- Эмоциональное заражение: как передаются переживания и негатив
- Элейн Хэтфилд считает, что эмоциональное заражение делится на две стадии:
- Эмоциональное заражение — это хорошо или плохо?
- «Самый неприятный человек в офисе». Что такое эмоциональное заражение и как выработать иммунитет против него
- Почему все мы — эмоциональные вампиры или, скорее, эмоциональные зомби
- Как один человек может менять настроение всего коллектива
- Мимикрия и мимический фидбек
- Приятные эмоции тоже заразны
- Как развивать иммунитет против чужих эмоций
- Негатив заразителен
- Как приумножается негатив
- Грусть как вирус
- Печальное настроение заразно
- Важно быть в окружении позитивных людей
Эмоциональное заражение: как передаются переживания и негатив
Нам кажется, что мы можем контролировать свои эмоции, но действительно ли это так?
Эмоциональное заражение — это явление, в котором настроение одного человека передается другим людям. Психологическое состояние может распространяться как на конкретных личностей, так и на целую группу. Заражение эмоциями происходит только во время контакта людей — личного или виртуального.
Существует множество точек зрения о причинах передачи эмоционального состояния между людьми. Одну из таких высказал психолог Элейн Хэтфилд. По его мнению, заражение эмоциями происходит через автоматическое копирование мимики, голоса, жестов и позы человека. Через неосознанное повторение чужих движений мы постепенно перенимаем те же чувства, что и наш собеседник.
Элейн Хэтфилд считает, что эмоциональное заражение делится на две стадии:
Стадия 1. Мы заимствуем настроение у собеседника. Например, если человек обращается к нам с улыбкой, то мы автоматически улыбаемся ему в ответ.
Стадия 2. Наши эмоции зависят от невербальных средств общения. Рассерженное выражение лица меняет хорошее настроение на плохое.
Также исследование эмоционального заражения проводили психологи Джон Касиопо и Ричард Рапсон. Они считают, что на сознательную оценку людей влияет в большей степени мнение окружающих. Следовательно, на интенсивность эмоционального заражения будут воздействовать следующие факторы: индивидуальная характеристика личности, насколько человек подвержен влиянию, прочные ли отношения в группе.
Резюмируем: Эти два противоположных мнения сводятся к спору о природном и социальном в человеке. Хэтфилд утверждает, что эмоциональное заражение происходит невольно и бессознательно, на уровне сенсорной связи. Касиопо и Рапсон убеждены, что это, наоборот, процесс осмысленный и необходимый для социального сравнения человека с обществом.
Эмоциональное заражение — это хорошо или плохо?
Эмоциональное заражение не является чем-то отрицательным или положительным само по себе. Это часть нашей психики, так как человек является социальным существом. Но результат эмоционального заражения зависит от ситуации. К примеру, если лидер в компании хочет замотивировать и вдохновить сотрудников на работу, то это положительное влияние. Если же человек с помощью эмоций хочет манипулировать другими, то это негативное воздействие на окружающих.
Мы попросили доктора психологии, создателя компании SKILLFOLIO.ru и автора курса про эмоциональный интеллект платформы «Россия — страна возможностей» Викторию Шиманскую рассказать о природе эмоционального заражения.
«Понимание, распознавание эмоций других людей и сопереживание являются одним из ключевых факторов эволюционного развития человека. Эмоциональный интеллект связан с зеркальными нейронами и рядом других систем головного мозга. Он необходим для того, чтобы продуктивно действовать в команде, а это один из важных аспектов выживания, также эффективно проходить обучение.
Почему этот эволюционный механизм сопереживания на самом деле становится разрушительным и превращается в эмоциональное заражение? Тревога и переживания других людей, агрессия и сложные эмоции, которые пришли для того, чтобы дать сигнал о необходимости что-то менять, приводят к паникам, скандалам и к другим неприятным последствиям. Дело в том, что лимбическая система срабатывает быстрее, чем разум успевает обработать информацию, и, соответственно, быстрее передает сигнал телу.
Эмпатия провоцирует несколько составляющих зон головного мозга, в том числе связанных с внутренним эгоистическим переживанием, как бы странно это не звучало. При этом важно осознать факт сопереживания другому человеку, понять, какие эмоции он испытывает и определить причину возникновения эмоционального переживания. Если причина определена правильно, то человек может через эмпатию и комплексные навыки эмоционального интеллекта помочь другому справиться с переживанием и непростой ситуацией. А если фактор развития эмоционального интеллекта не достаточен, то есть переживания остаются на уровне реакции лимбической системы, то сопереживание становится деструктивным действием и переходит в эмоциональное заражение».
Негативные эмоции быстрее передаются другим людям, чем положительные. Но этот факт никак не влияет на людей, обладающих развитым эмоциональным интеллектом. Если вы хотите научиться управлять своими чувствами, противостоять чужому влиянию, правильно реагировать на обратную связь, то посмотрите бесплатный онлайн-тренинг «Тропик эмпатии» Виктории Шиманской. Регистрация на сайте займет меньше 2 минут!
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник
«Самый неприятный человек в офисе». Что такое эмоциональное заражение и как выработать иммунитет против него
Почему все мы — эмоциональные вампиры или, скорее, эмоциональные зомби
«Да он настоящий эмоциональный вампир», — жалуется вам друг на коллегу. Понимающе киваете, но про себя думаете: «Как-то это ненаучно». На самом же деле, ученым известно давно, что эмоции заразительны. По крайней мере, 25 последних лет психологи углубленно изучают такое явление, как эмоциональное заражение. Пересказываем статью Inverse о том, что это такое и как выработать иммунитет к эмоциональным инфекциям.
Как один человек может менять настроение всего коллектива
Эмоциональное заражение (англ. emotional contagion) — социально-психический феномен, суть которого в том, что человек A может в определенной степени прочувствовать эмоции, которые демонстрирует ему человек B. Из-за этого феномена эмоции распространяются в коллективах и организациях от человека к человеку, как лесные пожары. В итоге настроение всей группы меняются к лучшему или к худшему. Причем такое заражение влияет не только на чувства человека, но и на его мысли и поступки. Мы подвержены влиянию этого явления постоянно и повсеместно, хотя большую часть времени даже не отдаем себе в этом отчета.
Сигал Барсейд — профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. Она изучала эмоциональное заражение на протяжении более чем 25 лет. По словам Барсейд, этот механизм — один из наших главных способов передачи эмоций. Неприятная его сторона в том, что часто таким образом мы распространяем негативные чувства.
Барсейд заинтересовалась этим феноменом еще до того, как занялась психологией — во время работы в офисе.
Она никогда не повышала голос, да и в словах ее не было ничего неприятного. Дело было скорее в едва уловимых выражениях лица, тоне голоса и общей энергетике.
Когда эта коллега на неделю ушла в отпуск, весь офис почувствовал облегчение. Барсейд поразило, насколько сильным было эмоциональное влияние на весь коллектив всего одного человека. После этого она потратила больше двух десятилетий, чтобы понять, в чем же было дело.
Мимикрия и мимический фидбек
Исследователи определяют эмоциональное заражение как «процесс, в котором человек или группа людей влияют на эмоции или поведение другого человека или группы через сознательное или неосознанное навязывание им своего эмоционального состояния и поведения». В «зараженном» человеке оно проявляется двумя способами: через поведенческую мимикрию, подражание и через физиологическую обратную связь.
«Мы не только подражаем чувствам других; мы на самом деле начинаем испытывать их», — объясняет Барсейд. Если кто-то рядом с нами в хорошем или в плохом настроении, мы неумышленно воспроизводим их эмоции. Делаем мы это бессознательно и автоматически — такое поведение заложено в нас эволюцией.
Из-за эмоций, согласно гипотезе мимической обратной связи, наше физиологическое состояние тоже становится другим — меняется интенсивность, с которой кровь приливает к мозгу и разным органам. В результате мы, например, краснеем или чувствуем слабость в животе.
Часто человек даже не осознает, что заразился чужими эмоциями, и вместо этого ошибочно ищет причину своего состояния в своей личной жизни. «В каждом новом исследовании мы обнаруживали, что люди по большей части не осознают, что это происходит», — объясняет Барсейд. Именно из-за этого коварного характера эмоционального заражения так важно, чтобы люди знали об этом явлении, добавляет она.
Приятные эмоции тоже заразны
С другой стороны, заразительность эмоций может быть и благоприятной. Ведь именно благодаря ей мы способны проявлять эмпатию и оказывать друг другу эмоциональную поддержку. Когда находишься рядом с позитивными людьми, это может улучшить настроение. Происходит это и на индивидуальном уровне, и в маленьких группах, и в организациях и на уровне общества.
В исследовании 2002 года Барсейд изучала этот феномен на студентах одной из бизнес-школ. Она и ее команда наняли актера, который должен был демонстрировать участникам одно из четырех эмоциональных состояний: веселый энтузиазм, безмятежную теплоту, враждебную раздражительность и депрессивную медлительность. Ученые следили за выражениями лиц студентов и их эмоциональными реакциями, пока те выполняли задания в команде или соревновались. Кроме того, студенты сами сообщали о своем состоянии исследователям.
