Педагогика эмоциональное воздействие это

Педагогические методы и приёмы эмоционального воздействия на учебную мотивацию младших школьников

Интерес как черта развивается в деятельности. На уроке важнейшим источником развития познавательного интереса является содержание учебного предмета. Однако, самого содержания учебного материала недостаточно для формирования познавательной мотивации. Обеспечение учебного процесса эмоциональным компонентом во многом определяет успешность во время урока.

Не понимая, «для чего?», ребенок вряд ли будет выполнять все требования учителя и родителей. Причина нежелания учиться действительно часто кроется в том, что ребенок не знает, чего от него хотят. Мотивация к учебе в начальной школе в основном строится не на глубоком интересе к конкретному предмету и пока еще вряд ли на желании преуспевать в будущем. Понятие ответственности для младшего школьника во многом абстрактное. Другое дело так называемый мотив высокой оценки: «пятерка» от учителя, похвала родителей – ради этого ребенок действительно готов усердно заниматься. А вот потребность к обретению новых знаний можно и нужно развивать.

Нами был проведен эксперимент с целью: определить, насколько влияет эмоциональный компонент, используемый учителем, на адаптацию ребенка к школе и его успеваемость.

При поступлении детей в школу мы, проводя собеседование, выявили различные уровни умственной, мотивационной, эмоциональной готовности к обучению, а так же готовности к общению со сверстниками и учителем.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе по данным исследования имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс.

С родителями первоклашек в начале учебного года была проведена игра-вопрос: «Ваш ребенок пошел в школу. Это и для Вас серьезное событие. Какие чувства испытываете в данный момент, вот в эту минуту?» Ответы были честными и интересными. На начало учебной деятельности у родителей радостно-волнующее настроение, хотя присутствует процент опасения, что ребенок не добьется тех результатов в обучении, каких ждут мамы и папы.

Для определения уровня развития школьной мотивации с первоклассниками в конце первой четверти была проведена методика «Беседа о школе». С этой целью учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
    • не очень;
    • нравится;
    • не нравится.
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома;
    • бывает по-разному;
    • иду с радостью.
  3. Если бы учитель сказал, что в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
    • не знаю;
    • остался бы дома;
    • пошел бы в школу.
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
    • не нравиться;
    • бывает по-разному;
    • нравится.
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы;
    • не хотел бы;
    • не знаю.
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю;
    • не хотел бы;
    • хотел бы.
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    • часто;
    • редко;
    • не рассказываю.
  8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    • точно не знаю;
    • хотел бы;
    • не хотел бы.
  9. У тебя в классе много друзей?
    • мало;
    • много;
    • нет друзей.
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?
    • нравятся;
    • не очень;
    • не нравятся.

Результаты опроса: нравится общаться в школе – 40%, ходят в школу по принуждению – 35%, имеют более высокий уровень сформированности учебной мотивации – 25%.

Для диагностики эмоционального состояния класса на всех этапах учебного занятия мы использовали «цветописи Лутошкина», основанные на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтением в выборе определенной гаммы цветового спектра. Обучающимся предлагалось оценить цветом свое настроение. Мы применили эту методику первый раз с ребятами шестилетками для изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата только что создавшегося коллектива, самочувствия личности каждого ребенка в коллективе. Все очень просто. Полотно-фланелеграф вывешивался в классной комнате, рядом находилась корзиночка с набором разных геометрических фигур разных цветов, каждый из которых по методике Лутошкина обозначает определенное настроение. Дети, придя в класс, сразу же брали фигурку того цвета, какому соответствует настроение на данный момент. Это же действие повторялось после окончания уроков. Иногда учитель предлагал оформить полотно «настроением» перед контрольной работой, после зачета, после обсуждения какого-либо художественного произведения.

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносились в цветоматрицу коллектива. Она дала возможность “увидеть” настроение коллектива, позволила оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний учащихся, проследить за развитием настроений каждого ребенка. Замеры показали, что методика выполняет психотерапевтическую функцию: у детей появилась необходимость и потребность рассказать о своем настроении, поделиться тем, что на душе. Учитель сделал вывод о том, что в классном коллективе недостаточно благоприятный психологический климат, то есть имеются напряженные отношения.

Создалась та ситуация, когда необходимо пересмотреть подход к работе, к методам и приемам, к организации и проведении уроков на более высоком эмоциональном уровне. Чтобы детям было интересно, радостно от процесса обучения, следует придавать эмоциональную окраску урокам. Дети всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей. Поэтому педагог ставит перед собой задачу: создать на каждом уроке условия, способствующие всестороннему проявлению стремлений – познавать, общаться, самоутверждаться, и поможет этому добрая улыбка учителя. Необходимо создать у детей такое настроение, чтобы повысилась их учебная мотивация, и, как следствие этого, качество обучения.

Учитель в зависимости от содержания урока, должен организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл.

Ясно, что для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых:

  • четко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех;
  • умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения;
  • эрудиция учителя;
  • эмоциональность изложения.

Учитель добьется прекрасных результатов, если постарается обеспечить деятельность малышей эмоционально: будет сам рассуждать вслух и на виду у всех действовать с предметами, т.е. сделает наглядным то, как мыслить и действовать; будет давать специальные задания, решение которых станет невозможным без напряженной мысли; создаст условия, при которых дети смогут свободно рассуждать, доказывать, опровергать, сомневаться. Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Приемы эмоциональной регуляции, которые мы использовали во время эксперимента: переключение внимания, композиционное моделирование, психомоторные упражнения, экспрессивная выразительность, цветовое воздействие, использование ярких цитат и парадоксальных случаев, импровизированное сюжетно-ролевое комментирование, мультипликации, музыкальное воздействие.

Руководствуясь принципом «Не навреди», были использованы различные методы и приемы, направленные на формирование у детей учебной мотивации.

Основная цель — это формирование у детей эмоционально-положительного отношения к школе.

Учителю, работающему в рамках развивающего обучении известно, что у детей повысится активность на уроке, если материал не будет преподнесен в готовом виде, а возникнет проблема, решение которой осуществят сами ученики. Исследование на любом «занковском» уроке – яркий пример эмоциональной обеспеченности учебной деятельности.

Соревнование – явление, по существу, эмоциональное. Это не только вид деятельности, но и способ актуализации определенных эмоциональных состояний. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться.

На уроке математики мы предлагаем полет-соревнование «Кто быстрее долетит до объекта». Объяснение: «Первая команда полетит на самолете, вторая на ракете, третья на ….арбузе!» Дети в недоумении: «Почему на арбузе?» «Потому что это необычно, весело и, я думаю, быстрее». Звучит небылица:

«По небу арбуз летит,
он чирикает, свистит:
я горчица, я лимон,
я закрылся на ремонт».

Ученики смеются, а затем с удовольствием выполняют задания «полета».

Эмоциональное окрашивание мы чаще использовали при изучении новых тем или довольно легких, или при малоинтересном материале.

По примеру педагога Е.Н.Ильина, в конце учебного года проведен ряд «майских уроков». В день открытых дверей родителям были продемонстрированы дидактические игры, используемые учителем в работе, и дан совет повторить это дома, и не раз. На родительских собраниях, где часто родители просили совета: «Что делать, как заставить его учиться?», мы перечисляли методы и приемы, которые использовали, советовал и прислушаться и попытаться делать то же самое дома.

Учащемуся с низким уровнем мотивации было предложено задание, сопровождающееся фразой: «Посмотрим, кто это задание выполнит лучше (или быстрее), «Посмотрим, какая группа будет активнее» и т.п. «Ты сомневаешься, что можешь выполнить эту работу? Что ж — покажи, на что ты способен!» «Подобное задание выполнил такой-то ребенок, а как получится у тебя?» То есть создается «звездный» эталон достижения. Похвалив при всех усердие этого ученика за его добросовестность и трудолюбие, тем самым вселяем в него уверенность в своих умениях. Быть среди неудачников всегда неприятно. Переживание возможного неуспеха заставляет прилагать усилия, проявлять активность, чтобы уйти от полосы отчуждения.

С таким же успехом были использованы с ребятами с низким и средним уровнем мотивации принцип внезапности, неожиданности. Это прием эмоциональной атаки на человека, своего рода сюрпризная ситуация. Используется классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления.

Предложенные формы работы в младших классах средней школы апробированы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными.

Анализ материалов исследований показывает, что в результате насыщения учебной деятельности эмоциональным содержанием:

  • повысилась активность учащихся;
  • слабые ученики почувствовали уверенность в своих силах;
  • сильные ученики почувствовали необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • у детей укрепилось умение взять ответственность на себя, самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их;
  • программный материал стал усваиваться более легко и прочно;
  • отношение ко всему стало более доброжелательным;
  • в выполнении работы появилась тщательность и добросовестность;
  • результаты исследования свидетельствуют о том, что учебную мотивацию можно повысить при помощи различных методов и приемов за короткий срок.

Источник

Методы эмоционального воздействия в рамках реализуемой учебной дисциплины.

Методы эмоционального воздействия в рамках
реализуемой учебной дисциплины.

Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить. (А. Дистервег)

Сегодня, в стремительно развитии общественных отношений, в период глобальной компьютеризации всех сфер жизни неизбежно возникает проблема духовно-нравственного формирования личности, каким должен быть человек современного общества. Среди наиболее важных вопросов выступают такие, как формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, активного понимания им

Своих социальных функций, отношения к окружающим, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм, путей познания и преобразования действительности.
Именно слова Е.Н. Ильина « Урок литературы — это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат» приобретают сегодня большое значение, указывают на необходимость постоянного совершенствования форм и методов работы преподаватели не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, поскольку многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами.

Известно, что конечной целью образования является человек, способный строить свою жизнь на основе ценностей мировой культуры, ориентированный на социальную адаптацию в современных условиях жизни.

В связи с этим литература как одна из учебных дисциплин, способствует не только духовно-нравственному формированию личности, познанию и самопознанию человека, но и дает возможность понимания и преобразования окружающего мира.

Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках литературы требует особого подхода, четкого планирования вопросов актуального, злободневного, по мнении Е.Н.Ильина, литература является не просто учебным предметом, а «постижением жизни», а анализ произведения — это «труд души».

Уроки литературы — это, помимо всего прочего, противоядие пошлости к нравственному уродству. Эти уроки, прежде всего, должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей, развивать эмоционально-чувственную сферу личности, так как произведения искусства обращены к душе человека.
В русле философской иди о неразрывности нации в государственном стандарте образования учебные предметы « русский язык» и «литература» определяются как предметы духовные мировоззренческие, то есть формирующие систему ценностных взглядов на природу и общество.

Образованный человек-это, прежде всего, воспитанный и ответственный человек. Формирование и развитие нравственных качеств личности является основой ее интеллектуального и творческого развития. Воспитание высоконравственного человека должно стать главной целью всей системы образования.

Как известно, ребенок познает мир через эмоциональную память. Эмоции играют огромную роль в формировании личности. Учитель, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов, к сожалению, как положительных, так и отрицательных. Положительные эмоции – это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную. активность учащихся, помогает крепко усваивать новые знания.
От эмоций во многом зависит отношения учащихся к учителю, событиям, оценка действий и поступков. От эмоционального состояние учащегося зависит производительность его учебной деятельности. От пессимистически или агрессивно настроенных школьников трудно ожидать ярких, свежих, оригинальных мыслей и решений, позитивного настроя на мотивированное изучение той или иной темы. Неспособность или нежелание учителя понять эмоциональное состояние своих учеников приводит к психологической несовместимости педагога и школьника. Это нередко является главной причинно нежелания учиться. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их обучении и воспитании. Чуткое отношение к настроению учащихся — свидетельство высокой культуры и профессионализма учителя.
Создание положительного эмоционального настроя способствуют определенные виды деятельности на уроке. Использование современных информационных технологий способствует повышению активности учащихся на уроках, позволяет эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усиливает наглядность и эмоциональную наполненность урока, а все это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.

Основной задачей литературы является воспитание человека:
а) мыслящего (разумного) с ценностным отношением к Родине, истине, добру
б)чувствующего (духовного) с ценностным отношением к душем, чувствам, эмоциям (любовь, стыд…)
в)действующего (волевого) с ценностным отношением к судьбе, своей и чужой.
Деятельность учителя и обучающихся должна быть направлена не только на овладение ЗУН (знания, умения, навыки), но и на познание мира, на формирование цивилизованной культуры.

В основе этой деятельности( образование = обучение +воспитание) лежат нетрадиционные формы уроков. Прежде, чем научить ребят, мы, преподаватели, должны многому научиться: овладеть новыми технологиями обучения; изменить у детей психологический настрой к уроку; существенно расширить круг собственных интересов. Дать обучающимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе – эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутри предметными, межпредметными связями в содержании образования.

Уроки литературы призваны помочь понять природу и сущность литературы как вида искусства, ее место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получать от нее глубокое эстетическое наслаждение.

Межпредметные связи, опоры на методологические знания усиливают позиции дисциплины «Литература». Можно выделить четыре критерия отбора межпредметных связей, отбора фактов, явлений. К первым трем относятся те факты и явления, без которых невозможно изучить предмет (например , для повести Пушкина «Капитанская дочка» -это история пугачевского восстания, для философской лирики Тютчева — представление о натурфилософии Шеллинга);классицизмом, учащиеся обращаются не только к произведениям литературы, но и к живописи, скульптуре, архитектуре и т.д); те, которые оказывают эмоциональное воздействием (знакомством с творчеством Есенина начинается с кадров фильма «Завтра была война»: они способствую более глубокому пониманию трагедии непонятного поэта, более сильному воздействию на читателя). Четвертый критерий – это использование приемов учебно-продуктивной деятельности и навыков, сформированных на уроках по другим предметам.

Межпредметные связи реализуются по двум основным направлениям: содержание образования и организация учебно-познавательного процесса. Мною уже отработаны некоторые формы занятий на основе межпредметных связей. Вот некоторые из них: сравнение произведения словесного творчества и его музыкальное воплощение; подбор к художественному тексту музыкальных иллюстраций; сопоставление художественного произведения и иллюстрации к нему; подбор цветовых гамм для характеристики персонажа; определение принадлежности произведении живописи к направлению в искусстве, учеба словесному рисованию и т.д. Плодотворность такой деятельности сказывается в выборе студентами межпредметных тем для написания реферата как формы аттестации , например: «Философские истоки теории Раскольникова», «Английские переводы Б.Пастернака», «Символика чисел в «Петербургских повестях» Н.Гоголя», «Математика и литература».

Особенно актуальны интегрированные уроки в условиях работы в спо, поскольку часов, отведенных на изучение русского языка мало, и интеграция в таких случаях просто необходима».Уроки словесности» та бы я назвала такие уроки интеграции, где на уроках русского языка используется профессионально ориентированный материал. При изучении отдельных тем по русскому языку я использую тексты по литературе, в частности, поэму Гоголя «Мертвые души, «(главы, где описываются обеды у Собакевича, Коробочки При повторении темы «Лексика») использую поэму Самойлова « Цыгановы» Формирует интерес к предмету и внешняя интеграция между дисциплинами «Русский язык» и Технология продукции общественного питания» Такие формы интеграции создают определенную мотивацию, эмоционально воздействуют на обучающихся На уроках литературы широко применяется мною коммуникативно — групповой метод обучения.

А. Петровский сказал:»Обучение- общение человека с человечеством.» Всем известно, что самый большой дефицит-дефицит человеческого общения. Групповая работа не только компенсирует его, но и снимает синдром тревожности, с которым идут на занятие около 70% обучающихся. В группе каждый находи свою «психологическую нишу». Кто-то специализируется на генерации идей, кто-то — на их обосновании, на обобщении результатов и т.д., то есть каждый занят там, где он чувствует себя наиболее уверенно, удобно. Групповой метод активизирует деятельность обучающихся — тут уж не отсидеться, не отмолчаться, каждый неизбежно вовлекается в учебную деятельность. Формируются навыки самостоятельного и коллективного труда. Обучающиеся с их обостренным стремление к независимости особенно ценят возможность дать собственную интерпретацию материалу, выдвинуть оригинальные версии решения проблемы. Преподаватели на обычных уроках часто «разрываются» между желанием дать как можно больше информации и жестоким лимитом времени. Групповой метод снимает эту проблему, позволяет при минимальном количестве времени выполнять максимальный объем работы. Всеобщая болезнь наших студентов- неумение говорить, точно и образно выражать своим мысли.

Правильная красивая русская речь становится редкостью. Мы ставим студента перед необходимостью высказывания. При чем ярче, образнее, эмоциональней его речь ,тем больше у него шансов защитить, обосновать собственную версию. Оценка тоже учитывает не только содержание ответа, но и его речевое выражение.

Количественный состав группы должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить разнообразие мнений и действий, и достаточно малым, чтобы каждый получил максимум удовлетворения от работы в ней (4-5 чел.). Причем в группу объединяются студенты различных уровней знания и творческих возможностей. Только так даже «слабый» может почувствовать себя причастным к общему успеху группы, а это для него дополнительный стимул к образованию. Методика такого способа обучения помогает решать дидактические задачи: обучают сами обучающиеся. Они учатся выступать. рассуждать ,доказывать, формирует чувство ответственности за себя и за других . Студент-субъект обучения. Групповой метод предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.

Урок – дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы ее подачи – устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Особенностью этого урока является то, что его можно использовать на всех этапах урока Различают дискуссии-диалоги, групповые дискуссии, массовой дискуссии В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, узловые моменты дискуссии. Здесь неуместен авторитарный стиль преподавателя это одна из форм активизации обучающихся, необходимо постоянно подбадривать ребят, при этом обязательно размышлять вместе с ними. помогать им в формулировке собственных мыслей, развивать сотрудничество между собой и ими. Одной из важных составляющих этого урока является культура дискуссии, нельзя в дискуссии допускать тона превосходства, необходимо четко формулировать вопросы .Такие уроки важны на этапе формирования гражданской позиции и являются одним из важнейших методов эмоционального воздействия на обучающихся Это, безусловно, технология критического мышления Э Кинг писал:»Умеющий мыслить умеет задавать вопросы»и отвечать на эти вопросы.Очень эффективен урок-игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первым впечатлениями друг о друге. Такая работа очень хорошего знания теста, развивает мышление, актерские способности. Для функционально-ролевой игры подбираются группы по интересам. Например, заседание вселенского издательского совета «Возрождение духовности». В раскопках после космической катастрофы обнаружена неизвестная рукопись «История нашего города». В обсуждении ценности и дальнейшей судьбы находки принимают участие «литературоведы» , «стилисты», «историки», «футурологи», «специалисты по атрибутрированию текста». После заключительных дебатов принято решение издать рукопись, предложены эскиз обложки и аннотация к будущему изданию.

Ёще одна интересная форма урока – это урок-презентация или урок-представление. На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтений был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, старается пробудить у группы искренний интерес, желание прочитать его.

Есть и другие формы проведения уроков литературы : урок-рекомендация, урок-конференция, урок-суд и т.д. Оригинальность, а подчас и экстравагантность формы не только затмевает содержание работы, а еще глубже высвечивает ее грани. Такие занятия немыслимы без импровизации, потому всегда завершаются бурным обсуждением, которое довольно часто и становится центром, «гвоздем» урока. Анализ коммуникативно-групповой деятельности учащихся убеждает, что групповой метод имеет под собой строго научное психологическое и дидактическое обоснование, определенные принципы организации деятельности ребят, разнообразнейшие формы и виды обучения.

Обогащению знаний студентов; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. Способствуют уроки-экскурсии.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или несколько учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и «пресс-конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Тесное сотрудничество с библиотекой, значимо и с музеями города при изучении тем литературы 2 половины 19 века. В своей практики я широко использую возможность эмоционального воздействия на уроках литературы с помощью такого типа уроков.

Урок – семинар — наиболее оптимальная форма работы.

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и осуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений обучающихся, повышению культуры общения.

Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распространение семинары -развернутые беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция и т.д.

Когда же предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

-при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися;

-после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

-при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

-при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнений знаний и упражнений и т.д.

Уроки-семинары актуальны и при изучении тем-блоков. «Тема гражданской войны в русской литературе 20 века», «Тема Великая Отечественная война в русской литературе», «Серебряные век русской поэзии» и другие темы.

Общеизвестно, что кроме познавательной потребности у обучающихся есть потребность самоутверждений, самовыражений, самоактуализации . Используя технологию саморазвивающегося обучения, я формирую самосовершенствующегося человека и во внеурочных деятельности: я имею ввиду организацию работы студентов по поиску материалов для уроков русского языка. Безусловной заслугой ребят является выпуск газеты УТПиТ « Молодежный калейдоскоп». Идея каждого выпуска, подбор материала, дизайн газеты принадлежит студентам, безусловно, способствует развитию творческих способностей, этот процесс можно назвать « синквей », что означает « путь мысли ».

Урок литературы – трибуна и сцена. Наша обязанность организовать его так, чтобы он был особенным в череде других не только по содержанию, но и по форме. Существует универсальный методический принцип использования смежных искусств в процессе преподавания литературы. Но также верными помощниками в создании запоминающихся и непохожих друг на друга уроков являются материалы других учебных дисциплин.

Урок литературы не только предполагает научить решать социальные и нравственные проблемы на художественном материале, но и соотносить искусство и действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее.

1. Ануфриева О. Межпредметные связи на уроке литературы. Народное образование. 1998 №5.

2. Мирецкая Н.В. Сопряжение. М., 1989

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985

4. Плаксина Л.В. Интегрированный урок: в чем его суть? Открытая школа. 2000 №6

5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979

Источник

Оцените статью