случайно философ пишет: «Чтобы познать человека, нужно его полюбить»10. Специфику человеческой любви философ определяет следующим образом: во-первых, любовь отличает бытие от небытия, так как любовь есть страсть, и только страсть есть признак бытия; во-вторых, любовь понимается как сострадание и в этом качестве она приближается к любви божественной (хотя Фейербах предлагает заменить её верой в человеческое сердце); в-третьих, любовь обеспечивает единство души и тела.

Разрабатывая отношение к другому, Фейербах намечает несколько важных моментов для понимания человеческого общения: стремление проникнуть в таинство восприятия и понимания человека человеком посредством чувственности; поиск первичных механизмов социальных связей между людьми; указание на существование принципа сообразности другому в общении.

Коммуникативный аспект чувственности является важной составной частью философской антропологии Фейербаха, который показал, что вне отношения Я-Ты нельзя понять человека в его целостности, в единстве природного и духовного.

В параграфе 2.4 «Фейербахианский образ человека» предлагается система понятий для описаний данного образа: чувственность–жизнь–тело–индивидуальность–другой–любовь. Взятые в единстве эти понятия характеризуют специфику и новизну антропологической концепции Фейербаха в рамках своего времени; в то же время они обозначили перспективные линии развития философско-антропологического знания. Главное отличие фейербахианского человека от образа человека, сложившегося в классической европейской метафизике (в трактовке С.С. Хоружего), заключается в признании его целостности (душа и тело едины) и примата чувственной функции (которая, безусловно, включает в себя когнитивный момент, но не только – здесь и страсти, и любовь, и телесные проявления, и отношение к другому). При этом наблюдается сходство в таких «чертах», как индивидуированность, субстанциональность и секуляризованность. Человек признаётся самодостаточной сущностью, а отношения с Богом редуцированы, лишены статуса верховного регулятора существования человека, выполняют служебную функцию.

В свете проведённого сопоставления становится понятным, во-первых, глубина антропологического бунта Фейербаха – он восстал против дуалистичности и гносеологизированности Европейского Человека. Во-вторых, становится лучше объяснимой та лёгкая небрежность, с которой некоторые продолжатели европейской классической традиции отзывались о философии Фейербаха – его концепция не вполне вписывалась в устоявшуюся модель. В-третьих, рассматривая концепцию Фейербаха в контексте развития модели Европейского Человека, можно сказать, что проблематика общения, коммуникации, Другого, активно развиваемая в ХХ веке и имеющая в качестве одного из своих важнейших источников философию Фейербаха, в значительной мере проистекает из секуляризованности Европейского Человека.

В конце главы делается вывод, что в антропологии Фейербаха ключевым понятием является чувственность. Она проявляется в ощущениях и страстях, переживаниях и желаниях, в созерцании, в структуре телесной жизни человека, в отношении к другому человеку. Чувственность определяет действительность человека как предметно действующего существа; с её помощью человек проявляет свою целостность и индивидуальное своеобразие; она есть инструмент познания, выходящего за рамки ощущений, и предполагает переживание предмета, «любовь» к нему; чувственность – это также телесное и духовное существование человека, его отношения с другим человеком – Ты. Благодаря понятию чувственности Фейербаху удалось зафиксировать целостность человека – важнейший постулат философской антропологии, признаваемый сегодня практически всеми.

Источник

Оцените статью