Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации
Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации
Предлагаем нашим читателям познакомиться с рекомендациями к оказанию срочной психологической помощи пострадавшему, попавшему в ледяную воду, подготовленные нашим коллегой из ГУ МЧС по Красноярскому краю Виктором Долженко. Эти советы будут полезны как специалистам, так и каждому человеку, столкнувшемуся с ситуацией сильного стресса.
У человека, пережившего какую-либо экстремальную ситуацию, могут проявляться различные психические реакции.
Человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом: так организм «сбрасывает» напряжение. Человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию.
Дрожь начинается внезапно — сразу после инцидента или спустя какое-то время, человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь спичку.
Реакция может продолжаться до нескольких часов. Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.
Помощь
В создании условий для нервной «разрядки», без которой напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др. Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд. При этом продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После завершения реакции желательно уложить его спать.
После того, как дашь волю слезам, на душе становится легче. Когда человек плачет, в организме вырабатываются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
Признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться, подрагивают губы; в настроении пострадавшего ощущается подавленность; в отличие от истерики, нет возбуждения в поведении.
Помощь
1. Создайте условия для нервной «разрядки» пострадавшего.
2. Не оставляйте пострадавшего одного. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, погладьте его по голове).
3. Применяйте приемы «активного слушания»: периодически произносите «да», «ага», кивайте головой. Повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» горе, страх, обиду.
5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.
Истерический припадок может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Признаки: сознание сохраняется; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания.
Помощь
1. Удалите зрителей. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить пострадавшего (с грохотом уроните предмет, резко крикните на него).
3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном, например: «выпей воды», «умойся». Не потакайте его желаниям.
4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать, наблюдайте за его состоянием.
Одна из самых сильных защитных реакций организма. Она проявляется после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
Признаки:
1. Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи.
2. Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения).
3. «Застывание» в определенной позе, оцепенение или полная неподвижность.
4. Возможно напряжение отдельных групп мышц.
Помощь
1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
2. Кончиками указательных пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, четко над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями.
3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Помните: необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего!
Все время разговаривайте с пострадавшим, выслушивайте все, что он хочет высказать.В роли пострадавшего, к сожалению, могут оказаться и сами спасатели. Несмотряна то, что они морально и физически подготовлены к подобным экстремальным ситуациям. Поэтому и спасателям также должна оказываться своевременная психологическая помощь
Источник
Как помочь себе и другим в экстремальной ситуации: советы психолога МЧС
Каждый из нас может оказаться в экстремальной ситуации — ситуации, которая выходит за рамки повседневного человеческого опыта. Сталкиваясь с горем, потерей, человек переживает сильное эмоциональное потрясение, его жизнь в одно мгновение меняется.
«Находясь в таком состоянии, человек не всегда может самостоятельно справиться с сильными реакциями, которые захлестывают его в этот момент. Это могут быть страх, гнев, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Это острые реакции на сильный стресс, — рассказывает Татьяна Исаева, психолог отделения кадровой и воспитательной работы 4 отряда федеральной противопожарной службы по Республике Марий Эл. — В чрезвычайной ситуации — это нормальные реакции на ненормальные ситуации!И важно, чтобы эти реакции состоялись. Необходимо не оставлять человека одного, оказать ему психологическую поддержку и помочь найти силы и мужество жить дальше».
Если Вы оказались в зоне чрезвычайной ситуации, стали ее участником или очевидцем, прежде всего:
— убедитесь, что у Вас нет физической травмы;
— если есть необходимость – вызовите скорую помощь или попросите других это сделать;
— постарайтесь не терять самообладания;
— подумайте о собственной безопасности.
Если с Вами случилась истерика, уйдите от «зрителей», останьтесь один. Умойтесь холодной водой – это поможет прийти в себя. Сделайте несколько дыхательных упражнений.
Если Вы наблюдаете у человека истерику, попытайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себе: чем меньше зрителей, тем быстрее реакция истерики прекратится. Постарайтесь стать самым внимательным слушателем, кивайте, поддакивайте. Сократите свою речь, говорите мало. Если не «подпитывать» эту реакцию своими репликами, то через 10-15 минут она пойдет на спад. После истерики человек испытывает усталость, необходимо дать ему возможность отдохнуть.
Если Вы испытываете агрессию, гнев, злость, постарайтесь высказать свои чувства другому человеку. Дайте себе физическую нагрузку. Не вините себя в своих сильных эмоциях.
Чтобы помочь пострадавшему с агрессивным поведением, разговаривайте с ним спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи. Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как Вы считаете, что будет лучше сделать это или вот это?».
Если Вы испытываете непреодолимую усталость и апатию, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться. Если ситуация требует от Вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут. Помассируйте мочки ушей и пальцы рук. Выпейте чашку некрепкого сладкого чая, сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.
Не «выдергивайте» человека в апатии из этого состояния без крайней на то нужды. Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», взывая к моральным нормам, не нужно говорить, что «так нельзя», «ты сейчас должен».
Если вы испытываете страх, который лишает способности думать и действовать, примените несколько простых приемов. Можно сделать несколько дыхательных или физических упражнений. Попытайтесь сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становится меньше.
Не оставляйте человека, испытывающего страх, одного. Предложите ему задержать дыхание, насколько это возможно, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании. Когда острота страха начинает спадать, поговорите с человеком о том, чего он боится, но не нагнетая эмоции, а давая возможность человеку выговорится.
