По всему чувствуется скоро теплу конец

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложени­ем называется такое, в котором части объед-инены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и време­ни глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красно­ватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн по­крывалась нежным розовым отливом. (Т.)

В этом сложном предложении рисуется картина раннего ут­ра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью гла­гольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несо­вершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами уста­навливается одновременность, сосуществование явлений.

Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, ин­тонации и глагольным формам не являются однородными: в од­них из них отражаются простейшие соотношения явлений дейст­вительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других—очень сложные (причинные, условные

В современном русском языке бессоюзные сложные пред­ложения очень широко распространены в художественной лите­ратуре. Наряду с этим они широко используются и в разговор­ной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.

П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три про­стых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечис­ления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего вре­мени.

2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предло­жении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объ­яснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба ска­зуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедше­го времени.

3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении вто­рое предложение поясняет первое; пояснительное значение вы­ражается предупредительной интонацией и употреблением ме­стоимения так: сделаю так (а дальше разъясняется, как имен­но сделает говорящий).

4) Назвался груздем — полезай в кузов. (Посл.)

5) Повадился кувшин по воду ходить — головы ему не сно­сить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заклю­чает условие, второе — следствие. В примере под п. 5 содержа­ние одного предложения противопоставляется содержанию дру­гого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба при­мера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в кон­це первой части и после неё небольшая пауза.

По смысловым отношениям, а в некоторых случаях и по ин­тонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к слож­носочинённым, например: Дорога бежала навстречу, ветви боль­но хлестали Морозку по лицу (Фад.) (Ср.: Дорога бежала на­встречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.) Другие бессоюзные сложные предложения ближе к сложноподчинён­ным, например: Успокойтесь: рана не опасна. (Т.) (Ср.: Успо­койтесь, потому что рана не опасна.) Третьи сложные бессо­юзные предложения допускают разное понимание, и поэтому их можно соотнести и со сложносочинёнными, и сложноподчинён­ными, например: Лес рубят — щепки летят. (Ср.: Лес рубят, а щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. Если лес рубят, щепки летят.) По особенностям своего строения и значения бес­союзные сложные предложения выделяются в особую группу и не делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Но вполне допустимо отмечать близость одних бессоюзных предложений к сложносочинённым, а других — к сложноподчи­нённым.

На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: з а п я т о й, т о ч к о й с з а п я т о й, д в о е т о ч и е м и т и р е.

Запятая и точка с запятой ставятся между пред­ложениями в том случае, если смысловые отношения близки к тем, которые выражаются соединительными союзами.

Запятая ставится, если предложения кратки и тесно связа­ны по смыслу, например: Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучья. (Т.)

Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, например:

Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес. (Т.)

Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая:

1) Второе предложение (или группа предложений) указы­вает причину того, о чём говорится в первом, например: Люби­те книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.)

2) Второе предложение (или группа предложений) поясня­ет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарос­лями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пят­нами. (Купр.) Что-то зачернело впереди на дне узкой лож­бины: то был Пегас. (Т.)

3) Второе предложение (или группа предложений) дополня­ет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, напри­мер: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и тол­кает. (Т.) Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотни­ком. (Т.)

Если первое предложение произносится без оттенка предуп­реждения, то после него ставится запятая, например: Слышу, земля задрожала. (Н.) В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача и под. Ср.: Сделаем следующее: вы пойдё­те налево, а я направо. Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться. Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись.

Т и р е ставится при других отношениях между предложе­ниями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в част­ности:

1) Предложения рисуют быструю смену событий или не­ожиданный р е з у л ь т а т действия, например: Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.)

2) Содержание одного предложения п р о т и в о п о с т а в л я ­е т с я содержанию другого, например: Шестнадцать лет слу­жу — такого со мной не бывало. (Л. Т.)

3) Первое предложение указывает на в р е м я действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась — раздались обычные рукоплескания. (Т.)

4) Первое предложение указывает у с л о в и е того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет — он вздрог­нет и побледнеет. (Л.)

5) Второе предложение (или группа предложений) указы­вает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (Т.)

6) Содержание первого предложения с р а в н и в а е т с я с содержанием второго, нап-ример: Молвит слово — соловей поёт.

П р и м е ч а н и е. Выбор тех или иных знаков препинания для постанов­ки между предложениями нередко зависит от того, какие из возможных от­ношений хочет установить пишущий.

Сравните пунктуацию в двух описаниях у А. С. Пушкина: 1) Редел на небе мрак глубокий, ложилась тень на тёмный дол, взошла заря. (“Кавказский пленник”.) 2) Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (“Полтава”.)

В предложении Они нападали на неё; Владимир Сергеевич начал защи­щать её И. С. Тургенев устанавливает простую последовательность событий, а не противоположность их; поэтому он ставит точку с запятой, а не тире, обозначая этим соответствующую интонацию.

Упражнение 170. Данные ниже бессоюзные предложения превратите в сложноподчинённые предложения с союзами.

О б р а з е ц. Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов,— Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов.

1) Сдадите работу в срок — отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему: кто-то вошёл в дом. 3) У нас прин­цип такой: сделал своё задание — помоги товарищу. 4) По все­му чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт — сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся позд­но: солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В дерев­ню теперь не проехать: река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь: всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали: сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.

Источник

© Свечаревская С.А.. БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsve4arevski.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » © Свечаревская С.А.. БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.» — Транскрипт:

2 БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она]. (А. Пушкин).

3 Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой по смыслу и кратки, между ними можно поставить союз « и ». [Дорога стала ухабистее], [ колёса начали задевать за кусты]. и

4 Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, между ними можно поставить точку и мысленно разбить на 2 самостоятельных предложения. [В июле краски все смягчены, но не ярки] ; [на всём лежит печать трогательности и нежности].

5 Двоеточие в БСП. а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. ( можно вставить потому что) [ ] : [причина]. потому что [ Любите книгу ] : [ она поможет вам в жизни ].

6 б) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого ( можно вставить а именно). [ ]: [раскрывает смысл]. а именно [ Степь пестреет цветами ] : [ белеют ромашки, желтеет дрок, синеют колокольчики ].

7 в) второе предложение дополняет первое. ( можно подставить что) [ ]: [дополняет]. Если не получается поставить «что», то перед «что» добавить слова: и увидел, и услышал, и почувствовал). и увидел, что [ Я поднял голову ] : [ у костра сидела женщина ].

8 Тире в БСП а) быстрая смена событий. [ ] – [ ]. [ Сыр выпал ] – [с ним была плу- товка такова ].

9 б) противопоставление (можно вставить а ) [ ] – [ ]. [Мир кормит ] – [война опустошает]. а

10 в) время, условие ( можно вставить когда то, если то ) [когда] – [ ]. [ Лес рубят ] – [щепки летят ]. [если] – [ ]. [ Назвался груздем ] – [полезай в кузов ].

11 г) сравнение ( можно вставить словно, будто) [ ] – [ ]. словно [ Молвит слово ] – [соловей поёт ].

12 д) вывод, следствие (можно вставить так что) [ ] – [вывод]. так что [ Солнце дымное встаёт ] – [будет день горячий ].

13 1.Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. 2.Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. 3.Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. 4.Назвался груздем — полезай в кузов. 5. Повадился кувшин по воду ходить — головы ему не сносить. 6.Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу. 7. Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес.

14 1) Сдадите работу в срок — отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему : кто-то вошёл в дом. 3) У нас принцип такой : сделал своё задание — помоги товарищу. 4) По всему чувствуется : скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он : возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт — сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся поздно : солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В деревню теперь не проехать : река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь : всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали : сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.

15 1) Проснулся — пять станций убежало назад. 2) Шест- надцать лет служу — такого со мной не бывало. 3) Что- то зачернело впереди на дне узкой ложбины : то был Пегас. 4) Сделаем следующее : вы пойдёте налево, а я направо. 5) Ставнем стукнет — он вздрогнет и побледнеет. 6) Вот что плохо : у вашего сына совсем нет желания учиться. 7) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. 8) Надо понять главное : без посторонней помощи нам не обойтись. 9) Мы не смогли вовремя выехать : не было билетов. 10) Слабо шурша, падали сосновые шишки ; вздыхая, шумел лес. 11) Берёза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому. 12) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

17 Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 4

18 А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении? С 40 – х годов XX века для изучения интонации стали использовать звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. 2

19 А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 3 Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

21 Какое предложение является бессоюзным сложным? 1) Я не знаю, будет ли свидание. 2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар. 3) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети». 4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар. 3

22 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1.Тут Мересьева осенила мысль — партизаны должны быть где. то (по) близости. 2.Погода была ужас. ная : ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 3.Сош. л последний снег, на п. лях отгремели пенист. е вешн. е воды, от. грали степные лога и реч. ки. 4.Земля кругла — на ней не скро…шь тайны. 5.Снов. цв. тут при дорогах ромашки: тихие ивы стоят у реки. 1, 5

23 1.Я поднял голову и посмотрел на чуть посветлевшее небо на нём низко висели серые тучи. 2.Напрямик не пробиться впереди непроходимое болото. 3. Лошади тронулись колокольчик загремел. 4. Время сеять овёс распустилась берёза. У ворот увидел я старую чугунную пушку улицы были тесны и кривы избы низки и большей частью покрыты соломой. 5. Волны звучали солнце сияло море смеялось. Укажите номер предложения, в котором должно стоять тире. 3

24 Укажите правильное продолжение предложения. Я посмотрел вверх – 1) всё небо закрыли тучи. 2) на лицо упала первая капля. 3) потом я долго рассматривал землю под ногами. 2

25 Укажите правильное продолжение предложения. Неутолимо хотелось пить: 1) очень хотелось есть. 2) путники ускорили шаг. 3) мы слишком долго шли по пустыне. 3

Источник

Оцените статью