- БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- © Свечаревская С.А.. БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » © Свечаревская С.А.. БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.» — Транскрипт:
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Б е с с о ю з н ы м с л о ж н ы м предложением называется такое, в котором части объед-инены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и времени глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом. (Т.)
В этом сложном предложении рисуется картина раннего утра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью глагольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений.
Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, интонации и глагольным формам не являются однородными: в одних из них отражаются простейшие соотношения явлений действительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других—очень сложные (причинные, условные
В современном русском языке бессоюзные сложные предложения очень широко распространены в художественной литературе. Наряду с этим они широко используются и в разговорной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.
П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три простых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечисления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего времени.
2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предложении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объяснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени.
3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое; пояснительное значение выражается предупредительной интонацией и употреблением местоимения так: сделаю так (а дальше разъясняется, как именно сделает говорящий).
4) Назвался груздем — полезай в кузов. (Посл.)
5) Повадился кувшин по воду ходить — головы ему не сносить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заключает условие, второе — следствие. В примере под п. 5 содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба примера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в конце первой части и после неё небольшая пауза.
По смысловым отношениям, а в некоторых случаях и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, например: Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу (Фад.) (Ср.: Дорога бежала навстречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.) Другие бессоюзные сложные предложения ближе к сложноподчинённым, например: Успокойтесь: рана не опасна. (Т.) (Ср.: Успокойтесь, потому что рана не опасна.) Третьи сложные бессоюзные предложения допускают разное понимание, и поэтому их можно соотнести и со сложносочинёнными, и сложноподчинёнными, например: Лес рубят — щепки летят. (Ср.: Лес рубят, а щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. Если лес рубят, щепки летят.) По особенностям своего строения и значения бессоюзные сложные предложения выделяются в особую группу и не делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Но вполне допустимо отмечать близость одних бессоюзных предложений к сложносочинённым, а других — к сложноподчинённым.
На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: з а п я т о й, т о ч к о й с з а п я т о й, д в о е т о ч и е м и т и р е.
Запятая и точка с запятой ставятся между предложениями в том случае, если смысловые отношения близки к тем, которые выражаются соединительными союзами.
Запятая ставится, если предложения кратки и тесно связаны по смыслу, например: Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучья. (Т.)
Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, например:
Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес. (Т.)
Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая:
1) Второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.)
2) Второе предложение (или группа предложений) поясняет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины: то был Пегас. (Т.)
3) Второе предложение (или группа предложений) дополняет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.)
Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то после него ставится запятая, например: Слышу, земля задрожала. (Н.) В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача и под. Ср.: Сделаем следующее: вы пойдёте налево, а я направо. Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться. Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись.
Т и р е ставится при других отношениях между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в частности:
1) Предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный р е з у л ь т а т действия, например: Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.)
2) Содержание одного предложения п р о т и в о п о с т а в л я е т с я содержанию другого, например: Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало. (Л. Т.)
3) Первое предложение указывает на в р е м я действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась — раздались обычные рукоплескания. (Т.)
4) Первое предложение указывает у с л о в и е того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет — он вздрогнет и побледнеет. (Л.)
5) Второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (Т.)
6) Содержание первого предложения с р а в н и в а е т с я с содержанием второго, нап-ример: Молвит слово — соловей поёт.
П р и м е ч а н и е. Выбор тех или иных знаков препинания для постановки между предложениями нередко зависит от того, какие из возможных отношений хочет установить пишущий.
Сравните пунктуацию в двух описаниях у А. С. Пушкина: 1) Редел на небе мрак глубокий, ложилась тень на тёмный дол, взошла заря. (“Кавказский пленник”.) 2) Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (“Полтава”.)
В предложении Они нападали на неё; Владимир Сергеевич начал защищать её И. С. Тургенев устанавливает простую последовательность событий, а не противоположность их; поэтому он ставит точку с запятой, а не тире, обозначая этим соответствующую интонацию.
Упражнение 170. Данные ниже бессоюзные предложения превратите в сложноподчинённые предложения с союзами.
О б р а з е ц. Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов,— Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов.
1) Сдадите работу в срок — отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему: кто-то вошёл в дом. 3) У нас принцип такой: сделал своё задание — помоги товарищу. 4) По всему чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт — сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В деревню теперь не проехать: река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь: всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали: сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.
Источник
© Свечаревская С.А.. БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsve4arevski.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » © Свечаревская С.А.. БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.» — Транскрипт:
2 БСП — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она]. (А. Пушкин).
