attachments_10-09-2012_11-22-52 / Тест 7 соц.псих
S: Суть эмпатии составляет:
-: все ответы верны.
S: Понимание другого посредством уподобления характеризует механизм:
-: все ответы неверны.
S: Приписывание собственных отрицательных качеств другому характерно для защитного механизма:
-: все ответы неверны.
S: Влияние общего впечатления о человеке на оценку частных качеств его личности называется эффектом:
-: все ответы неверны.
S: Сторона общения, характеризующая процесс взаимодействия индивидов:
-: все ответы верны.
S: Учет социального опыта, равноправие в общении, по Берну, соответствует модели поведения:
-: все ответы неверны.
S: Способ целенаправленного воздействия на сознание, связанный с формированием или социальных установок личности это:
S: Человека, по отношению к которому проводится внушение, называют:
-: все ответы неверны.
S: Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда составляет суть:
-: все ответы неверны.
S: Наиболее существенным признаком малой группы в отечественной психологии -выступает ее:
+: включенность в более широкую общность;
-: обособленность от других групп;
-: наличие совместной деятельности.
S: В каком типе малой группы отсутствует совместная деятельность и групповые нормы:
S: Конформный тип поведения характеризуется:
+: готовностью принять любое мнение группы;
-: осознанным согласием с мнением группы при внутреннем расхождении взглядов;
-: сознательной солидарностью с мнением группы;
-: все ответы верны.
S: Человек, принимающий управленческие решения в условиях не заданной официально деятельности группы называется:
S: Аудитория студентов на лекции численность в 100 человек является:
-: все ответы неверны.
S: Для выявления характера межличностных отношений в группе используется методика:
S: Фактором, способствующим возникновению паники, может выступать:
-: утрата доверия к руководству;
-: все ответы верны.
S: Социализация личности происходит в период:
-: до начала трудовой деятельности;
+: активной трудовой деятельности;
-: после завершения трудовой деятельности;
-: все ответы верны.
S: Концепция само актуализирующейся личности разрабатывалась в рамках:
S: Согласно структурному подходу совместимость партнеров наблюдается если:
-: врожденные свойства сходные, а приобретенные контрастные;
-: врожденные свойства контрастны, а приобретенные сходные;
+: врожденные и приобретенные свойства сходные;
-: врожденные и приобретенные свойства контрастны.
S: Степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют групповые цели называется:
-: все ответы неверны.
S: Разновидностью дружеских отношений являются отношения:
-: все ответы верны.
S: Социальная психология как наука возникла на границе психологии и:
-: все ответы верны.
S: К методам социально-психологического исследования относится;
+: методы эмпирического исследования;
-: все ответы верны.
S: К основным функциям общения относится:
-: все ответы верны.
V3: 2. Перцепция, коммуникация, информационный обмен.
S: Коммуникация в общении — это, прежде всего:
-: все ответы верны.
S: Существенным признаком духовного общения является:
-: обсуждение философских проблем;
+: стремление к полному совпадению взглядов, мыслей, чувств;
-: интерес к внутреннему миру другого человека;
-: все ответы верны.
S: Одним из механизмов социальной перцепции является:
-: все ответы верны.
S: Вид общения, при котором партнер использует другого в качестве объекта в игре, называется:
+: все ответы неверны.
S: Эффект воздействия средств, обеспечивающих более полное принятие информации называется:
-: все ответы неверны.
S: Средства пространственной организации процесса общения называются:
S: Восприятие людьми друг друга составляет содержание:
-: все ответы верны.
S: Сущность идентификации составляет:
-: все ответы неверны.
S: Назначение рефлексии составляет:
+: осознание отношения другого;
-: все ответы верны.
S: Наложение на восприятие отдельного человека обобщенного образа группы людей называется эффектом:
-: все ответы неверны.
S: Оценка человека на основе положительного отношения к нему характерно для механизма:
S: Стремление доминирования в общении характерно, по Берну, для позиции:
-: все ответы неверны.
S: Способ воздействия людей друг на друга, состоящий в принятии и воспроизведении индивидом черт демонстрируемого поведения это:
S: Важным условием формирования малой группы является:
+: общий социально-демографический признак;
-: все ответы неверны.
S: Эмоционально-волевой метод воздействия, основанный на некритическом восприятии информации слушателями это:
S: Педагогический коллектив школы всегда является группой:
S: К уровням развития группы относятся:
S: Механизмом групповой динамики является:
-: разрешение внутригрупповых противоречий;
+: все ответы верны.
S: Группа демонстрантов является:
-: все ответы неверны.
S: С целью выявления значимого круга общения человека используется методика:
S: Компонентом психологической структуры больших групп является:
-: нормы и ценности;
+: особенности коммуникативного взаимодействия.
S: К стихийным группам в социальной психологии относят:
-: все ответы верны.
S: Процесс социализации личности включает:
-: усвоение социального опыта;
-: применение социального опыта;
-: преобразование социального опыта;
-: все ответы верны.
S: Рассогласование социальных установок личности, называют:
-: все ответы неверны.
S: К факторам межличностной аттракции относится:
-: все ответы верны.
S: Самый высокий уровень сработанности проявляется в ситуации:
-: высокого уровня совместимости;
+: низкого уровня совместимости;
-: все ответы неверны.
S: Взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия называется:
S: Предметом изучения социальной психологии является:
-: закономерности развития психики
+: взаимодействие людей в группе и психологические характеристики самих групп
-: индивидуально-типологические свойства личности
S: Первый из систематических руководств по социальной психологии — начало второго этапа развития социальной психологии как науки создал:
S: Социальная психология изучает…
S: В разработку одной из первых социально-психологических концепций «психология народов» внес основополагающий вклад…
S: Второй этап дискуссии о предмете социальной психологии в советской науке связан с именами такого ученого, как:
S: К основному социально-психологическому методу исследования относится:
-: анализ продуктов деятельности
S: Противоположностью конформности является:
S: Какой принцип заложен в отечественной социальной психологии относительно выделения стадий социализации:
S: Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей, называется
+: официальная (формальная) группа
S: Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является
+: проблема принятия решения
-: проблема свободы воли
S: Кому принадлежит классификация групп когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные:
S: Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в это:
S: В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:
Источник
Учебно-методические рекомендации к проведению семинарских и лабораторных занятий по курсу «Социальная психология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
«Южный федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
к проведению семинарских и лабораторных занятий
по курсу «Социальная психология»
040700 Организация работы с молодежью
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Вопросы для обсуждения
1. Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии
2. Период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания
а) вклад психологов в развитие социальной психологии
б) изучения социологами человеческих групп
в) этнографические данные антропологов
г) интерес психиатров к науке
д) социальная психология, как предмет новой науки
е) три концепции социальной психологии:
· теория инстинктов социального поведения
3. Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку
а) Превращение социальной психологии в экспериментальную науку
б) Четыре направления экспериментальных исследований
в) три подхода по вопросу о предмете новой науки
· о массовидных явлениях психики
· синтез двух предыдущих подходов
· Социальная психология. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997,
· Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988,
· Т. Шибутани Социальная психология: Пер. с англ.- Ростов — на — Дону: Феникс, 1995,
· Социальная психология. Краткий очерк. Под общей редакцией и . М.: Политиздат, 1975.
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Вопросы для обсуждения
1. Дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е годы.
- Позиция и ее оппоненты. Психология сознания и психология поведения. Культурно-историческая концепция Выготского и его роль в определении предметной области социально-психологической науки.
2. Второй этап в развитии социальной психологии в России в конце 50-х – начале 60-х годов.
- Три точки зрения на предмет социальной психологии. Современное состояние социальной психологии в России. Социальная психология и социология. Социологический и психологический акценты в социальной психологии Современное представление о предмете социальной психологии.
3. Ключевые области исследования современной социальной психологии.
- Прикладные проблемы социальной психологии. Значение социально-психологических исследований в социально-политической модернизации России.
- Андреева психология. М., 1995. А Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. история развития высших психических функций // Выготский . Соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. Лапин социологии и социальной психологии. СПб., 1994. Розин интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной) // Психологический журнал. 1991. №2. Шихирев социальная психология. М., 1999.
Методы исследования в социальной психологии
Вопросы для обсуждения
1. Методология и методика социально-психологического исследования.
· Проблема качества социально-психологической информации.
· Постановка проблемы исследования.
· Программа исследования, ее структурные компоненты.
· Типология методов социальной психологии
2. Методы сбора и анализа информации
· Наблюдение, эксперимент, анализ документов, контент-анализ, опросы.
· Фокус-группы и фокусированное интервью.
3. Тесты в социальной психологии
· стандартизованные и проективные.
· Валидность и надежность тестов.
4. Групповые методы исследования
- Референтометрия Социально-психологические тренинги. Игровые методы.
5. Использование методов социальной психологии в работе учителя.
- Андреева психология. М., 1995. Психологическое тестирование. М., 1982. Белановский интервью. М., 2001 Введение в практическую социальную психологию. М., 1996 Концевой обследование малой группы. Ростов-на-Дону, 1995. Кэмпбелл, Дональд Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. Собчик психологической диагностики. М., 1990.
Лабораторная работа №1
Общение как коммуникация
Вопросы для обсуждения
1.Особенности обмена информацией в коммуникативном процессе.
• Что понимается под коммуникативной стороной общения?
• В чем недостаток социально-психологических теорий, в которых процесс
человеческой коммуникации интерпретируется в терминах теории
информации?
• Как Вы понимаете утверждение о том, что в условиях человеческого
общения информация формируется, уточняется, развивается?
• Почему человеческую коммуникацию можно рассматривать как
интерсубъектный процесс ( S S )?
• Объясните смысл высказывания: Суть коммуникативного процесса — не
просто взаимное информирование, но совместное постижение сущности
предмета.
• Что такое коммуникативное влияние? Чем измеряется эффективность
коммуникации?
• Согласны ли Вы с высказыванием Выготского о том, что мысль никогда не
равна прямому значению слов? Если да, то что необходимо коммуникатору
и реципиенту для достижения взаимопонимания в процессе коммуникации?
• Какую роль в человеческой коммуникации играют коммуникативные
барьеры и почему они возникают?
• Как осуществляется движение информации от коммуникатора к
реципиенту?
• Какие элементы выделяет Лассуэлл в модели коммуникативного процесса?
• Какие характеристики коммуникатора влияют на коммуникативный
процесс?
• Назовите виды информации и основные ее характеристики.
• Какие каналы передачи информации Вы знаете?
• Что такое фасцинация, какую функцию она выполняет?
• Перечислите основные характеристики реципиента.
• Какие существуют виды эффективности передачи информации в
коммуникативном процессе?
З.Невербальные средства коммуникации.
• Перечислите основные знаковые системы, использующиеся в невербальном
общении.
• Какие функции выполняют системы невербальной коммуникации?
• Какие средства коммуникации, по Вашему мнению, являются более
важными в коммуникативном процессе — вербальные или невербальные?
Докажите.
· Андреева психология. М. 1998.
· Абрамова в практическую психологию. — М., 1995.
· Я вас слушаю. М., 1984
· Введение в практическую социальную психологию/.Под ред. , 3. , . — М., 1996.
· Кривченко социальной перцепции в процессе подготовки социального работника. /Социальная работаВып. 8
· Лабунская поведение. Р/Д. 1986.
· Леонтьев Проблемы развития психики М., 1972.
· Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.
Интерактивная сторона общения
Вопросы для обсуждения
1. Место взаимодействия в структуре общения.
• Что означает термин «интерактивная сторона общения»?
• Что позволяет интерпретировать общение как организацию совместной
деятельности?
• Что происходит в процессе планирования совместной деятельности, что
делает ее действительно совместной?
• Почему нельзя отождествлять коммуникацию и взаимодействие?
• Как описывается структура социального действия в теории Парсонса?
• Охарактеризуйте подход Щепаньского к характеристике структуры
взаимодействия.
• Опишите структуру взаимодействия, как она. представлена в транзактном
анализе.
2. Типы взаимодействий,
• Назовите основные типы взаимодействий.
• Как соединяется результат деятельности каждого участника взаимодействия
с результатом совместной деятельности?
• Какова наиболее выраженная форма конкуренции?
• . Перечислите основные компоненты конфликта.
• Всегда ли конфликт имеет негативное значение? Докажите.
• Дайте характеристику деструктивного конфликта.
• В каком случае можно говорить о продуктивном конфликте?
• Назовите основной способ разрешения конфликта.
3. Взаимодействие как организация совместной деятельности,
• Что составляет конкретное содержание различных форм совместной
деятельности?
• Какие модели взаимодействия выделяет Уманский?
• Есть ли взаимосвязь между межличностными отношениями и
взаимодействием, если есть, то какая?
• Можно ли говорить о наличии взаимодействия в условиях «плохих»
межличностных отношений?
• Какое значение имеет осознание — субъектом собственного вклада в
совместную деятельность?
· Андреева психология. М. 1998. стр. 100-116
· Игры, в которые играют люди…М. 1988.
· Трансактный анализ в группе. М., 1994.
· Агеев Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.
· Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.
· Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. , Я Яноушека. — М., 1987.
Лабораторная работа №3
Перцептивная сторона общения
Вопросы для обсуждения
1. Проблема социальной перцепции.
• Что понимается под перцептивной стороной общения?
• Можно ли считать синонимами термины « соц. перцепция» и
«межличностная перцепция» и почему?
• Перечислите основные функции социальной перцепции.
• В чем заключается познавательная функция соц. перцепции?
• Как осуществляется самопознание в соц. перцепции?
• В каких формах может выступать взаимопонимание в соц. перцепции?
• Присутствует ли эмоциональный компонент в соц. перцепции?
• Помогают или мешают эмоции и чувства нашему общению с окружающими? Докажите.
• Какие факторы опосредствуют процесс восприятия другого человека?
• Является ли способность к межличностной перцепции врожденной и
неизменной на протяжении всей жизни человека?
• Объясните смысл высказывания: « В каждом человеке заключено
побуждение к восприятию другого с определенной точки зрения».
• Из каких элементов складывается информация, поступающая к каждому
участнику взаимодействия?
II. Механизмы социальной перцепции.
Перечислите известные Вам механизмы социальной перцепции.
• В чем отличие механизмов идентификации и эмпатии?
• Какова роль рефлексии в социальной перцепции?
• Что такое «обратная связь» в межличностном восприятии?
• В каких случаях и почему важна каузальная атрибуция?
• Как осуществляется приписывание партнеру причин и образцов поведения?
• Какие типы атрибуций Вам известны?
Ш. Эффекты межличностного восприятия.
• Какова роль установки в межличностном восприятии?
• Назовите эффекты межличностного восприятия.
• В чем суть эффекта ореола?
• Чем отличаются эффекты первичности и новизны?
• Какие функции выполняют стереотипы при восприятии другого человека?
• К каким следствиям может привести стереотипизация?
- Андреева психология. М. 1998. Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 Гозман эмоциональных отношений. М., 1987 Кривченко социальной перцепции в процессе подготовки социального работника. /Социальная работаВып. 8. Лабунская экспрессивного поведения. М., 1989. Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.
Лабораторная работа №4
Социально-психологические проблемы малой группы
Вопросы для обсуждения
I. Понятие малой группы. Генезис и развитие
• Дайте определение малой группы.
• Определите верхний и нижний количественные пределы малой группы. Аргументируйте свой ответ.
• Назовите известные Вам признаки малых групп.
• Какие функции выполняют малые группы в обществе?
• Каковы основные детерминанты возникновения малой группы?
• Охарактеризуйте этапы развития малой группы с позиций стратометрической концепции
• Какие стадии группообразования выделяют Стенфорд и Роарк?
• Охарактеризуйте основные механизмы групповой динамики.
II. Социально-психологические характеристики малой группы.
• Перечислите наиболее значимые характеристики малой группы.
• Какие компоненты входят в групповую структуру?
• Какие типы отношений можно выделить в структуре группы.
• Что собой представляют нормативные отношения в группе?
• Охарактеризуйте основные механизмы групповой динамики?
III. Феномены управления групповым процессом.
• Перечислите основные отличия лидерства от руководства
• Охарактеризуйте основные стили лидерства (руководства)
• утверждает, что «социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны». Можно ли безоговорочно согласиться с этим утверждением?
- Андреева психология. М. 1998. Агеев Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. Имидж лидера. М., 1994 Концевой обследование малой группы. Ростов-на-Дону, 1995. Психология малой группы. М., 1991. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991.
Лабораторная работа № 5
Социально-психологические проблемы личности
Вопросы для обсуждения
/. Проблема личности в социальной психологии
• В чем заключается специфика социально-психологического подхода в изучении личности в отличие от социологического?
• Почему оказывается сложным решение вопроса о дифференциации обще
психологического и социально-психологического подходов к изучению личности?
• Какие из данных понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
изучаются в социальной психологии и почему?
• Перечислите компоненты, входящие в структуру личности с точки зрения
социально-психологического подхода.
• Почему нередко люди, которых мы считали образцом благородства в определенных условиях оказывались трусами и эгоистами, в то время, как те, кого мы считали посредственностью могут проявлять незаурядные качества?
• Может ли отношение человека к пище быть его личностной чертой?
• Что представляет собой процесс социализации? Какие стороны этого процесса можно выделить и почему?
• Когда начинается процесс социализации и какова его продолжительность в онтогенезе?
• В каких сферах осуществляется социальное становление личности?
• Как влияет деятельность на процесс личностной социализации?
• Какую роль в социализации выполняет общение?
• Каковы основные направления социализации?
• Охарактеризуйте основные стадии социализации.
• Докажите правомерность выделения послетрудовой стадии социализации.
• Что понимается под институтом социализации? Какие институты социализации существуют в обществе?
• Дайте определение понятия «аттитюд».
• Какие компоненты входят в структуру социальной установки?
• Какие функции выполняют аттитюды?
• Как формируются установки? Можно ли изменить установку у взрослого человека? Если да, то каким образом?
• Что такое когнитивный диссонанс?
• Если у человека чувства и мысли расходятся, какие последствия неизбежно наступают? Докажите.
• Охарактеризуйте теорию диспозиционной регуляции социального поведения личности .
• Андреева психология. М. 1998.
• Бодалев и общение. М.,1995.
• , Теории личности. М., 1999.
• Личность и социальное поведение. – СП б, 2001.
• Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. . – СПб, 2001.
Лабораторная работа № 6
Межличностные отношения в группе
Вопросы для обсуждения
I. Понятие межличностных отношений. Классификация межличностных отношений.
• Дайте определение понятия « межличностные отношения».
• Как Вы понимаете высказывание Рубинштейна: «…в процессе совместной жизни люди не только приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга, но и вырабатывают у себя противоположные характерологические качества…»
• Какие типы межличностных отношений выделяет ?
• Охарактеризуйте отношения знакомства.
• Каковы отличия приятельских отношений от дружеских?
• Являются ли симпатии обязательным компонентом товарищеских отношений?
• Что лежит в основе родственных отношений?
• Удовлетворению каких потребностей способствуют деструктивные отношения?
• Каким образом межличностные отношения влияют на психическое благополучие личности? Покажите на примерах.
• Как соотносятся межличностные отношения и общение?
II. Проблема аттракции
• Что такое аттракция и какие компоненты входят в ее структуру?
• Какие факторы определяют межличностную привлекательность?
• Является ли внешняя привлекательность обязательным условием возникновения аттракции?
• Кого можно назвать обаятельным человеком? В чем это выражается?
• У Вас деловое свидание. Вы хотите произвести благоприятное впечатление. Что Вы должны учитывать, чтобы добиться своей цели?
• Какие факторы Вы измените, а какие нет, если это свидание личное?
• Раскройте зависимость межличностных отношений от непосредственного восприятия человека человеком.
III. Совместимость и сработанность
• Охарактеризуйте известные Вам типы совместимости
• Что является продуктом совместимости?
• Чем совместимость отличается от сплоченности?
• Какие уровни сплоченности выделяет ?
• Каковы отличия совместимости от сработанности?
• Чем объяснить тот факт, что у дружных супружеских пар совместная работа оказывается менее успешной, чем у индифферентных пар?
• Возможна ли высокая сработанность у индивидов, испытывающих антипатию? Аргументируйте ответ.
• Обозов отношения. Л., 1979.
• Асмолов ли мы себя? Неосознаваемые механизмы регуляции поведения личности. Стеногр. Лекции. М., 1989
• Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.
• Гроссмейстер общения. М., 1996.
• Бодалев и общение. М.,1995
• Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.
Лабораторная работа № 7
Личность в группе
Вопросы для обсуждения
I. Влияние группы на личность
· Назовите групповые феномены, в которых проявляется влияние группы на личность.
· В чем сущность явления конформизма? Какие его виды Вам известны?
· Согласны ли Вы с тем, что негативизм (нонконформизм) – это зависимость от группы со знаком минус? Докажите.
· Какая форма поведения является противоположностью конформизма?
· Охарактеризуйте факторы конформного поведения.
· Каковы причины конформного поведения человека?
· Позитивно или негативно по своей сути явление конформизма?
· Что такое фасилитация? Приведите собственные примеры данного феномена.
· Всегда ли присутствие другого человека вызывает фасилитацию? Почему?
II. Роль личности в группе
- Дайте характеристику феномена «социальная леность». Когда он возникает? Какое явление является противоположным социальной лености? Какие факторы способствуют его возникновению? Зависит ли положение человека в группе от его отношений с другими членами группы? Или существует обратная зависимость? Одни люди говорят: «Коллектив как реальность не существует. Реальна только личность». Другие говорят: «Индивид как что-то самостоятельное в социальной среде не существует. Существует только общество». Как разрешить этот спор? Возможно ли примирить эти противоположные высказывания? Существует ли зависимость между развитием группы и авторитетом руководителя и стилем руководства? Прочитайте приведенные ниже высказывания учеников и дайте аргументированный ответ на поставленные вопросы.
— Отчего бывают «лидеры» и «тихони»? Одних постоянно куда-то выбирают, а другие все время «в болоте».
— Есть такие люди – в какую бы компанию не пришли, сразу в центре внимания. Они острят, поют, все возглавляют. Кажется, уйди этот человек – и вся компания скиснет. Скажите, душой компании рождаются или становятся?
III. Процесс принятия группового решения
· Какие решения – групповые или индивидуальные оказываются более эффективными и почему?
· Какие условия обеспечивают эффективность групповой дискуссии?
· Какие Вам известны формы групповой дискуссии?
· Что такое групповая нормализация?
· Охарактеризуйте феномен групповой поляризации?
· Помогает или мешает принятию правильного группового решения групповой дух и почему?
· Может ли меньшинство изменить мнение большинства? Если да, то при каких условиях?
- Андреева психология. М. 1998 Агеев Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990 Психология малой группы. М., 1991. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991 Личность и социальное поведение. – СП б, 2001 Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992
по курсу «Социальная психология»
1. Социальная психология как наука изучает:
а) закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы;
б) общественную психологию, массовидные явления психики;
в) социальную психологию личности;
г) все ответы верны.
2. Первыми социально-психологическими теориями стали:
а) психология народов;
б) психология масс;
в) теория инстинктов социального поведения;
г) все ответы верны.
3. Общение это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями:
а) в совместной деятельности;
б) в получении новой информации;
в) в познании других людей и самопознании;
г) все ответы верны.
4. В социальной психологии общение рассматривается как:
а) процесс, рядоположенный деятельности;
б) элемент деятельности;
г) все ответы верны.
5. Существенным признаком делового уровня общения является:
б) демонстрация деловых качеств;
в) интерес к партнеру как сотруднику;
г) все ответы верны;
6. Одним из механизмов социальной перцепции является:
г) все ответы неверны;
7. Передача партнеру информации в виде эмоций составляет суть:
г) все ответы верны;
8. К невербальным средствам общения относятся:
а) жесты, мимика, пантомимика;
б) организация пространства и времени;
в) визуальный контакт;
г) все ответы верны;
9. Диапазон, качество и тональность голоса относятся к средствам общения:
г) все ответы верны;
10. Суть эмпатии составляет:
а) эмоциональное заражение;
г) все ответы верны;
11. Понимание другого посредством уподобления характеризует механизм:
г) все ответы неверны;
12. Приписывание собственных отрицательных качеств другому характерно для защитного механизма:
г) все ответы неверны;
13. Влияние общего впечатления о человеке на оценку частных качеств его личности называется эффектом:
г) все ответы неверны;
14. Сторона общения, характеризующая процесс взаимодействия индивидов:
г) все ответы верны;
15. Учет социального опыта, равноправие в общении, по Берну, соответствует модели поведения:
г) все ответы неверны;
16. Способ целенаправленного воздействия на сознание, связанный с формированием или изменением социальных установок личности называется:
17. Человека, по отношению к которому проводится внушение, называют:
г) все ответы неверны;
18. Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда составляет суть:
г) все ответы неверны;
19. Наиболее существенным признаком малой группы в отечественной психологии выступает ее:
а) количественный состав;
б) включенность в более широкую общность;
в) обособленность от других групп;
г) наличие совместной деятельности;
20. В каком типе малой группы отсутствует совместная деятельность и групповые нормы:
б) диффузная группа;
21. Конформный тип поведения характеризуется:
а) готовностью принять любое мнение группы;
б) осознанным согласием с мнением группы при внутреннем расхождении взглядов;
в) сознательной солидарностью с мнением группы;
г) все ответы верны;
22. Человек, принимающий управленческие решения в условиях не заданной официально деятельности группы называется:
а) референтным лицом;
23. Аудитория студентов на лекции численность в 100 человек является:
а) малой группой;
в) конвенциальной толпой;
г) все ответы неверны;
24. Для выявления характера межличностных отношений в группе используется методика:
25. Фактором, способствующим возникновению паники, может выступать:
а) чувство бессилия;
б) утрата доверия к руководству;
в) дефицит информации;
г) все ответы верны;
26. Социализация личности происходит в период:
а) до начала трудовой деятельности;
б) активной трудовой деятельности;
в) после завершения трудовой деятельности;
г) все ответы верны;
27. Концепция самоактуализирующейся личности разрабатывалась в рамках:
а) теории деятельности;
б) гуманистической психологии;
28. Согласно структурному подходу совместимость партнеров наблюдается если:
а) врожденные свойства сходные, а приобретенные контрастные;
б) врожденные свойства контрастны, а приобретенные сходные;
в) врожденные и приобретенные свойства сходные;
г) врожденные и приобретенные свойства контрастны;
29. Степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют групповые цели называется:
г) все ответы неверны;
30. Разновидностью дружеских отношений являются отношения:
г) все ответы верны.
1. Социальная психология как наука возникла на границе психологии и:
г) все ответы верны.
2. К методам социально-психологического исследования относится:
а) методы эмпирического исследования;
б) методы моделирования;
в) управленческо-воспитательные методы;
г) все ответы верны.
3. К основным функциям общения относится:
г) все ответы верны.
4. Коммуникация в общении – это, прежде всего:
а) взаимодействие людей;
г) все ответы верны.
5. Существенным признаком духовного общения является:
а) обсуждение философских проблем;
б) стремление к полному совпадению взглядов, мыслей, чувств;
в) интерес к внутреннему миру другого человека;
г) все ответы верны;
6. Одним из механизмов социальной перцепции является:
в) каузальная атрибуция;
г) все ответы верны;
7. Вид общения, при котором партнер использует другого в качестве объекта в игре, называется:
г) все ответы неверны;
8. Эффект воздействия средств, обеспечивающих более полное принятие информации называется:
г) все ответы неверны;
9. Средства пространственной организации процесса общения называются:
10. Восприятие людьми друг друга составляет содержание:
в) социальной перцепции;
г) все ответы верны;
11. Сущность идентификации составляет:
а) уподобление другому;
г) все ответы неверны;
12. Назначение рефлексии составляет:
а) эмоциональное заражение;
в) осознание отношения другого;
г) все ответы верны;
13. Наложение на восприятие отдельного человека обобщенного образа группы людей называется эффектом:
г) все ответы неверны;
14. Оценка человека на основе положительного отношения к нему характерно для механизма:
г) каузальной атрибуции;
15. Стремление доминирования в общении характерно, по Берну, для позиции:
г) все ответы неверны;
16. Способ воздействия людей друг на друга, состоящий в принятии и воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения называется:
17. Важным условием формирования малой группы является:
а) совместная деятельность;
б) общий социально-демографический признак;
в) общность интересов;
г) все ответы неверны;
18. Эмоционально-волевой метод воздействия, основанный на некритическом восприятии информации слушателями, называется:
19. Педагогический коллектив школы всегда является группой:
20. К уровням развития группы относятся:
а) просоциальная ассоциация;
б) формальная группа;
г) вторичная группа.
21. Механизмом групповой динамики является:
а) разрешение внутригрупповых противоречий;
б) психологический обмен;
в) идиосинкразический кредит;
г) все ответы верны;
22. Группа демонстрантов является:
г) все ответы неверны;
23. С целью выявления значимого круга общения человека используется методика:
24. Компонентом психологической структуры больших групп является:
а) психический склад;
б) эмоциональная сфера;
в) нормы и ценности;
г) особенности коммуникативного взаимодействия;
25. К стихийным группам в социальной психологии относят:
г) все ответы верны;
26. Процесс социализации личности включает:
а) усвоение социального опыта;
б) применение социального опыта;
в) преобразование социального опыта;
г) все ответы верны;
27. Рассогласование социальных установок личности, называют:
б) когнитивным диссонансом;
г) все ответы неверны;
28. К факторам межличностной аттракции относится:
а) совместная деятельность;
г) все ответы верны;
29. Самый высокий уровень сработанности проявляется в ситуации:
а) высокого уровня совместимости;
б) взаимной антипатии;
в) низкого уровня совместимости;
г) все ответы неверны;
30. Взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия называется:
в) межличностные отношения;
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Автор: доктор социологических наук, профессор,
Рецензент: д. с.н., доцент
Программа утверждена на заседании УМС факультета социологии и политологии ЮФУ от 1.10.2011 года, протокол
Источник