Передача партнеру информации виде эмоции составляет суть

attachments_10-09-2012_11-22-52 / Тест 7 соц.псих

S: Суть эмпатии составляет:

-: все ответы верны.

S: Понимание другого посредством уподобления характеризует ме­ханизм:

-: все ответы неверны.

S: Приписывание собственных отрицательных качеств другому ха­рактерно для защитного механизма:

-: все ответы неверны.

S: Влияние общего впечатления о человеке на оценку частных ка­честв его личности называется эффектом:

-: все ответы неверны.

S: Сторона общения, характеризующая процесс взаимодействия ин­дивидов:

-: все ответы верны.

S: Учет социального опыта, равноправие в общении, по Берну, соот­ветствует модели поведения:

-: все ответы неверны.

S: Способ целенаправленного воздействия на сознание, связан­ный с формированием или социальных установок лично­сти это:

S: Человека, по отношению к которому проводится внушение, назы­вают:

-: все ответы неверны.

S: Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоцио­нального заряда составляет суть:

-: все ответы неверны.

S: Наиболее существенным признаком малой группы в отечествен­ной психологии -выступает ее:

+: включенность в более широкую общность;

-: обособленность от других групп;

-: наличие совместной деятельности.

S: В каком типе малой группы отсутствует совместная деятельность и групповые нормы:

S: Конформный тип поведения характеризуется:

+: готовностью принять любое мнение группы;

-: осознанным согласием с мнением группы при внутреннем расхож­дении взглядов;

-: сознательной солидарностью с мнением группы;

-: все ответы верны.

S: Человек, принимающий управленческие решения в условиях не заданной официально деятельности группы называется:

S: Аудитория студентов на лекции численность в 100 человек является:

-: все ответы неверны.

S: Для выявления характера межличностных отношений в группе ис­пользуется методика:

S: Фактором, способствующим возникновению паники, может вы­ступать:

-: утрата доверия к руководству;

-: все ответы верны.

S: Социализация личности происходит в период:

-: до начала трудовой деятельности;

+: активной трудовой деятельности;

-: после завершения трудовой деятельности;

-: все ответы верны.

S: Концепция само актуализирующейся личности разрабатывалась в рамках:

S: Согласно структурному подходу совместимость партнеров наблю­дается если:

-: врожденные свойства сходные, а приобретенные контрастные;

-: врожденные свойства контрастны, а приобретенные сходные;

+: врожденные и приобретенные свойства сходные;

-: врожденные и приобретенные свойства контрастны.

S: Степень развития отношений, при которой все члены группы раз­деляют групповые цели называется:

-: все ответы неверны.

S: Разновидностью дружеских отношений являются отношения:

-: все ответы верны.

S: Социальная психология как наука возникла на границе психологии и:

-: все ответы верны.

S: К методам социально-психологического исследования относится;

+: методы эмпирического исследования;

-: все ответы верны.

S: К основным функциям общения относится:

-: все ответы верны.

V3: 2. Перцепция, коммуникация, информационный обмен.

S: Коммуникация в общении — это, прежде всего:

-: все ответы верны.

S: Существенным признаком духовного общения является:

-: обсуждение философских проблем;

+: стремление к полному совпадению взглядов, мыслей, чувств;

-: интерес к внутреннему миру другого человека;

-: все ответы верны.

S: Одним из механизмов социальной перцепции является:

-: все ответы верны.

S: Вид общения, при котором партнер использует другого в качестве объекта в игре, называется:

+: все ответы неверны.

S: Эффект воздействия средств, обеспечивающих более полное приня­тие информации называется:

-: все ответы неверны.

S: Средства пространственной организации процесса общения назы­ваются:

S: Восприятие людьми друг друга составляет содержание:

-: все ответы верны.

S: Сущность идентификации составляет:

-: все ответы неверны.

S: Назначение рефлексии составляет:

+: осознание отношения другого;

-: все ответы верны.

S: Наложение на восприятие отдельного человека обобщенного об­раза группы людей называется эффектом:

-: все ответы неверны.

S: Оценка человека на основе положительного отношения к нему ха­рактерно для механизма:

S: Стремление доминирования в общении характерно, по Берну, для позиции:

-: все ответы неверны.

S: Способ воздействия людей друг на друга, состоящий в принятии и воспроизведении индивидом черт демонстрируемого поведения это:

S: Важным условием формирования малой группы является:

+: общий социально-демографический признак;

-: все ответы неверны.

S: Эмоционально-волевой метод воздействия, основанный на некри­тическом восприятии информации слушателями это:

S: Педагогический коллектив школы всегда является группой:

S: К уровням развития группы относятся:

S: Механизмом групповой динамики является:

-: разрешение внутригрупповых противоречий;

+: все ответы верны.

S: Группа демонстрантов является:

-: все ответы неверны.

S: С целью выявления значимого круга общения человека использу­ется методика:

S: Компонентом психологической структуры больших групп является:

-: нормы и ценности;

+: особенности коммуникативного взаимодействия.

S: К стихийным группам в социальной психологии относят:

-: все ответы верны.

S: Процесс социализации личности включает:

-: усвоение социального опыта;

-: применение социального опыта;

-: преобразование социального опыта;

-: все ответы верны.

S: Рассогласование социальных установок личности, называют:

-: все ответы неверны.

S: К факторам межличностной аттракции относится:

-: все ответы верны.

S: Самый высокий уровень сработанности проявляется в ситуации:

-: высокого уровня совместимости;

+: низкого уровня совместимости;

-: все ответы неверны.

S: Взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодей­ствия называется:

S: Предметом изучения социальной психологии является:

-: закономерности развития психики

+: взаимодействие людей в группе и психологические характеристики самих групп

-: индивидуально-типологические свойства личности

S: Первый из систематических руководств по социальной психологии — начало второго этапа развития социальной психологии как науки создал:

S: Социальная психология изучает…

S: В разработку одной из первых социально-психологических концепций «психология народов» внес основополагающий вклад…

S: Второй этап дискуссии о предмете социальной психологии в советской науке связан с именами такого ученого, как:

S: К основному социально-психологическому методу исследования относится:

-: анализ продуктов деятельности

S: Противоположностью конформности является:

S: Какой принцип заложен в отечественной социальной психологии относительно выделения стадий социализации:

S: Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей, называется

+: официальная (формальная) группа

S: Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является

+: проблема принятия решения

-: проблема свободы воли

S: Кому принадлежит классификация групп когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные:

S: Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в это:

S: В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:

Источник

Учебно-методические рекомендации к проведению семинарских и лабораторных занятий по курсу «Социальная психология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Южный федеральный университет»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

к проведению семинарских и лабораторных занятий

по курсу «Социальная психология»

040700 Организация работы с молодежью

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Вопросы для обсуждения

1. Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии

2. Период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания

а) вклад психологов в развитие социальной психологии

б) изучения социологами человеческих групп

в) этнографические данные антропологов

г) интерес психиатров к науке

д) социальная психология, как предмет новой науки

е) три концепции социальной психологии:

· теория инстинктов социального поведения

3. Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку

а) Превращение социальной психологии в экспериментальную науку

б) Четыре направления экспериментальных исследований

в) три подхода по вопросу о предмете новой науки

· о массовидных явлениях психики

· синтез двух предыдущих подходов

· Социальная психология. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997,

· Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988,

· Т. Шибутани Социальная психология: Пер. с англ.- Ростов — на — Дону: Феникс, 1995,

· Социальная психология. Краткий очерк. Под общей редакцией и . М.: Политиздат, 1975.

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Вопросы для обсуждения

1. Дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е годы.

    Позиция и ее оппоненты. Психология сознания и психология поведения. Культурно-историческая концепция Выготского и его роль в определении предметной области социально-психологической науки.

2. Второй этап в развитии социальной психологии в России в конце 50-х – начале 60-х годов.

    Три точки зрения на предмет социальной психологии. Современное состояние социальной психологии в России. Социальная психология и социология. Социологический и психологический акценты в социальной психологии Современное представление о предмете социальной психологии.

3. Ключевые области исследования современной социальной психологии.

    Прикладные проблемы социальной психологии. Значение социально-психологических исследований в социально-политической модернизации России.

    Андреева психология. М., 1995. А Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. история развития высших психических функций // Выготский . Соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. Лапин социологии и социальной психологии. СПб., 1994. Розин интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной) // Психологический журнал. 1991. №2. Шихирев социальная психология. М., 1999.

Методы исследования в социальной психологии

Вопросы для обсуждения

1. Методология и методика социально-психологического исследования.

· Проблема качества социально-психологической информации.

· Постановка проблемы исследования.

· Программа исследования, ее структурные компоненты.

· Типология методов социальной психологии

2. Методы сбора и анализа информации

· Наблюдение, эксперимент, анализ документов, контент-анализ, опросы.

· Фокус-группы и фокусированное интервью.

3. Тесты в социальной психологии

· стандартизованные и проективные.

· Валидность и надежность тестов.

4. Групповые методы исследования

    Референтометрия Социально-психологические тренинги. Игровые методы.

5. Использование методов социальной психологии в работе учителя.

    Андреева психология. М., 1995. Психологическое тестирование. М., 1982. Белановский интервью. М., 2001 Введение в практическую социальную психологию. М., 1996 Концевой обследование малой группы. Ростов-на-Дону, 1995. Кэмпбелл, Дональд Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. Собчик психологической диагностики. М., 1990.

Лабораторная работа №1

Общение как коммуникация

Вопросы для обсуждения

1.Особенности обмена информацией в коммуникативном процессе.

• Что понимается под коммуникативной стороной общения?

• В чем недостаток социально-психологических теорий, в которых процесс
человеческой коммуникации интерпретируется в терминах теории
информации?

• Как Вы понимаете утверждение о том, что в условиях человеческого
общения информация формируется, уточняется, развивается?

• Почему человеческую коммуникацию можно рассматривать как
интерсубъектный процесс ( S S )?

• Объясните смысл высказывания: Суть коммуникативного процесса — не
просто взаимное информирование, но совместное постижение сущности
предмета.

• Что такое коммуникативное влияние? Чем измеряется эффективность
коммуникации?

• Согласны ли Вы с высказыванием Выготского о том, что мысль никогда не
равна прямому значению слов? Если да, то что необходимо коммуникатору
и реципиенту для достижения взаимопонимания в процессе коммуникации?

• Какую роль в человеческой коммуникации играют коммуникативные
барьеры и почему они возникают?

• Как осуществляется движение информации от коммуникатора к
реципиенту?

• Какие элементы выделяет Лассуэлл в модели коммуникативного процесса?

• Какие характеристики коммуникатора влияют на коммуникативный
процесс?

• Назовите виды информации и основные ее характеристики.

• Какие каналы передачи информации Вы знаете?

• Что такое фасцинация, какую функцию она выполняет?

• Перечислите основные характеристики реципиента.

• Какие существуют виды эффективности передачи информации в
коммуникативном процессе?

З.Невербальные средства коммуникации.

• Перечислите основные знаковые системы, использующиеся в невербальном
общении.

• Какие функции выполняют системы невербальной коммуникации?

• Какие средства коммуникации, по Вашему мнению, являются более
важными в коммуникативном процессе — вербальные или невербальные?
Докажите.

· Андреева психология. М. 1998.

· Абрамова в практическую психологию. — М., 1995.

· Я вас слушаю. М., 1984

· Введение в практическую социальную психологию/.Под ред. , 3. , . — М., 1996.

· Кривченко социальной перцепции в процессе подготовки социального работника. /Социальная работаВып. 8

· Лабунская поведение. Р/Д. 1986.

· Леонтьев Проблемы развития психики М., 1972.

· Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.

Интерактивная сторона общения

Вопросы для обсуждения

1. Место взаимодействия в структуре общения.

• Что означает термин «интерактивная сторона общения»?

• Что позволяет интерпретировать общение как организацию совместной
деятельности?

• Что происходит в процессе планирования совместной деятельности, что
делает ее действительно совместной?

• Почему нельзя отождествлять коммуникацию и взаимодействие?

• Как описывается структура социального действия в теории Парсонса?

• Охарактеризуйте подход Щепаньского к характеристике структуры
взаимодействия.

• Опишите структуру взаимодействия, как она. представлена в транзактном
анализе.

2. Типы взаимодействий,

• Назовите основные типы взаимодействий.

• Как соединяется результат деятельности каждого участника взаимодействия
с результатом совместной деятельности?

• Какова наиболее выраженная форма конкуренции?

• . Перечислите основные компоненты конфликта.

• Всегда ли конфликт имеет негативное значение? Докажите.

• Дайте характеристику деструктивного конфликта.

• В каком случае можно говорить о продуктивном конфликте?

• Назовите основной способ разрешения конфликта.

3. Взаимодействие как организация совместной деятельности,

• Что составляет конкретное содержание различных форм совместной
деятельности?

• Какие модели взаимодействия выделяет Уманский?

• Есть ли взаимосвязь между межличностными отношениями и
взаимодействием, если есть, то какая?

• Можно ли говорить о наличии взаимодействия в условиях «плохих»
межличностных отношений?

• Какое значение имеет осознание — субъектом собственного вклада в
совместную деятельность?

· Андреева психология. М. 1998. стр. 100-116

· Игры, в которые играют люди…М. 1988.

· Трансактный анализ в группе. М., 1994.

· Агеев Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

· Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.

· Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. , Я Яноушека. — М., 1987.

Лабораторная работа №3

Перцептивная сторона общения

Вопросы для обсуждения

1. Проблема социальной перцепции.

• Что понимается под перцептивной стороной общения?

• Можно ли считать синонимами термины « соц. перцепция» и
«межличностная перцепция» и почему?

• Перечислите основные функции социальной перцепции.

• В чем заключается познавательная функция соц. перцепции?

• Как осуществляется самопознание в соц. перцепции?

• В каких формах может выступать взаимопонимание в соц. перцепции?

• Присутствует ли эмоциональный компонент в соц. перцепции?

• Помогают или мешают эмоции и чувства нашему общению с окружающими? Докажите.

• Какие факторы опосредствуют процесс восприятия другого человека?

• Является ли способность к межличностной перцепции врожденной и
неизменной на протяжении всей жизни человека?

• Объясните смысл высказывания: « В каждом человеке заключено
побуждение к восприятию другого с определенной точки зрения».

• Из каких элементов складывается информация, поступающая к каждому
участнику взаимодействия?

II. Механизмы социальной перцепции.

Перечислите известные Вам механизмы социальной перцепции.

• В чем отличие механизмов идентификации и эмпатии?

• Какова роль рефлексии в социальной перцепции?

• Что такое «обратная связь» в межличностном восприятии?

• В каких случаях и почему важна каузальная атрибуция?

• Как осуществляется приписывание партнеру причин и образцов поведения?

• Какие типы атрибуций Вам известны?

Ш. Эффекты межличностного восприятия.

• Какова роль установки в межличностном восприятии?

• Назовите эффекты межличностного восприятия.

• В чем суть эффекта ореола?

• Чем отличаются эффекты первичности и новизны?

• Какие функции выполняют стереотипы при восприятии другого человека?

• К каким следствиям может привести стереотипизация?

    Андреева психология. М. 1998. Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 Гозман эмоциональных отношений. М., 1987 Кривченко социальной перцепции в процессе подготовки социального работника. /Социальная работаВып. 8. Лабунская экспрессивного поведения. М., 1989. Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.

Лабораторная работа №4

Социально-психологические проблемы малой группы

Вопросы для обсуждения

I. Понятие малой группы. Генезис и развитие

• Дайте определение малой группы.

• Определите верхний и нижний количественные пределы малой группы. Аргументируйте свой ответ.

• Назовите известные Вам признаки малых групп.

• Какие функции выполняют малые группы в обществе?

• Каковы основные детерминанты возникновения малой группы?

• Охарактеризуйте этапы развития малой группы с позиций стратометриче­ской концепции

• Какие стадии группообразования выделяют Стенфорд и Роарк?

• Охарактеризуйте основные механизмы групповой динамики.
II. Социально-психологические характеристики малой группы.

• Перечислите наиболее значимые характеристики малой группы.

• Какие компоненты входят в групповую структуру?

• Какие типы отношений можно выделить в структуре группы.

• Что собой представляют нормативные отношения в группе?

• Охарактеризуйте основные механизмы групповой динамики?

III. Феномены управления групповым процессом.

• Перечислите основные отличия лидерства от руководства

• Охарактеризуйте основные стили лидерства (руководства)

• утверждает, что «социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны». Можно ли безоговорочно согласиться с этим утверждением?

    Андреева психология. М. 1998. Агеев Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. Имидж лидера. М., 1994 Концевой обследование малой группы. Ростов-на-Дону, 1995. Психология малой группы. М., 1991. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991.

Лабораторная работа № 5

Социально-психологические проблемы личности

Вопросы для обсуждения

/. Проблема личности в социальной психологии

• В чем заключается специфика социально-психологического подхода в изучении личности в отличие от социологического?

• Почему оказывается сложным решение вопроса о дифференциации обще­
психологического и социально-психологического подходов к изучению личности?

• Какие из данных понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
изучаются в социальной психологии и почему?

• Перечислите компоненты, входящие в структуру личности с точки зрения
социально-психологического подхода.

• Почему нередко люди, которых мы считали образцом благородства в определенных условиях оказывались трусами и эгоистами, в то время, как те, ко­го мы считали посредственностью могут проявлять незаурядные качества?

• Может ли отношение человека к пище быть его личностной чертой?

• Что представляет собой процесс социализации? Какие стороны этого проц­есса можно выделить и почему?

• Когда начинается процесс социализации и какова его продолжительность в онтогенезе?

• В каких сферах осуществляется социальное становление личности?

• Как влияет деятельность на процесс личностной социализации?

• Какую роль в социализации выполняет общение?

• Каковы основные направления социализации?

• Охарактеризуйте основные стадии социализации.

• Докажите правомерность выделения послетрудовой стадии социализации.

• Что понимается под институтом социализации? Какие институты социализации существуют в обществе?

• Дайте определение понятия «аттитюд».

• Какие компоненты входят в структуру социальной установки?

• Какие функции выполняют аттитюды?

• Как формируются установки? Можно ли изменить установку у взрослого человека? Если да, то каким образом?

• Что такое когнитивный диссонанс?

• Если у человека чувства и мысли расходятся, какие последствия неизбежно наступают? Докажите.

• Охарактеризуйте теорию диспозиционной регуляции социального поведения личности .

• Андреева психология. М. 1998.

• Бодалев и общение. М.,1995.

• , Теории личности. М., 1999.

• Личность и социальное поведение. – СП б, 2001.

• Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. . – СПб, 2001.

Лабораторная работа № 6

Межличностные отношения в группе

Вопросы для обсуждения

I. Понятие межличностных отношений. Классификация межличностных отношений.

• Дайте определение понятия « межличностные отношения».

• Как Вы понимаете высказывание Рубинштейна: «…в процессе совместной жизни люди не только приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга, но и вырабатывают у себя противоположные характерологические качества…»

• Какие типы межличностных отношений выделяет ?

• Охарактеризуйте отношения знакомства.

• Каковы отличия приятельских отношений от дружеских?

• Являются ли симпатии обязательным компонентом товарищеских отношений?

• Что лежит в основе родственных отношений?

• Удовлетворению каких потребностей способствуют деструктивные отношения?

• Каким образом межличностные отношения влияют на психическое благополучие личности? Покажите на примерах.

• Как соотносятся межличностные отношения и общение?

II. Проблема аттракции

• Что такое аттракция и какие компоненты входят в ее структуру?

• Какие факторы определяют межличностную привлекательность?

• Является ли внешняя привлекательность обязательным условием возникновения аттракции?

• Кого можно назвать обаятельным человеком? В чем это выражается?

• У Вас деловое свидание. Вы хотите произвести благоприятное впечатление. Что Вы должны учитывать, чтобы добиться своей цели?

• Какие факторы Вы измените, а какие нет, если это свидание личное?

• Раскройте зависимость межличностных отношений от непосредственного восприятия человека человеком.

III. Совместимость и сработанность

• Охарактеризуйте известные Вам типы совместимости

• Что является продуктом совместимости?

• Чем совместимость отличается от сплоченности?

• Какие уровни сплоченности выделяет ?

• Каковы отличия совместимости от сработанности?

• Чем объяснить тот факт, что у дружных супружеских пар совместная работа оказывается менее успешной, чем у индифферентных пар?

• Возможна ли высокая сработанность у индивидов, испытывающих антипатию? Аргументируйте ответ.

• Обозов отношения. Л., 1979.

• Асмолов ли мы себя? Неосознаваемые механизмы регуляции поведения личности. Стеногр. Лекции. М., 1989

• Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

• Гроссмейстер общения. М., 1996.

• Бодалев и общение. М.,1995

• Тарасенко общения. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004.

Лабораторная работа № 7

Личность в группе

Вопросы для обсуждения

I. Влияние группы на личность

· Назовите групповые феномены, в которых проявляется влияние группы на личность.

· В чем сущность явления конформизма? Какие его виды Вам известны?

· Согласны ли Вы с тем, что негативизм (нонконформизм) – это зависимость от группы со знаком минус? Докажите.

· Какая форма поведения является противоположностью конформизма?

· Охарактеризуйте факторы конформного поведения.

· Каковы причины конформного поведения человека?

· Позитивно или негативно по своей сути явление конформизма?

· Что такое фасилитация? Приведите собственные примеры данного феномена.

· Всегда ли присутствие другого человека вызывает фасилитацию? Почему?

II. Роль личности в группе

    Дайте характеристику феномена «социальная леность». Когда он возникает? Какое явление является противоположным социальной лености? Какие факторы способствуют его возникновению? Зависит ли положение человека в группе от его отношений с другими членами группы? Или существует обратная зависимость? Одни люди говорят: «Коллектив как реальность не существует. Реальна только личность». Другие говорят: «Индивид как что-то самостоятельное в социальной среде не существует. Существует только общество». Как разрешить этот спор? Возможно ли примирить эти противоположные высказывания? Существует ли зависимость между развитием группы и авторитетом руководителя и стилем руководства? Прочитайте приведенные ниже высказывания учеников и дайте аргументированный ответ на поставленные вопросы.

— Отчего бывают «лидеры» и «тихони»? Одних постоянно куда-то выбирают, а другие все время «в болоте».

— Есть такие люди – в какую бы компанию не пришли, сразу в центре внимания. Они острят, поют, все возглавляют. Кажется, уйди этот человек – и вся компания скиснет. Скажите, душой компании рождаются или становятся?

III. Процесс принятия группового решения

· Какие решения – групповые или индивидуальные оказываются более эффективными и почему?

· Какие условия обеспечивают эффективность групповой дискуссии?

· Какие Вам известны формы групповой дискуссии?

· Что такое групповая нормализация?

· Охарактеризуйте феномен групповой поляризации?