3 Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой по смыслу и кратки, между ними можно поставить союз « и ». [Дорога стала ухабистее], [ колёса начали задевать за кусты]. и
4 Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, между ними можно поставить точку и мысленно разбить на 2 самостоятельных предложения. [В июле краски все смягчены, но не ярки] ; [на всём лежит печать трогательности и нежности].
5 Двоеточие в БСП. а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. ( можно вставить потому что) [ ] : [причина]. потому что [ Любите книгу ] : [ она поможет вам в жизни ].
6 б) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого ( можно вставить а именно). [ ]: [раскрывает смысл]. а именно [ Степь пестреет цветами ] : [ белеют ромашки, желтеет дрок, синеют колокольчики ].
7 в) второе предложение дополняет первое. ( можно подставить что) [ ]: [дополняет]. Если не получается поставить «что», то перед «что» добавить слова: и увидел, и услышал, и почувствовал). и увидел, что [ Я поднял голову ] : [ у костра сидела женщина ].
8 Тире в БСП а) быстрая смена событий. [ ] – [ ]. [ Сыр выпал ] – [с ним была плу- товка такова ].
9 б) противопоставление (можно вставить а ) [ ] – [ ]. [Мир кормит ] – [война опустошает]. а
10 в) время, условие ( можно вставить когда то, если то ) [когда] – [ ]. [ Лес рубят ] – [щепки летят ]. [если] – [ ]. [ Назвался груздем ] – [полезай в кузов ].
11 г) сравнение ( можно вставить словно, будто) [ ] – [ ]. словно [ Молвит слово ] – [соловей поёт ].
12 д) вывод, следствие (можно вставить так что) [ ] – [вывод]. так что [ Солнце дымное встаёт ] – [будет день горячий ].
13 1.Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. 2.Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. 3.Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. 4.Назвался груздем — полезай в кузов. 5. Повадился кувшин по воду ходить — головы ему не сносить. 6.Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу. 7. Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес.
14 1) Сдадите работу в срок — отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему : кто-то вошёл в дом. 3) У нас принцип такой : сделал своё задание — помоги товарищу. 4) По всему чувствуется : скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он : возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт — сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся поздно : солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В деревню теперь не проехать : река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь : всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали : сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.
15 1) Проснулся — пять станций убежало назад. 2) Шест- надцать лет служу — такого со мной не бывало. 3) Что- то зачернело впереди на дне узкой ложбины : то был Пегас. 4) Сделаем следующее : вы пойдёте налево, а я направо. 5) Ставнем стукнет — он вздрогнет и побледнеет. 6) Вот что плохо : у вашего сына совсем нет желания учиться. 7) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. 8) Надо понять главное : без посторонней помощи нам не обойтись. 9) Мы не смогли вовремя выехать : не было билетов. 10) Слабо шурша, падали сосновые шишки ; вздыхая, шумел лес. 11) Берёза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому. 12) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
17 Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 4
18 А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении? С 40 – х годов XX века для изучения интонации стали использовать звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. 2
19 А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 3 Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
21 Какое предложение является бессоюзным сложным? 1) Я не знаю, будет ли свидание. 2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар. 3) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети». 4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар. 3
22 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1.Тут Мересьева осенила мысль — партизаны должны быть где. то (по) близости. 2.Погода была ужас. ная : ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 3.Сош. л последний снег, на п. лях отгремели пенист. е вешн. е воды, от. грали степные лога и реч. ки. 4.Земля кругла — на ней не скро…шь тайны. 5.Снов. цв. тут при дорогах ромашки: тихие ивы стоят у реки. 1, 5
23 1.Я поднял голову и посмотрел на чуть посветлевшее небо на нём низко висели серые тучи. 2.Напрямик не пробиться впереди непроходимое болото. 3. Лошади тронулись колокольчик загремел. 4. Время сеять овёс распустилась берёза. У ворот увидел я старую чугунную пушку улицы были тесны и кривы избы низки и большей частью покрыты соломой. 5. Волны звучали солнце сияло море смеялось. Укажите номер предложения, в котором должно стоять тире. 3
24 Укажите правильное продолжение предложения. Я посмотрел вверх – 1) всё небо закрыли тучи. 2) на лицо упала первая капля. 3) потом я долго рассматривал землю под ногами. 2
25 Укажите правильное продолжение предложения. Неутолимо хотелось пить: 1) очень хотелось есть. 2) путники ускорили шаг. 3) мы слишком долго шли по пустыне. 3
Источник