- 10 видов психологического влияния
- Прямое убеждение
- Внушение
- Заражение
- Самопродвижение
- Пробуждение импульса к подражанию
- Формирование благосклонности
- Принуждение
- Просьба
- Деструктивная критика
- Манипуляция
- «Механизм» передачи эмоций: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение
- Трансфер – перенос эмоционального отношения к значимым для себя людям на других людей (например, перенос любви и доверия к собственному отцу на вождя или руководителя…).
10 видов психологического влияния
Как воздействовать на человека? Как убедить его сделать то, что вам нужно? Как сформировать у него определённое настроение? В этом материале вы познакомитесь с десятью видами психологического влияния. Они помогут вам не только в «нападении», но и в защите от разного рода воздействий. Итак, как перестать поддаваться влиянию и научиться влиять самому?
Прямое убеждение
Это воздействие посредством аргументирования точки зрения, которую мы хотим привить человеку. При этом он осознаёт, что вы воздействуете на него. С помощью убеждений вы можете изменить намерения, решения, суждения человека и т.п.
Внушение
Это неаргументированное влияние на человека. При внушении человек некритически воспринимает всё, что ему говорят, вследствие чего усваивает любые установки и убеждения, которые вы хотите ему навязать.
Обычно внушение происходит вне сознательного контроля реципиента. Например, вы говорите: «Каждый образованный человек должен сходить на эту выставку», но при этом прямо не обращаетесь к человеку, на которого влияете (допустим, намеренно говорите об этом по телефону так, чтобы он был рядом и слышал).
Человек не понимает, что вы воздействуете конкретно на него, поэтому не пытается «защищаться».
Заражение
Заражением называют передачу своего эмоционального состояния или своих установок другим людям. Самый яркий пример – смех. Есть даже выражение «заразительный смех». Но это работает и с другими состояниями.
Например, если человек долго находится в обществе, которое имеет определённое убеждение, то со временем он тоже его перенимает, «заражается» им.
Самопродвижение
Самопродвижение – это открытое объявление своих целей и предоставление доказательств своей компетентности.
Подобное проявляется, когда человек, например, говорит, что он имеет большой опыт в управлении персоналом и именно поэтому главой отдела нужно назначить его, а не кого-то другого.
Пробуждение импульса к подражанию
Это вызывание у другого человека желания быть похожим на вас. Вы ведёте себя таким образом, чтобы тот, на кого вы хотите повлиять, начал подражать вам.
Допустим, вы создаёте себе образ успешного человека, вас берут в пример, на вас ориентируются. Тогда вы можете что угодно выдать за причину своего успеха и люди будут делать это, то есть подвергнутся влиянию.
Формирование благосклонности
Вы можете оказывать психологическое влияние на человека, если вызовите у него чувство благосклонности или даже привязанности.
Например, вы можете оказать ему услугу, дать ценный совет или просто дружелюбно общаться. Какой способ влияния вы бы не выбрали для использование, формирование благосклонности всегда вам поможет.
Принуждение
Влияние с использованием угроз, психологического давления и т.п. В том числе это шантаж и обещание каких-либо благ за подчинение вашей воле.
Просьба
Да, иногда можно оказать нужное вам воздействие, просто попросив человека. Помните, что ваша просьба должна быть мотивирована. Почему человек должен сделать то, о чём вы говорите? Какую он выгоду получит от этого? Не ждите этих вопросов, а сразу давайте ответы на них.
Деструктивная критика
Психологическое влияние оказывается путём высказывание негативных суждений в адрес того, на кого вы хотите повлиять. Также это может быть осмеивание, осуждение или ругань.
Подобное отнимает у человека веру в себя, заставляет его тратить большое количество сил на борьбу с отрицательными эмоциями, делает его более уязвимым.
Манипуляция
Это скрытое воздействие. Это определённые приёмы, целый арсенал техник, которые помогают влиять на волю, психическое и эмоциональное состояние человека.
С хорошим материалом по манипуляции людьми вы можете ознакомиться по ссылке.
Предупреждён – вооружён. Используйте эти знания и не поддавайтесь влиянию.
Источник
«Механизм» передачи эмоций: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение
«МЕХАНИЗМ» ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение.
1. Эмоция. Эмоциональность. Экспрессия.
3. Функции эмоций.
4. Информационная теория эмоций .
5. Передача эмоций.
ЭМОЦИЯ – динамичная форма психического отражения значения жизненных явлений, событий и ситуаций с точки зрения их влияния на удовлетворение или неудовлетворение потребностей личности. Это «зеркало» степени и глубины удовлетворённости потребностей, оценка, отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с т. з. мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь если не удовлетворены потребности. Это знаки, сигналы неосознаваемых потребностей и мотивов.
Эмоциональные явления существуют в формах:
· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА или ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – отражающего длительное, глубоко существенное отношение человека к стабильной во времени ситуации;
· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ – отражающего кратковременное отношение к неустойчивой во времени ситуации.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – свойство психики человека, отражающее содержание, качество и динамику его эмоций.
ЭКСПРЕССИЯ – выразительность, сила проявления чувств. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике, голосе.
Субстрат эмоций. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: гиппокамп, свод, мамиллярные тела, переднее ядро таламуса, поясная извилина, некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, обонятельная луковица, тракт и бугорок, ретикулярная формация среднего мозга. Центральная часть лимбической системы – гиппокамп. В своих составных частях лимбическая система сходна у всех млекопитающих.
Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям из ствола мозга в кору больших полушарий, проходят через одну или несколько лимбических структур. Сигналы, исходящие из коры, тоже проходят через структуры лимбической системы, следуя к органам-исполнителям.
В ретикулярной формации в качестве медиатора используются норадреналин, адреналин и дофамин. Недостаток в мозге норадреналина приводит к депрессии типа тоски, а дефицит адреналина вызывает депрессию тревоги. Норадреналин участвует в формировании реакции удовольствия, а дофамин способствует возникновению приятных ощущений и даже эйфории.
Межполушарная асимметрия и эмоции. Правое полушарие более эмоциогенное: оно обеспечивает преимущество левой половины зрительного поля при оценке выражения лица и левого уха – при оценке эмоционального тона голоса. Левая половина лица интенсивнее выражает эмоции при помощи мимики, особенно отрицательные, а правая – выражает положительные эмоции. Левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое – отрицательных. Правое полушарие – источник бессознательной мотивации, воспринимает мир в неприятном, угрожающем свете. Левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне.
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. В ходе эволюции эмоции возникли, как средство, позволяющее определять биологическую значимость внешних воздействий на организм и его внутренних состояний. Это форма видового опыта, усваиваемого на генетическом уровне, позволяющего автоматически, инстинктивно совершать или не совершать какие-то действия (по избежанию опасности, по продолжению рода…), целесообразность которых скрыта от его сознания. Как форма индивидуального опыта эмоции – возникают накануне стандартных и нестандартных ситуаций, при появлении первых сигналов, свидетельствующих об их возможности, и позволяют субъекту заблаговременно подготовиться к грядущему. Эмоции – психическая форма проявления физиологических процессов, происходящих в организме, вырабатывающем ответ на вызов среды. Они сопровождаются изменением деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры…Физиологический субстрат эмоций – продукты деятельности нервной вегетативной системы, взаимодействующей с ансамблями головного мозга, обеспечивающей энергетическую поддержку готовящемуся ответу.
Простейшая форма эмоции – непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. Они неустойчивы и ситуативны.
В экстремальных ситуациях, когда субъект не справляется со складывающимися вокруг него обстоятельствами, развиваются аффекты.
Высшие формы эмоций – устойчивые, осмысленные чувства к предметам, отвечающим высшим потребностям человека.
Сильное, абсолютно доминирующее чувство – страсть.
Острая форма переживания эмоции – отчаяния, ярости, ужаса … — пароксизм.
Общий эмоциональный фон, состоящий из комплекса эмоций, возникающих вокруг какой-то доминирующей потребности – настроение. Это продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности.
Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями часто лежит в основе неврозов.
Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
1. В дифференциации качеств эмоций.
2. В усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик (усложнение потребностей).
3. В развитии способности регулировать эмоции и управлять их внешним проявлением.
Эмоциональный опыт обогащается в процессе общения благодаря сопереживанию, эмпатии.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ().
Общий закон человеческих эмоций:
ЭМОЦИЯ = актуальная потребность + возможность удовлетворения
(вероятность достижения цели)
ВЕРОЯТНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ = (информация о необходимых для удовлетворения потребности средствах + о необходимом времени + о ресурсах, необходимых для достижения цели) – (информация о наличии средств для удовлетворения потребности + о наличном времени + о наличных ресурсах)
Возрастание вероятности – положительные эмоции.
Снижение вероятности – отрицательные эмоции.
Развитие эмоциональной сферы психики осуществляется: 1)за счёт накопления эмоционального личного опыта, 2) за счёт «механизмов» передачи чужих эмоций – эмпатии, сопереживания, трансфера, заражения…
ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ. Эмпатия – постижение чужого эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Проявляется в проекции и подражании моторным и аффективным реакциям другого человека, в способности предвидеть аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Способность к эмпатии возрастает с ростом жизненного опыта. Она легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов, при тождестве их психических структур (картины мира, мировоззрения, вида деятельности…).
· сопереживание – отождествление своих эмоциональных состояний с состояниями другого человека, когда в сознании субъекта отражается отношение другого человека к происходящим с ним событиям. Сопереживания возникают в результате: 1) неосознаваемого, непроизвольного эмоционального заражения, охватывающего субъекта при непосредственном, обычно случайном контакте с испытывающим те или иные эмоции человеком (страх, радость…); 2) осознанного, произвольного отношения идентификации себя с членами референтной группы цели, ценности, нормы которой индивид разделяет. Когда он как бы ставит себя на место другого и поэтому испытывает те же чувства, что и он.
· сочувствие — переживание своих эмоций в связи с чувствами другого человека.
Специфика эмпатии в отличие от других видов понимания (идентификация, принятие ролей, децентрация…) в том, что в ней слабо проявляется рефлексия. Эмпатия замкнута в рамки непосредственного эмоционального опыта.
Трансфер – перенос эмоционального отношения к значимым для себя людям на других людей (например, перенос любви и доверия к собственному отцу на вождя или руководителя…).
Позитивный трансфер – перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия…
Негативный трансфер – перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы.
Заражение – передача эмоционального состояния от одного индивида другому на психофизиологическом уровне – помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Бывает в различной степени произвольным. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции (например, паника в толпе). Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений… и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторого уровня интенсивности. Тогда вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду социальных структур и к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы.
· Эйфория – повышенное радостное, весёлое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. Сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.
· Симпатия – устойчивое положительное отношение к другим людям или явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении к общению, оказанию внимания, помощи. Возникает на основе общих взглядов, ценностей, идеалов, интересов или – привлекательной внешности, поведения.
В динамике симпатия, достигая напряжённости, может перейти в страсть, прочную привязанность или окончиться охлаждением, разочарованием и даже перейти в антипатию и неприязнь.
· Оптимизм – жизнерадостное миросозерцание, вера в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в прогрессе общества и в успехе своей деятельности.
· Надежда – ожидание некоторого желаемого события, предвосхищение вероятности его осуществления. Возникает на основе: 1)познания причин, обусловливающих ожидаемые события, 2)субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом, 3)веры, сильного желания наступления ожидаемого события. Помогает мобилизовать энергию на подготовку и осуществление деятельности, результатом которой может стать желаемое событие.
· Вдохновение – напряжение, подъём душевных сил, творческое волнение, ведущее к реализации замысла, идеи. Сопровождается повышенной общей активностью, продуктивностью деятельности, сознанием лёгкости творчества, переживанием «одержимости» и глубокого погружения, сосредоточенности на творчестве. Достигается при условии овладения в совершенстве технологией творческой деятельности, когда сам процесс не осознаётся, а всё внимание сосредоточено на достижении его результата. Другим непременным его условием является воля к достижению цели.
· Любовь – 1)интенсивное, напряжённое и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; 2)высоко напряжённое положительное отношение, выделяющее его объект среди других и помещающее объект в центр жизненных потребностей субъекта. Сопровождается стремлением к ответному чувству той же интенсивности, напряжённости и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими эмоциями нежности, восторга, ревности….
Охватывает широкий спектр эмоциональных явлений от симпатии – до страсти.
Органически сочетает две тенденции – 1)сексуальность, как стремление обеспечить продожение рода, 2)быть идеально представленным, продолженным в личности другого – значимого человека.
Фромм: любовь – это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще; форма проявления заботы, ответственности, уважения, понимания к другим людям; желание и способность зрелой созидательной личности к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Требует разнообразных знаний и умений в т. ч. дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности, веры…
· Гордость – чувство, возникающее от осознания соответствия своих возможностей, итогов деятельности личностному идеалу, концепции «Я-идеальное».
· Радость – чувство, сопровождающее удовлетворение потребности, достижение поставленной цели, оправдание надежды, подтверждение прогноза.
· Ненависть – стойкое отрицательное чувство, направленное на явления, противоречащие потребностям субъекта, его убеждениям или ценностям. Вызывает негативную оценку предмета, которому оно адресовано и активную деятельность, направленную против него.
Формированию ненависти предшествует накопление недовольства или более слабых негативных эмоций.
Предметом ненависти может быть как реальная, так и воображаемая причина.
Контроль формирования и развития чувства ненависти осуществляется путём раскрытия сущности нежелательных явлений и их причин. Осознание неизбежности неприятных событий, а также нравственнные убеждения помогают управлять и сдерживать ненависть.
· Зависть – проявление мотивации достижения, когда чьи-то преимущества в приобретении социальных благ – материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств… — воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями.
«Белая зависть» — признание чужого успеха, стимулирующее творческую активность и стремление к соревнованию.
«Чёрная зависть» — негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости (синдром Сальери).
В онтогенезе зависть появляется достаточно поздно в результате конкурентного характера игр, депривации потребности в признании.
1) страх перед авторитетом – принуждает к отказу от удовлетворения первичных позывов,
2) страх перед «сверх-Я» – принуждает к отказу от запретных желаний и осуществляет к наказанию (Фрейд).
Осознание своих действий или помыслов как причину вреда для интересов значимых для личности «других» и мысленное осуждение себя, желание исправить созданное положение ценой неудовлетворения собственных потребностей.
Позднее вина трансформируется в совесть.
· Стыд – результат рефлексии: осознание несоответствия своих поступков или намерений принятым в обществе нормам или требованиям морали. Фокусирует внимание субъекта на цензуре собственных поступков, действий, мотивов. Результат оценки самого себя с точки зрения Значимого Иного.
· Испуг – состояние в ситуации внезапной опасности, когда не было предварительной готовности к восприятию угрозы.
· Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Состояние ожидания опасности. Источниками опасности могут быть как реальные внешние объекты, внутренние состояния организма (болезнь), так и неврозы по поводу неудовлетворения потребности. Возникает на стадии предвосхищения опасности.
Диапазон оттенков страха: тревога (если источник опасности неопределён) — опасение – боязнь – испуг – ужас.
Вызывает стереотипы защитного поведения: бегство, оцепенение, защитную агрессию.
Функционально страх предупреждает опасность, позволяет сосредоточить на ней внимание, создать стратегию избегания или защиты.
· Ажитация – аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуации. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и становится способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледность, учащённое дыхание, сердцебиение, дрожание рук.… Это препатологическое состояние в границах психической нормы.
· Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В его основе – внутренний конфликт между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречие между требованиями, предъявляемыми человеку или самому себе, и возможностями их выполнить.
Возникает и развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ выхода из «аварийной» ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях.
С его помощью возникает специфический опыт – аффективные следы, проявляющиеся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможном её повторении.
В состоянии аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания.
Аффект ограничивает возможность произвольной регуляции поведения.
· Тревога – возникает в ситуации неопределённой опасности; проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на определённую угрозу представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Связана с ожиданием неудач и неосознанием источника опасности.
Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определить угрожающий момент или предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера.
Проявляется в общей дезорганизации деятельности, нарушающей её направленность и продуктивность.
Тревога может стать источником неврозов, если в её основе – внутренние противоречия в развитии и строении психики, например – завышенный уровень притязаний, недостаточная нравственная обоснованность мотивов….
Ослабляется с помощью защитных механизмов – вытеснения, рационализации, проекции…
· Тревожность – готовность к страху, состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности.
· Страдание – переживание неудовлетворения остро актуальной потребности.
· Фрустрация – переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели.
Источник