По мнению сторонников основу человеческого познания составляет чувственный опыт

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Тема 5. Теория познания

Теоретическое сознание (компоненты)

· Идеология: идеи, теории, взгляды;

· Естественно-научные взгляды: логические суждения, понятия, формулы, теории и др.

4.10 Формы общественного сознания:

Словарь

· Адаптация (от лат. – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой.

· Социальная адаптация – приспособление среды к своим потребностям, видоизменение среды.

· Идеальное – субъективный образ объективного мира. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).

· Идеальность сознания – выражается в том, что составляющие его образы не обладают свойствами отражаемых в ней предметов действительности. В них не существует ни грамма вещества; они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств.

· Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

· Психика (от греч. – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

· Раздражимость – форма отражения реальности организмами, не имеющими нервной системы.

· Язык – система знаков, служащая средством человеческого мышления, выражения и общения.

· Общественное сознание – совокупность идей, теорий, концепций, программ, взглядов, традиций, норм, привычек, мнений, слухов и других духовных образований, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его исторического развития.

· Идеология – сложное духовное образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

· Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие бога и материальный мир.

Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания.

5.1 Основные гносеологические концепции:

· Сенсуализм – основу человеческого познания составляют чувства.

· Интуитивизм – основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности познания).

· Эмпиризм – основу человеческого познания составляет опыт.

· Рационализм – основу познания составляет разум.

· Синтетическая концепция – человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции.

5.2 Основные проблемы гносеологии:

· Субъект и объект познания;

· Диалектика процесса познания;

· Истина и ее критерии;

· Методы научного познания;

· Формы научного познания.

5.3 Гносеологические принципы:

· Единства чувственного и абстрактно-логического в познании;

· Единства познания и практики;

· Единства отражения и познания у человека;

· Восхождения в познании от абстрактного к конкретному;

· Единства объективного и субъективного в познании;

· Единства абсолютного и относительного в познании;

· Активности творческого отображения действительности;

Познание – специфическая деятельность, направленная на приобретение и развитие знания, выраженного в вербально-знаковой форме.

Виды знания:

Знание – разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование. Информация есть свойство и результат всякого отражения.

Знание соотносится с информацией как более широким явлением.

Материальные носители информации:

· Объекты материальной культуры.

Основные точки зрения на процесс познания:

· Гностицизм – мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания).

· Агностицизм – неверие либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же утверждение ограниченной возможности познания.

Сущность теории агностицизма И.Канта:

· Человек обладает ограниченными познавательными возможностями (из-за ограниченных познавательных возможностей разума);

· Окружающий мир непознаваем; человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Диалектика процесса познания:

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины, познание объективной реальности» В.И. Ленин.

Уровни познавательной деятельности:

· Чувственное познание (основано на деятельности органов чувств: зрения, слухе, обонянии, осязании, вкусе);

· Абстрактно-логическое, или рациональное (основано на деятельности рассудка и разума).

Основные формы чувственного познания:

5.4 Основные формы абстрактно-логического мышления:

Ощущения –идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания.

Восприятия –переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта.

Представления – воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением.

Понятие –форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания.

Суждение –мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах и которая является объективно либо истинной, либо ложной.

Умозаключение —представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание.

Субъект познания – это прежде всего индивид, активно познающий, действующий, обладающий сознанием и волей.

Субъектом познания, кроме индивида, выступает:

· Общество в целом.

Объект познания —тот предмет (или явление), на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Источник

Чувственный опыт как путь к достоверному познанию

До этого момента мы всё время говорили о том, что основой верного познания являются рациональные знания, т.е. знания, полученные от разума. И более того, на чувственные знания опираться ни в коем случае нельзя, ведь они ведут нас к видению искаженной картины миры. Надеюсь, Вы запомнили этот блок и поняли, почему разум побеждает чувства. Если нет, то стоит вернуться к двум предыдущим темам.

Если Вы хорошо поняли материал, но в корне не согласны с этой философской традицией, то я Вас обрадую. Существует философское учение, которое ставит чувственное познание превыше всего, а опыт определяет как единственный источник познания. Речь идёт об эмпиризме – философском учении, зародившемся в XVII в. Его ярчайшими представителями являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Источником познания для эмпириков является опыт, получаемый с помощью ощущений. И ведь правда, изначально мы познаем предмет с помощью наших органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, – писал Иммануил Кант. – отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. – продолжал философ»[1]. Остановимся пока на первой части цитаты. Более полный анализ высказывания проведем в следующей части курса.

Итак, познание происходит из чувственного опыта, сформированного с помощью ощущений. Звучит всё очень логично и убедительно, но что же так не нравилось рационалистам?

Рационалисты критиковали эмпириков и были убеждены в том, что чувства искажают наше понимание мира, обманывая нас этим, и только лишь разум способен выявить эту ложь и показать истинный образ мира. Однако эмпирики были несогласны с этими утверждениями и считали, что именно чувства подсказывают нам, каков мир есть на самом деле. Также эмпирики акцентировали внимание на том, что именно разум, а не ощущения, даёт нам ложные сведения.

Например, Ф. Бэкон в своей философии называл такие сведения разума заблуждениями, выделяя 4 идола разума: идол рода, идол театра, идол рынка и идол пещеры. Для того, чтобы понять, что эти идолы из себя представляют, обратимся к инфографике.

[1] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского. М.: Эксмо, 2015.

Как видно на инфографике, разум формирует такие заблуждения, которые «сбивают» нас с пути верного познания, поэтому мы не можем доверять нашему разуму полностью. Бэкон убеждён, что 4 идола разума может разрушить только наш чувственный опыт.

Попробуем рассмотреть это на примере из жизни. В Вашей семье существует убеждение, что «грибы – это невкусный продукт». Вы принимаете это как данность и живете с этим идолом площади до тех пор, пока не попробуете эти самые грибы. Получается, что, обращаясь к опыту, Вы разрушаете свои собственные мифы и мифы других.

Можно бесконечное количество раз размышлять и анализировать вкус и полезность грибов, но Вы никогда не узнаете правду, пока не прочувствуете это на собственном опыте. Теперь мы выяснили, что разум не такой уж чистый источник познания, т.к. и он содержит предрассудки и ложные знания о предмете.

Бэкон утверждал, что с этими идолами бороться можно и нужно, однако труднее это сделать с врожденными идолами. В процессе познания мира необходимо учитывать факт существования этих заблуждений и избегать их, прислушиваясь к своим чувственным данным.

В первой части курса мы узнали, что существуют такие знания, которые душа помнит, но забыла при новой жизни, и происходит припоминание (анамнезис) в процессе жизни, в результате которого душа вспоминает то, что знала в предыдущей жизни – так утверждал Платон.

Во второй части мы обсуждали философию Декарта, который утверждал, что человек рождается с врожденными идеями, на основе которых мы владеем базовыми сведениями об окружающем нас мире.

Эмпирики же мыслили совсем иначе. Одним из выдающимся представителем эмпиризма является Дж. Локк. Он утверждал, что человек рождается без врожденных идей — его ум вначале подобен «чистой доске» («tabula rasa»). Мы ничего не знаем и не можем знать о предметах, а получаем все сведения об объектах через опыт, и путем накопления этого опыта, мы формируем в нашем сознании образ мира.

Итак, всё начинается с ощущений, и ни один предмет не дан нам вне опыта.

«Но почему же, – спросите Вы, — нельзя объединить два компонента (чувства и разум) в одном процессе познания? Ведь тогда мы и сможем получить настоящую полную картину мира». Вероятно, именно так и стоит сделать, но об этом в следующей части, посвященной теории познания Канта.

Источник

Какое познание называется чувственным?

1. познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума)

2. познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления

3. познание, происходящее на основе действия органов чувств человека

4. познание, которое осуществляется с помощью разума и чувственного восприятия

Какая из перечисленных концепций не является гносеологической?

Что составляет основу человеческого познания с точки зрения сенсуализма?

1. основу человеческого познания составляет чувственный опыт

2. основу человеческого познания составляет разум

3. основу человеческого познания составляет интуиция

4. человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

Что составляет основу человеческого познания с точки зрения рационализма?

1. основу человеческого познания составляет чувственный опыт

2. основу человеческого познания составляет разум

3. основу человеческого познания составляет интуиция

4. человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

Что составляет основу человеческого познания с точки зрения интуитивизма?

1. основу человеческого познания составляет чувственный опыт

2. основу человеческого познания составляет разум

3. основу человеческого познания составляет интуиция

4. человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

Что составляет основу человеческого познания с точки зрения сторонников синтетической концепции в гносеологии?

1. основу человеческого познания составляет чувственный опыт

2. основу человеческого познания составляет разум

3. основу человеческого познания составляет интуиция

4. человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

К какой форме научного познания можно отнести объяснение системы обобщенного, достоверного и упорядоченного знания о человеке?

Как в философии познания называется совокупность определенных предписаний, правил, принципов, которым предлагается следовать в ходе изучения какой-либо вещи или процесса, а также мира в целом?

Как называется метод познания объекта в его естественных условиях?

Как называется метод познания объекта в искусственно контролируемых условиях?

Что из перечисленного не является функцией научного познания?

1. дает картину мира в целом

2. целостное теоретическое описание предмета

3. функция объяснения

4. функция предсказания

К какой форме научного познания можно отнести смерть А.С. Пушкина?

Как называется метод познания целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах?

Как называется научно обоснованное предположение или же система предположений о причинах фактов и явлений?

К какой форме научного познания можно отнести объяснение сущности (сути) классовой борьбы?

Источник

Оцените статью