Перечислите приемы снятия эмоционального напряжения у партнеров по общению

Содержание
  1. 5. Приемы снятия эмоционального напряжения
  2. Желательные обозначения эмоционального состояния
  3. 18 техник для снятия эмоционального напряжения
  4. Про техники для снятия эмоционального напряжения
  5. Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника
  6. Как научиться снимать напряжение в конфликтных ситуациях
  7. 3 группы техник для снятия напряжения
  8. Неречевые техники снижения эмоционального напряжения
  9. Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться
  10. Техника 2. Внимательно слушайте
  11. Техника 3. Сократите дистанцию
  12. Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения
  13. Речевые техники снижения эмоционального напряжения
  14. Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника
  15. Техника 2. Регулируйте темп беседы
  16. Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению
  17. Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.
  18. Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас
  19. Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас
  20. Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт
  21. Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации
  22. Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее
  23. Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав
  24. Техники «сохранения лица»
  25. Техника 1. «Внешнее согласие»
  26. Техника 2. «Повторение»
  27. Техника 3. «Уточнение»
  28. Техника 4. «Часть моей личности»
  29. Резюме
  30. Снятие эмоционального напряжения во время беседы

5. Приемы снятия эмоционального напряжения

Подчеркивание общности. Постарайтесь найти то общее с собеседником, что вас объединяет, кроме того, это общее должно вызывать у него приятные ассоциации или быть ревалентным его деловой или личной экспертной зонам: «Мне кажется, нас объединяет такое качество, как. ».

Подчеркивание значимости собеседника: «Мне кажется ценным. », «Я благодарен Вам за. ». Важно быть конкретным (т. е. значимость конкретного факта, конкретной мысли, конкретного поступка или черты личности) и искренним. Вклад должен быть действительно позитивным. Учитесь запоминать то хорошее, что Вы видите у собеседника – мысли, чувства, поступки. Вы научитесь отслеживать именно позитивные моменты, и это не только поможет Вам поддерживать любую беседу, но и искренне и заинтересованно относиться к людям, что всегда найдет ответ. Если Вы будете откровенно льстить, это всегда прочитается собеседником, если не на уровне сознания, так на уровне подсознания и отложится неприятным ощущением.

Вербализация эмоционального состояния, своего или партнера. Есть прекрасные слова «Названное утрачивает власть». Необозначенное состояние тревожит. Для снятия напряжения его надо классифицировать. Проговоренная эмоция перестает определять Ваше отношение к собеседнику или его к Вам. При этом желательно употреблять такое описание своего или его состояния, которое не будет вызывать внутренний протест. «Я согласен, что это может вызвать удивление. » Вербализация может быть метафорической, имеющей множество толкований, при этом Вы не навязываете своего мнения или «диагноза» ситуации, а можете применить свое творчество. Если произнесенное Вами будет сказано еще и с юмором, это тоже даст возможность разрядки напряжения.

Желательные обозначения эмоционального состояния

Вы (я) не понимаете

Вы (я) в депрессии

Вам (мне) неприятно

Вам (мне) неуютно

Вам (мне) противно

Вы (я) возмущены, вызывает дискомфорт

Вы (я) нервничаете

Вас (меня) беспокоит, тревожит, угнетает

У Вас (меня) вызывает протест

Вас (меня) задевает

Вы (я) опасаетесь

Интерес к проблемам партнера. Проявляемое Вами внимание к проблемам партнера помогает ему снять напряжение, разговориться, понять, что Вы заинтересованы в общении с ним.

Возможность выговориться. Как уже говорилось выше, рассказывая о своем эмоциональном состоянии, партнер переводит его из актуального состояния в неактуальное, в прошлое, успокаивается и только после этого готов к тому, чтобы слушать Вас.

Понять истинный смысл агрессии со стороны партнера и ответить на ту причину, которая вызвала эту боль. Ведь от природы агрессивных людей не так и много. Человек становится агрессивным, когда его загоняют в угол, давят, причиняют серьезные неудобства. Поймите, что лежит в основе его поведения и объясните ему, что Вы на него не нападаете, покажите, что проблема общая и его выгоду от ее решения. Вы ведь не бьете ребенка, когда он плачет, а выясняете, почему он это делает. Понимание человека стоит на четырех основаниях: знание ситуации, определение контекста, в котором развивается ситуация, чувствование другого и внимание, заинтересованность в нем.

Признайте свою неправоту в тех областях решения проблемы, в которых она имеется. Не можете Вы быть во всем правы, а Ваш партнер – нет. Признание Вами своей ошибки выбивает оружие из рук противника. Вы при этом становитесь сильнее. Ошибаться может каждый, но только сильный человек может об этом открыто сказать.

Обратитесь к фактам и предложите конкретный выход. Бывает, что человек нервничает только из-за того, что не видит достойного выхода. Помогите ему «спасти лицо», дайте конкретный выход, и он Вам многое простит.

Сохраняйте сами спокойствие и не разговаривайте на повышенных тонах в любой ситуации. Голос должен быть спокойный и уверенный. Сохраняйте оптимальную дистанцию между Вами и партнером, угол поворота и наклон тела. Пусть Ваши ладони или хотя бы одна из них будут раскрыты. Это просигнализирует ему, что Вы – друг и не собираетесь нападать.

Упражнение 11. Снятие напряжения.

Разбиться по парам, разыграть ситуацию, когда один из партнеров нервничает, и попробовать в разговоре снять его напряжение и проконтролировать свое эмоциональное состояние. Потом объяснить друг другу, как менялось в течение беседы эмоциональное состояние.

Краткое подведение итогов.

В любой беседе необходимо помнить как минимум следующие основные правила.

Важно подчеркнуть важность, значимость собеседника, уважение к нему как специалисту. Не рекомендуется при этом лгать.

Заранее продумайте, что у вас общего с собеседником: образование, возраст, хобби, семейные обстоятельства. Похожее объединяет, разное – разъединяет.

Сохраняйте самообладание, не поддавайтесь на провокации с целью вывести Вас из состояния равновесия. Когда человек сильно расстроен или находится в очень возбужденном радостном состоянии, он плохо воспринимает информацию, может принять опрометчивые решения, теряет контроль над ситуацией. Никогда не принимайте решения в состоянии сильного возбуждения.

В случае, если Вашего собеседника переполняют чувства, дайте ему выговориться. В противном случае он будет внутренне переживать и делать вид, что слушает, не вникая в разговор.

Сообщайте собеседнику о Вашем восприятии его чувств, установок, эмоционального состояния. «Мне кажется, Вы устали». Каждому человеку приятно внимание к нему и восприятие его чувств.

Дайте собеседнику почувствовать его превосходство над Вами. Открытое и искреннее признание его значимости способствует контакту.

Если Вы в чем-то неправы, признайте это раньше, чем Вам об этом скажет собеседник, – это обезоруживает.

Источник

18 техник для снятия эмоционального напряжения

Про техники для снятия эмоционального напряжения

Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения в ситуациях с избытка эмоций или агрессии собеседника.

Сегодня речь пойдет о последних.

Владение ими во многом определяет нашу способность справляться со сложными ситуациями не только в рабочей обстановке, но и в общении с друзьями и близкими.

Зачем снимать эмоциональное напряжение собеседника

Люди — не машины.

Любая информация, который мы обмениваемся, воспринимается на эмоциональном фоне, который обычно не препятствует общению.

Мы можем вести переговоры, отдавать распоряжения, получать задания, вести переговоры.

Но если эмоции «зашкаливают», мы теряем способность конструктивно общаться.

Эмоции «перекрывают» канал обмена информацией, поэтому до восстановления «нормального» эмоционального фона общение будет затруднено.

Вы не сможете ни о чем договориться, пока собеседник не придет в состояние готовности воспринимать вашу речь.

Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения даже в конфликтной ситуации.

Как научиться снимать напряжение в конфликтных ситуациях

Многие их техник, о которых пойдет речь, мы применяем неосознанно и интуитивно.

Нелишним будет знать их полный перечень, чтобы осознанно применять в тех случаях, когда имеющиеся у вас навыки не позволяют справиться с ситуацией.

Выберите те техники, которые считаете наиболее эффективными.

Пробуйте применять их на практике.

3 группы техник для снятия напряжения

18 перечисленных техник я разделил на 3 группы.

Группа 1 — неречевые техники для снятия эмоционального напряжения.

Группа 2 — речевые техники для снятия эмоционального напряжения.

Группа 3 — техники, позволяющие защититься от оскорблений и «сохранить лицо», не отвечая собеседнику ответной агрессией.

Неречевые техники снижения эмоционального напряжения

Техника 1. Предоставьте собеседнику возможность выговориться

Не пытайтесь перекричать, перебить, «заболтать».

Ведение разговора на повышенных тонах, тем более, на крике, требует большого нервного напряжения.

Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.

До момента, пока он не скажет все, что планировал сказать, либо устанет изливать эмоции, любая попытка прервать вызовет еще большую агрессию.

Техника 2. Внимательно слушайте

Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника.

Техника 3. Сократите дистанцию

На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах.

Боксеры сокращают дистанцию, чтобы у противника не было места для замаха при нанесении удара, близкие люди обнимают друг друга, чтобы успокоить.

Улыбнитесь, прикоснитесь, наклонитесь.

Электронные средства коммуникации обезличивают общение — написать грубость в электронном письме, мессенджере или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко.

Решиться на то же в ходе личного общения труднее.

Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, добейтесь личной встречи.

Техника 4. Создайте пространственный комфорт для общения

Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте.

Если разделяет преграда — стол, стул, прилавок — устраните или обойдите.

Предложите сесть, расположившись под острым углом или под углом 90 градусов.

Если есть возможность — сядьте рядом.

Речевые техники снижения эмоционального напряжения

Техника 1. Если вы незнакомы, назовите свое имя и узнайте имя собеседника

Старайтесь в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника.

Обращение по имени не позволяет обезличить общение.

Оскорбить незнакомого человека существенно проще, чем того, с кем вы знакомы, пусть даже всего несколько секунд.

Техника 2. Регулируйте темп беседы

Чуть затягивайте ритм и темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи.

Спокойную, размеренную речь сложно «нагрузить» эмоциями.

Техника 3. Дайте понять, что вы понимаете важность проблемы и готовность к ее разрешению

Скажите об этом собеседнику.

Техника 4. Подчеркивайте значимость собеседника.

Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение и отношения с ним очень важны для вас.

Техника 5. Скажите о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседник, если его статус выше, позиция сильнее, чем у вас

«Я сожалею, мне обидно, мне неприятно…».

Техника 6. Скажите о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у вас

«Понимаю, как вам неприятно, обидно… понимаю, вы разочарованы…»

Техника 7. Обратитесь к фактам — без эмоций проговорите все детали ситуации, вызвавшей конфликт

«Давайте разберемся, что случилось…»

Техника 8. Предложите конкретный выход из сложившейся ситуации

Если это невозможно, пообещайте найти его в кратчайший срок.

Спросите у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим.

Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно.

Техника 9. Найдите и подчеркните что-то общее

Это может быть сходство интересов, мнений, целей или даже просто желание быстро справиться с той ситуацией, в которой вы оказались — единство очень важно.

Если «мы», то значит «свои», а свои не могут не договориться.

Техника 10. Признайте правоту собеседника в том, в чем он прав

Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее.

Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.

Доказывать, что он не виноват, и убеждать вас признать вашу неправоту ему уже не нужно, он будет готов обсуждать проблему по существу.

Техники «сохранения лица»

Как быть, когда вас оскорбляют? Как достойно ответить, сохранив внутреннее спокойствие и не потерять лицо?

Техника 1. «Внешнее согласие»

Когда вам говорят что-то неприятное и обидное, то предполагается, что вы потеряете контроль над собой и ответите собеседнику взаимностью.

Или начнете доказывать ему, что он неправ и его слова несправедливы.

Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки.

В любом случае, очевидно, что повторять ее бесполезно.

Техника 2. «Повторение»

Произнести вслух, то, что в запале сказал вам собеседник, очень полезно.

Вряд ли тот, кто уже приготовился услышать «Сам дурак!» готов услышать от вас свои слова и готов на них реагировать.

Даже если у него большой словарный запас, постоянно слышать эхо своих слов, не получая желаемого результата в виде эмоциональной реакции, вряд ли понравится оппоненту.

Техника 3. «Уточнение»

«Вы правда так считаете? Почему?

Техника 4. «Часть моей личности»

Кому-то что-то не нравится в вас.

Признайте, что это допустимо. Но это ваше личное качество, которое принадлежит вам, поэтому чужое суждение о нем вас не трогает.

«Да, я работаю медленно. Но я стараюсь все делать без ошибок, поэтому перепроверяю свою работу».

Резюме

Является ли этот список приемов, используемых для нормализации отношений, исчерпывающим?

Конечно, нет, хотя в большинстве ситуаций вам поможет даже перечисленный здесь «арсенал».

Многие из этих техник используются не только для снятия напряжения, но и при ведении переговоров, управлении и общении между людьми.

Поэтому к разбору деталей их применения мы вернемся еще не раз.

Желаю вам всегда успешно справляться с эмоциями.

Источник

Снятие эмоционального напряжения во время беседы

Основными целями данного занятия являются формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения у партнера, а также знакомство с основными техниками снижения напряжения.

В основном, конструктивной беседе мешает излишнее эмоциональное напряжение партнеров по общению. Типичной реакцией на агрессию становится защита в форме ответной агрессии, оправданий или ухода из ситуации. Современному специалисту по управлению персоналом необходимы и навыки разумной конфронтации, и умение уклониться от конфронтации, не выходя из ситуации. В рамках данного тренинга мы рассмотрим навыки снижения эмоционального напряжения, позволяющие отсрочить конфронтацию или перевести взаимодействие в другую форму.

Стенка на стенку

Отбираются две равные по количеству группы участников, занявшие в предыдущем упражнении противоположные полюса или, по крайней мере, разные стороны от центра.

Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Одного из тех, кто выбрал для себя положение ближе к корням дерева, ведущий просит представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни и обратиться с претензией к кому-то из сидящих в противоположной шеренге.

Задача его партнера – снять напряжение у нападающего. Спустя 2 мин диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

Тренер с помощью группы анализирует результаты и называет техники, которыми пользовались участники. Часто способы взаимодействия с агрессивно настроенным партнером оказываются неконструктивными и не столько снижают напряжение, сколько, напротив, повышают его. Участникам группы предлагается разделить лист вертикальной чертой пополам и в левый столбец записывать техники, снижающие напряжение, а в правый столбец – повышающие его. После окончания игры ведущий дополняет перечень.

Перечень техник, снижающих напряжение:

1. Предоставление партнеру возможности выговориться.

2. Вербализация эмоционального состояния:

3. Подчеркивание различий между партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

4. Проявление интереса к проблемам партнера.

5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

8. Обращение к фактам.

9. Спокойный уверенный темп речи.

10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.

Перечень техник, повышающих напряжение:

1. Перебивание партнера.

2. Игнорирование эмоционального состояния:

3. Подчеркивание общности с собой и партнером.

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.

5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7. Поиск виноватых и обвинение партнера.

8. Переход на «личности».

9. Резкое убыстрение темпа речи.

10. Избегание пространственной близости и наклона тела.

В этом упражнении участникам предлагается выявить в других людях качества, вызывающие восхищение, уважение или симпатию. Упражнение выполняется в кругу с мячом или письменно. Ведущий просит участников выбрать тех людей, с которыми он менее знаком, для того чтобы усложнить себе задачу. Упражнение начинается с того, что кто-то, обращаясь к своему коллеге, говорит: «Таня, мне в тебе нравится. » и называет то личностное качество, которое он отметил. Например: «У меня вызывает уважение твоя независимость», «Мне очень нравится в тебе объективность, способность не давать оценок»; «Интонация твоего голоса завораживает». Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова.

Таким образом, в этом упражнении происходит одновременно и отработка техники вербализации своего эмоционального состояния. Надо отметить, что эта часть упражнения проходит труднее всего, поскольку большинство участников при вербализации обращаются только к двум эмоциональным состояниям: «Мне приятно» или «Мне очень приятно». Видимо, это связано с тем, что дифференциация и осознание чувств в реальной жизни у нас происходит крайне редко. Этот навык не отработан не только у наших потенциальных клиентов, но и у психологов. Хотя известно, что только тот, кто понимает себя, может разобраться и в чувствах партнера.

В процессе данного упражнения у большинства участников происходит понимание этой проблемы.

После того, как чувство или эмоция вербализованы, упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей следующим образом: сильные, слабые, несостоятельные.

1. Сильные аргументы (не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание):

· точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, которые вытекают из них;

· законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

· экспериментально проверенные выводы;

· цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в этой сфере авторитетов;

· показания свидетелей и очевидцев событий;

· статистическая информация, если ее сбор, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистиками;

· результаты социологических опросов, проведенных специализированными организациями.

2. Слабые аргументы (они вызывают сомнения ваших оппонентов, клиентов и сотрудников):

· умозаключения, основанные на двух и более отдельных фактах, связь между которыми неясна;

· уловки и суждения, построенные на алогизмах (алогизм – прием для разрушения логики мышления, который чаще всего применяется в юморе);

· ссылки (цитаты) на авторитеты, неизвестные или малоизвестные вашим слушателям;

· приемы, построенные на аналогии, и непоказательные примеры;

· доводы личного характера, вытекающие из обстоятельств или диктуемые побуждением, желанием;

· тенденциозно подобранные отступления, афоризмы и изречения;

· доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок (предположений) и ощущений;

· выводы из неполных статистических данных.

3. Несостоятельные аргументы (воспользовавшись ими, можно разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их):

· суждения на основе подтасованных фактов;

· ссылки на сомнительные, непроверенные источники;

· потерявшие силу решения;

· домыслы, догадки, предположения и измышления;

· доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество;

· выводы, сделанные на основе фиктивных документов;

· выдаваемые авансом посулы и обещания;

· ложные заявления и показания;

· подлог и фальсификация того, о чем говорится.

Использование метода Сократа
с целью добиться прибавки к заработной плате

В свое время Сократ прославился тем, что изобрел оригинальный способ убеждения. Суть его состоит в том, чтобы с самого начала беседы не давать собеседнику повода сказать «нет». При этом вы не давите на партнера, вы просто задаете ему вопросы, которые формулируются таким образом, что на них можно дать только ответ «да». Дело в том, что человек не любит менять свое мнение, и если он согласится с вами хотя бы в трех случаях, то, скорее всего, он будет соглашаться и дальше.

Необходимо подходить к теме основного разговора издалека и направлять беседу в нужное вам русло с помощью ответов «да». Например:

1. Вы ведь заинтересованы в качественном выполнении работы?

2. Вы ведь предпочитаете, чтобы это направление вел грамотный сотрудник?

3. Вы бы хотели не тратить лишние деньги на оплату труда нового работника?

4. Вы одобрите выгодное для себя предложение?

Или каждый шаг доказательства можно начинать с вопроса: «Согласны ли вы с тем, что. ». Например: «Согласны ли вы с тем, что объем работы в нашем отделе увеличился примерно в 2 раза за последние полгода?». Если начальник отвечает утвердительно, переходим к следующему вопросу. Если он отвечает отрицательно, работник продолжает словами: «Простите, я не совсем удачно сформулировал вопрос. Согласны ли вы с тем, что. » и т. д. до тех пор, пока руководитель не согласится.

Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли вы. », не рекомендуется. Особенно опасны вопросы: «А почему вы не согласны?» или «Почему вы возражаете против очевидных вещей?».

Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомить собеседника, не отнимать у него много времени. Кроме того, при длительной подготовке к основной части разговора увеличивается вероятность того, что кто-то вмешается (телефонным звонком или визитом) в разговор, и цепь утвердительных ответов будет прервана.

В разговоре с руководителем старайтесь не использовать слова и выражения, которые способны ослабить вашу убедительность (таблица 11).

Таблица 11 – Правильные и неправильные выражения

Неправильное выражение Правильное выражение
У меня не получается. Я здесь новичок Мне нужно полнее овладеть. Я делаю это впервые
Я всего лишь хотел сказать. Я хочу к этому добавить.
Я не хочу отнимать у вас время, но. Могли бы вы уделить мне время для обсуждения.

Придумайте свой вариант цепочки вопросов.

Проведение ролевой игры

«Поручение задания подчиненному»

(разыгрывание ситуации методом «исполнения ролей»)

Цель: проведение деловой беседы с подчиненным по поручению производственного задания:

Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например: маркетолог, рекламист, экономист и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

· объяснить задание и проинструктировать подчиненного;

· довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;

· мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выполнению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с какими конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

1. сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?

2. желает ли он выполнять данное задание?

3. в каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) со стороны организатора занятия дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетенция. Такая установка организатора занятия позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и коммуникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание подчиненного в слабой профессиональной компетенции спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия. Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 мин. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники занятия выступают в роли «компетентных судей». Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания проводится дискуссия, в которой принимают участие все.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания:

· придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации;

· поставьте перед собой цели предстоящего разговора;

· заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения;

· продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия;

· подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание. Для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 мин.

Ход выполнения задания:

· пригласите к себе подчиненного и объясните ему причину вызова;

· объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней;

· ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать;

· объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения;

· попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать;

· проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала»;

· используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного;

· в случае отказа подчиненного от выполнения задания, выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца;

· завершите беседу конкретным решением и действиями.

Оцените качество проведенной беседы, заполнив таблицу 12.

Таблица 12 – Оценка качества беседы

Вопрос для оценки качества беседы Правильно Частично правильно Неправильно
1. Четко ли сформулировал вопросы руководитель?
2. Удалось ли руководителю сообщить подчиненному всю важную и необходимую информацию?
3. Правильно ли задавал руководитель наводящие вопросы, не подсказывал он им готовые ответы?
4. Правильно ли провел руководитель инструктаж по заданию?
5. Ясно ли руководитель представлял себе цель и задачи данной беседы?
6. Правильно ли вел себя руководитель во время беседы, используя вербальные и невербальные сигналы?

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2246 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Вопрос для оценки качества беседы Правильно