Проанализировав собранные данные, Барсейд выяснила, что эмоции актера оказались для группы заразительными. Также она обнаружила, что заражение позитивными эмоциями — веселым энтузиазмом и безмятежной теплотой — вели к меньшей конфликтности, большему взаимодействию и лучшим результатам при выполнении заданий.
Как развивать иммунитет против чужих эмоций
В следующий раз, когда будете о чем-то переживать, расстроитесь или, наоборот, будете на седьмом небе от счастья, обратите внимание на то, как вы показываете свои чувства окружающим. У вашего поведения может быть гораздо больше последствий, чем вы думаете.
Чтобы уберечь себя и других от заражения негативными эмоциями, следуйте 4 этим советам Сигал Барсейд:
1. Будьте осознанны. Имейте в виду, что вы, возможно, подпитываетесь чьими-то чужими сильными эмоциями. Старайтесь осознавать собственное состояние.
2. Проговаривайте. Лучший способ избавиться от источника негативных эмоций в себе или в других — попытаться обозначить проблему напрямую.
3. Не обращайте внимания. Эмоциональное заражение держится на нашем внимании. Поэтому, если что-то негативно влияет на ваши эмоции, переключите фокус на что-нибудь другое. Отключите телевизор, выйдите из социальных сетей, смените тему разговора.
4. Будьте вдумчивы. Если вы сами — источник заразительных эмоций, будьте внимательны к тому, что именно передаете другим. А если хотите поднять себе настроение, подумайте о том, чего именно ищете. Полезно, например, окружить себя людьми в более хорошем настроении, чем вы.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram
Источник
Негатив заразителен
Интересно, что негативный настрой имеет свойство распространяться подобно вирусной инфекции. Чего не скажешь о позитиве. Нам легко испортить настроение, мы подолгу «перевариваем» чужую грубость, обиду. Поэтому очень важно общаться именно с позитивными людьми.
Психологический настрой может передаваться от человека к человеку, тем более при длительном общении. Всё потому, что в головном мозге имеются зеркальные нейроны, которые отвечают за эмпатию и дают нам возможность представить себя на месте другого. Само по себе это умение полезно, но у него есть и обратная, негативная сторона: мы перенимаем как хорошее, так и не очень.
Как приумножается негатив
Нам не нравится себе в этом признаваться, но мы зависим от чужого мнения. Это сказывается и на нашем поведении. Интересно, что отрицательное мнение более весомо, чем положительное.
Ученые поставили эксперимент, в процессе которого участники оценивали разные продукты. Потом они обменивались отзывами (и позитивными, и негативными) с остальными. Оказалось, что негативные отзывы больше влияли на отношение членов группы к продукту: если оно было с самого начала отрицательным, то менялось в сторону ухудшения, а если было положительным, то часто становилось негативным. Когда добровольцы общались с давшими негативный отзыв, они ещё более укреплялись в плохом отношении.
Грусть как вирус
Интересно, что передача эмоций идет аналогично вирусной инфекции, а грусть распространяется быстрее, чем радость. Говоря по-другому, счастливый друг повысит вашу радость на 11%, а печальный приумножит наше несчастье в два раза.
В этом смысле негативные эмоции подобны гриппу: чем больше в нашем круге общения таких заражённых приятелей, тем больше шансов подхватить «болезнь».
Печальное настроение заразно
Мы мгновенно «считываем» мрачное настроение и агрессию, и головной мозг реагирует на них. В итоге плохое настроение овладевает нами.
Специалисты предложили добровольцам пообщаться с произвольно подобранными собеседниками. В итоге те, кто столкнулся с чужой грубостью, чаще грубят в следующем контакте, а агрессивный настрой может сохраняться до семи дней.
Еще в одном эксперименте добровольцев попросили отыскать слова в хаотично расположенных буквах. В результате те, кто сталкивался с грубостью, чаще отыскивали слова, которые ассоциируются с негативом. Можно сделать вывод, что мы вбираем то, что транслируют на нас люди, и особенно — отрицательные эмоции.
Важно быть в окружении позитивных людей
Если настроение других людей передаётся нам и отражается на наших поступках, полезно держать жесткую дистанцию с негативными личностями.
Если постоянно «вариться» в негативе, это может пагубно отразиться даже на состоянии здоровья. Поэтому полезно общаться преимущественно с людьми, которые несут положительный заряд.
Если все же негатив присутствует в вашей жизни, отвечайте на него в позитивном ключе, нейтрализуйте чужую агрессию, обиду, злость. Пусть приумножается только все хорошее и светлое.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник