- 10 главных пейзажей русской живописи
- 1. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
- 2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели, 1871
- 3. Иван Шишкин. Утро в сосновом бору, 1889
- 4. Василий Поленов. Ока. Вечер, 1903
- 5. Валентин Серов. Пруд в Абрамцеве. 1886
- 6. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
- 7. Константин Коровин. Зимой, 1894
- 8. Константин Юон. В провинции. Город Торжок. Тверская губерния. 1914
- 9. Николай Рерих. Карельский пейзаж (Ладожское озеро), 1918
- 10. Кузьма Петров-Водкин. Полдень, 1917
- Пейзажи русских художников:10 волшебных пейзажей
- 1. Исаак Левитан. Над вечным миром, 1894
- 2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели, 1871
- 3. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
- 4. Василий Поленов. Ока. Вечер 1903
- 5. Валентин Серов. Пруд в Абрамцево. 1886
- 6. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
- 7. Константин Коровин. Зима, 1894
- 8. Константин Юон. В провинции. Торжок. Тверская губерния. 1914
- 9. Николай Рерих. Карельский пейзаж (Ладожское озеро), 1918
- 10. Кузьма Петров-Водкин. Полдень, 1917
- Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
- Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
- Алексей Саврасов, Василий Поленов
- Исаак Левитан, Константин Коровин
10 главных пейзажей русской живописи
1. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
Левитан считается мастером пейзажа, а эта картина — вершиной его творчества. В ней типично левитановское меланхоличное настроение, крутой берег Волги и потрясающее ощущение вечности и простора.
2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели, 1871
Некоторые говорят, что Саврасов — художник одной картины. Что ж, если и так, зато какой! И хоть на переднем плане мы видим снег, но розовеющее небо, перелетные птицы и первая талая лужа означают приход весны.
3. Иван Шишкин. Утро в сосновом бору, 1889
Картина знакома каждому ребенку с детства, потому что изображена на конфете «Мишка косолапый». Кстати, медведей рисовал не Шишкин, а художник Константин Савицкий, но почему-то коллекционер Павел Третьяков решил убрать второго автора с этикетки.
4. Василий Поленов. Ока. Вечер, 1903
Харьковский художественный музей
Как и в случае с Левитаном, сложно выбрать лишь один пейзаж у Поленова. Он много путешествовал и делал зарисовки в Европе и Ближнем Востоке. Но особенно любим им был пейзаж реки Оки, где у него был домик (сейчас там находится музей-усадьба «Поленово»).
5. Валентин Серов. Пруд в Абрамцеве. 1886
Усадьба мецената Саввы Мамонтова в Абрамцеве была пристанищем многих великих русских художников — Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Константина Коровина. Там и Серов написал свою знаменитую «Девочку с персиками» (позировала ему дочь хозяина), а в перерывах между более серьезными работами, писал живописные местные пейзажи.
6. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
Для этой картины была организована даже целая отдельная выставка. Посмотрите на отличительную черту Куинджи — потрясающую игру со светом.
7. Константин Коровин. Зимой, 1894
Коровин очень любил зиму, и эта картина, лишь одна из весьма успешного зимнего цикла, сразу же была куплена Третьяковкой.
8. Константин Юон. В провинции. Город Торжок. Тверская губерния. 1914
Ученик Серова Юон много писал пейзажи Москвы и окрестных городов. Например, одного из самых красивых мест Тверской губернии — Торжка.
9. Николай Рерих. Карельский пейзаж (Ладожское озеро), 1918
Конечно, Рерих прежде всего известен своими фантастическими гималайскими пейзажами, однако он много писал и Россию-матушку. Вот, например, северное озеро Ладога, написанное в «восточном» стиле, свойственном автору.
10. Кузьма Петров-Водкин. Полдень, 1917
Государственный Русский музей
Революция в России произошла не только в общественном строе страны, но и в живописи. Большевики свергли старую власть, а авангардисты — классические каноны живописи.
Источник
Пейзажи русских художников:10 волшебных пейзажей
Русские люди очень любят созерцать безграничные горизонты своей обширной родины. Эти художники помогли превратить восхищение метаморфозами природы в национальное времяпрепровождение.
1. Исаак Левитан. Над вечным миром, 1894
Третьяковская галерея
Левитан считается мастером пейзажа, и эта картина знаменует вершину его творчества. В ней мы видим фирменный знак меланхоличного духа художника и всемогущее чувство вечности и простора, воплощенное в взгляде на крутой берег на Волге.
2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели, 1871
Третьяковская галерея
Часто говорят, что Саврасов — чудо одного художник. Несмотря на снег на переднем плане, розовое небо, перелетные птицы и первый растопленный снег означают долгожданное прибытие весны.
3. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
Третьяковская галерея
Каждый россиянин знает эту картину с детства, потому что она изображена в учебниках. Кстати, медведи были написаны не Шишкиным, а художником Константином Савицким. Однако по какой-то причине коллекционер Павел Третьяков решил удалить второго художника с именной таблички.
4. Василий Поленов. Ока. Вечер 1903
Харьковский художественный музей
Как и в случае с Левитаном, трудно выбрать только один пейзаж Поленова. Он много путешествовал и делал зарисовки в Европе и на Ближнем Востоке. Но особенно ему понравился пейзаж реки Оки, где у него был дом (сегодня музей-усадьба Поленово).
5. Валентин Серов. Пруд в Абрамцево. 1886
Третьяковская галерея
Поместье мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево было пристанищем для многих великих русских художников: Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Константина Коровина и других. Именно там Серов написал свою знаменитую « Девушку с персиками » (поставленную дочерью Мамонтова), а между более серьезными работами нарисовал живописные местные пейзажи.
6. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
Третьяковская галерея
Для этой картины была организована целая выставка. Достаточно взглянуть на удивительную игру света — отличительную черту Куинджи.
7. Константин Коровин. Зима, 1894
Третьяковская галерея
Коровин просто обожал зиму, и эта картина, единственная в своем весьма успешном зимнем цикле, была куплена Третьяковской галереей. Холст представляет собой прекрасную иллюстрацию к пушкинской поэме « Зимнее утро» на аналогичную тему.
8. Константин Юон. В провинции. Торжок. Тверская губерния. 1914
Третьяковская галерея
Ученик Серова Юон писал много пейзажей в Москве и окрестных городах. Хотя малоизвестный иностранцам, Торжок считается одним из самых красивых городов России.
9. Николай Рерих. Карельский пейзаж (Ладожское озеро), 1918
Частная коллекция
Рерих известен прежде всего своими сказочными гималайскими пейзажами, но Мать-Россия часто позировала и ему. Например, Ладожского озера на севере страны, здесь расписанное в характерном для художника «восточном» стиле.
10. Кузьма Петров-Водкин. Полдень, 1917
Государственный Русский Музей
Революция в России была не только общественно-политической, но и художественной. Большевики свергли старый режим, а авангардисты — классические каноны живописи.
Источник
Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.
Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.
Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Алексей Саврасов, Василий Поленов
Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.
Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.
Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.
Исаак Левитан, Константин Коровин
И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.
«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.
Еще один «пейзажист настроения», как и Левитан, учившийся у Саврасова в училище живописи и ваяния, — Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист. Он был родом из купеческой семьи, после обучения в Москве поступил в петербургскую Академию художеств, но был разочарован методами преподавания в ней и, проучившись несколько месяцев, бросил.
В тридцать три года Коровин совершил путешествие по русскому и зарубежному Северу, откуда привез несколько пейзажей. В 1902 году художник приобрел дом в деревне Охотино Ярославской губернии.
«… Зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки » — так писал Коровин более века тому назад.
И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник