«Эмоциональные паттерны Эмоциональный паттерн — это комбинация двух или нескольких базовых эмоций, которые при определенных условиях разворачиваются одновременно или в определенной . »
Эмоциональный паттерн — это комбинация двух или нескольких базовых эмоций, которые
при определенных условиях разворачиваются одновременно или в определенной
последовательности и которые взаимодействуют между собой таким образом, что
каждая из включенных в паттерн эмоций оказывает мотивационное воздействие на
индивида и его поведение.
Три компонента эмоции. В нашем распоряжении оказывается все больше и больше
данных, свидетельствующих о том, что каждая из эмоций имеет свои специфические нервные (нейрофизиологические и нейрохимические) основания. Томпсон в своей работе (Tompson, 1988) провел детальный анализ того, как физиологические системы участвуют в эмоциональном процессе и как эмоции влияют на физиологическое функционирование индивида.
Каждая базовая эмоция имеет экспрессивный компонент. В последующих главах мы рассмотрим, какие мимические выражения специфичны для той или иной эмоции. Не менее важную роль в эмоциональной экспрессии играют голосовые и пантомимические проявления, но мы, к сожалению, пока не располагаем достаточными данными для того, чтобы говорить о специфичности тех или иных изменений голоса и движений тела для той или иной базовой эмоции. Однако, основываясь главным образом на здравом смысле, можно утверждать, что такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, говорят разными голосами. На сегодняшний день наша субъективная, эмпирическая оценка эмоционального качества речи фактически ничем не уступает результатам комплексного компьютерного анализа физических характеристик речи — ее основной частоты (интенсивности), модуляции и т. п.
Переживание эмоции по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или меньшей степени осознаваемый опыт. В силу того, что чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта и является наиболее доступным аспектом эмоционального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных процессов и поведения, мы и предприняли попытку сконструировать краткое и неполное определение эмоции (глава 1) в терминах именно этого компонента.
(Кэррол Иззард) Изучение связи эмоций с отдельными компонентами саморегуляции Корреляционный анализ Для представления результатов исследования обратимся к анализу связей (корреляционный анализ по Пирсону) основных компонентов саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) с другими изученными характеристиками. Рассматривались только корреляции, статистически значимые на уровне p 0,01.
Корреляционный анализ обнаруживает влияние эмоций на целостный процесс саморегуляции. Прослеживается влияние эмоций на все регуляторные компоненты (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов).
Шкала «Планирование» (планирование мы обозначаем как целеполагание). Выявлены положительные связи показателей этой шкалы с защитным механизмом «проекция»
(коэффициент корреляции Пирсона r = 0,24, p 0,01), что по структурной модели эмоций и защит Р.Плутчика соответствует эмоции отвержения [Романова, Гребенников, 1990]. Также сильные положительные связи отмечаются со шкалой «Интеллектуализация», связанной с эмоцией предвидения (r = 0,47, p 0,0001) и со шкалой «Образование реакции» (r = 0,297, p 0,01), связанной с эмоцией радости.
Установлена отрицательная корреляция «Планирования» с эмоцией гнева (r = –0,31, p 0,01). Для испытуемых, получивших высокие показатели по шкале «Планирование», характерны следующие эмоционально окрашенные паттерны: эмоциональная гибкость, уверенность в будущем, неконфликтность, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности, честолюбие.
Шкала «Моделирование». Ее показателиотрицательно коррелируют с эмоцией гнева (r =
–0,43, p 0,0006), с эмоцией печали (r = –0,27, p 0,01), со шкалой «Подавление» (r =
–0,32, p 0,01), что соответствует эмоции страха.
Характерные особенности эмоциональных паттернов при высоких показателях по этой шкале: субъект не испытывает страха перед ситуациями, которые могут стать проблемными, потребуют дополнительных усилий или которые вносят изменения в привычные жизненные условия, способен отстоять свою позицию в споре, умеет легко устанавливать контакты.
Шкала «Программирование». Прослеживаютсяотрицательные связи с эмоцией гнева (r =
–0,39, p 0,001) и удивления (r = –0,30, p 0,01).