Если у Вас состояние тревоги, можно сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение. Можно вовлечь себя в какую-то продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями. Старайтесь быть среди людей, не оставаться в одиночестве.
При тревожной реакции очень важно постараться «разговорить» человека и понять, что его тревожит. Возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой.
Если Вы плачете, не нужно сразу стараться успокоиться, «взять себя в руки». Нужно дать себе время и возможность выплакаться. Если слезы не приносят облегчения, выпейте стакан воды, после чего медленно, но не глубоко дышите, концентрируясь на своем дыхании.
Повторим еще раз основные правила психологической поддержки человека в экстремальный ситуации:
Не оставлять человека одного!
Сначала проверить, нуждается ли человек в медицинской помощи.
Дать острой стрессовой реакции (плач, страх, злость, истерика, апатия) состояться. Помнить, что человек имеет право на проявление такой реакции на ненормальные обстоятельства.
Оказывать человеку максимальную поддержку.
Предоставлять только проверенную информацию, полученную из достоверных источников.
По возможности обеспечить человеку минимальные условия жизнедеятельности на этот период (питье, еда, теплая одежда, место отдыха, медицинская помощь, психологическая поддержка).
Если человек, находясь в период ожидания, не может «усидеть» на месте, вовлечь его в какую-то совместную деятельность, может быть, помочь нуждающимся.
Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.
Источник
Первая психологическая помощь людям, переживающим сильные эмоции (рекомендации к действию)
психолог отделения «Служба экстренного реагирования»
Всем нам довольно часто приходится сталкиваться с людьми, которые переживают сильные эмоциональные состояния, плачут или находятся в состоянии истерики. Сталкиваясь с такими людьми, у нас практически всегда возникает вопрос: «Что делать?». Так чем же может помочь человек без специального образования? Какую первую помощь может оказать каждый из нас?
Приведем рекомендации психолога в том случае, если человек рядом с вами под воздействием сильных эмоций, начинает плакать.
1. Не оставляйте плачущего человека наедине с самим собой и своими мыслями. Это предотвратит возможность «зацикливания» человека на своём состоянии.
2. Установите физический контакт с плачущим человеком (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Таким образом вы даете ему почувствовать, что вы рядом.
3. Чаще соглашайтесь с плачущим, говорите: «да», «ага», кивайте головой. Таким образом вы подтверждаете, что слушаете и сочувствуете.
4. Повторяйте за тем, кто плачет отрывки его фраз, особенно тех, в которых он выражает свои чувства.
5. Говорите о своих чувствах и чувствах плачущего человека.
6. Не старайтесь успокоить его. Наоборот дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» горе, страх и обиду.
7. Иногда не нужно задавать вопросов наподобие: «Из-за чего ты плачешь?», потому что ваша задача – выслушать.
8. Стимулируйте человека выплакаться. Пусть человек выплеснет из себя все свое страдание, страх и обиду. Человеку иногда нужно выплеснуть эмоции через слёзы.
Если рядом с вами находится человек в состоянии истерики, вам нужно помнить, что истерическое состояние может длиться от нескольких минут до нескольких часов, но такие длительные истерики достаточно редки: огромная нагрузка на организм и естественное истощение физических сил человека.
Основными признаками истерики являются: сохранение сознания, чрезмерное возбуждение с множеством движений, которые принимают театральные позы. Также для этого состояния характерна эмоционально насыщенная и быстрая речь, а сам человек часто кричит и рыдает.
Следует помнить и о других рекомендациях, если рядом с вами возбужденный человек .
1. Удалите посторонних людей и создайте спокойную обстановку.
2. Останьтесь с человеком наедине, если только это не опасно для вас.
3. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можете облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на человека в истерике).
4. Говорите с человеком в истерике короткими фразами, уверенным тоном: «Выпей воды», «Умойся.»
5. После истерики наступает упадок сил, и вы можете уложить человека спать.
6. Не потакайте желаниям человека в истерике, часто они имеют иррациональный характер. Также он может почувствовать в вас слабину, и будет использовать такое поведение в качестве шантажа, вызывая к себе чувство жалости.
7. В случае экстренной необходимости и особо сильной истерики вы также можете обратиться в скорую помощь.
Часто человек сам чувствует приближение истерики, но она ещё не наступила. В таком случае можно попробовать на что-нибудь переключиться, постараться отвлечься. Основное правило: чем сильнее внутреннее напряжение, тем более мощным должен быть способ отвлечения. А если истерика неминуемо наступает, не следует загонять свои эмоции внутрь и подавлять их в себе. Гораздо более продуктивным выходом будет позволить себе пережить эти эмоции, «разрядиться до конца».
После переживания таких острых эмоциональных состояний человек обычно нуждается в профессиональной психологической помощи, которая оказывается необходимой для ликвидации проблемы, вызвавшей подобный эмоциональный стресс.
В сложной жизненной ситуации вам всегда помогут психологи «Кризисного центра». Запись на консультацию по телефону 8(351)735-02-18, адрес: г. Челябинск, ул. Мира, 13.
Версия для слабовидящих
С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00
С психологом вы можете связаться в среду с
10.00 до 12.00
С психологом отделения психологической диагностики и коррекции вы сможете связаться в пятницу с 10.00 до 12.00
Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00
Источник