· Помогает или мешает принятию правильного группового решения групповой дух и почему?

· Может ли меньшинство изменить мнение большинства? Если да, то при каких условиях?

    Андреева психология. М. 1998 Агеев Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990 Психология малой группы. М., 1991. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991 Личность и социальное поведение. – СП б, 2001 Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992

по курсу «Социальная психология»

1. Социальная психология как наука изучает:

а) закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы;

б) общественную психологию, массовидные явления психики;

в) социальную психологию личности;

г) все ответы верны.

2. Первыми социально-психологическими теориями стали:

а) психология народов;

б) психология масс;

в) теория инстинктов социального поведения;

г) все ответы верны.

3. Общение это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями:

а) в совместной деятельности;

б) в получении новой информации;

в) в познании других людей и самопознании;

г) все ответы верны.

4. В социальной психологии общение рассматривается как:

а) процесс, рядоположенный деятельности;

б) элемент деятельности;

г) все ответы верны.

5. Существенным признаком делового уровня общения является:

б) демонстрация деловых качеств;

в) интерес к партнеру как сотруднику;

г) все ответы верны;

6. Одним из механизмов социальной перцепции является:

г) все ответы неверны;

7. Передача партнеру информации в виде эмоций составляет суть:

г) все ответы верны;

8. К невербальным средствам общения относятся:

а) жесты, мимика, пантомимика;

б) организация пространства и времени;

в) визуальный контакт;

г) все ответы верны;

9. Диапазон, качество и тональность голоса относятся к средствам общения:

г) все ответы верны;

10. Суть эмпатии составляет:

а) эмоциональное заражение;

г) все ответы верны;

11. Понимание другого посредством уподобления характеризует механизм:

г) все ответы неверны;

12. Приписывание собственных отрицательных качеств другому характерно для защитного механизма:

г) все ответы неверны;

13. Влияние общего впечатления о человеке на оценку частных качеств его личности называется эффектом:

г) все ответы неверны;

14. Сторона общения, характеризующая процесс взаимодействия индивидов:

г) все ответы верны;

15. Учет социального опыта, равноправие в общении, по Берну, соответствует модели поведения:

г) все ответы неверны;

16. Способ целенаправленного воздействия на сознание, связанный с формированием или изменением социальных установок личности называется:

17. Человека, по отношению к которому проводится внушение, называют:

г) все ответы неверны;

18. Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда составляет суть:

г) все ответы неверны;

19. Наиболее существенным признаком малой группы в отечественной психологии выступает ее:

а) количественный состав;

б) включенность в более широкую общность;

в) обособленность от других групп;

г) наличие совместной деятельности;

20. В каком типе малой группы отсутствует совместная деятельность и групповые нормы:

б) диффузная группа;

21. Конформный тип поведения характеризуется:

а) готовностью принять любое мнение группы;

б) осознанным согласием с мнением группы при внутреннем расхождении взглядов;

в) сознательной солидарностью с мнением группы;

г) все ответы верны;

22. Человек, принимающий управленческие решения в условиях не заданной официально деятельности группы называется:

а) референтным лицом;

23. Аудитория студентов на лекции численность в 100 человек является:

а) малой группой;

в) конвенциальной толпой;

г) все ответы неверны;

24. Для выявления характера межличностных отношений в группе используется методика:

25. Фактором, способствующим возникновению паники, может выступать:

а) чувство бессилия;

б) утрата доверия к руководству;

в) дефицит информации;

г) все ответы верны;

26. Социализация личности происходит в период:

а) до начала трудовой деятельности;

б) активной трудовой деятельности;

в) после завершения трудовой деятельности;

г) все ответы верны;

27. Концепция самоактуализирующейся личности разрабатывалась в рамках:

а) теории деятельности;

б) гуманистической психологии;

28. Согласно структурному подходу совместимость партнеров наблюдается если:

а) врожденные свойства сходные, а приобретенные контрастные;

б) врожденные свойства контрастны, а приобретенные сходные;

в) врожденные и приобретенные свойства сходные;

г) врожденные и приобретенные свойства контрастны;

29. Степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют групповые цели называется:

г) все ответы неверны;

30. Разновидностью дружеских отношений являются отношения:

г) все ответы верны.

1. Социальная психология как наука возникла на границе психологии и:

г) все ответы верны.

2. К методам социально-психологического исследования относится:

а) методы эмпирического исследования;

б) методы моделирования;

в) управленческо-воспитательные методы;

г) все ответы верны.

3. К основным функциям общения относится:

г) все ответы верны.

4. Коммуникация в общении – это, прежде всего:

а) взаимодействие людей;

г) все ответы верны.

5. Существенным признаком духовного общения является:

а) обсуждение философских проблем;

б) стремление к полному совпадению взглядов, мыслей, чувств;

в) интерес к внутреннему миру другого человека;

г) все ответы верны;

6. Одним из механизмов социальной перцепции является:

в) каузальная атрибуция;

г) все ответы верны;

7. Вид общения, при котором партнер использует другого в качестве объекта в игре, называется:

г) все ответы неверны;

8. Эффект воздействия средств, обеспечивающих более полное принятие информации называется:

г) все ответы неверны;

9. Средства пространственной организации процесса общения называются:

10. Восприятие людьми друг друга составляет содержание:

в) социальной перцепции;

г) все ответы верны;

11. Сущность идентификации составляет:

а) уподобление другому;

г) все ответы неверны;

12. Назначение рефлексии составляет:

а) эмоциональное заражение;

в) осознание отношения другого;

г) все ответы верны;

13. Наложение на восприятие отдельного человека обобщенного образа группы людей называется эффектом:

г) все ответы неверны;

14. Оценка человека на основе положительного отношения к нему характерно для механизма:

г) каузальной атрибуции;

15. Стремление доминирования в общении характерно, по Берну, для позиции:

г) все ответы неверны;

16. Способ воздействия людей друг на друга, состоящий в принятии и воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения называется:

17. Важным условием формирования малой группы является:

а) совместная деятельность;

б) общий социально-демографический признак;

в) общность интересов;

г) все ответы неверны;

18. Эмоционально-волевой метод воздействия, основанный на некритическом восприятии информации слушателями, называется:

19. Педагогический коллектив школы всегда является группой:

20. К уровням развития группы относятся:

а) просоциальная ассоциация;

б) формальная группа;

г) вторичная группа.

21. Механизмом групповой динамики является:

а) разрешение внутригрупповых противоречий;

б) психологический обмен;

в) идиосинкразический кредит;

г) все ответы верны;

22. Группа демонстрантов является:

г) все ответы неверны;

23. С целью выявления значимого круга общения человека используется методика:

24. Компонентом психологической структуры больших групп является:

а) психический склад;

б) эмоциональная сфера;

в) нормы и ценности;

г) особенности коммуникативного взаимодействия;

25. К стихийным группам в социальной психологии относят:

г) все ответы верны;

26. Процесс социализации личности включает:

а) усвоение социального опыта;

б) применение социального опыта;

в) преобразование социального опыта;

г) все ответы верны;

27. Рассогласование социальных установок личности, называют:

б) когнитивным диссонансом;

г) все ответы неверны;

28. К факторам межличностной аттракции относится:

а) совместная деятельность;

г) все ответы верны;

29. Самый высокий уровень сработанности проявляется в ситуации:

а) высокого уровня совместимости;

б) взаимной антипатии;

в) низкого уровня совместимости;

г) все ответы неверны;

30. Взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия называется:

в) межличностные отношения;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Автор: доктор социологических наук, профессор,

Рецензент: д. с.н., доцент

Программа утверждена на заседании УМС факультета социологии и политологии ЮФУ от 1.10.2011 года, протокол

Источник

Оцените статью