Побудительная функция эмоций пример

ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

Коммуникативную,

Регулятивную,

Отражательную,

Побудительную,

Подкрепляющую,

Переключательную,

7. Приспособительную.

Коммуникативная или сигнальнаяфункция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:

Ø Мимическими (движения мышц лица)

Ø Пантомимическими (движения мышц тела, жесты)

Ø Изменениями голоса,

Ø Вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).

Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они же позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

В нашей психической жизни чувства занимают особое место:

Ø Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др.

Ø Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее.

Ø Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость.

Ø Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами.

Ø Чувства обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ

Чувства – одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и что делает.

Давая характеристику личности, во многом означает сказать,

Ø что вообще данный человек любит,

Ø что он ненавидит, презирает,

Ø чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится,

Ø чему завидует.

Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность.

Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам.

В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства:

Ø у одних – чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения,

Ø у других – чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.

Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.

Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.

Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.

Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе – все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.

В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми, причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции. В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы:

Ø различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления),

Ø дыхательные упражнения (различные техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса),

Ø различные техники самовнушения,

Ø аутогенную тренировку (АТ),

Каждый человек может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально насыщенной и оптимизированной для использования в своих целей.

ЛЕКЦИЯ 18

Тема: ХАРАКТЕР

1. Понятие о характере. Свойства и физиологические основы характера.

2. Структура характера.

3. Проявление в структуре характера темперамента, воли, убеждений, чувств и эмоций.

4. Черты характера.

5. Проявление характера в системе отношений.

6. Индивидуальные особенности черт характера.

7. Акцентуация характера.

1. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. СВОЙСТВА

И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРА

В психологии понятие «характер»(в переводе с греческого «печать», «чеканка)означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятия характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов. Сформировалось даже отдельное научное направление, получившее название характерология. Рассмотрим сначала зарубежные направления характерологии.

В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1. конституционально-биологическое. В этой теории, связанной с именем Э. Кречмера, характер сводится к сумме конституции и темперамента;

2. психоаналитическое. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека, ее авторы З.Фрейд, К. Юнг и др.;

3. идеологическое (психоэтическая теория Р. Ребека). Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

Устойчивые черты личности выражают отношение человека окружающему миру, другим людям и к самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения общения и деятельности. Они стали типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности.

Другие исследователи в качестве отличий характера одного человека от другого отмечают такие особенности, как индивидуальные сочетания существенных свойств личности:

Ø показывающих отношение человека к окружающему миру,

Ø выражающихся в его поведении и поступках.

По мнению А.Г. Ковалева, характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности.

В характере каждого человека следует видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека. Конкретные проявления характера динамичны и могут видоизменяться:

Ø в зависимости от ситуации, в которой находится человек,

Ø под влиянием людей, с которыми он общается.

Решающим для понимания характера является направленность личности, которая определяет отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера.

Однако характер и направленность личности не одно и то же.

Главное условие образования характера — наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственна отсутствие или разбросанность целей.

Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

Важнейшее теоретическое и практическое значение для понимания и изучения характера и определения психолого-педагогических средств воздействия, имеет правильное понимание его природы и входящих в него компонентов.

Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека — это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже генотипические свойства индивида определяют темперамент (по И.П. Павлову), который составляет основу характера.

Таким образом, в отечественной психологии существуют следующие точки зрения на природу характера:

Ø одни считают, что он наследственно обусловлен,

Ø другие, – что характер целиком определяется условиями жизни,

Ø третьи, – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью – социологизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора.

В настоящее время считается, что эти обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в проявлениях характера сказываются особенности его организации, в первую очередь нервной системы и генотипа.

Так, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды.

Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет сделать следующие выводы:

Ø детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;

Ø степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;

Ø генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения».

Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм. Зато, при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к отклонению от нормы может не реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера.

Источник

Эмоции и чувства выполняют следующие функции

Сигнальная (коммуникативная) функциявыражается тем, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение тела, жесты), изменение голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств позволяют передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям.

Регулятивная функция выражается в том что, стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолеть встречающиеся на пути препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная функциязаключается в том, что эмоции не только сигнализиру­ют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интен­сивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования орга­низма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень силь­ные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и нена­висть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Например, эмоция успеха обладает способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого устанавливается значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Выделяют три вида чувств:

1. Моральные (нравственные) чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии, антипатии, уважения, презрения и др.). Переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности (любопытство, любознательность, чувство нового и др.).

3. Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве. Человеком переживаются красота и гармония (дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях (наслаждение, восторг, презрение, отвращение и др.).

Задания для самостоятельной работы:

Задание 9.Составьте свое определение на основе следующих существенных признаков:

Чувства – это … Эмоции – это ….
– носят предметный характер, – отражающие значение этих явлений, – устойчивые эмоциональные отношения человека, – возникающие в связи с его потребностями и мотивами, – к явлениям действительности – носят ситуативный характер, – под влиянием хода, – возникающие у человека, – кратковременные переживания, – процесса удовлетворения актуальных потребностей

Задание 10.Опишите два полярных чувства и эмоции, в которых они проявляются (например, чувстволюбви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчение при неудаче, гордости за него).

Задание 11.Выполните соответствие.

I. Моральные чувства II. Интеллектуальные чувства III. Эстетические чувства 1. чувство величия 2. чувство красивого 3. чувство долга 4. чувство совести 5. удивление 6. уверенность 7. чувство пошлости 8. чувство трагичности 9. сомнение 10. недоумение 11. товарищество 12. патриотизм

Задание 12.Назовите основные функции чувств и эмоций, которые описаны в ситуации.

Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, Ф.И. Шаляпин однажды обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане – с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.

Задание 13.* Заполните тест «Исследование ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер). Результаты и размышления запишите в тетрадь.

Задание 14.Оцените себя с помощью опросника на проявление агрессивности (Баса — Дарки). Результаты и размышления запишите в тетрадь.

Задание 15.Опишите пример, взятый из жизни или литературы или исторических справок, где отражались бы несколько функций чувств и эмоций (например, как в задании 12).

Задание 16.Основываясь на личных наблюдениях, опишите свои чувства в течение дня. Например,

Почувствовала стыд, когда опоздала на занятия. В области шеи и плеч почувствовала жжение, что было очень неприятно. Подумала о том, что буду наказана и быстро села на место. Во время доклада почувствовала беспокойство, когда подумал о своем увольнении с работы. Появилась неприятная тяжесть в теле. Сконцентрировала свое внимание, сосредоточилась на докладе. Когда позвонил сын, испытывала необычайную радость от его голоса. Появилось сердцебиение, теплота в груди, улыбка на лице, голос стал громче. Подумал, что не все ещё потеряно.

Чувство и эмоции События Изменения в теле Мое отношение Мои поступки
Стыд Опоздание Жжение в области плеч и шеи Неприятно Быстро села на свое место
Беспокойство Мысли об увольнении Тяжесть в теле Неприятно Сконцентрировала свое внимание, сосредоточилась на докладе
Радость Звонок сына Сердцебиение теплота в груди Приятно Не все ещё потеряно

Наблюдения оформите в таблице.

МОЙ ДНЕВНИК ЧУВСТВ

Чувство и эмоции События Изменения в теле Мое отношение Мои поступки
(что почувствовал) (мысли, воспоминания) (что произошло в моем теле, где и как?) (для меня было приятно/неприятно) (как я поступил, что сделал и подумал?)
1.

Тема 3.3. Воля.

Воля проявляет­ся во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля —это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции — побуди­тельную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.

Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побуди­тельная и тормозная функция составляют «содержательную» ос­нову процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека — это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

Ÿ непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные ре­акции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

Ÿ произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулиро­вания);

Ÿ волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт.

Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове чело­века одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Та­ким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способ­ность одной мысли о движении вызвать само движение.

Более слож­ный волевой акт связан с преодолением так называемой «конкури­рующей» идеи, при наличии которой у человека возникает специ­фическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с про­явлением силы воли.

Самый сложный волевой акт — такой, при котором путем пре­одоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. Например, отказ от вредных при­вычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максималь­ной силы воли. Еще одним отличием «волевого» человека от «человека привычки» является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

Волевые качестваподразделяются на три категории:

· первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

· вторич­ные, или производные, волевые качества (решительность, сме­лость, самообладание, уверенность);

· третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, прин­ципиальность, деловитость, инициативность).

Волевые качества — категория способная к изменению, развитию в течение жизни. Все волевые про­цессы имеют несколько су­щественных фаз:

1. Возникновение побуждения и постановка цели. Ключевыми понятиями являются влечение (неосознанная потребность) и жела­ние (осознанная потребность). У человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов.

2. Стадия обсуждения и борьба мотивов сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны.

3. Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чув­ство ответственности за действие.