Высоким показателям по шкале «Программирование», отмечаемым у испытуемых, соответствуют эмоционально окрашенные паттерны: большая эмоциональная устойчивость, пониженная чувствительность к средовым воздействиям, умение доводить начатое дело до конца.
Шкала «Оценка результатов». Выявлены отрицательные связи показателей по шкале «Оценка результатов» с эмоцией радости (r = –0,34, p 0,007), с эмоцией гнева (r = – 0,38, p 0,003) и с эмоцией удивления (r = –0,38, p 0,002).
Для испытуемых, получивших высокие показатели по шкале «Оценка результатов», характерны: сниженный фон настроения, снижение уровня оптимизма, жизнелюбия, активности.
Шкала «Общий уровень». Выявлены положительные связи показателей по шкале «Общий уровень» с эмоцией предвидения (r = 0,33, p = 0,009) и отрицательные связи с эмоциями гнева (r = –0,40, p 0,001), удивления (r = –0,31, p 0,01) и радости (r = – 0,30, p 0,01).
При высоком общем уровне саморегуляции испытуемым присущи эмоционально окрашенные паттерны: эмоциональная устойчивость, стремление к поиску лучшего варианта при встрече с ощущением неуспеха.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что испытуемые с преобладанием переживания радости демонстрируют большую уверенность в своих силах по сравнению с испытуемыми, у которых доминирует эмоция печали, что позволяет активно проектировать свою деятельность. Однако положительные переживания закрепляют успешные действия на этапе планирования, стабилизируют отношение к ним и тем самым тормозят активность субъекта по обнаружению объективно более эффективных способов действия, что отрицательно сказывается на общем уровне саморегуляции.
Выводы по результатам корреляционного анализа Описанные результаты подводят нас к следующим выводам.
1. Полученные данные подтверждают наше предположение о неоднозначной взаимосвязи различных моментов саморегуляции и эмоций доминирующих модальностей.
2. Эти взаимосвязи наиболее ярко проявились при соотнесении таких эмоциональных модальностей, как радость, гнев, удивление и предвидение.
3. Выявлено сильное разрушительное действие эмоции гнева на все компоненты саморегуляции.
4. Эмоция радости оказывает положительное влияние на регуляцию деятельности только на этапе планирования, а на этапе оценки результатов оказывает негативное влияние, что отражается на общем уровне саморегуляции. Положительные эмоции закрепляют полезные действия, но не ведут к поискам новых комбинаций, к поискам новой информации, обеспечивающей более эффективные способы достижения цели.
5. Положительное влияние на регуляцию оказывает эмоция предвидения(предвосхищения).
Таким образом, данный этап нашего исследования подтверждает идею о том, что в деятельном поведении эмоция является своеобразным мостиком между восприятием ситуации и последующим действием, именно эмоциональное отношение определяет во многом специфику, силу, детализацию и пристрастность последующих действий человека.
Изучение паттернов эмоциональных проявлений Дальнейший ход исследования был ориентирован на изучение паттернов эмоциональных проявлений, устойчиво сохраняющихся в активности испытуемых.
Смысл оценки по каждой модальности как качественной характеристики эмоциональности полностью раскрывается только в контексте определенной структуры эмоциональности, которая отражается в сочетании оценок по всем четырем базальным модальностям. Например, очень высокая предрасположенность к радости в сочетании с высокой предрасположенностью к гневу и низкой предрасположенностью к страху – это одна характеристика индивидуальных особенностей эмоциональности. А вот очень высокая предрасположенность к радости в сочетании с низкой предрасположенностью к гневу и высокой предрасположенностью к страху – совершенно другая, качественно отличная от первой характеристика.
Можно предположить, что в рамках каждой из этих структур функция радости и удовлетворенности в деятельности будет различной. В первом случае предрасположенность к радости можно рассматривать как выражение общей стеничности, активности. Во втором случае можно полагать, что предрасположенность к радости выступает своеобразным барьером, позволяющим не замечать проблемы и трудности, не пытаться что-то выправить, довольствуясь достигнутым.
До сих пор, как это было отмечено выше, не был в достаточной мере отрефлексирован исследователями аспект проектирования в деятельности человека, кардинально отличающий его от видов активности, обнаруживаемых у приматов и других высокоорганизованных животных. Именно проектируемость и регулирование, а уже в связи с этим и целенаправленность, и осознанность, и орудийность специфичны для деятельности человека [Осницкий, 2005].
По данным нашего исследования, принципиально различны проявления эмоций в разных формах поведения: реактивного, импульсивного и контролируемого сознанием (деятельного). Отчетливо выявляется детерминирующая роль человека как автора, как субъекта в процессе организации деятельности, принятии решения о последующих усилиях, последующих действиях. Обнаружены связи между упорядочением ценностей и пластичностью эмоционального сопровождения; установлены связи между уровнем сформированности рефлексии и своеобразием эмоционального реагирования на несовпадение прогнозируемого и реально происходящего.
Нами выявлены паттерны соотношения базовых эмоций, предопределяющих индивидуальные особенности саморегулирования поведения. На настоящий момент установлено порядка 19 классов из сочетаний Р (радость), Г (гнев), С (страх), П (печаль) в зависимости от преобладания каждой из составляющих эмоционального паттерна.
Исследование распределения оценок по этим сочетаниям эмоций методом кластерного анализа позволило выявить устойчиво различающиеся по своим особенностям группы испытуемых. В дальнейшем предстоит отследить и описать связи различных эмоциональных паттернов с эффективностью разных моментов осознанного саморегулирования: целеполаганием, моделированием условий, программированием действий, оценкой и коррекцией результатов; сформированностью компонентов регуляторного опыта.
Заключение В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что регуляторный опыт складывается из ряда компонентов, обслуживающих звенья системы осознанного саморегулирования и связанных с эмоционально окрашенными паттернами поведения.
Функционирование звеньев саморегуляции тесно связано с преобладающими модальностями эмоций. Знание закономерностей влияния эмоций на регуляцию деятельности позволяет управлять процессом обучения, квалифицированно направлять
«Е. В. БАБАЕВ ВОЗМОЖНА ЛИ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОЛЕКУЛ1 Соразмерность, означая и сходство в чем-то общем, и различие, не может быть понята помимо числа. Н. Кузанский [1] Если теория строения атомов в своих истоках опирается на прочны. »
«ВЕСТНИК ДАГЕСТАНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА. 2014. № 52. С. 11–15. УДК 550.33:550.348 ВАРИАЦИИ КАЖУЩЕГОСЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ МАССИВА ГОРНЫХ ПОРОД ВЕРХНЕГО МЕЛА В РАЙОНЕ ПЛОТИНЫ ЧИРКЕЙСКОЙ ГЭС ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПЕРЕМЕННОЙ НАГРУЗКИ ВОДОХРАНИЛИЩА И. Ш. Идармачев Инсти. »
«УДК 811.111‘42 СТАТУС ЛАКУН В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ С.А. Швачко (Сумы, Украина) Швачко С.А. Статус лакун в языке и речи. В статье сделана попытка обозначить направления исследования категории лакунарности, её адгерентных понятий – эллипсиса, импликации, коммуникативного молчания. Ключевые слова: лакуна, импликация, эллипси. »
«МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (Статкомитет СНГ) ПОЯСНЕНИЯ К МОДЕЛЬНОМУ СТАТИСТИЧЕСКОМУ КЛАССИФИКАТОРУ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ И УСЛУГ) СКП-2. Пояснения МОСКВА 2014Г. АННОТАЦИЯ Настоящий документ представляет собой дополнительный материал к Модельному статисти. »
«Руководство по платежной системе Paxum Этот документ предназначен прежде всего для тех, кто не знает английского языка или испытывает трудности при регистрации в системе Paxum. Во второй части документа приведен перевод вопросов и ответов (F.A.Q.), которые есть на www.pa. »
«УДК 519.23+681.3 Л.Ю. Богданов ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИНАРНЫХ КЛАССИФИКАТОРОВ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ РЕГРЕССИИ МЕТОДОМ ROC-АНАЛИЗА Рассматриваются логистические регрессионные модели и их применение в качестве бинарных классиф. »
«080200.62:04 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1. Цели практики Целями учебной практики являются: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин; развитие и накопление специальных навыков, изучение о. »
«Соломенцева Светлана Борисовна ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СВОДНОГО КАТАЛОГА В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ОБРАЗЦОВ ЕЛЕЦКОГО КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА XVIII-XXI ВЕКОВ Статья посвящена особенностям создания сводного каталога образцов елецкого коклюшечного кружева XVIII-XXI веков в форме электронной базы данных. Приведены основные источники информации для создания. »
«Папа Римский ФРАНЦИСК Апостольское обращение EVANGELII GAUDIUM о возвещении Евангелия в современном мире АПОСТОЛЬСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ EVANGELII GAUDIUM СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА ЕПИСКОПАМ, ПРЕСВИТЕРАМ И ДИАКОНАМ, ЛЮДЯМ, ПОСВЯЩЕННЫМ БОГУ, И ВЕРНЫМ МИРЯНАМ О ВОЗВЕЩЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Franciscus Evangelii ga. »
2017 www.pdf.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — разные матриалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник
Эмоции как результат биологических процессов. Эмоциональные паттерны
Как личностные черты
Плутчик (Plutchik, 1962, 1980) рассмотрел эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).
Протипический адаптивный комплекс | Первичная эмоция |
1. Инкорпорация – поглощение пищи и воды | Принятие |
2. Отвержение – реакция отторжения, экскреция, рвота | Отвращение |
3. Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения | Гнев |
4. Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли | Страх |
5. Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению | Радость |
6. Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие | Горе |
7. Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом | Испуг |
8. Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды | Надежда или любопытство |
Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. Первичная эмоция, по Плутчику, ограничена во времени и инициируется внешним стимулом. Каждой первичной эмоции и каждой вторичной эмоции (под которой подразумевается комбинация двух или нескольких первичных эмоций) соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс. По мнению Плутчика (1954), постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации, он приводит ряд экспериментальных данных в подтверждение этого тезиса.
По мнению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изучения личности и в психотерапии. Он предложил рассматривать личностные черты как комбинацию двух или нескольких первичных эмоций, даже взаимоисключающих. Такой подход – анализ способа смешения эмоций – может способствовать лучшему пониманию многих важных эмоциональных феноменов. Например, Плутчик предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; любопытство = удивление + принятие; скромность = страх + принятие; ненависть = гнев + удивление; вина = страх + радость или удовольствие; сентиментальность = принятие + горе. Социальные регуляторы (феномены суперэго) могут быть поняты в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность – как сочетание страха и ожидания. По его мнению, анализ ситуаций, порождающих у человека страх, и выявление ожиданий человека по отношению к таким ситуациям помогает понять динамику тревоги.
В жизни каждого человека бывают моменты, когда он одновременно переживает несколько эмоций. Бывает так, что одна эмоция побуждает его делать одно, а другая диктует ему нечто противоположное.
Базовые эмоции
Критерии, определяющие эмоцию как базовую:
1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).
Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.
1. эмоция интереса
2. эмоция радости
3. эмоция удивления
4. эмоция печали
6. эмоция отвращения
7. эмоция презрения
8. эмоция страха
10. смущение (застенчивость)
Почему возникает эмоция? На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами.
Каковы функции эмоций? Каждая из фундаментальных эмоций имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая из эмоций работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация; – тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом эмоция все же несет в себе конструктивное начало.
Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.
Во-первых, эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.
Во-вторых, эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.
В-третьих, каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.
ИНТЕРЕС-ВОЗБУЖДЕНИЕ
Согласно теории дифференциальных эмоций, интерес является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека. Зачастую эмоция интереса выступает в комбинации, а иногда в конфликте с одной или несколькими другими эмоциями, и при этом постоянно взаимодействует с перцептивно-когнитивными процессами. Интеракции «интерес – когнитивный процесс» обусловлены аффективно-когнитивными ориентациями, или структурами, характеризующими конструктивную, творческую деятельность здорового индивида. Если все жизненные потребности человека удовлетворены и он не испытывает отрицательных эмоций, то он способен действовать в соответствии с позитивным мотивационным побуждением, исходящим от аффективно-когнитивных структур, аффективная часть которых представлена эмоцией интереса–возбуждения. Другая положительная эмоция – радость – играет в данном случае второстепенную роль, она поддерживает конструктивное, творческое поведение.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник