Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».
статья
В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.
Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребёнок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 18.79 КБ |
igrovye_tehnologii_2.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
« Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста ».
В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром. Поэтому детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.
Таким образом, перед педагогами стоит проблема поиска эффективных методов и приемов по формированию эмоциональной сферы детей.
СЛАЙД1 Одним из ведущих методов является игра, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка. Игра эмоциональна, ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Играя, ребёнок постепенно, входит в мир взрослой жизни с её правилами, запретами, возможностями. Именно в игре формируется характер ребёнка, развиваются познавательные процессы и, конечно, в ней ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.
СЛАЙД2 Поэтому в последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.
. Сегодня я хочу поделиться с вами об использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста, направленных на эмоциональное развитие.
СЛАЙД3 Дети раннего возраста — деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. А как? Конечно же, через игру. Но игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, это выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, наличие конфликтов по поводу игрушек, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Поэтому игре я придаю особое значение . При подборе игр, мои усилия направлены на формирование базового доверия к миру через развитие позитивных эмоциональных отношений. А эмоциональное общение возникает лишь на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
СЛАЙД4 Поэтому, работая в этом направлении, я поставила цель: создать эмоционально- положительный настрой в группе через использование игровых технологий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи, главная из которых является формирование у воспитанников умения соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
СЛАЙД5 Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей является предметно – развивающая среда . В нашей группе имеются игровые зоны, которые повышают интерес к игровой деятельности.
Ежедневно в педагогический процесс включаю различные виды игр, игровых ситуаций, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Я их разделила на такие группы:
СЛАЙД7 1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» , «По узенькой дорожке» , «Ай-да» и др.).
СЛАЙД8-9 2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников ( «Паровозик» , «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)
СЛАЙД10 3. Пальчиковые игры, –эти игры не только тренирует кисти рук, но также благодаря им происходит социализация ребенка: он общается с детьми, и с взрослыми. ( «Замок» , «Пальчики попляшут» , «Пальчики здороваются» , и т. д.).
СЛАЙД11 4. Хороводные игры — учат воспитанников сотрудничать, получают удовольствия от движений, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. ( «Каравай» , «Раздувайся пузырь» , «Карусели» и т. д.)
СЛАЙД12 5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре ( «Катаем мячики» , «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
СЛАЙД13 6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью ( «Солнышко и дождик» , «Воробышки и автомобиль» , «Кот и мыши» и т. д.).
СЛАЙД14 7. Словесные игры, игры-забавы обыгрывание потешек — вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. ( «Эхо» , «Кто как кричит» , «Мишка косолапый» , «Зайка беленький» и т. д.)
СЛАЙД15 8. Настольно — печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы, в которых воспитанники учатся общаться друг с другом. У детей появляется первый опыт взаимодействия, приобретаются навыки вежливого общения .
СЛАЙД16 9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. ( «Мозаика» , тактильное пособие «Злаки» , и т. д.)
СЛАЙД17 10. Игры с логическими блоками Дьенеша., способствующие развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей. Мы не просто разбиваем блоки по цветам, а «обыгрываем» в сказочной форме .
СЛАЙД18 11.Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызывают театрализованные игры. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость.
СЛАЙД19 На развитие эмоциональной сферы детей составлена картотека игр, которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с раннего возраста.
Одним из направлений в работе по созданию эмоционального благополучия воспитанников является сотрудничество с семьей. В уголке для родителей выставляю папку с играми, объясняя цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияли отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к моим консультациям, часто сами обращаются за советом. Это способствует доверительному общению родителей и детей.
В заключение хочется сказать, что игры оказывают положительное влияние на формирование эмоционального контакта, и стали привычными и желанными для наших воспитанников. Ребята стали более самостоятельными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными. Появилось больше доверия к окружающим. И самое главное с удовольствием посещают детский сад.
Источник
Средства развития эмоциональной сферы ребёнка
Елена Бобровская
Средства развития эмоциональной сферы ребёнка
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, и сердиться, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядом, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голосов и т. д. Самые богатые возможности для развития у ребенка эмоциональной сферы, формирования богатого и сложного внутреннего мира открывается в возрасте от 1 до 6 лет. В это время ребенок активно интересуется окружающим миром, идет процесс переработки огромного количества информации, бурно развиваются и формируются речевые навыки, стремительно растет словарный запас. В это же время происходит так называемая социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности. Поэтому все упущения в развитии эмоциональной сферы ребенка, которые будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не будут идти из глубины личности. Подростку можно дать представление об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь.
Воспитание чувства прекрасного лучше всего начинать с того, чтобы научить ребенка видеть красоту природы. А для этого нужно учить его воспринимать окружающий мир. Эта работа должна проходить постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно, через восторг и удивление взрослого. Не нужно пытаться объяснить, почему это красиво. Главное, чтобы у родителей, бабушек, дедушек, любого человека, который общается с ребенком, было искреннее и ярко выраженное восхищение красотой этого мира. Нужно просто обращать внимание малыша на то, что вас самих удивляет и радует, например, на цветы, деревья, свежую траву, небо.Не стесняйтесь открыто выражать свой восторг: «Посмотри, какая красивая травка!», «Послушай, как поют птицы, как они радуются солнышку!». Ребенок двух лет постигает окружающий мир в основном через сенсорный опыт. Не упускайте возможности лишний раз обратить его внимание на гармоничные красивые звуки, краски, дайте познакомиться с различной фактурой живого и неживого материала, пусть он попробует на ощупь траву, листья, лепестки цветов, кору деревьев, поверхность камня, шерсть кошки или собаки, птичье перо. Даже домашние игрушки могут стать отличным пособием в воспитании эмоционального восприятия окружающего мира.
С раннего детства можно знакомить ребенка с образцами изобразительного искусства. Как правило, первыми произведениями изобразительного искусства, которые видит, и воспринимает ребенок, являются книжные иллюстрации. Читая текст, непременно обращайте внимание ребенка на картинки. Он должен учиться тому, что слово и изображение могут дополнять, пояснять, комментировать друг друга. Для малыша очень важна выразительность и определенность в передаче настроения и характеров героев. Помните, что тонкости и полутона ребенку пока недоступны и не нужны. Знакомьте его с базовыми эмоциями и тем, как они могут проявляться и передаваться. Обращайте внимание на общее настроение рисунка – веселый, грустный; на характеры героев, стараясь вместе определить, какой персонаж изображен на конкретном рисунке – добрый, злой, честный или нечестный. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Специальное изучение эмоциональных состояний детей (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарин, Е. Т. Бибанов и др.) показали, что самую сильную эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребёнка игры и шутки со взрослыми.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки –важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов.
Настроение ребёнка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребёнку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребёнка, доброжелательное отношение к другим людям.
Если взрослые приносят ребёнку огорчение, то он остро переживает чувство неудовольствия, перенося в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.
При специальной организованной деятельности, например, (музыкальное занятие, слушание сказок и т. д., дети учатся испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки, сказок. Музыкальное занятие, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.
В. М. Минаева разработала серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональное состояние, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).Ценность таких занятий заключается в следующем:
— у детей расширяется круг понимаемых эмоций;
— они начинают глубже понимать себя и других;
— у них часто наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
В совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного по столовой, в уголке природы, у детей формируются новые мотивы поведения, возникают нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменяется большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психологических процессов и в наибольшей степени – с речью.
С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребёнка. Слова, выражающие оценки, становятся основной формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений. Для развития эмоциональной сферы у ребёнка, можно использовать пословицы, поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления человека. Они помогут детям глубже осознать представленные эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.
Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующей возрасту дошкольника деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребёнок уже овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители.
В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др., но главным образом изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру.
В подвижной игре, которую затевает воспитатель, следует пробуждать чувства ребёнка, тогда игра приобретает смысл как стимул эмоционального общения. Подвижные игры объединяют детей в группы, побуждают к взаимному сотрудничеству, к уважению требований другого. Ребёнок осознаёт, что он не может быть постоянно ведущим, что должен время от времени кому-то подчиняться. Игра – лучшая подготовка к жизни в школьном коллективе.
Для дошкольников игра является главным занятием. Она – источник богатых эмоциональных переживаний. Она важна для всей будущей жизни человека именно этим эмоциональным богатством, которое является источником вдохновения, а часто и опорой в затруднительных ситуациях, глубоким родником, из которого человек черпает, как сказал поэт Витезслав Незвал. Она неоценима для будущих человеческих отношений.
А. В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности.
А ведущий вид деятельности дошкольников – игра.
Таким образом, развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребёнка, но огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребёнка играет подвижная игра.
1. Быков А. И., Мухина В. С. – Психология, Москва, 1988г.
2. Запорожец А. В. – Психология,Москва: Просвещение, 1961г.
3. Колпакова Н. –статья: «Эмоциональное состояние ребёнка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детских садов», журнал «дошкольное воспитание» №10, 1999г.
4. КошелеваА. Д. – Эмоциональное развитие дошкольника, Москва, Просвещение, 1985г.
5. Кряжева Н. Л. – Развитие эмоционального мира детей,Ярославль: Академия развития, 1997г.
6. Любинская А. А. – Детская психология, Москва, 1971г.
7. Филиппова С. О., Волосникова Т. А., Каминский О. А., Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.— Москва: Издательский центр «Академия», 2007г.
8. Яковлева Л. В., Юдина Р. А., Физическое здоровье и развитие детей 3 – 7 лет. – Москва, 2004г.
Средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка «Экран Настроения» «Экран Настроения»-это средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Наш «Экран Настроения» выполнен из пяти кругов, на.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. Анна Климова. Важную роль в полноценном развитии личности ребёнка.
Игры для развития эмоциональной сферы у ребенка ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У РЕБЕНКА «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически.
Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.
Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Для развития эмоциональной сферы у детей желательно.
Игры для развития эмоциональной сферы детей Эмоции играют очень важную роль в жизни детей: они являются первичными формами психической жизни; побуждают к активности, стимулируют и.
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению.
Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенка Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Он обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.
Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей 1,5–3 лет Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-3 года у детей активно развиваются все.
Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.
Источник