4. Исполнение является заключительной фазой волевого процесса. Этап имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение — это не значит сразу его выполнить. Исполнение решения тесно связано с такой категорией, как время. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов: мировоззрения личности; моральной устойчивости; наличия общественной значимости целей; установки по отношению к действию; уровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое дей­ствие каждого человека неповторимо.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 17.Составьте свое определение следующим понятиям: воля, волевая регуляция, волевой акт, волевые качества, волевое усилие.

Задание 18.Определите, какая функция воли проявляются, если человек борется с горем утраты, гневом, бурной радостью, приглушает ненависть или ревность.

Задание 19.Учитель беседует с учеником, совершившим проступок.

Учитель. Ну, Сидоров, рассказывай, за что ты ударил Пантюшина?

Сидоров молчит, угрюмо смотрит на пол.

Учитель. Ну, что же ты молчишь? Мне некогда терять с тобой времени. Говори, за что ты его ударил?

Сидоров (зло). Пантюшин назвал меня глистой. Я ему еще не так поддам.

Учитель (резко). Это еще что такое? Разве школьники так себя ведут? Если тебя оскорбили, ты должен был сказать мне, а не драться. Чтобы у меня этого больше не было. Ступай! А с Пантюшиным я поговорю.

· Можно ли рассчитывать на то, что в результате проведенной беседы ученик Сидоров в следующий раз в аналогичной ситуации проявит большее волевое усилие и сдержит себя?

· Какие условия, от которых зависит волевое усилие, не были обеспечены учителем в данной беседе?

Задание 20.Проанализируйте следующие высказывания.

1. Учитель обращается к ученице: “Ты понимаешь, что ты говоришь?”. Та молчит, потом говорит, смотря себе под ноги: “Понимаю”. Учитель: “Ничего ты не понимаешь. Садись”. (Смех в классе).

2. Ученик, получавший все время тройки, прекрасно подготовил очередной урок и получил “5”. “С нашим Петровым что-то стряслось, — с шутливой тревогой в голосе обратился учитель к классу. — Я вынуждена ему поставить “5”.

3. “Разве ты не можешь, Витя, на каждом уроке отвечать вот так же хорошо, как сегодня? Разве ты не можешь быть у нас отличником? Как же тебе не совестно?”.

4. “Сегодня твой ответ меня не удовлетворяет. Ты, видно, недостаточно поработал, постарайся дело исправить, ты это можешь”.

5. “Твой ответ еще не удовлетворителен, но я чувствую, что ты подтягиваешься. Еще больше усилий, и мы тебя сравняем с классом”.

Вопросы для анализа:

· В какой мере каждое из этих суждений может мобилизовать волю ученика в дальнейшей работе?

· От каких условий волевого усилия зависит степень воспитательного воздействия в каждом из этих случаев?

Задание 21.* Заполните тест «Исследование импульсивности». Результаты и размышления запишите в тетрадь.

Задание 22.Заполните тест «Исследование субъективного контроля». Результаты и размышления запишите в тетрадь.

Задание 23.С какими из приведенных суждений согласится, по Вашему мнению, человек с интернальным локусом контроля?

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

3. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

4. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

5. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

6. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

7. Способные люди, не сумевшие реализовать своих способностей, должны винить в этом только самих себя.

Задание 24.Ознакомимся с рекомендациями, которые дают Л.И.Рувинский и С.И.Хохлов в своем труде «Как воспитать волю и характер» [3, с. 133]. Запишите, каких условий Вы придерживаетесь, работая над развитием воли?

Задание 25.* Оцените свою работу по третьей теме.

1. Какой теоретический материал для Вас полезен (в жизни, учебе, профессиональной деятельности)?

2. В какой мере, на Ваш взгляд, освоен теоретический материал (от 1до 4)?

Выводы по теме 3

v Подберите к каждому высказыванию, понятие которое его характеризует:

1) непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей;

2) постоянное устоявшееся свойство личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей;

3) сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия;

4) выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;

5) возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами; отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности;

6) сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

v Составьте свою психологическую характеристику по следующей схеме:

1. По результатам методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. Бойко):

1) какие симптомы доминируют;

2) какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

3) объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

4) какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

5) в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

6) какие признаки и аспекты поведения Вашей личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба профессиональной деятельности и коллегам по работе.

2. Дайте характеристику своей тревожности как состоянию (ситуативной тревожности) и тревожности как свойству (личностной тревожности), используя результаты опросника Спилбергера.

3. По результатам опросника Баса-Дарки опишите виды реакций при проявлении агрессивности в своем поведении.

4. Охарактеризуйте свой уровень импульсивности.

5. Составьте рекомендации для самосовершенствования, учитывая результаты теста «Исследование субъективного контроля».

Источник

Оцените статью